microbik.ru
1 2 ... 12 13

П Профсоюз работников народного образования и науки РФ



ЗАЩИТА ПРАВ

работников образования

на здоровые и безопасные условия труда




(Сборник методических материалов по охране труда, ч. 1)
В помощь профсоюзному активу,

руководителям образовательных учреждений

и специалистам по охране труда

Москва 2008 г




В настоящем сборнике (ч.1) представлены методические материалы по наиболее актуальным вопросам охраны труда и здоровья, с которыми сталкиваются уполномоченные по охране труда, внештатные и штатные технические инспекторы труда Профсоюза, председатели профсоюзных организаций образовательных учреждений в своей повседневной деятельности по реализации защитных функций в части созданию здоровых и безопасных условий труда работников образования.

Некоторые разделы и статьи данного сборника, опубликованные ранее в газете «Мой профсоюз» и в ряде образовательных периодических журналов, вызвали определенный интерес и заинтересованность не только у профсоюзного актива, но и у руководителей, работников служб охраны труда органов управления образования, а также руководителей образовательных учреждений, непосредственно участвующих в процессе обеспечения безопасности учебного процесса, принятия превентивных мер по предупреждению несчастных случаев среди работников образования, а также студентов и учащихся.

Настоящий сборник материалов по вопросам охраны труда и здоровья работников образования, подготовленный ЦК Профсоюза, предназначен для использования в практической деятельности профсоюзного актива и специалистов по охране труда.

Составители сборника:

Гл. технический инспектор труда ЦК Профсоюза Щемелев Ю.Г.

Технический инспектор труда ЦК Профсоюза Васильев Д.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Об изменениях и дополнениях в законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих защиту прав работников на охрану труда






4

Постановление Президиума ЦК Профсоюза и справка о практике работы органов и учреждений образования, профсоюзных органов по организации и проведению аттестации рабочих мест в ОУ Белгородской и Тамбовской областей, города Тулы




12

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. № 569





18

О повышенной оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями и/или опасными и иными особыми условиями труда (Письмо ЦК Профсоюза от 22 января 2008 г. № 20)





41

Программа вводного инструктажа по охране труда в учреждении образования





43

Разработка и соблюдение требований инструкций по охране труда





54

Порядок проведения и источники финансирования обязательных предварительного и периодических медицинских осмотров (обследований) работников образовательных учреждений




64

Деятельность комитета (комиссии) по охране труда в образовательном учреждении





67

Рекомендации технической инспекции труда ЦК Профсоюза по расследованию несчастных случаев с работниками образовательных учреждений




71

Рекомендации технической инспекции труда ЦК Профсоюза по расследованию несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками образовательных учреждений




91


ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА
Прошло уже почти два года, как вступил в силу Федеральный закон № 90-ФЗ от 30 июня 2006г., который внес многочисленные изменения и дополнения в ранее принятый Трудовой кодекс РФ.

Так, в действующем ТК РФ изменены порядки заключения и расторжения трудового договора, расчета отпускных, возмещения ущерба, а также вопросы, регламентирующие защиту прав работников, в том числе образования, на обеспечение здоровых и безопасных условий труда.

Во-первых, были признаны утратившими силу два законодательных акта Российской Федерации, в которых напрямую затрагиваются вопросы защиты прав и интересов работающих на охрану труда, а именно:

- Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях».

Во-вторых, признан недействующим на территории Российской Федерации Закон СССР от 10 декабря 1990 года № 1818-I «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

Теперь разделы и главы, касающиеся охраны труда, которые ранее содержались в этих законодательных актах, включены в Трудовой кодекс, что, в свою очередь, исключило дублирование и повторяемость одних и тех же положений в настоящем нормативном документе трудового права.

Есть и кардинальные изменения, которые определили на сегодняшний день новые приоритеты и подходы в системе мер по сохранению жизни и здоровья работающих.
Первое. Аттестация рабочих мест по условиям труда, которая была поставлена новым Трудовым кодексом в ряд основных, приоритетных направлений государственной политики в области охраны труда, а ее проведение стало полной и исключительной прерогативой работодателя.

С этой злободневной проблемой напрямую связаны вопросы лицензирования образовательных учреждений, предоставления льгот и компенсаций работникам, работающих во вредных и опасных условиях труда, установления диагноза и профилактики профзаболеваний, периодических медицинских осмотров, режимов труда и отдыха и многое другое, что самым непосредственным образом связано с защитой прав работников на охрану труда.

В ныне действующем Положении о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации еще в марте 1997 года, в законодательном порядке были впервые определены основные правовые нормы и обозначен механизм организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях и организациях независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.

Однако за прошедший период были приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, в значительной степени изменившие спектр законодательства по охране труда.

В связи с этим за последние два года были предприняты серьезные усилия по разработке нового нормативного документа, с одной стороны упрощающего процедуру аттестации рабочих мест, а с другой - устанавливающего единый и четкий подход к ее организации и проведению.

В итоге - приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который вводится в действие с 1 сентября 2008 года.

Нынешняя ситуация еще связана с тем, что Концепция реформы системы охраны труда в РФ до 2025 года, разработанная Минздравсоцразвития РФ и отраженная в Программе «Безопасный труд», предусматривает переход на новую систему управления охраной труда, а именно на систему управления профессиональными рисками. Необходимым условием ее проведения является регулярная, осуществляемая на профессиональной основе аттестация рабочих мест как оценка условий труда и профрисков.

Что же новое появилось в данном нормативном документе?

Чем он отличается от действующего Положения, утвержденного более 10 лет назад?

Какие проблемы могут возникнуть при применении нового Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда?

Эти и другие вопросы, волнующие не только работодателей и их представителей, но и профкомы, профсоюзные органы, осуществляющие защиту прав членов профсоюза на охрану труда, следует внимательно рассмотреть.

• В новом Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (в дальнейшем – Порядок) буквально в самом начале документа (пункт 1, раздел I. Общие положения и основные понятия) указывается основная задача данного документа, а именно - регулирование вопросов деятельности работодателей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации при проведении оценки условий труда.

При этом, в самом определении задачи еще раз подчеркнута роль и ответственность работодателя (руководителя) при ее реализации, что четко и однозначно подтверждается в статье 212 Трудового кодекса РФ, в которой указывается на то, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

• В том же разделе, пункт 2 дано определение понятия «аттестация рабочих мест» а именно:

«Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда», что полностью соответствует статье 209 Трудового кодекса РФ.

Включение этих двух понятийных инструментов в редакцию текста нового Порядка в значительной мере делает документ более конкретным, соответствующим в полной мере требованиям трудового законодательства, включая законодательство по охране труда, в отличие от нынешнего Положения, в котором как в первом, так и во втором случае эти понятия не были включены в текст.

• В новом Порядке (пункт 4) подробно указаны цели, в которых могут быть использованы результаты проведенной аттестации рабочих мест.

Наряду с действующим Положением, добавлены еще десять позиций, где могут быть применены результаты аттестации.

Среди них необходимо выделить такие как:

- оценка, контроль и управление профессиональным риском как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

- расчет скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- создание банка данных существующих условий труда на уровне

организации, муниципального образования, органа исполнительной власти

субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

- контроль состояния условий труда на рабочих местах и правильности

обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.

• Не претерпели практически никаких изменений сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Как в действующем ныне Положении, так и в новом Порядке, каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет.

Сохранены сроки хранения документов по аттестации рабочих мест – 45 лет.

• Серьезные изменения претерпели вопросы создания и состава аттестационной комиссии.

Так, в новом Порядке Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и привлекаемой для аттестации рабочих мест Аттестующей организацией (далее – Аттестующая организация) на паритетной основе.

В связи с этим, в состав Ааттестационной комиссии включаются не только руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты служб охраны труда, специалисты по кадрам, труду и заработной плате, медицинские работники, представители профсоюзных организаций, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профкомов или трудового коллектива, но и представители Аттестующей организации.

Включение в состав Аттестационной комиссии представителя Аттестующей организации проведено для координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест

по условиям труда, а также с целью более профессионального и компетентного проведения всего комплекса мероприятий процедуры аттестации рабочих мест.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется состав, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

• В новом документе (пункт 12 Порядка) дана характеристика часто встречающего при проведении аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях такого понятия как аналогичные рабочие места и нестационарные рабочие места.

Так, в качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковое расположение производственных объектов на рабочем месте; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе (к примеру, рабочие места помощников воспитателей, воспитателей в детских садах и других дошкольных учреждениях, в кабинетах русского языка и литературы, истории, географии и математики в школах, гимназиях и т.п.).

К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При

выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки

аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.

В пункте 14 Порядка дано также объяснение как проводится аттестация нестационарных рабочих мест, то есть таких рабочих мест, в которых один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу (слесари- сантехники, слесари - электрики, строительные рабочие и др.). Производится это путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций.

• Одно из отличительных особенностей нового Порядка от действующего ныне Положения заключается в том, что при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и оформлении ее результатов необходимо будет учитывать то обстоятельство, что теперь отсутствует такая оценка результатов аттестации как «Рабочее место условно аттестовано».

В новом Порядке по заключению аттестационной комиссии рабочее место аттестуется:

- по степени вредности и опасности факторов производственной среды и

трудового процесса с указанием соответствующего класса (1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4);

- по травмобезопасности с указанием соответствующего уровня (класса) (1, 2, 3);

- по обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (соответствует, не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ, или СИЗ не предусмотрены).

• В новом документе введено еще одно существенное дополнение, основная и конечная цель которого навести порядок в обширном реестре Аттестующих организаций, участвующих в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации по организации работ по охране труда.

С этой целью, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, работодатель направляет пакет документов, состоящий из перечня рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации, сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Кроме того, в этом пакете в обязательном порядке должна быть представлена в соответствии с Приложением 10 нового Порядка подробная информация об Аттестующей организации, а именно: данные о самой организации, ее учредителях, видах и средствах измерений, проведенных организацией, ее кадровом составе и другие сведения.

Таким образом, органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением трудового законодательства по охране труда, будут иметь реальные возможности по наведению строгого учета и контроля среди Аттестующих организаций.
Учитывая актуальность данной проблемы, Президиум ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ в декабре 2007 года провел выездное заседание в г. Туле, на котором не только рассмотрел серьезные проблемы в деятельности территориальных органов управления образованием и образовательных учреждений в данном вопросе, но и предоставил возможность узнать, как они решаются в Белгородской, Тамбовской областях и городе Туле. В результате обсуждения были одобрены новые подходы в практике работы органов и учреждений образования, профсоюзных органов по созданию отраслевых Центров, лабораторий по аттестации рабочих мест, а также возможности территориальных Соглашений в решении данной проблемы в этих территориях.

Органам управления образованием субъектов РФ совместно с территориальными организациями Профсоюза рекомендовано принять меры по распространению этих форм работы по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях.

*Постановление Президиума ЦК Профсоюза и справка прилагаются.
Второе. Обязательное финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.

Теперь согласно статье 226 Трудового кодекса РФ, изменения коснулись в части минимального размера финансирования – не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Т.е. по сравнению с прежней нормой (0,1%) финансирование на охрану труда увеличивается в два раза.

Несмотря на то, что норматив финансирования мероприятий по охране труда для бюджетных организаций, в том числе для государственных и муниципальных образовательных учреждений не введен, территориальные организации Профсоюза, используя отдельные статьи нового Трудового кодекса, находят рычаги воздействия на власть для увеличения бюджетных ассигнований, направленных на улучшение условий труда работников образования и принятие превентивных мер по снижению и дальнейшему исключению несчастных случаев на производстве.

Так, на основе имеющегося опыта, в территориальных организациях Профсоюза Республики Башкортостан и Свердловской области успешно выстраивают систему работы с властью по обеспечению финансирования мероприятий по охране труда в сфере образования.

Если в Башкортостане в соответствии со ст. 45 ТК РФ нашли механизм, позволяющий аргументировано добиваться выделения средств из бюджетов всех уровней, прежде всего через территориальные соглашения между администрацией района (города), районным (городским) органом управления образования и территориальным комитетом профсоюза, то в Свердловской области, руководствуясь 226 статьей ТК РФ, и, учитывая, что система образования является де-факто сферой услуг, а следовательно относится к производственной деятельности, в большинстве принятых территориальных соглашениях эта норма теперь имеет место, вследствие чего 0,2 процента от всего бюджета образовательного учреждения направляется на решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности образовательного процесса, улучшением условий и охраны труда работников.

При этом в отдельных территориях по предложению профсоюзных организаций используют возможность возврата средств, перечисляемых образовательными учреждениями в Фонд социального страхования в размере 20 % на предупредительные меры по снижению травматизма, проведение аттестации рабочих мест, приобретение средств индивидуальной защиты работников образования.
Третье. Создание служб или введение должности специалиста по охране труда в образовательных учреждениях.

Обязанность работодателя, осуществляющего производственную деятельность (к ним также относится и непроизводственная сфера: образование, здравоохранение, культура, ЖКХ и др.), численность работников которого превышает 50 человек (ранее эта цифра составляла 100 человек) создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и или опыт работы в этой должности.

Теперь, согласно новой редакции ТК РФ, многие образовательные учреждения, где численность работающих превышает 50 человек, должны вводить в штат или привлекать по договору специалиста по охране труда, а в некоторых случаях создавать службы охраны труда.

При отсутствии у работодателя такой службы или специалиста по охране труда введено право руководителя организации самостоятельно осуществлять эти функции, либо возложить приказом или распоряжением на другого работника организации, специально обученного и аттестованного по вопросам безопасности труда.

Структура и численность работников службы охраны труда в организации определяются работодателем.

Таким образом, в нынешней редакции статьи 217 Трудового кодекса ужесточены требования к работодателям (руководителям учреждений, организаций, в том числе и бюджетной сферы) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. Четко и однозначно предписано, в каких организациях создаются службы охраны труда, что необходимо делать в случае их отсутствия и кто может быть официально привлечен для этой работы.

Четвертое. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Значительных изменений не только редакционного, но и содержательного характера коснулись статьи Трудового кодекса, регламентирующие расследование и учет несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

Во-первых, Трудовой кодекс РФ в этом направлении деятельности по охране труда дополнен несколькими статьями, как, например:

статья 228¹ «Порядок извещения о несчастных случаях», в которой подробным образом излагается порядок извещения о несчастных случаях, включая перечень инстанций, которые должны быть проинформированы о происшедшем;

статья 229¹ «Сроки расследования несчастных случаев», где указывается, что в зависимости от тяжести повреждения здоровья срок расследования несчастного случая составляет от 3 до 15 дней. Срок расследования может быть продлен не более чем на 15 дней. В особых случаях указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии по расследованию несчастного случая;

статья 229² «Порядок проведения расследования несчастных случаев».

Данная новая статья предусматривает порядок проведения расследования каждого несчастного случая; приводит перечень документов, подлежащих включению в материалы расследования; определяет обстоятельства, подлежащие установлению в ходе расследования несчастного случая; устанавливает квалификацию несчастных случаев не связанных с производством;

статья 229³ «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», в которой установлены основания для проведения дополнительных расследований государственным инспектором труда. При этом проводится дополнительное расследование независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда.

статья 230¹ «Порядок регистрации и учета несчастных случаев».

В новой статье содержится подробный порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве. В прежней редакции эти требования были рассредоточены по различным статьям кодекса, что, в свою очередь, представляло неудобства на заключительном этапе расследования несчастного случая.
Вышеперечисленные изменения и дополнения, появившиеся в новых законодательных и иных нормативных правовых актах в сфере охраны труда, далеко не исчерпывают весь комплекс мер, принятых в последнее время по вопросам защиты прав работников образовательных учреждений на здоровые и безопасные условия труда. Однако обозначенные выше приоритеты и подходы в сохранении жизни и здоровья работников образования помогут сосредоточить усилия и найти пути решения этих насущных и жизненноважных проблем.

Приложение
Профсоюз работников народного образования и науки

Российской Федерации
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА


следующая страница >>