microbik.ru
1 2 ... 8 9

группа 41






Управление системой образования

Краснокамского муниципального района

МБОУ ДПОС «Методический центр»

Путь к вершине успеха
Сборник материалов,

представленных на конкурсы

профессионального мастерства

педагогами Краснокамского района

Краснокамск 2012
Отв. за выпуск – Т.В. Чазова, методист по инновациям МБОУ ДПОС «Методический центр»

Путь к вершине успеха. Сборник материалов, представленных на конкурсы профессионального мастерства педагогами Краснокамского района. Управление системой образования, МБОУ ДПОС "Методический центр», 2012


В сборнике опубликованы материалы победителей и участников районных конкурсов профессионального мастерства, которые адресованы педагогам ОУ, руководителям РМО и ШМО, проблемных и творческих групп.

Данные разработки конкурсных мероприятий должны способствовать повышению качества образования, распространению позитивного, социально-ценного педагогического опыта, обеспечению открытости профессионального общения, повышению престижа педагогической профессии.

МБОУ ДПОС «Методический центр», 2012

© МБОУ ДПОС «ЦИМТО», 2012, оформление.

Содержание
Чазова Т.В. Учитель в профессиональном конкурсе………………………………………………….. 4
Районный конкурс эссе «Я – учитель, а это значит..»

Коногорова О.А. ……………………………………………………………………………………………….5

Трудинова Т.Н.………………………………………………………………………………………………….7

Кунгурова Н.С.…………………………………………………………………………………........................8

Занина А.И. ……………………………………………………………………………………………………..9

Ильина К.В. ……………………………………………………………………………………………………..11

Ярем Ж.К. ………………………………………………………………………………………………………..13
Районный конкурс педагогических идей «Симфония урока»

Минина Т.А. «Учимся играя»………………………………………………………………………………………15

Бородина М.В. «Души откровенный дневник»……………………………………………………………18

Батракова Л.И. Урок по повести А.С. Пушкина «Гринёв и Швабрин»…………………………22

Кокшарова А.А. Урок семейной любви……………………………………………………………………..…26

Бойко С.В. Мастер – класс «Семья начинается с «МЫ»……………………………………………….33
Районный конкурс «Лучший мастер – класс»

Лекомцева Е.В. Технология развития критического мышления………………………………34

Дёмина Т.П. Приёмы технологии развития критического мышления в учебной деятельности младшего школьника……………………………………………………………………………………………43

Гафиятуллина А.А. Технология «Дебаты»………………………………………………………………….50

Клапышева Л.В. Методика обучения решению задач…………………………………………………52

Фарафонова М.Г. Использование интерактивной доски……………………………………………55

Зяблицева Н.Н. Народная кукла своими руками………………………………………………………….57

Яговкина М.В. Кофейные коты……………………………………………………………………………………58

Гусева Е.Е. Бумажная пластика в технике «кусудама»………………………………………………..61

Артемьева М.М. Конструирование ситуационных задач по предметам естественно-научного цикла ……………………………………………………………………………………………………………63

Мехоношина Г.В. Все мы такие разные ………………………………………………………………………65


УЧИТЕЛЬ в профессиональном конкурсе.
Чазова Татьяна Васильевна,

методист по инновациям МБОУ ДПОС «Методический центр»
Кто может знать себя и сил своих предел?

И дерзкий путь заказан разве смелым?

Лишь время выявит , что ты свершить сумел…

И. Гете
Современная жизнь предъявляет образованию высокие требования. Настало время учителя – личности, педагога ищущего, творческого. Именно для выявления наиболее способных и талантливых педагогов проводятся конкурсы профессионального мастерства, которые позволяют каждому педагогу проявить себя, показать свои профессиональные методические и творческие возможности.

Конкурс – это своеобразное соревнование профессионалов – педагогов в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.

Конкурсы являются эффективным средством творческой самореализации педагогов в профессиональной деятельности и позволяют каждому из них наметить свою траекторию профессионального саморазвития в соответствии с профессионально-личностными запросами.

Конкурсы решают несколько главных задач:

  • выявляют лучших;

  • оценивают профессионализм участников;

  • стимулируют развитие;

  • создают условия для обмена опытом и распространение в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.

Известно, что школу делает учитель. Учитель – мастер, виртуоз, профессионал. И если современному миру нужны яркие личности, то, прежде всего, нужны талантливые учителя. Как уберечь педагога от профессионального прозябания, как предотвратить состояние застоя в педагогическом коллективе, как удержать своих специалистов на соответствующем уровне компетентности?

На эти вопросы по-своему отвечают конкурсы профессионального мастерства, которые пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагога к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, а главное - поощряют профессиональную активность и педагогическое творчество.

В последние годы значительно возросла активность педагогов в конкурсном движении. Снят психологический барьер участия в конкурсах. Количество участников различных профессиональных конкурсов, качество конкурсного процесса и его результата говорят о популярности и ценности этой формы работы.

Конкурс - это трудный и в то же время замечательный праздник талантливых учителей, которых объединяет стремление поднять отечественное образование на качественно новый уровень, а значит сделать жизнь детей, их пребывание в образовательном учреждении яркими, насыщенными, духовно наполненными.

Аспекты общей стратегии в достижении профессиональной победы:

  1. Самореализация;

  2. Познание себя;

  3. Программирование успеха;

  4. Развитие «духа гармонии».

  5. Обратить на себя внимание;

  6. Умение принять похвалу;

  7. Не позволять себе ждать!

Участие в конкурсе – это, прежде всего, обогащение и пополнение своей собственной методической копилки.

Участниками становятся те, кто:

  • видят для себя в конкурсе ценность;

  • уверены, что могут получить желаемое;

  • больше других ориентированы на достижения.

Победа в конкурсе дает следующие вознаграждения:

  • признание;

  • известность;

  • статус в коллективе;

  • премия;

  • повышение квалификационной категории;

  • карьерный рост и др.



Районный конкурс эссе

«Я – УЧИТЕЛЬ, А ЭТО ЗНАЧИТ…»
СТРЕМИТЬСЯ К ГОРИЗОНТУ

Коногорова Ольга Александровна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 1»

Скажи, а есть предел там, на краю земли,

И можно ли раздвинуть горизонты?..

В.Высоцкий
Я учитель. Почему?

Наверное, причина в том, что меня всегда притягивал к себе горизонт. Хотелось увидеть, узнать, что там, за этой таинственной чертой?.. А потом рассказать обо всём другим, тем, кто пока об этом не знает. Эта мечта и предопределила мой выбор. Наверное, именно в этот момент я всерьёз задумалась о своём предназначении, о том, каким должен быть учитель и чему он должен учить.

Когда ребенок вырастает целеустремленным, умелым, способным к множествам видов полезной для себя и общества работы? Только в том случае, если взрослые поощряют его, хвалят и награждают за результаты, даже самые казалось бы незначительные. Я вспоминаю слова В.А.Сухомлинского: «Есть успех – есть желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе…».

Почему первоклассники идут в школу с огромным желанием учиться, но через несколько месяцев это желание угасает? Неужели только из-за того, что школа заставляет трудиться, а к труду не все привыкли?.. Но почему даже старательные, трудолюбивые ребята обычно делают только то, что «задаёт» учитель, и не хотят или не могут, не умеют) узнавать что-то новое самостоятельно, расширяя свои знания, выходя за границы школьной программы? На мой взгляд, ничего в этом страшного в этом нет, но, на самом деле, это беда. Беда, потому что без самостоятельного усилия, без инициативы образованным и успешным человеком не стать. А инициатива возникает тогда, когда у человека есть потребность что-либо делать, есть мотивы для деятельности, когда человек осознаёт, чего он хочет и для чего ему это нужно.

Поэтому я считаю, что предназначение учителя, независимо от того, какой предмет он преподаёт, - показать, что никакие знания не бывают лишними и что всякие навыки в жизни пригодятся. Иными словами, нужно убедить ученика в том, что знания нужны ему самому – не учителю, не родителям, не друзьям, а ему лично. Ведь не секрет, что стимулы к учёбе у всех разные. Вот и получается, что школа и «настоящая» жизнь находится у ребёнка в разных измерениях.

Например, на уроке математики учат таблицу умножения, а в жизни, считает ученик, таблица умножения не нужна, потому что давно существуют калькуляторы; на уроке русского языка заставляют учить правила правописания, но уже придуманы «умные машины», которые сами могут исправлять ошибки.

Считаю, что первая задача учителя – подвести ученика к пониманию того, что школа и реальная жизнь – это один мир, что таблица умножения развивает его логику и память; что правила орфографии удобны и нужны ему, чтобы быть понятым другими людьми. А самое главное – что любое знание даёт независимость, учит рассчитывать только на себя и быть уверенным в своих силах.

Будущее в руках самого человека. Человек может многого добиться, если он этого захочет. Поэтому вторая задача учителя – способствовать формированию человека активного, деятельного, который не ждал бы манны небесной, а сам двигался бы вперёд к достижению цели.

В чем же кроется успех педагогического мастерства? Профессия учителя совмещает в себе множество умений, присущих другим профессиям: врача, психолога, артиста, архитектора, строителя.

Учитель, так же как и врач не имеет права на ошибку. Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Эти слова можно повторять каждый раз, когда возникает сложная педагогическая ситуация.

А разве учитель не должен быть тонким психологом? К.Д. Ушинский писал: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать». Понять его индивидуальность, интересы и увлеченность, умственное развитие, способности и наклонности. Эти знания будут залогом успеха в развитии личности.

Мы даже не задаемся вопросом, что общего между учителем и актером? Несомненно, педагог должен обладать способностью перевоплощаться, умением входить в любую роль, моментально рефлектировать на переменчивое настроение его постоянного зрителя – ученика. Из года в год учитель отдает себя детям, растрачивая себя и возрождаясь вновь и вновь. Подобно архитектору или строителю учитель проектирует и строит детскую душу. Но строитель имеет дело с неживым материалом. Педагог же общается с маленьким человеком, который носит в себе собственные планы, мечты и стремится к их осуществлению, самоутверждению.

Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через нее самого себя. Чтобы жить своей профессией, нужно стать мастером своего дела.

А что значит быть мастером своего дела, мастером педагогического труда? Быть мастером педагогического дела – значит иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Моя педагогическая позиция – воспитание успехом в учебном труде.

Быть мастером педагогического труда – значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью; быть в нем простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, уверенность и оптимизм.

…Наверное, всё это легче сказать, чем осуществить. Но теперь, когда я осознала, в чём моя задача как учителя, я буду стремиться к этому новому горизонту.


«Я – УЧИТЕЛЬ, А ЭТО ЗНАЧИТ…»

Трудинова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 3»
Осень. Целый день, кружась в хороводе, падают на землю разноцветные листья. Я возвращаюсь домой. Перед глазами прожитый день. Полдня на ногах. Устала. Сидя уроки вести не умею. Темперамент не тот. Сажусь. Дочка нежно прижимается к моему плечу, ее голосок звенит не умолкая. Море впечатлений принес новый день в детском саду.

Глаза закрываются сами собой. И вот я уже четко слышу голоса моих ребятишек, которые наперебой рассказывают мне, как прошли вчера уроки у них с Джейд и Жасмин, где они сами были уже не Лерами, Настями и Лизами, а мной, Татьяной Николаевной,

В последнее время я постоянно ловлю себя на мысли, что называю своих учеников «мои дети». Разве можно любить чужих детей? Может и нельзя, но а как же назвать те чувства, с которыми идешь в класс: желание увидеть пытливые глаза, обнять, прижать к себе, успокоить, дать частицу тепла, - не это ли любовь? И можно ли назвать их чужими, если именно с ними проводишь порой больше времени, чем их родители. Да, я их люблю и не боюсь признаться им в этом.

Это не просто слова. Как замирает сердце, накатываются слезы, когда слышишь от своих детей: «Мама! Ой, Татьяна Николаевна…» И понимаешь, значит любят. Разве можно не любить маму.

Я – учитель. И не просто учитель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

Да, я – учитель, а это значит, что для моих ребят я – вторая мама, единственный человек, который большую часть своего времени отводит на их обучение и воспитание. Ведь остальные взрослые, включая родителей, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами. Я говорю это не только, как учитель, но и как мать двоих детей, для которых их учителя тоже стали вторыми родителями. И если бы обучением и воспитанием не занимались мы - учителя, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие.

Однажды мне пришлось выступать перед родителями будущих первоклассников. Поскольку встреча происходила вечером, многие родители пришли со своими малышами, которых негде было оставить. Малышам не сиделось, они шумели, бегали по залу, шалили. Одна из мам, ребенок которой шалил больше других, испытывала явное чувство неловкости и пыталась урезонить шалуна, уговаривая его. Она в сердцах сказала: «Подожди, вот пойдешь в школу, станешь учеником и тогда узнаешь, что это такое…» В глазах ребенка можно было прочесть недоумение и испуг. Мама продолжала: «Это тебе не в детском саду. В школе учительница пару двоек поставит, да еще и накажет, вот тогда ты узнаешь!» Малыш посмотрел по сторонам, у него пропало желание резвиться, он робко примостился на стул рядом с мамой, потекли слезы. Наблюдая за происходящим, я вспоминала, что еще древние римляне говорили, как корень учения горек. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Ведь я – учитель, а это значит урок полностью в моих руках.

Еще бабушка учила меня: «Все мы – дитя природы. Дети – цветы жизни». Но в природе ничего не происходит само по себе. Вроде бы цветок растет сам. Его не надо тянуть за вершину. Но, чтобы цветок вырос красивым, сильным, его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. И тогда он отблагодарит нас своей красотой. Ребенок – существо слабое в силу своего возраста, малого количества знаний, слабости физических сил. А это значит, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувства собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Как трудно им бывает. Вон Владик – типичный флегматик. Никак не может успеть со всем классом. Каждый день остается, доделывает, что не успел. Говорю: «Умница! Достаточно того, что есть». Пыхтит, но не уходит. Чувствую, в коридоре ребята ждут. Молодцы! Не бросили, не оставили одного. Встаю. Подхожу. Сажусь рядом за парту. Чувствую, что мое присутствие придает уверенности, дело спорится. И вот глубокий вздох. В нем и радость, и облегчение, и удовлетворение, и освобождение… Про себя думаю: «Ведь не ушел, не испугался признаться, что не успел». И с гордостью осознаю – доверяет. А это значит, я для него – не просто учитель, я – еще друг, которому он может довериться в трудную минуту.

И, чем дольше я работаю в школе, тем больше очаровываюсь своими детьми. Они очень изменились за 20 лет моей работы в школе. С глубочайшим сожалением замечаю, что уже нет того очарования сказкой, красотой народных промыслов, старинными праздниками. И тут же одергиваю себя: «Ты – учитель, а это значит все можно исправить». Делаю вывод для себя: «Где-то упустила, не успела… Надо заострить внимание. Значит, следующая тема по ИЗО «Гжель», на уроке труда – «Масленица», а на уроке чтения устроим литературную гостиную, где все желающие смогут попробовать себя в роли «маленьких Пушкиных». С какой гордостью Лена читает свою сказку о живой и мертвой воде, добавляя при этом, что она нашла факты о реальном существовании живой воды (это она имела в виду целебные росы и «серебряную» воду). «Какая молодчина, - думаю я, - усвоила истину, «что сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Как светятся при этом ее глаза, а ведь еще совсем недавно блестели от слез: задачу решить не могла. Зато какую прекрасную сказку придумала, которая, как «живая» вода, залечила рану от трудной задачи. Здорово получилось. «Ты, Татьяна Николаевна, еще и доктор, оказывается», - размышляю я про себя. Опять день прожит не зря.

Завтра наступит новый день. Мои малыши снова будут задавать такие умные вопросы, что без интеллектуальной подпитки мне не обойтись, Спасибо им за это, приходится постоянно расти самой. Я – учитель, а это значит, что я – вечный ученик своих учеников. И я не одинока в этом мнении. Еще Талмуд писал: «Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников».

А еще нужно просто любить свою работу. Ведь «работа – это лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.
«Я – УЧИТЕЛЬ, А ЭТО ЗНАЧИТ…»

Кунгурова Наталья Сергеевна,

учитель математики и информатики МАОУ «СОШ № 3»
Вначале было слово. А вслед за ним появился и тот, кто поднял это слово к свету и понес его через столетия, зажигая яркие лампады детских душ.

В истории человечества нет точной даты, определяющей рождение учителя на Земле. Но всё, что создано умом, талантом, руками людей, берет своё начало в учительстве.

Профессия учитель – мать всех профессий. И я горжусь этим великим званием учитель. Ведь в этом слове годы нелёгкого, упорного труда. В этом слове улыбки и слёзы, радость и огорчение, падения и взлеты. В этом слове – уроки, дети, родители, собрания и тетради. Я учитель. Это значит, что я иду в школу учить, воспитывать, спорить, слушать, сомневаться, помогать.

Над своей будущей профессией я задумалась очень рано, но никогда не думала, каким именно стану учителем, какого предмета… Указывая на меня, знакомые говорили моим родителям: «Это будущий учитель». Да, я знала, что буду учителем начальных классов, но вышло всё иначе. «Виной» этому стали слова директора школ, где я училась. Который на вручении аттестатов в 11 классе назвал меня Софьей Ковалевской, «А почему бы и нет?», - подумала я… Вот так, нечаянно оброненное слово, повлияло на мою жизнь, и я нисколько не жалею, а рада, что так получилось, и я стала Учителем Математики.

Какое счастье заходить в класс и видеть, как на тебя смотрят 30 пар пытливых, дерзких, смышленых, грустных, озорных глаз. Я очень люблю начало урока, вот так взять бы и задержать его на все 45 минут, чтобы ребята смотрели неотрывно на тебя, кивали головами, при этом всё понимая… От этого взгляда на душе становилось бы так тепло, потому что любовь ребёнка окрыляет учителя.

Мне 35 лет, педагогический стаж – 14 лет. Много? Мало? Не знаю. За это время я успела побывать и в роли учителя, и в роли завуча. Но поняла, что моё призвание – быть Учителем. Эти годы были наполнены кропотливым трудом, творческой работой, поисками, анализом. «Я учитель, а это значит …», что рядом со мной мои дети. Мой класс – это моя крепость, прекрасные мальчишки и отличные девчонки. Мы всегда вместе ходим в походы и на экскурсии, принимаем участие в различных конкурсах, они мои помощники в проведении классных и внеклассных мероприятиях. «Я учитель, а это значит», я должна принимать всех ребят такими, какие они есть, в каждом ребенке я должна заметить что-то такое, чего нет у других. «Я учитель, а это значит», что до последнего вздоха буду беречь своих детей. Без их смеха, шуток, ошибок, забытых тетрадей и

невыполненных домашних работ нет учителя. Наше учительское счастье слагается не только из ученических побед, а из радости того, что они с нами, они живы, они смеются, делают шпаргалки, дразнят и задирают друг друга. А я смотрю на них и думаю: «Какое счастье, что я учитель. Я всегда готова быть рядом с вами, спрятать всех под своё крыло, оградить от жизненных коллизий». Я всегда с вами.

Скоро звонок… Уроков больше нет, ребята разошлись по домам, рабочий день закончился, у всего есть начало и конец, у всего… Только не у педагогической деятельности. Сейчас сразу сяду проверять тетради, готовиться к урокам, буду думать, а как завтра заинтересовать моих учеников на уроках, что нового им рассказать. Я учитель, а это значит, что каждый новый день готовит мне и моим ученикам новые открытия! И для меня это истинное счастье!
«Я - учитель, а это значит… я - счастливый человек».

Занина Анна Ивановна,

учитель технологии МАОУ «СОШ № 5»

Почти сорок лет каждое утро я спешу в любимую школу, к любимым ученикам и по пути слышатся десятки обращенных к тебе приветливых «здравствуйте!». В эти минуты заряжаешься таким мощным энергетическим потенциалом, что все предстоящие большие и маленькие трудности дня преодолеваются легко. Я люблю свою работу, получаю от нее удовольствие, и моя школа никогда не была и не станет для меня каторгой. Школа дает ни с чем несравнимую радость общения с миром детства. Мне интересно работать с детьми. А если учителю хорошо и интересно, то ведь и детям будет хорошо.

Мой выбор дела жизни не случаен. Моими учителями в разные периоды школьных лет были интеллигентные, умные, увлеченные, высоконравственные люди: Кунакова Галина Ильинична, Катаева Анна Михайловна, Мельникова Римма Агеевна. Таких педагогов невозможно было не любить, им хотелось подражать. Сознавала, что мечта смелая – быть учителем, как мои любимые педагоги, но осуществимая. А вот учителем труда, теперь технологии в начальных классах, стала случайно. Оказалось, это очень интересная, творческая, я бы сказала, уникальная специальность, которая способна ребенку дать столько ценного, важного, полезного для становления личности, как никакая другая: она дает возможность почувствовать ребенку себя творцом, созидателем, исследователем и открывателем чего-то нового. Чем больше лет я живу в этой профессии, тем больше убеждаюсь в правильности выбора моего дела. Психологи подсчитали, что дети усваивают 10% того, что слышат, 50% того, что видят и 90% того что делают сами. Таким образом, роль предмета «технология» в жизни ребенка огромна, жаль только, что по-настоящему не оценена.

Каждый год накануне 1 сентября одолевают смутно-тревожные чувства предстоящего года. Какие детки станут первоклассниками? Как пережить адаптационный период? Как быстрее их узнать, запомнить имена? В этом году их больше девяноста - первоклашек - милых, смешных, озорных, любознательных и добрых непосед. И первая встреча с ними обязательно волнительная, а обращение к ним уважительное. Говорю приблизительно так: «Дружок! В этом кабинете ты попадешь в увлекательный мир мастерства, творчества и вдохновения. Из бумаги, картона, пластилина, лоскутков и других материалов ты научишься мастерить своими руками полезные вещи. Ты научишься глядеть на мир и на самые будничные вещи глазами художника. Занятия трудом приобщат тебя к дисциплине и бережливости, отвлекут от вредных занятий, подарят счастье творчества, откроют секреты мастерства и могущество умелого человека».

За многие годы работы выработалась моя педагогическая концепция, заповедями которой являются любовь, терпение, вера, надежда.

Не любя детей, невозможно работать в школе. Учитель на уроке главный, но любящий учитель не позволит почувствовать детям своего превосходства. Мы партнеры, друзья. Стараюсь как можно чаще хвалить, благодарить, говорить так: «Какая ты молодец, что догадалась раньше меня», «А как правильно это выполнить, давайте подумаем вместе», «Ох, что-то я забыла, как это сделать, помогите разобраться». Помочь, понять, пожалеть, посочувствовать, простить, не стесняться извиниться в случае вины – это тоже проявления любви к детям.

Другая заповедь - терпение и терпимость. Процесс образования долог, кропотлив и не легок. Возможности детей и ручная умелость разные и не всегда на высоком уровне, предъявляемые требования в последние годы наоборот, возрастают. Учение нельзя приспосабливать только к радостям, сознательно облегчать только для того, чтобы не показалось трудно. Идея личностно-ориентированного образования помогает решать эту проблему, но, тем не менее путь к результату, к успеху, длителен. Не устаю повторять, что нет неталантливых детей, если у кого-то что-то сегодня не получается или получается хуже, чем у других, значит обязательно получится позже.

Каждый ребенок – это особый мир, неповторимый, удивительный, сложный. Я стремлюсь к тому, чтобы раскрыть личностные черты детей, выявить способности и таланты и главное – вселить веру в свои силы, в возможность преодоления любых трудностей. Чтобы добиться успеха, произношу следующее, стимулирующее к действию стихотворение:

Жила-была плохая и скучная работа,

Без ласки, без уюта, без главного чего-то,

Чего-то человечного, без сердца человечьего.

И сжалился над нею хороший человек.

Сказал он ей, жалея: «Ты будешь лучше всех!»

За скучную работу он весело взялся,

И работа - похорошела вся.

Надежда…. Надеюсь, настанет время, когда дети придут в «нашу новую школу», полностью отремонтированную, с красивым фасадом, новыми окнами, в оборудованные кабинеты в соответствии с современными требованиями ИКТ. Детишки придут к педагогу, благородный труд которого государство оценит достойно. Профессия педагога будет престижной и уважаемой.

Сегодня многие взрослые могут сказать о себе словами Антуана де Сента –Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, может быть, жил в тебе когда-то». В этих словах призыв и предупреждение – надо «лепить» «человеческую глину», пока ум ребенка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира. И разве это не счастье - быть учителем, чтобы помочь ученику стать художником, биологом, портным,…творцом?

Закончен еще один день школьной жизни. И как многие сотни учителей

«Идя домой с работы

Я думаю о том, что сквозь года.

Поможет им моя забота,

Взойдут плоды совместного труда».

«Я – УЧИТЕЛЬ, А ЭТО ЗНАЧИТ…»

Ильина Кристина Вячеславовна,

учитель информатики МБОУ «СОШ № 8»

В детстве, как и многие другие школьницы, я мечтала: «Кем я буду, когда вырасту?». Одноклассницы мечтали о карьере юриста, врача, инженера, банкира, кто-то мечтал о замужестве. Я же мечтала сначала о профессии врача, потом бухгалтера, и уже в старших класса, я решила: «Стану учителем!»

Еще дома, на дверце старого шкафа, мелом я писала химические формулы, решала задачи по физике и математике. Я играла роль учителя и мысленно, обращаясь к моим будущим невидимым ученикам, доказывала им теорему Пифагора.

Позади 7 лет моей преподавательской деятельности, позади и первые обиды и непонимание, добавилось осознание своих ошибок и понимание, что надо было делать в той или иной ситуации.

Я преподаю предмет, который так необходим в XXI веке. Сегодня нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно, как информатика. Дело идет к тому, что через 3 – 5 лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля. Когда информатика – любимый предмет от первоклассника до выпускника, когда звонок с урока никто не ждет и не слышит, ты понимаешь, что это – твое призвание, твоя судьба, твое время.

Учитель, его мастерство напрямую связано с его учениками. Когда чувствуешь отдачу от них, на душе радостно и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем уроке, чтобы отдача была ещё больше, был стимул для собственного роста.

Для меня быть учителем – ответственное и нелегкое дело. Каждый день в школе – это радостная встреча с любимой работой, делом, которое на сегодняшний день остаётся самым важным и интересным. Для меня не существует хмурых и ненастных дней. Как только входишь в любимую школу к своим ученикам, то сразу в один миг развеиваются все тучи, забываешь обо всём плохом, что тебя окружает.

Я люблю своих учеников в школе, и как не любить их, когда эти распахнутые детские глаза ждут тебя в школе, когда, расталкивая всех, бежит тебе навстречу Даша, чтобы сказать: «Доброе утро, Кристина Вячеславовна!»

Я люблю своих детей, они такие разные! Детский мир такой богатый и разнообразный! Люблю, когда меня посвящают в различные тайны, это значит, что я «дотягиваю» до определенной ступени доверия, когда со мной советуются и принимают мои советы.

С радостью и волнением начинаю каждый урок. Мне всегда хочется порадовать и удивить своих учеников. Делаю всё, чтобы нам в классе было хорошо, чтобы мы понимали друг друга. Всегда стремлюсь быть для детей настоящим другом, помощником. Учитывая, что дети очень эмоциональны, острее переживают свои неудачи, чем мы, взрослые, я стараюсь строить отношения с детьми на интересе.

А глаза учителя? Что видят они в каждом ребенке? С этим коренастым мальчишкой Никитой – надо вести серьезные разговоры; с интеллигентом Александром – вместе готовиться к следующему уроку и разговаривать о новинках компьютерной техники; а вот девчушка Елена, маленького роста, с живым взглядом внимательно изучает нас со стороны и желает всем видом включиться в беседу; а за дальней партой сидит кудряшка Юрий, тихо перелистывая тетрадь, следит за разговором и никогда не решиться в него вступить.

Участие учителя в жизни каждого, вовремя подмеченная ситуация, добрый полезный совет приводит к сближению «доброго и хорошего» учителя и ученика. «Молодец», «Умница», «У тебя сегодня не получилось, но…», «Я тобой горжусь» на такой поддерживающей оценке закрепляются доверительное отношение к учителю.

Всегда оцениваю свой урок: сегодня – отличный, завтра – хороший, средний, плохой. Очень приятно, когда слышишь полное знание материала, когда слышишь грамотные, четкие ответы, когда чувствуешь, что ты интересна ребятам как учитель, как человек.

Считаю, что можно научить чему-то только тогда, когда ребёнок испытывает радость от результатов своего труда. Самые лучшие результаты даёт воспитание успехом.

Как и любой другой учитель, всегда радуюсь каждой победе, каждому творческому взлёту своих учеников и огорчаюсь, страдаю вместе с ними, если что-то у них не получается. В таких случаях сразу спешу на помощь: выслушаю, успокою, настрою на то, что в жизни часто бывает так, когда несчастье сменяется счастьем, неудача – удачей; только не надо отчаиваться, таить в душе обиду, а верить в лучшее, доброе, светлое.

Я убеждена: не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребёнком. Каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе. Методы и формы обучения настолько разнообразны, насколько разнообразны способности, задатки, наклонности учащихся.

Презентации, дидактические игры, необычный раздаточный материал вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу.

Схемы-опоры, таблицы, плакаты, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

Находясь в отпуске по уходу за ребенком, приятно видеть знакомые лица своих учеников и слышать один и тот же вопрос: «Кристина Вячеславовна, а Вы будете вести у нас информатику?». Пусть ребёнок всегда будет рад встрече с учителем. Это главное.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что  я нахожусь всегда рядом с подрастающим поколением, вижу себя в детях и просто живу жизнью детей.
Творец человеческой личности

Ярем Жанна Кайсидиновна,

учитель музыки МАОУ «СОШ № 5»

Блокада. Ночь. Забитое окно.

Мигающих коптилок тусклый свет.

Из мрака возникает полотно.

Художник пишет женщины портрет,

Она сидела, голову склоня,

И думала, в голодном полусне:

«Вот я умру… а что-то от меня

Останется на этом полотне».

А он писал в мигании огня

И думал: «На войне, как на войне,

Пусть я умру! Но что-то от меня

Останется на этом полотне».

Валентин Берестов

Учитель… Как много в этом слове… Так хочется перифразировать известного писателя. А ведь, действительно, почти всю свою сознательную жизнь после окончания школы человек помнит какого-то учителя. Почему какого-то? Да потому что один помнит учителя, нёсшего свет, а другой – учителя-мучителя.

Но почему же так происходит? Почему учитель такой разный? Наверное, потому, что один делает свою работу как что-то естественное, а другой считает себя каторжником, мучеником.

Есть работы, которые вытекают из самой природы человека. В каждом из нас изначально есть педагогическая жилка, но не каждый может ею воспользоваться. Галина Щербакова, писательница, наша современница, так много в своём творчестве посвятившая теме школы, вложила в речь одной из своих героинь такие слова: «…В воспитании детей есть естественность протянутой на помощь руки, так освободите из плена эту естественность! Ощутите радость своей лёгкой профессии. Степень вашего контакта с детьми бесконечна. Разговор о клетке – это всегда разговор о мироздании, урок о войнах Алой и Белой розы – всегда выяснение человеческого предназначения, стихи Некрасова – повод для размышления о нашей родине и её непростом пути в истории. Любой из этих уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперёд без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать…».

Принято считать, что учитель – это какое-то сверхсущество. Может быть, так оно когда-нибудь и будет благодаря усилиям генетиков по заказу правительства. Итак, новый генотип учителя – никогда не болеющий, никогда не стареющий, всегда улыбающийся и всегда… Можно много добавить в список «всегда». Но тем и прекрасен учитель, что он живой и в любой непростой ситуации возрождается, как птица феникс. И это замечательно, что дети учатся именно на житейских примерах учителей выживать в этом сложном, быстроменяющемся времени и не терять при этом человеческое лицо, сохранять мужество. Очень часто, идя к ученикам в смятенных чувствах, вспоминаю случай, произошедший с известной Риной Зелёной. А вспомнив, улыбаюсь и шепчу себе: «Всё будет хорошо». Однажды студийный автобус, в котором находилась актриса, мчался на вокзал, как вдруг из переулка выскочило такси. Удар был такой силы, что Рину выбросило из сиденья, она пролетела через весь автобус и рухнула на колени Василию Ливанову, обхватив его голову руками. И что она в этот момент выговорила? «Спокуха – я с вами!» Поэтому, что бы ученики ни увидели у меня на лице, я повторяю: «Я с вами».

Опустим историческое значение высокого слова «учитель». Посмотрим, в какие краски окрашено оно сейчас. Итак, не всегда светлыми, не всегда тёплыми, но всегда яркими. Чем же привлекла меня эта палитра? Наверное, именно этим – своими естественными красками. Тем более что краски можно ещё и смешивать и получать нечто оригинальное. Немного артистизма, и получается учитель-актёр. Но в отличие от настоящего актёра не надо бороться за главную роль в спектакле, так как она всегда твоя.

Таким образом, я выбрала свою роль – трудоёмкую, неизмеримую, но интересную и всегда главную. И я уже не «шкраб», не краб и не раб. Но УЧИТЕЛЬ!

И.Г.Чавчавадзе, грузинский писатель, публицист, общественный деятель 19 века, видел в учителе творца человеческой личности: «Педагог должен изучить каждого ученика, это очень трудно, так как природа ребёнка является тайной. Наверное, в познании ребёнка учителю поможет его любовь к детям, его знания, понимание своей деятельности как высокого общественного долга».

Однако учитель играет одновременно несколько ролей в школе. И подчас музыкой грусти окрашена роль взаимоотношений с коллегами.

Учитель – это ученик, оставшийся в школе. И так же, как раньше в пору ученичества нас учили радоваться успехам товарищей, этому учим сейчас мы сами. Так приятно работать с успешными коллегами и радоваться за их успехи. Но бывает и такое, как в стихотворении Андрея Дементьева:

О, эти маленькие войны

И самолюбий и обид!...

И похвала уже – как ребус,

Где твой успех – скорей вина.

Наверное, надо «извиниться за смелость и остаться на кухне пить чай». Но, к сожалению, вынуждена это пропеть: современные учительНИЦЫ не всегда могут стать учителем учителей. Может быть, именно потому, что они учительНИЦЫ, а не учителя. Ведь изначально учитель – это мужчина, и не только по половым признакам, а по сути: сдержанный, не разбрасывающийся словами и, что немаловажно, не обременённый заботами по дому.

Но, как говорится, в наше время учитель-мужчина – это не только цена вопроса. Не забуду, как в телепередаче «Принцип домино» один из участников программы, известный бард, определил тех, кто работает в школе как «блаженных». А это уже общественное мнение!

Но что бы ни говорили нашедшие свою нишу новоявленные поэты-барды, ничто не заменит живого образованного учителя: ни компьютер, ни какие-либо другие инновационные технологии. К тому же в наше время, как это ни парадоксально прозвучит, учитель-женщина какой-то части учеников заменяет мать. Хотя так хочется для своих собственных детей побыть реальной мамой, а не только мамой-учительницей: всегда что-то поющей, много читающей, кому-то помогающей…

И всё-таки, учитель – это звучит гордо! Опять напросился «перифраз». Спасибо Горькому! Посудите сами. Одна из многочисленных мудрых грузинских пословиц гласит: «Учение – семена знаний, а знания – семена счастья». Пока что в нашем обществе именно учитель по большому счёту является сеятелем знаний, а значит, он несёт в массы счастье. Получается, УЧИТЕЛЬ – миссионер! А это уже будет выше общественного мнения.

Общение с детьми… Отдельная тема в разговоре об учителе. А ведь можно говорить с учениками, но не общаться. Каждый фрагмент урока, каждая его клеточка строится на присущей только ей системе общения, которую нужно постараться найти и организовать учителю.

Конечно, очень трудно постоянно уметь ставить себя на позицию ребёнка, с которым общаешься. Стремитесь искать в детях хорошее, и ручаюсь – вы его найдёте. Помните, у Расула Гамзатова:

Вон человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком незнаком,

Что про него хорошего я знаю?»

Вон человек, что скажешь ты о нём? –

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком незнаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

Всегда помню: главное моё дело – это общение с детьми. И нужно уметь испытывать радость от встречи с ребёнком. Унылых дети тихо ненавидят. И поэтому стараюсь время от времени любить саму себя: забываю о диете, позволяю купить красивое…Помните, как у О.Уайльда: «Полюбить себя – вот начало романа, который продлится всю жизнь». У учителя работа в школе и есть тот самый роман.

Сейчас, когда очень часто можно услышать об открытом образовательном пространстве, принято «открыто» обсуждать образ учителя. Зачастую в средствах массовой информации позволено транслировать то, что можно слушать только в суде. Это говорит о том, что не надо ждать милости «от природы», а непременно самообразовываться и самовоспитываться.

И всё же разговоры о том, каким должен быть современный учитель, представляются мне малополезными. Потому что учитель, избравший профессию учителя, должен быть прежде всего самим собой – этим и привлекательна работа в школе, с детьми, дающая такие возможности проявления личности, какие не сыщутся ни в одной другой профессии. Поэтому все хорошие учителя не похожи друг на друга, а все плохие кажутся нам на одно лицо. И потому мне хотелось бы, чтобы в моих учениках, которых я вырисовываю, осталась частичка меня – моей души, моё восприятие мира, даже характера:

Когда же я умру, пусть что-то от меня

Останется на этом бесконечном полотне.
Районный конкурс педагогических идей

«СИМФОНИЯ УРОКА»
Номинация «Нестандартный урок»
«Учимся играя»

Минина Татьяна Александровна,

учитель математики МАОУ «СОШ № 10»


следующая страница >>