microbik.ru
1
ПЭТ для начинающих

Что такое ПЭТ

Рост производства всевозможных напитков и разработки ученых-химиков вылились в создание так называемой ПЭТ-тары (сокращенно от полиэтилентерефталат), иногда называемой ПЭТФ-тарой. Бутылки из этого полимера впервые были созданы в 1977 г. специалистами американской Du Pont Company для газированных напитков. Сейчас в бутылки емкостью от 0,2 до 5-6 л во всем мире разливается растительное масло, минеральная и обычная питьевая вода, пиво, слабоалкогольные коктейли, молочные продукты. Многие считают, что именно за ПЭТ-тарой будущее: она легка (5-литровая бутылка весит 95 гр), прочна (полная бутылка не разбивается при падении с высоты более метра и выдерживает статическую вертикальную нагрузку не менее 60 кг), ее можно полностью утилизировать. Эти емкости к тому же химически инертны, не выделяют никаких летучих веществ, т. е. экологичны. А главное, производство ПЭТ-тары значительно дешевле производства бутылок и алюминиевых банок. Оборудование для изготовления полиэтиленовой тары относительно дешево, и нужен небольшой объем инвестиций, чтобы наладить производство. Рентабельность ПЭТ-производства приближается к 100%.

Исходным материалом при производстве являются преформы, из которых после предварительного разогрева растягиваются и выдуваются бутылки. Преформы, в свою очередь, изготавливаются методом прессформирования из гранулированного полимера-полиэтилентерефталата. Цвет и прозрачность будущей бутылки закладываются при изготовлении преформы из гранул.

Популярность полимерной тары подтверждается и стремительным ростом спроса на преформы. Если в 1990 г. мировое производство ПЭТ составило 1 млн т, то к 1997 г. этот показатель достиг 2,874 млн т, а в 2000 г. превысил 15 млн т. При весе преформ от 22 до 95 гр цифра, которой исчисляется количество бутылок, получается просто астрономической. Спрос же продолжает расти на 15-20% ежегодно. В то же время в стеклянные бутылки ежегодно наливают все меньше и меньше жидкостей. Падение составляет около 15-19% в год.

Из-за ряда причин производство ПЭТ-тары в Казахстане начало активно развиваться только в последние 5-7 лет. В прошлом году общее потребление составило около 2 млрд бутылок, а ежегодный рост оценивается в 15-20%. Основными потребителями пластиковых упаковок стали производители растительного масла, которые практически 100% своей продукции разливают в такую тару. А вот рост производства всем известных коричневых пластиковых бутылок большой емкости (до 2,25 л) спровоцировали пивовары. Сейчас доля пива в ПЭТ составляет у нас 28-29% против 5-7% на начало 2000 г. Добавили к росту производства и производители минералки и питьевой воды.

Казахстанский рынок находится на переходном этапе развития, и пластиковые бутылки позволяют покупателю иметь много продукта в легкой бутылке и за сравнительно небольшие деньги. Тем более что бутылки становятся качественней, изнутри они покрываются спецсоставом, который препятствует контакту напитка с пластиком, сами бутылки становятся двухслойными и трехслойными. Улучшаются также химические добавки (модификаторы), разрабатывается технология микронного послойного нанесения веществ, повышающих теплостойкость, барьер проницаемости для кислорода и углекислого газа, инертность по отношению к химически активным соединениям.

ПЭТ – это просто!

Из чего состоит линия розлива, например, розлива газированной воды?

  1. Водоподготовка (система подготовки воды)

  2. Линия выдува бутылок

  3. Линия розлива воды

  4. Упаковочная линия (упаковка в пленку)

1. Водоподготовка

Для подготовки воды к розливу обычно используют:

  • фильтр грубой очистки (упрощенно – бочка с песком),

  • фильтр очистки до 30 микрон,

  • фильтр очистки до 5 микрон,

  • бактерицидная лампа,

  • система коррекции хим. состава (применяется по необходимости для приведения воды к нормам),

  • установка серебрения (насыщает воду ионами серебра для увеличения срока хранения),

  • водоохладитель (охлаждает разливаемую воду до 4-7 градусов).

Многие элементы в зависимости от исходных параметров воды можно исключить. Некоторые элементы обязательны.

2. Линия выдува бутылок

ПЭТ-бутылки выдуваются из специальных заготовок похожих на колбочки. Эти заготовки называются преформы (от предварительной формы).

Преформы бывают разного веса (разное количество пластика) и разного размера. Для бутылок 0.5л., 1.5л. и 5.0л. нужны разные преформы. Закупаются преформы вместе с пробками для бутылок. А сам процесс изготовления из них бутылок называется выдувом.

Печь разогрева преформ.

Для того, чтобы из преформ можно было выдуть бутылку ее разогревают в печи разогрева преформ. Горячая преформа становится пластичной (мягкой). Печи разогрева бывают разных видов, производительностей, имеют различные стабилизационные системы и др. Тонкостей очень много. Важно то, что от качества разогрева преформ в основном и зависит сможете ли Вы выдуть свою бутылку и как она продуется.

Полуавтомат выдува.

Разогретые преформы помещают в полуавтомат выдува где из них сжатым воздухом выдуваются готовые бутылки. Форма бутылки задается металлической опалубкой которая называется пресс-формой. Пресс-форма изготавливается по эскизу нарисованной Вами бутылки или по чертежу выбранному Вами из нашего каталога. Для выдува разных бутылок нужны разные пресс-формы.

Таким образом, линия выдува включает:

  • печь разогрева преформ,

  • полуавтомат выдува,

  • пресс-форму (одну или несколько),

  • компрессор (для подачи на полуавтомат выдува сжатого воздуха).

3. Линия розлива воды

Итак, Вы выдули бутылки разных объемов, например, 0.5л., 1.5л. и 5.0л. и с помощью системы водоподготовки подготовили чистую и холодную воду.

Для того, чтобы разлить ее Вам потребуется:

  • сатуратор для насыщения воды газом,

  • машина розлива для розлива воды в бутылки,

  • укупор для закручивания пробок,

  • этикетировщик для наклеивания этикеток.

По Вашему желанию все эти элементы можно соединить в единую систему расположив их вдоль транспортера, в конце которого находится накопительный стол. Накопительный стол нужен для того, чтобы бутылки доезжая до конца транспортера, не падали.

В случае розлива сладкой воды будет необходима еще и емкость для разведения сиропа. Эта емкость называется купажной и оснащается механизмом для перемешивания сиропа (вращающейся внутри рамкой).

  • транспортер

  • накопительный стол

  • купажная емкость

4. Упаковочная линия

Предназначена для того, чтобы упаковать готовые к продаже бутылки в специальную термоусадочную пленку. Упаковочная линия включает в себя два элемента:

  • стол группиратор (с запаечно-отрезным термоножом),

  • термотуннель (или проходная термокамера).

Бутылки выставляются на стол группиратор (1.5л обычно по 6 штук), оборачиваются термоусадочной пленкой, запаиваются и оказываются как бы "в чулке" из пленки. После этого они проезжают через термотуннель, пленка усаживается и обхватывает бутылки. На выходе из термотуннеля еще мягкая пленка охлаждается вентилятором и "схватывается".

Упаковка с бутылками готова к продаже.

Мы старались не загромождать текст большим количеством технических тонкостей и множеством возможных вариантов исполнения оборудования. Цель этого материала – объяснить, как принципиально работают линии розлива, и помочь разобраться с терминологией.

В то же время, для того, чтобы грамотно выбрать необходимое Вам оборудование, нужно приехать к нам на завод и поговорить со специалистами. Вам будет предложено несколько вариантов решений и подробно!!! Рассказано, почему лучше делать так, а не иначе, что чем отличается, и в каких случаях, что лучше. Потратив всего один день, Вы сможете лично! разобраться в тонкостях технологии.

Наша задача сделать так, чтобы Вы осознанно выбирали именно необходимое оборудование и максимально использовали его возможности.

Только в этом случае процесс запуска Вашего производства станет простым и приятным. А полученные результаты превзойдут ожидания.

Как выбрать форму бутылки, банки, упаковки

Цель упаковки – привлечь внимание и побудить покупателя произвести первую покупку, но на этом влияние упаковки заканчивается, и дальнейшая привязанность к продукту зависит только от его качества. Повторение и однообразие смертельный враг упаковки. Оригинальность, новизна, функциональность, вот те качества, которыми должна обладать современная упаковка. Решить такие задачи, безусловно, может только профессиональный дизайнер. И практика показывает, что экономия на этапе дизайна упаковки может привести к тому, что ваша компания будет производить продукт, который совершенно невозможно продать. Большое влияние на упаковку оказывает правильное позиционирование Вашего продукта на целевом сегменте. Требования к упаковке продукции ориентированной на среднего потребителя отличаются от требований, которым должна отвечать упаковка, рассчитанная на состоятельного потребителя.

Дизайн-студия нашей компании ставит своей задачей оказать квалифицированную помощь производителям на первом этапе выпуска нового продукта.

Этапы работы:

  1. разработка эскиза упаковки с учетом пожеланий заказчиков;

  2. тестирование проектов упаковки на соответствие их требованиям рынка;

  3. проведение исследований потребительских предпочтений (фокус-группы);

  4. разработка цветографической концепции;

  5. разработка и дизайн этикетки.

В зависимости от разливаемой жидкости различают два типа бутылок:

  • под газированные напитки;

  • для спокойных жидкостей (к спокойным жидкостям относятся негазированная вода и масло).

Бутылки под газированную воду имеют фигурное дно. Это необходимо для того, чтобы у готового изделия под давлением не деформировалось (не выдавливалось) дно, и бутылка оставалась устойчивой после многочисленных перемещений, транспортировки и на прилавках магазинов. При этом наличие ребер жесткости на стенках бутылок необязательно, т.к. внутри бутылки давление газа.

С розливом спокойной жидкости ситуация несколько иная. Поскольку газа в бутылке нет, форма бутылки должна обеспечивать жесткость боковых стенок. Это достигается наличием ребер жесткости, выполненных в виде впадин. Например, так выполняется большинство бутылок для подсолнечного масла. Форма донышка при этом значения не имеет.

Обратите внимание на то, что часто в бутылку для газированной воды можно разливать спокойные жидкости.
Ориентировочный вес преформ на объем тары (в граммах):

Стандарт/объем

BPF (обычная)

PCO

OIE

2,0 литра

51-52

51-52




1,5 литра

41-42

41-42




1,0 литр

37-38

37-38

30

0,9 литра

37-38

37-38

28

0,6 литра

-

26-28

-

0,5 литра

24

24

-

0,33 литра

24

24

-

Неоправданное уменьшение веса преформы ухудшает качество бутылки, отражаясь на качестве выпускаемой продукции.

Удачной Вам покупки!

стр. из