microbik.ru
1 2 3
    1. Работа общественных правозащитных организаций с институтом Уполномоченного по правам человека


Александр Сунгуров

доктор политических наук, профессор,

Президент Санкт-Петербургского

гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ,

Зав. отделением и кафедрой прикладной политологии

Санкт - Петербургского филиала ГУ-ВШЭ


  1. Институт Уполномоченного по правам человека в современной России и в ее регионах (субъектах РФ) и основные компоненты работы (полномочия) Уполномоченного по правам человека: ре-активная и про-активная деятельность.


Институт Уполномоченного по правам человека возник в постсоветской России на волне демократических реформ начала 90-х годов. Инициаторами его создания стали правозащитники, часть из которых в 1990 году были избраны в Народные депутаты РСФСР и региональные Советы. Сначала в Верховном Совета РСФСР, в Ленсовете и Моссовете были созданы Комиссии по правам человека, а затем при обсуждении новой Конституции страны возникло предложение о введении поста Уполномоченного по правам человека. После включения этой новации в утвержденной в декабре 1993 года Конституции РФ первым Уполномоченным по правам человека РФ был избран С.А.Ковалев, но его деятельность и независимость не были подкреплены соответствующим Конституционным законом, и весной 1995 г. депутаты Государственной Думы отправили его в отставку из-за критики действий российского руководства в Чеченской Республике. Спустя год после принятия в 1997 г. Федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» на этот пост был избран профессор, д.ю.н. О.О.Миронов. С 2004 году третьим Уполномоченным по правам человека в РФ является д.и.н. В.П.Лукин.

В ст. 5 Федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» указывается, что в субъектах РФ может создаваться пост Уполномоченного по правам человека, действующего на основе соответствующего закона этого субъекта. Подчеркнем – может, а не должен – эта формулировка появилась после жесткой оппозиции Совета Федерации. Но первые Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ появились даже до принятия федерального закона – в 1996 г. – в Башкортостане и в 1997 г. – в Свердловской области. Вначале этот институт возникал в 1-2 субъектах РФ в год, но в 2001 году были избраны уже восемь новых Уполномоченных – и процесс пошел. Подчеркнем, что в начале нулевых годов в продвижении этого института в регионы страны существенную роль сыграли российские правозащитные общественные организации, а также усилия Совета Европы. В итоге к лету 2011 года этот институт уже действует в 64 субъектах РФ.
Деятельность Уполномоченного по правам человека можно разделить на две основные составляющие – ре-активную и про-активную. Реактивная компонента – это собственно реакция на конкретные нарушения прав человека, принятия жалобы или обращения и их рассмотрение по сути, включая и проведение самостоятельного установления факта нарушения прав (то есть расследования), виновников такого нарушения и подготовка предложений по устранению выявленных нарушений (восстановления прав человека). Проактивная составляющая – это профилактика, работа на перспективу, то есть на предотвращение нарушений прав человека. Она включает в себя работу по совершенствованию нормативной базы защиты прав человека - мониторинг законодательства, выдвижение новых законов и поправок к уже действующим законам, обращения в Уставные и Конституционные суды. Сюда же включается и правовое образование, и обучение населения правам человека, а также собственно поддержка общественных правозащитных организаций. Отметим здесь, что хотя последнее направление и не входит непосредственно в задачи деятельности большинства Уполномоченных, сформулированных в их региональных законах, но многими Уполномоченными эффективно реализуется на практике. Важной частью деятельности Уполномоченных является также подготовка ими Ежегодных и Специальных докладов о ситуации с соблюдением прав человека в соответствующей области или республике, в которых не только приводятся конкретные факты нарушений прав человека и соответствующая статистика, но и формулируются конкретные предложения во оптимизации ситуации с соблюдением прав человека.

Для понимания возможностей Уполномоченного по улучшению ситуации с правам человека и естественных ограничений его деятельности, важно понимать, что «омбудсмен – не супермен», то есть он не всемогущ. Уполномоченный по правам человека является, по сути, разновидностью института омбудсмана, который в свою очередь возник в Швеции как институт парламентского контроля деятельности администрации. Отсюда у классического омбудсмана нет карательных функций, или иначе – он не принимает обязательных к исполнению решений. Подразумевается, что такие обязательные решения может принять парламент, на основании представленной омбудсманом информации и его рекомендаций. Иначе говоря, институт омбудсмана наиболее эффективен в условиях устойчивого разделения властей, их взаимного уважения компетенций друг друга. А как быть в отсутствии такого разделения и уважения? Накопленный опыт показал, что и в переходных условиях, при четком стремлении основных политических сил двигаться в направлении демократии, этот институт оказывается эффективным, полезным и устойчивым. Так, например, когда в Литве в начале нулевых годов правящее большинство социал-либералов предложили ликвидировать институт государственных контролеров сейма, которые мешали им реализовывать коррупционные схемы, в защиту института поднялись и правые и левые политические силы, СМИ и гражданские организации.

К сожалению, в современной России мы имеем другую ситуацию – нет не только устойчивого разделения властей, но и явной тенденции к такому разделению, к развитию демократических принципов в общественной и политической жизни. Скорее, наоборот, мы наблюдаем сегодня свертывание демократических процедур, подтасовки на выборах и т.д. В этих условиях российские уполномоченные, даже при наличии их желания бескомпромиссно бороться за соблюдение прав человека, фактически не имеют гарантий защиты ни со стороны ветвей власти, ни со стороны СМИ и гражданских структур, которые и сами не имеют таких гарантий. Если же Уполномоченный не понимает явно выраженных намеков со стороны власти о том, что ему не стоит так настаивать на рассмотрении конкретных дел или случаев – то в закон об Уполномоченном можно внести поправку о праве депутатов отрешать его от должности просто по причине потери доверия и затем отправить его в отставку, как это случилось, например, с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге И.П.Михайловым в 2009 и с Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе Б.Н.Дульневе в 2010 г. Поэтому пока в России сохраняется моноцентрическая политическая система и гражданское общество еще не окрепло, реальной опорой большинства активно действующих Уполномоченных по правам человека являются или некоторые губернаторы, что понимать существование рядом с собой хотя бы относительно независимого советчика (пример – Свердловская область), или действительно общественное мнение там, где оно имеет реальную силу, как, например, в Пермском крае. Но и в этих случаях Уполномоченный также должен идти на определенные компромиссы, что часто не нравится некоторым общественным правозащитникам.

И еще два тезиса, которые должны ясно понимать общественные активисты, выстраивая свое взаимодействие с Уполномоченным. Во-первых, это сущностно индивидуальный характер обсуждаемого государственного института, что подчеркивается самим его названием. Иначе – каждый Уполномоченный сам выстраивает особенности своей работы в соответствии со своим предшествующим опытом, который у них очень различный – это может быть и бывший вице-губернатор, и депутат областной думы, и прокурор края, и университетский преподаватель, и зам. главы районной администрации. Во-вторых, это рекомендательный характер его заключений по конкретным делам. Отсутствие обязательных санкций многие расценивают как недостаток обсуждаемого института, но большинство аналитиков склоняются к тому, что это и его преимущество, так как он может каждый раз избирать тот путь деятельности, который окажется наиболее эффективным в данных условиях. А если бы он принимал обязательные решения, то необходим был бы специальный закон, который ограждал граждан от возможных нарушений их прав уже самим Уполномоченным, что сковывало бы его инициативу.

Делая акцент на большую роль индивидуальности самого Уполномоченного, мы вместе с тем не должны забывать и о том, что конкретной работой занимается его аппарат, который в случае субъектов РФ в среднем составляет около десяти человек. Поэтому общественные активисты могут и должны тесно взаимодействовать с сотрудниками аппарата, и, конечно же, не пренебрегать случаями, когда Уполномоченный приглашает для работы в аппарате квалифицированных общественных правозащитников.



  1. Взаимодействие государственного правозащитного института и общественных правозащитных организаций: потенциальные направления и взаимные интересы.


На практике реализуется несколько возможных вариантов такого сотрудничества, реализация которых зависят от готовности и желания обоих сторон к взаимодействию. Рассмотрим их последовательно в соответствии с основными направлениями деятельности Уполномоченного. Начнем с реактивной компоненты его работы – деятельности по восстановлению уже нарушенных прав.
Прием жалоб и обращений от жителей по поводу нарушения их прав

На этой стадии возможно взаимодействие в виде взаимных рекомендаций обратиться в общественную или государственную правозащитную организацию в зависимости от характера жалобы и в соответствии с пониманием возможностей обеих организаций. Как правило, конечно, общественные правозащитники могут направлять к Уполномоченному, но возможны и обратные ситуации, когда большую пользу конкретному человеку могут принести именно общественники. Важно при этом, конечно, не приходить к ситуации, когда работа общественной правозащитной организации с обратившимися будет сводиться к переадресовке их в аппарата Уполномоченного.

В качестве примера последней ситуации можно привести случай из опыта аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, когда из Нижнетагильского правозащитного центра в аппарат УПЧ поступила серия жалоб, включая жалобы от осужденных. При запросе конкретной информации руководитель центра сообщил, что не сообщит фамилии и другие подробные данные, чтобы не «подставить» осужденных.

Особый случай – организация выездного приема Уполномоченных по правам человека в районах области или края, к которому готовятся заранее, и здесь общественные правозащитные организации могут быть очень полезны, так как они хорошо знают местную специфику и могут подсказать Уполномоченному о проблемах с нарушением прав человека, которые можно не увидеть с первого взгляда. С другой стороны, некоторые проблемы конкретных местных жителей могут быть разрешены прямо в процессе приема, если его вместе с Уполномоченным ведет один из заместителей главы районной администрации.

Расследование случаев нарушения прав человека и проведение плановых посещений мест ограничения свободы

Само рассмотрение (расследование) конкретных случаев нарушения прав человека как правило, проводится профессиональными сотрудниками аппарата УПЧ. Однако в работе Уполномоченного видное место занимают так называемые «плановые проверки» соблюдения прав человека в закрытых учреждениях, колониях, психоневрологических клиниках, больницах и т.д., то есть в условиях ограничения свободы. В этих случаях многие уполномоченные приезжают в сопровождении не только сотрудников своих аппаратов, но и правозащитников-общественников, которые, образно говоря, выполняют функцию «легкой кавалерии», замечая и выявляя многие конкретные проблемы. Такие совместные проверки и выезды практиковал, например, первый Уполномоченный по правам человека в Саратовской области А.С.Ландо, свидетелем чего был и автор этих строк. Сопровождавшие его представители неправительственных организаций выполняли также и функцию гражданского образования и просвещения, распространяя среди подследственных и обвиняемых в СИЗО Саратова правозащитную литературу.

В тех регионах, где пока не сложилась практика конструктивного взаимодействия общественных правозащитников с системой исполнения наказаний, Уполномоченный по правам человека может, используя свою модераторскую функцию, содействовать такой практике. Примером может служить состоявшаяся в феврале 2011 года встреча руководителей Забайкальского правозащитного центра и регионального УФСИН, состоявшаяся по инициативе уполномоченного по правам человека  в Забайкальском крае Н.Н.Каргина. И хотя основная цель правозащитников – создание общественной комиссии для проверки жалоб осужденных исправительных колоний № 3 и № 5 на произвол сотрудников краевого УФСИН - на этой встрече не была достигнута, но начало взаимопониманию было все же положено, о чем свидетельствует приглашение начальника УФСИН руководителю Забайкальского правозащитного центра Виталию Черкасову войти в состав Общественного совета при краевом УФСИН.

Общественные правозащитные организации могут принимать участие и в специальных комиссиях по расследованию, которые могут создаваться региональными парламентами по итогам выступлений там Уполномоченных с информацией об особо значимых фактах нарушений прав человека, требующих специального расследования. К сожалению, сегодня таких примеров мало, в связи с отсутствием у большинства депутатов желания контролировать власть исполнительную, но в начале нулевых годов такие примеры были. Так, после аварии в 2002 г. на железной дороге в Пермской области, сопряженной с разливом химикалий, после выступления Уполномоченного по правам человека С.А.Матвеева на сессии Областной Думы была создана специальная комиссия под его председательством, куда вошли и пермские общественные правозащитники.
В рамках про-активной компоненты деятельности Уполномоченного по правам человека возможностей взаимодействия с общественными правозащитниками существенно больше, чем в рамках ре-активной компоненты. Рассмотрим эти возможности подробнее.

Совершенствование нормативной основы защиты прав человека (работа с региональными законами, Уставами и Конституциями).

Прежде всего отметим, что далеко не все Уполномоченные занимаются нормотворческой работой, а также экспертизой законопроектов – для этого часто просто не хватает времени – велик поток жалоб, а количество квалифицированных юристов, способных к подобной деятельности, очень ограничено. В большинстве случаев нормотворческая деятельность сконцентрирована на совершенствовании самого закона «Об Уполномоченном по правам человека» в соответствующем регионе. В ряде регионов вместе с тем Уполномоченные обладают правом законодательной инициативы и активно им пользуются. Таким правом обладают Уполномоченные по правам человека в Республиках Дагестан, Ингушетия и Татарстан, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Пермском крае, Самарской и Смоленской областях, г. Санкт-Петербург и в ряде других регионов. Наибольшая активность в этом направлении наблюдалась в Республике Татарстан, особенно в период работы первого Уполномоченного, Р.Г.Вагизова. Там были разработаны и внесены на рассмотрение парламента 22 проекта законов, большинство из которых уже действует. Среди принятых законов можно отметить следующие: «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан», «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан», «О народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни Республике Татарстан и местного значения», «Об опеке и попечительстве», «О транспортном налоге» и другие.

В законотворческой деятельности Уполномоченные опираются также на представителей академического сообщества – преподавателей университетов и сотрудников институтов, здесь вполне возможно и сотрудничество с квалифицированными экспертами из некоммерческих организаций, в том числе и правозащитных. Наиболее ярким примером сотрудничества Уполномоченных с правозащитными организациями является их совместная деятельность по подготовке Устава Пермского края. Там была создана специальная рабочая группа, объединившая и Уполномоченного в Пермском крае Т.И.Марголину и представителей Пермского правозащитного центра, Пермской гражданской палаты и других организаций. В итоге этого взаимодействия в проекте Устава появилась Вторая глава «Права и свободы человека и гражданина», в которой не только есть статья об Уполномоченном по правам человека, но и такие статьи, как: Формы гражданского участия в управлении делами государства (ст. 11) и Гарантии получения информации о деятельности органов государственной власти Пермского края (ст. 12).

Отметим, что накануне голосования по Уставу весной 2007 года Т.И.Марголина получила версию Устава, в которых не было этих согласованных ранее положений. И только благодаря экстренному обращению к губернатору от именно государственного и общественных правозащитных организаций края удалось вынести на голосование согласованный заранее вариант.
Развитие правового просвещения, гражданского образования и образования в области прав человека.

Это направление деятельности Уполномоченных по правам человека прописано в большинстве региональных законов об УПЧ. И это направление является, скорее всего, наиболее плодотворным и перспективным направлением сотрудничества, так как именно общественные правозащитные организации уже давно и во многих случаях успешно действуют в области гражданского образования на основе приоритета прав человека. Соответственно, у них накоплен достаточно большой опыт, в том числе и опыт методической работы. С другой стороны, во многих случаях им не хватает административной поддержки, а иногда, особенно в периоды обострения «боязней цветных революций» - и защиты. И именно такую поддержку, а иногда и защиту, (в ряде случаев, но не всегда) может обеспечить Уполномоченный по правам человека.

Примером такой поддержки может служить ситуация в Калужской области, когда там весной 2008 года началась компания против программы «Живое право», которая руализовывалась фондом «Сивитас-Россия» при поддержке американских коллег. В газетных публикациях обвиняли ее регионального координатора П.П.Симоненко чуть ли не в шпионаже. В этой ситуации Уполномоченный по правам человека Ю.И. Зельников пригласил его на работу к себе в аппарат и тем самым вывел из под удара.

Подчеркнем, что и сам Уполномоченный реально заинтересован в тесном сотрудничестве с общественниками в этом направлении, так как он обладает в большинстве случаев очень небольшим аппаратом, менее десяти человек, и выделять специального сотрудника для этого направления он, как правило, не может. В то же время он уже вскоре после начала своей работы ясно видит необходимость серьезных усилий в этом направлении, поэтому помощь общественных активистов ему очень полезна. Наиболее успешной деятельность по гражданскому образования и обучению правам человека оказывается, если вместе с Уполномоченным по правам человека и общественными организациями в ней участвуют и государственные и муниципальные учреждения – библиотеки, школы, университеты.

Приведем здесь несколько примеров такого успешного взаимодействия. В качестве первого – деятельность Аппарата Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае А.И.Селюкова. В этом случае за правовое образование и за взаимодействие с НКО отвечает управляющий делами аппарата Ю.Н.Кулик, выпускник Московской школы политических исследований, ранее – председатель городской думы г. Буденовска. Здесь в середине нулевых годов успешно реализовывался проект «Права человека, гражданское общество и общественные коммуникации», который был задуман, а затем и реализован совместно такой ведущей общественной правозащитной организацией , как «Альтер Вита» (руководитель К.Н. Вишневский.) Ставропольской краевой юношеской библиотекой (директор Л.Ф.Игнатова). В сотрудничестве с этими организациями аппаратом Уполномоченного по правам человека на базе библиотек села Курсавка Андроповского района и городов Железноводска, Минеральные Воды и Кисловодска были проведены семинары-тренинги на тему проекта. Семинары ставили своей целью привлечь внимание органов местной власти, сотрудников культуры и образования к проблеме гражданского воспитания молодежи. Во все библиотеки края были переданы книги Уполномоченного по правам человека А.И. Селюкова «Уполномочен защищать» и «Жертва опознания», которые стали информационной основой правозащитной деятельности библиотек. В работе семинаров большое внимание было уделено работе с молодежной аудиторией – проведены тренинги «Культура межличностных взаимоотношений», «Формирование правозащитной культуры», «Я – лидер», игры по теме «права человека». В библиотеках были оформлены информационные стенды, проведены выставки литературы, организованы встречи молодежи с лидерами местного самоуправления и общественных организаций. Всего приняло участие свыше 300 человек. Далее, с учетом важности развития гражданского образования, Ставропольский Уполномоченный совместно с теми же партнерами реализовал новый проект - по созданию гражданско-культурных центров и площадок на базе публичных библиотек края. Такие площадки были созданы в городах Железноводске, Минеральных Водах, Буденновске и Александровском районе. Целью таких центров было создание и развитие единого информационного пространства для обучения и получения практических навыков гражданско-правового образования и воспитания молодёжи, развития правозащитной культуры и выработки активной гражданской позиции.

Другим примером может служить деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан У.А.Омаровой и сотрудников ее аппарата. Здесь в целях формирования правового сознания у школьников, овладения ими знаниями в области прав человека, стало традицией проведение Уполномоченным ежегодного республиканского конкурса работ учащихся общеобразовательных школ «Права человека – глазами ребенка». Конкурс проводился совместно с Министерством образования и науки Республики Дагестан, Комитетом по молодежной политике Республики Дагестан и Дагестанским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциации юристов России». В конкурсе приняли участие более 100 учащихся из образовательных учреждений районов и городов республики. Финалистов конкурса наградили дипломами Уполномоченного по правам человека, ценными подарками и путевками в летние оздоровительные лагеря.

Аналогичная работа ведется также и со студентами. Так, в октябре 2010 года при поддержке Уполномоченного по правам человека и Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциации юристов России» была проведена серия игр «Брейн-ринг», посвященных Международному дню прав человека и Дню Конституции Российской Федерации. Интеллектуальное соревнование развернулось на базе Дагестанского государственного университета. В мероприятии приняли участие более 200 студентов, аспирантов и молодых преподавателей практически всех высших учебных заведений республики.

Большое внимание гражданскому образованию уделяла и Уполномоченный по правам человека в Калининградской области в 2001-2011 гг. И.Ф.Вершинина. Уполномоченный по правам человека является инициаторами, организатором и участником многочисленных мероприятий, направленных на совершенствование гражданско-правового образования в регионе. Сотрудники аппарата Уполномоченного самостоятельно и совместно с заинтересованными структурамиминистерством образования Правительства Калининградской области, управлением образования мэрии г. Калининграда, вузами г. Калининграда, общественными организациями региона - принимают участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, круглых столах, посвященных проблемам прав человека и совершенствованию механизмов защиты их прав. Таким образом, правовое просвещение ведется среди самых разных групп населения региона: школьников, студентов, преподавателей, государственных служащих, представителей правоохранительных органов и общественных организаций. По итогам мероприятий издаются сборники, в которых публикуются выступления Уполномоченного и сотрудников Аппарата.

Совместно с общественными организациями региона проводятся тренинги по правам ребенка в муниципальных образованиях Калининградской области. Один из проектов, реализуемых КРМО «Цунами», в котором принял участие аппарат Уполномоченного, был направлен на грамотное поведение молодежи во взаимодействии с правоохранительными органами, предотвращение рисков совершения правонарушений и возможности противоправных действий со стороны представителей органов власти. В ходе проекта был проведен цикл тренингов с молодежью, круглых столов с участием правоохранительных органов. Были изданы справочники, брошюры, снят фильм по данной теме.

Совместно с общественными организациями региона проводятся тренинги по правам ребенка в муниципальных образованиях Калининградской области. Один из проектов, реализуемых КРМО «Цунами», в котором принял участие аппарат Уполномоченного, был направлен на грамотное поведение молодежи во взаимодействии с правоохранительными органами, предотвращение рисков совершения правонарушений и возможности противоправных действий со стороны представителей органов власти. В ходе проекта был проведен цикл тренингов с молодежью, круглых столов с участием правоохранительных органов. Были изданы справочники, брошюры, снят фильм по данной теме. Развитию гражданского образования посвящен и Специализированный доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О проблемах гражданско-правового образования в Калининградской области», появившийся в 2005.

Важным направлением сотрудничества Уполномоченных по правам человека с общественными правозащитными организациями в области развития гражданского образования. В ряде регионов, по итогам обсуждения проблемы гражданского образования с этими организациями, и при их активном участии были разработаны проекты региональных целевых программ гражданского образования, которые в большинстве случаев были затем успешно реализованы. В качестве такого примера можно привести Концепцию гражданско-правового образования в Калининградской области на 2008-2011 гг., разработанную рабочей группой, созданной при Министерстве образования Калининградской области при активном участии аппарата Уполномоченного по правам человека. В состав рабочей группы вошли также представители общественных организаций, Российского государственного университета им.И.Канта и Калининградского юридического института МВД России. Другим примером может служить разработанная по инициативе Уполномоченного по правам человека в Брянской области Б.М.Копырнова Областная целевая программа "Развитие гражданско-правового образования в Брянской области на 2006 - 2010 годы" (Утверждена Постановлением администрации Брянской области от 30 декабря 2005 г. N 743).

Важным фактором в развитии гражданского образования в Пермской области стала Областная целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг. Основными задачами программы являлись: развитие системы политического и правового просвещения, углубление взаимодействия населения и органов власти, поддержка деятельности политических организаций. Эта программа была первым опытом применения в России инновационных системных технологий в области политического просвещения. После ее окончания некоммерческие организации области, работающие в области гражданского образования сформулировали гражданский заказ на развитие и совершенствование программы, на основе и которого была утверждена действующая сегодня Целевая программа «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 гг.». Она является первым в России примером разработки целевой программы на основе гражданского заказа некоммерческих организаций. Объем финансировании я программы из краевого бюджета составил 6,4 млн. рублей в год.

Реализацию этой программы координирует Общественный совет по гражданскому образованию при департаменте образования Пермской области, созданный в 2003 г. по инициативе Центра гражданского образования и прав человека и Центра гражданского образования Пермского госуниверситета. Основной его целью является содействие развитию гражданского образования в Пермской области. Именно в рамках этого совета были разработаны и обсуждены основные направления Целевой программа «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 гг.». В состав Совета входят представители гражданских организаций, организаций культуры и образования, включая государственный и педагогический университеты, а также Уполномоченный по правам человека в Пермском крае.

Подготовка и презентация Ежегодных и Специальных докладов.

При подготовке Ежегодных и Специальных докладов правозащитники могут быть важными источниками информации для этих докладов, а также компетентной аудиторией при их публичном обсуждении. В случае Ежегодных докладов о ситуации в соответствующем регионе с правами человека многие Уполномоченные используют доклады правозащитников и их материалы в качестве источников для характеристики ситуации с соблюдением прав человека. Вместе с тем возможна и обратная ситуация – когда Уполномоченный помогает правозащитной организации получить официальную информацию, важную для подготовки Правозащитного доклада.

Так, изучая (по любезному разрешению первого Уполномоченного по правам человека в Саратовской области А.С.Ландо) служебную переписку Уполномоченного в 1999 г., я обнаружил письмо на его имя от председателя правозащитной организации «Солидарность» А.Д.Никитина, с просьбой оказать содействие в получении ряда статистических данных, необходимых для подготовки доклада о состоянии прав человека в области, подготавливаемого в рамках проекта Московской хельсинской группы, а далее на две страницы следовал перечень требуемых данных. Неделей позже среди исходящей корреспонденции я увидел пятнадцать писем в адрес руководителей различных областных служб: от прокурора области до начальника ЗАГСа, в которых выражалась просьба «в связи со служебной необходимостью» предоставить ему следующие данные (и далее – цитата из списка А.Никитина). Этот конкретный случай вполне может рассматриваться как реальное социальное партнерство общественной правозащитной организации и Уполномоченного по правам человека.

Тесное общение с общественными правозащитниками может подсказать Уполномоченному и тематику его Специальных докладов, посвященных наиболее актуальным проблемам соблюдения прав человека в соответствующем регионе. Так, к собиранию материала для специального доклада Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан «Торговля людьми как массовое нарушение прав человека» был привлечен ранее занимавшийся исследованиями в этой области «Общественный инновационный фонд Республики Татарстан».

Еще одной важной площадкой для сотрудничества Уполномоченного по правам человека и общественных правозащитников может явиться презентация подготовленного Ежегодного или Специального доклада перед его официальным представлением руководству региона и региональной ассамблее. Такое публичное обсуждение позволяет внести некоторые поправки в доклад, а, с другой стороны, существенно расширяет заинтересованную аудиторию, создавая публичной пространство для распространения доклада среди гражданских структур и экспертного сообщества. Опыт таких общественных обсуждений докладов Уполномоченного накоплен, например, в Краснодарском крае.




следующая страница >>