microbik.ru
1
Примирительные процедуры в уголовном процессе США.

Василенко А.С.

РУДН

Научный руководитель д.ю.н., проф. Махов В.Н.
В последнее время интерес к примирительным процедурам в уголовном процессе усиливается. В Российской Федерации такие процедуры пока не узаконены, что мешает их активно использовать, хотя создано не мало общественных организаций и пилотных проектов занимающихся именно примирительной деятельностью, в том числе в уголовном процессе. В других же государствах, особенно в странах англосаксонского права, программы примирения в уголовном процессе используются давно (еще с 70-х годов прошлого века) и тот факт, что за 40 летнюю историю применения этих процедур органы, осуществляющие уголовное судопроизводство, не отказались от медиации, а наоборот одобряют ее – говорит о том, что примирение сторон в уголовном процессе является полезным институтом.

Так как же на практике происходит посредничество в уголовном процессе США? В американском штате Северная Каролина действует интересная программа медиации районного уголовного суда. Эта программа предусматривает посредничество в суде и работает как альтернатива судебному разбирательству, но не уголовному процессу в целом.

В Северной Каролине такая программа закреплена в нормах North Carolina General Statutes (N.C.G.S.) – собрание законодательства Северной Каролины, а Верховным судом приняты правила - Supreme Court Rules для реализации этих норм (N.C.G.S. § 7A-38.3D(d)). В §7A-38.3D(а) N.C.G.S. прямо сказано, что Генеральная Ассамблея считает внедрение посредничества в окружные уголовные суды деятельностью в интересах общества. Для этого в окружных судах создаются сертифицированные программы посредничества. Судьи и окружные прокуроры должны поощрять посреднические процедуры по любым уголовным делам, если они усматривают пользу от таких процедур (N.C.G.S. § 7A-38.5(с)).

Кроме указанных выше документов, в этом штате действуют «Правила осуществления посредничества по делам находящимся на рассмотрении в окружном уголовном суде».[4]

В соответствие с этими правилами суд, руководствуясь внутренним убеждением и внешними факторами такими как: готовность сторон принять участие в примирительной программе; гарантированное отсутствие нарушений прав третьих лиц, участвующих в процессе, при отказе от судебного разбирательства; возможность в этом, конкретном случае прекращение уголовного дела за примирением сторон и т.д. может рекомендовать сторонам принять участие в этой программе.

При этом суд поощряет проведение медиации и достижение примирительного соглашения в кратчайшие сроки. Несмотря на то, что в правилах не обозначен срок, признаваемый кратчайшим, из чего можно сделать вывод о том, что этот срок «индивидуален» для каждого случая, Rule 3.C.(3) указанного документа гласит, что превышение этого срока возможно только с разрешения суда «…суд может продлить срок для завершения медиации по собственной инициативе или по ходатайству представителей сотрудников центра медиации…». Например, причиной продления этого срока может служить заявление посредника о том, что медиация «зашла в тупик», в этой ситуации, медиатор должен выяснить позицию сторон: желают ли они продолжить поиск консенсуса (тогда посредник ходатайствует о продлении срока) или прекратить примирительную процедуру (в этом случае дело возвращается в суд) и сообщить о принятом решении суду.

После того как материалы дела вместе с обвинительным документом поступили в суд, окружной прокурор (а иногда и судья) информирует стороны о возможности участия в программе медиации. Если жертва и преступник соглашаются принять участие в этой программе, то медиация может быть проведена прямо в здании суда. В случае если в деле участвуют несколько обвиняемых или несколько жертв, то по усмотрению суда, эти лица могут быть объединены для участия в медиации.

Если стороны согласились на участие в медиации, суд уведомляет их в устной или письменной форме о следующих условиях:

  1. Срок, отведенный судом на медиацию;

  2. Имя медиатора или название посреднической организации;

  3. Требование об уплате преступником пошлины в размере 60 долларов США для осуществления посреднических услуг.

В North Carolina General Statutes § 7A-38.3D(m) сказано, что суд по своему усмотрению может разрешить третьему лицу совершить уплату пошлины или ее часть за преступника. А в § 7A-38.7 (b) отмечается, что посредническая организация должна получить документальное подтверждение произведенной оплаты.

После этого суд передает материалы дела в посредническую организацию или определенному медиатору. К слову, медиатор обязан пройти обучение по специальной программе, которая включает не менее 24 часов подготовки к посреднической деятельности. В числе прочего в процессе обучения будущим медиаторам разъясняют положения рассматриваемых нами документов. По завершению обучения состоится квалификационный экзамен и в случае успешного его прохождения медиатор может приступить к практике. В качестве отступления, хотелось бы заметить, что количество часов в образовательной программе в разных штатах установлено разное. К примеру, в Огайо медиатор должен пройти минимум 12-ти часовой обучение. [1, Rule 12.1.(3); 2, Rule 18.1.(3)]

В Северной Каролине предусмотрено право сторон ходатайствовать перед судом или посреднической организацией о замене медиатора.

Если все стороны изъявили желание участвовать в примирительной процедуре и устранены все формальности, медиация может проходить в посреднической организации, в здании суда или в любом другом месте, о котором договорятся посредник и стороны.

До начала процедуры посредник обязан разъяснить сторонам этапы медиации, ее принципы, права и обязанности сторон и особенности примирительного соглашения.

В соответствии с «Правилами осуществления посредничества по делам находящимся на рассмотрении в окружном уголовном суде» участники, согласившиеся на медиацию должны физически присутствовать на примирительной процедуре. Но из этого правила есть исключения: по соглашению сторон и посредника или по решению суда лицу может быть разрешено участвовать в медиации по телефону или быть представленным своим адвокатом или представителем.

Вообще «Правила осуществления посредничества по делам находящимся на рассмотрении в окружном уголовном суде» разрешают присутствие на примирительной процедуре и участие в ней родителей и опекунов несовершеннолетних, адвоката стороны (разрешены консультации до, после и во время медиации, а так же контроль за соблюдением достигнутых договоренностей) и третьим лицам если посредник считает, что их присутствие поможет достижению целей медиации. Но посредник имеет право ограничить участие вышеперечисленных лиц в любой момент, как только посчитает, что их участие отрицательно влияет на процесс медиации.

Сама примирительная процедура проходит в условиях конфиденциальности. Выше указанные Правила содержат прямой запрет на осуществление стенографической, аудио или видео записи любым участником медиации. Особо отмечено, что этот запрет распространяется на осуществление записи с согласия сторон.

Кроме этого, принципу конфиденциальности отвечает правило свидетельской привилегии, которой обладает посредник, в вопросах касающихся проведенной медиации. Смысл этой привилегии сводится к следующему: если в результате медиации стороны не примирились и примирительное соглашение не заключено, уголовное дело возвращается в суд и продолжается обычный уголовный процесс. Здесь стоит сказать о том, что при направлении материалов из суда посреднику окружной прокурор приостанавливает уголовное судопроизводство по делу (N.C.G.S. §7A-38.3D(b).). Так вот после возвращения уголовного дела в суд и возобновления процесса, в судебном заседании в соответствии с North Carolina General Statutes §7A-38.3D(k) медиатор не может быть принужден к даче показаний о проведенной примирительной процедуре или предоставлении доказательств, о которых ему стало известно в результате медиации.

Но и у этого правила есть ряд исключений. Посредник может обратиться в правоохранительные органы, в случае если ему становится известно о том, что какому-либо лицу или принадлежащему ему имуществу грозит опасность. Так же медиатор может отступить от принципа конфиденциальности, если в процессе медиации он убедится в том, что взрослыми членами семьи нарушаются права несовершеннолетних. Кроме этого, суд может обязать посредника раскрыть доказательства, если суд приходит к выводу о том, что раскрытие этого доказательства необходимо для надлежащего отправления правосудия и у суда нет возможности получить доказательства из других источников (N.C.G.S. §7A-38.3D(k)(4).).

Идеальным результатом медиации должно стать медиативное соглашение, содержащее все условия, о которых договорились стороны. При этом обязательным условием является письменная форма соглашения и наличие подписей обоих сторон. В Северной Каролине такое соглашение вступает в силу, как только оно подписано сторонами. В штате Огайо, к медиативному соглашению отнеслись более серьезно, и для вступления в силу соглашение должно быть утверждено судом (18.1(8)/12.1(8)).

В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день программы медиации в уголовном процессе получили распространение и законодательное закрепление не только в ряде штатов Америки, но и за ее пределами и теперь успешно работает в Канаде, Англии и Новой Зеландии, а так же и в других странах. Как правило, программу осуществляют частные некоммерческие или общественные организации, которые в своей работе тесно сотрудничают с местным судом.[3]

Список литературы.

  1. Idaho Juvenile Rules. Электронный ресурс: http://www.isc.idaho.gov/rulestxt.htm

  2. Idaho Criminal Rules. Электронный ресурс: http://www.isc.idaho.gov/rulestxt.htm

  3. Gehm, John R. 1998. "Victim-Offender Mediation Programs: An Exploration of Practice and Theoretical Frameworks." Western Criminology Review. Электронный ресурс: http://wcr.sonoma.edu/v1n1/gehm.html.

  4. Rules implementing mediation in matters pending in district criminal court. Электронный ресурс: http://www.aoc.state.nc.us/www/public/html/pdf/Dispute_Resolution/DistrictCriminalCourt.pdf