microbik.ru
1 2 ... 10 11





































Воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи, прививать любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Факультативный курс «Подготовка к ГИА: Система работы над сочинением С2.2.» берёт за основу один из них — последовательное систематическое наблюдение за художественными и публицистическими текстами.

Любя язык, понимая его сложность, умея пользоваться словом, учащиеся в рамках факультатива могут не только совершенствовать важнейшие речевые умения, не только сформируют умения создавать свои тексты, но, что важнее, приобщаться к размышлениям о важных для человека проблемах счастья, долга, смысла жизни, к постижению нравственных вопросов о добре и зле, о том, что объединяет и разобщает людей.

Научить и научиться писать сочинение-рассуждение – одна из актуальных проблем современной школы: умение письменно излагать свои мысли необходимо каждому человеку, который мечтает найти своё место в этом мире. Работа над сочинением учит развивать мысли на заданную тему, приобщает учеников к творчеству, позволяет выразить свой взгляд на заданную проблему, реализовывая себя в написанном.

Актуальность

Актуальность программы определяется, во-первых, прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственное суждение. Во-вторых, данный факультативный курс продиктован требованиями времени: в течение нескольких лет эксперты территориальных и региональных экзаменационных комиссий отмечают, что выпускники IX классов практически не выбирают задание С2.2.

Так в Каменском районе в 2010-2011 учебном году из 223 выпускников только 31 человек писали сочинение С2.2. (13, 9 %). Поэтому актуальность подготовки учащихся к написанию именно этой формы сочинения не вызывает сомнения.

Представленный курс поможет будущим выпускникам подготовиться к написанию сочинения С2.2., предусмотренному новой формой сдачи экзамена по русскому языку в IX классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для учителя, помогающих учителю готовить выпускников к написанию С2.2., недостаточно.

Цель

1. Формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную компетенции при подготовке к ГИА:

  • развивать осведомленность школьников в системе родного языка;

  • расширять осведомленность восьмиклассников в особенностях создания собственного текста.

2. Обеспечить подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи

1. Развитие речи восьмиклассников:

  • обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи учащихся, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речи;

  • формировать умение связно излагать мысли в устной и письменной формах.

2. Обучение написанию собственных текстов:

  • определять основную идею собственного текста, её развитие по смысловым моделям,

  • развивать понятие абзаца и главной темы текста,

  • уметь редактировать собственный и чужой тексты, производить стилистическую и коммуникативную правку текста;

  • отстаивать собственную точку зрения;

3. Развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, умению обобщать, систематизировать, углублять знания по развитию речи, ориентированной на написание сочинения;

4. Формирование речевой культуры через овладение языковыми нормами;

5. Формирование умения применять полученные знания на практике.

6. Воспитание личности, умеющей не только грамотно и доказательно излагать свои мысли, но и постигающей нравственные заповеди человечества.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций — языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Интерпретация художественного или публицистического текста – основа речевой и коммуникативной компетенции, которая позволяет ученику на экзамене успешно выполнить задание повышенной сложности.
Отличительные особенности данной программы

Одно из главных направлений программы – проникновение в текст, сосредоточение внимания на его содержании, потому что воспитательная роль связного текста бесспорна. Поэтому в основе каждого занятия – интересный текст, способствующий духовному развитию учащегося, соответствующий возрастным особенностям школьника и в то же время содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане.

В логике построения программы и заключена новизна данного курса: тексты, предлагаемые учащимся для обучения написанию сочинения С2.2., объединены в единые циклы конкретными темами, что позволяет учащимся с нескольких сторон рассмотреть тему, сравнить разные точки зрения на одну и ту же нравственную категорию. Это поможет восьмиклассникам при аргументации своей позиции в ходе самостоятельного написания сочинения. Кроме этого, подбор текстов, предложенных для анализа, осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание на занятиях уделяется «Письмам о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и православным христианским притчам.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал не только повторяется на каждом уроке, он постигается через мини-разминки, тестовые задания, аналитические беседы по содержанию исходных текстов. В ходе занятий происходит развитие устной и письменной монологической речи восьмиклассников.

Во избежание разнообразных ошибок учащимися особое внимание в данной программе уделяется взаимоконтролю, самоконтролю, планируется систематическая работа над ошибками, работа в группах, парная разноуровневая работа (сильный — слабый), редактирование, рецензирование своих и чужих текстов, работа с толковыми и лингвистическими словарями.

На занятиях обеспечивается системный подход в обучении написания сочинения С2.2. — одному из самых сложных видов сочинений. Такой подход принципиально важен с точки зрения полноценного, глубокого восприятия исходного текста.

Факультативный курс носит пропедевтический характер, готовит учащихся не только к сдаче экзамена в новой форме оценивания в IX классе, но и к ЕГЭ в XI классе.

Структура программы позволяет сохранить единство, взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся нацелены на конечный результат, поэтому высока мотивация.
Структура программы включает в себя несколько частей:

  • Введение: структура экзаменационной работы в формате ГИА.

  • Часть1: понятийно-справочный материал.

  • Часть 2: практикум.

  • Часть 3: рецензирование и редактирование.

  • Заключение. Подведение итогов.

В основе уроков-практикумов лежит работа с текстами публицистического и художественного стиля. Предлагаются тестовые задания, приближенные по содержанию к заданиям ГИА. Данные задания помогают учащимся понять содержание, структуру, тип речи текста. В начале занятий в качестве разминок используются мини-тексты.

На этапе обучения сочинению возрастает роль таких видов работы, как коллективный (на первом этапе) и самостоятельный анализы написанного ученического сочинения с учетом критериев оценивания, составление плана, тезисов, определение основной мысли текста, сбор соответствующего текстового материала для аргументации тезиса с последующим написанием сочинения-рассуждения. Такие задания решают проблему адекватного восприятия текста и помогают доказательно ответить на вопрос задания С2.2.
В практической работе используются следующие методы и приёмы:

  • наблюдение,

  • сопоставление текстов, объединенных одной тематикой,

  • исследование,

  • редактирование и рецензирование творческих работ учеников с опорой на критерия оценивания С2.2.,



Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Разработанный факультативный курс рассчитан на 34 часа и адресован учащимся VIII класса, однако его можно использовать для проведения занятий с выпускниками основной школы.

Формы занятий

1. Лингвистический эксперимент

2. Регламентированная дискуссия

3. Комплексный анализ текста.

4. Стилистический анализ текста.

5. Ролевая игра.

6. Практикум

7. Круглый стол

8. Размышление
Формы итогового контроля по освоению факультативного курса

  1. Написание контрольного сочинения С2.2.

  2. Круглый стол «Поговорим о нравственности».


Режим занятий

1 час в неделю в течение учебного года
Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты можно представить в виде систематизированных, углублённых знаний по развитию связной речи, сформированных умений, которые школьники должны продемонстрировать при написании сочинения С2.2., выполнения заданий А 1 – А 3, составленных на основе текста.
Ученик должен иметь представление:

  • О коммуникативной функции языка;

  • о языковых нормах и их признаках;


знать:

  • смысл понятий: речь устная и письменная; тема текста, идея, стили речи, аргументы, аргумент-пример (иллюстрация);

  • особенности жанра рассуждения;

  • признаки текста и его функционально смысловые типы;

  • основные нормы русского литературного языка;

  • основные нормы речевого этикета;


уметь:

  • различать стили речи;

  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

  • адекватно понимать и интерпретировать исходный текст, определять тему, тип речи, основную мысль, произведя комплексный анализ текста;

  • работать с тестовыми заданиями, понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • анализировать сочинение свое и чужое в соответствии с темой, основной мыслью и стилем с учетом критериев оценивания С2.2.

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки;

  • излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно, пользуясь лексическими и грамматическими средствами языка в устной и письменной речи;

  • выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности, к нравственным проблемам;

  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

  • анализировать творческие образцы сочинений и редактировать их, используя разнообразные синтаксические синонимы, исправляя орфографические и пунктуационные ошибки;

  • писать собственное сочинение-рассуждение с опорой на исходный текст, доказывая свою точку зрения, приводя не менее 2-х аргументов и аргументов-примеров.

  • использовать средства связи предложений при написании сочинения;

  • владеть «чувством времени»;

  • применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


Умения и навыки, приобретенные на занятиях факультативного курса, позволят ученикам выполнить на экзамене в форме независимого оценивания задания повышенного уровня сложности.

Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Формы проведения итогов реализации программы

1. Круглый стол

2. Презентация

3. Подборка образцов сочинений С2.2.

4. Подборка сочинений для анализа и рецензирования с опорой на критерии оценивания С2.2.

5. Оформление тетради «Шаг в будущее: подготовка к ЕГЭ (банк аргументов)».





Тема

кол-во

часов

виды деятельности

Введение.

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Практическое применение критериев оценивания С2.2. (оценивание творческих работ выпускников).

1

Практика:

  • изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку;

  • знакомство с критериями оценки выполнения заданий;

  • оценивание экзаменационного сочинения с применением критериев оценивания 2.2.

Часть 1.

2

Понятийно-справочный материал. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.

1

Теория:

Практика:

  • составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

  • выполнение текстовых заданий,

  • анализ текстов

3-4

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

Тренировочные упражнения по разворачиванию основной мысли

2

Теория:

  • приемы логического разворачивания основной мысли;

Практика:

  • построение логической схемы текста-рассуждения,

  • мини-тестирование

5-6

Композиция сочинения-рассуждения. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вступление и заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.


2

Теория:

  • композиция сочинения

  • алгоритм написания сочинения-рассуждения по тексту.

Практика:

  • подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту;

  • коллективное написание сочинения-рассуждения по тексту.

7

Языковые средства, обеспечивающие связность текста. Анализ и редактирование творческих работ одноклассников.

1

Теория:

  • основные языковые средства связи между предложениями в тексте,

Практика:

  • подбор связок-мостиков (скреп) между частями сочинений;

  • текстовые задания,

  • взаимоанализ и самоанализ творческих работ

8-9.

Рецензирование и редактирование творческих образцов сочинений с учетом критериев оценки задания С2.2.

2

Практика:

  • знакомство с критериями оценки выполнения заданий с опорой на экзаменационные сочинения;

  • рецензирование и редактирование творческих работ учеников

Часть 2. Практикум: комплексное применение знаний

1) анализ нескольких «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева

10

Интерпретация фрагмента письма второго «Молодость – вся жизнь»

3

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Словарь: интерпретация.

Практика:

  • исследование текста

  • тестирование

  • коллективное

написание сочинения

11

Интерпретация письма третьего «Самое большое»

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • комплексный анализ текста, включающий

тестирование

  • групповое

написание сочинения (1-2 ученика-консультанта направляют работу остальных)

12.

Интерпретация письма шестого «Цель и самооценка»

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текста

  • составление плана и тезисов письма

  • составление кластера.

2) работа над сочинением по текстам, объединенным одной темой

Тема памяти

13-14

Ролевая игра. Д.С.Лихачев: интерпретация письма двадцать седьмого «Четвертое измерение»

9


Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текстов

  • сопоставление разных точек зрения на одну проблему

  • тестирование

  • групповое написание сочинения (1-2 ученика-консультанта направляют работу остальных)

15.

Д.С.Лихачев: интерпретация письма сорокового «О памяти»

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текстов

  • исследование проблемы

  • сопоставление разных точек зрения на одну проблему

  • тестирование

  • мини-разминка

  • написание сочинения

16.

Анализ (работа по критериям оценивания) и редактирование ученического сочинения по письмам Д.С.Лихачева, по тексту В.Петросяна «Не бывает безвестных, безымянных солдат»

Теория: критерии оценивания сочинения С2.2.

Практика: анализ творческих работ одноклассников, их редактирование

17-18

Сочинение-рассуждение на основе интерпретации фрагмента текста И.Васильева. Анализ (работа по критериям оценивания) и редактирование ученического сочинения по тексту И.Васильева

Теория: критерии оценивания сочинения С2.2.

Практика: анализ творческих работ одноклассников, их редактирование

19-20

Сочинение-рассуждение на основе интерпретации фрагмента текста Ю.Нагибина: подготовка и написание.

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текста,

  • тестирование,

  • написание сочинения

21

Анализ (работа по критериям оценивания) и редактирование ученического сочинения-рассуждения на основе интерпретации текста «Сокровище наше – Русь»

Теория: критерии оценивания сочинения С2.2.

Практика: анализ творческих работ одноклассников, их редактирование

Тема счастья

22-23

Исследование проблемы счастья. Сопоставление разных точек зрения на одну и ту же проблему. Подготовка к сочинению-рассуждению по притче о счастье Л.Калашниковой

4


Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текстов

  • исследование проблемы

  • сопоставление разных точек зрения на одну проблему

  • тестирование

  • мини-разминка

написание сочинения

24

Сопоставление православной христианской притчи «Счастье, попавшее в яму» и письма сорок шестого Д.С.Лихачева «Путями доброты».


Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текстов

  • исследование проблемы

  • сопоставление разных точек зрения на одну проблему

  • тестирование

  • мини-разминка

написание сочинения

25

Контрольное сочинение-рассуждение на основе стихотворения Вероники Тушновой


Практика:

написание сочинения

Тема зависти

26-27

Исследование проблемы зависти. Ролевая игра «Зависть – страшный порок человека». Сочинение-рассуждение на основе интерпретации христианской притчи «Каин и Авель»

5

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текстов

  • исследование проблемы

  • сопоставление разных точек зрения на одну проблему

  • составление кластера

  • тестирование

  • мини-разминка

написание сочинения

28

Подготовка и написание сочинения на основе интерпретации православной христианской притчи о зависти и ненависти.

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текста,

  • тестирование,

написание сочинения

29.

Подготовка и написание сочинения на основе интерпретации письма пятнадцатого Д.С.Лихачёва «Про зависть»

Теория: основная мысль, тезис, доказательства, аргумент-пример, вывод.

Практика:

  • анализ текста,

  • тестирование,

написание сочинения

30.

Контрольное сочинение-рассуждение на основе интерпретации стихотворения «Зависть»

Практика:

написание сочинения

Часть 3: рецензирование и редактирование

31-32

Грамматические и речевые ошибки.

Рецензирование и редактирование творческих работ одноклассников.

2

Теория:

типы речевых, грамматических и логических ошибок.

Практикум по редактированию текстов




Заключение. Подведение итогов

2

Практика:

написание сочинения

33.

Контрольное сочинение-рассуждение С2.2.

34

Круглый стол «Поговорим о нравственности»

  • Дискуссия на тему нравственности,

  • составление кластера


следующая страница >>