microbik.ru
1

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ.

Выполнила работу : Караваева Наталья Викторовна

Воспитатель 1 квалификационной категории


История создания экологической тропы и её актуальность

Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В 90-е годы появился ряд авторских экологических программ, и вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ. Впоследствии, отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников были сформированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического воспитания.

Так как современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Ведь мы все должны научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к природе. В результате этого и в нашей стране появился ряд документов, где указано о необходимости формирования системы непрерывного экологического образования. Один из них – это проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

Итак, можно сказать, что во второй половине 20 века, наше государство стало уделять много внимания непрерывному экологическому образованию, в том числе и у дошкольников.

Цель и задачи экологического образования

Можно выделить основную цель экологического образования - формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Эту цель можно решить посредством следующих задач:

  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

  • Формирование знаний о природе;

  • Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;

  • Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

  • Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

  • Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

  • Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

  • Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

  • Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Я считаю, что очень важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, мог бы самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя с ними.

Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа.

Впервые понятие экологическая тропа появилось в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «Заповедника для пешеходов» - проложить тропу по Аппалачскому хребту. Эта тропа стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки, Канады, Франции, Великобритании и других странах.

В последние годы многие школьные и дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию. Можно выделить три типа экологических тропинок:

  1. На территории дошкольного учреждения;

  2. В природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.;

  3. В здании детского сада.

Возникает вопрос: По каким критериям отбираются объекты экологической тропы? Я придерживалась двух основных критериев:

  1. Разнообразие и привлекательность объектов живой и неживой природы;

  2. Доступность для дошкольников.

Этапы создания экологической тропы МДОУ №118

  1. Создание экологической тропы началось с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Я сфотографировала детский сад, все объекты нашей экологической тропы и необходимые ориентиры, вывела их на фотобумаге и заламинировала.

Объекты экологической тропы:

  • Березовая Аллея

  • Рябиновая аллея

  • Кедр

  • Лиственница

  • Клен ясновидный

  • Тополь

  • Черёмуха

  • Аллея сирени

  • Смородиновый куст

  • Фруктовый сад (вишня, яблоня)

  • Куст шиповника

  • Огород (помидор, фасоль, горох, лук, огурец, капуста, морковка, редиска, свекла, картошка, кабачок, тыква, укроп, петрушка, подсолнух, кукуруза, хрен).

  • Муравейник

  • Мир насекомых (жук, бабочка, божья коровка, гусеница, комар, комар долгоножка, червяк, пчела, шмель, оса, мошка, жук щелкунчик, моль, слепень, клещ)

  • Цветочная клумба (ирисы, бархатцы низкорослые, георгины многолетние, георгины низкорослые однолетние, сальвия, петуния простая и махровая, хризантемы низкорослые, анютины глазки-виолы, партулак).Клумба-цветник в форме бабочки, солнышка и гусеницы выложена мною в 2010 году.

  • Тропа Здоровья – спортивная площадка

  • Аптечка Айболита (одуванчик, ромашка лекарственная, васильки, мать – и – мачеха, подорожник)

  • Заброшенный луг

  • Исследовательская (песочница)

  • «Птичий городок»

  • Старый пенёк

  • Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
    Перечень метеооборудования:
    Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
    Термометр - для изменения температуры воздуха.
    Анемометр - прибор для изменения скорости ветра.
    На метеоплощадке также находятся:
    Флюгер, ветряной рукав - прибор для опеределения направления и силы ветра.
    Дождеметр - служит ля измерения количества осадков,

Растения-барометры, цветочные часы;

  1. Приклеила их на лист фанеры в соответствии с их местоположением. Получилась своеобразная карта-схема экологической тропы. Установила её в начале тропы.

  2. Выбрала вместе с детьми хранителя экологической тропы – Грибка Боровичка. И установили его в начале экологической тропы. Изготовили его из подручных материалов: туловище из спила дерева, голова из пятилитровой бутылки, окрашенной в желтый цвет. Шляпа из старого тазика, глаза из очков для плавания. Руки из веревок, прикрепленных к дереву степлером для мебели. Кисти рук - перчатки, прикрепленные к веревке. Ноги сделаны из детских туфлей. На нем надеты детские штанишки. Кармашек нашит впереди. Волосы из ниток, прикрепленных степлером к верху сруба степлером. В кармашек кладутся задания для детей, иногда конфеты за помощь. Здесь же находятся необходимые материалы и инструменты для исследования и работы на тропе.

  3. Вместе с детьми своей группы мы сочинили девиз и речёвку для нашей экологической тропы.

ДЕВИЗ

«По тропинке мы шагаем А вокруг берёзы, ели,

Громко песенку поем. И рябина под окном.

И узнать мы всё желаем Захотим узнаем сами,

Про природу, что кругом. Что в саду растет кругом.»

РЕЧЁВКА

«Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Это кто шагает в ряд?

Боровичков наших отряд.

Смелые, умелые, на солнце загорелые.

Любим мы играть и прыгать,

Любим петь и танцевать.

А еще и днем, и ночью

Очень дождика мы ждем.

Потому - что мы - Грибочки.

Мы - от дождика растем!»

  1. Изготовили эмблемы для детей



  1. На каждой точке экологической тропы создали сказочного персонажа, который рассказывает детям об особенностях данного экологического объекта:

  • Лебедь, вырезанный из шины

  • Лягушка, сделанная из колес

  • Садовник Поливайкин из старой лейки

  • Ослик, цапля и жираф из пластиковых бутылок

  1. Составила рекомендации по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми

  2. Составила картотеку:

  • дидактических игр,

  • конспектов занятий

  • настольных игр,

  • демонстрационного материала,

  • настольного театра

  • сюжетно-ролевых игр

  • книг

ВЫВОД

Можно сказать, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, помогает детям изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»

  2. Николаева С.Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания дошкольников

  3. Николаева С.Н. «Экология» Учебное пособие, 2001

  4. Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии»

  5. Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в ДОУ»

  6. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп