microbik.ru
1 2 3
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе
_________________________

Профессор Г.А.Буланов Г.А.

«______»_____________2005г.
Рабочая программа

По детским болезням

Для специальности 060103.65 Педиатрия

Факультет: педиатрический

Кафедра: госпитальной педиатрии

Курс: 5

Семестр: IX - X

Лекции: 18 16

Практические

(семинарские занятия) 58 54

Самостоятельная работа студентов 30 - 30


2005/2006 уч.год


ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе
_________________________

Профессор Г.А.Буланов Г.А.

«______»_____________2004г.
Рабочая программа

По детским болезням

Для специальности 060103.65 Педиатрия

Факультет: педиатрический

Кафедра: госпитальной педиатрии

Курс: 5

Семестр: IX - X

Лекции: 18 16

Практические

(семинарские занятия) 58 54

Самостоятельная работа студентов 30 - 30

2004/2005 уч.год


Рабочая программа составлена на основании

Программы по детским болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.)

(название типовой программы, дата утверждения)
Индекс «Педиатрия»
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры госпитальной педиатрии ГОУ ВПО НижГМА Минздрава России - протокол №106 от 28.04.04г.

Заведующий кафедрой, доцент_________________ С.Л.Нестеров
Программа обсуждена и утверждена на заседании ЦМК по педиатрическим дисциплинам - протокол № 5 от «12» мая 2004г.

Председатель, проф. _________________И.Г.Шиленок.

Рабочая программа пересматривается и утверждается на заседании кафедры ежегодно перед началом учебного года (последнее утверждение — август 2010 года).

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами и специальностями оформляется ежегодно перед началом учебного года (последнее оформление — август 2010 года).

Зав. кафедрой госпитальной педиатрии, д.м.н. ____________О.В.Халецкая
V КУРС

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель дисциплины - развить у студентов клиническое мышление, подготовить их к обучению в субординатуре.

Задачи:

  1. Укрепить знания студентов, полученные по пройденным разделам педиатрии.

  2. Дать представление о физиологии новорожденного ребенка и
    сформировать клиническое мышление в диагностике, лечении и профилактике важнейших патологических состояний перинатального периода.

  3. Дать представление о проблемах гематологии в педиатрии и сформировать клиническое мышление в диагностике заболеваний, лечении и профилактике патологических состояний при гематологических заболеваниях.

  4. Обучить студентов решению ситуационных задач по изучаемым
    разделам.

  5. Отработать со студентами практические навыки по сбору и оценке
    анамнеза, клиническому обследованию, уходу за новорожденным и
    больными с гематологическими заболеваниями, интерпретации лабораторных данных и дифференциальной диагностике.

II. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ - анатомическое строение органов и систем детского организма в возрастном аспекте.

ГИСТОЛОГИЯ - гистоморфологическая картина органов и тканей.

ФИЗИОЛОГИЯ - физиология органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.

ПАТАНАТОМИЯ - патологоанатомические изменения при различных заболеваниях у детей.

ПАТФИЗИОЛОГИЯ - патофизиологические механизмы изменения систем детского организма при заболеваниях.

ФИЗИКА - основные характеристики медицинской диагностической и лечебной аппаратуры.

БИОХИМИЯ - биохимические сдвиги при различных патологических состояниях у детей.

МИКРОБИОЛОГИЯ - основные формы микробов, вирусов, их характеристика, особенности.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ - источники инфекций, пути их распространения, эпидемиологические мероприятия.

РЕНТГЕНОЛОГИЯ - основы рентгенодиагностики в детском возрасте.

ИММУНОЛОГИЯ - основы иммунологии детского организма, методы иммунодиагностики. Прививочное дело.

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ - форма выпуска, дозирование лекарственных препаратов. Механизм действия препаратов в возрастном аспекте. Фармакокинетика и фармакодиагностика.

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ - детские инфекционные заболевания у детей. Клиника. Профилактика. Лечение. Дифференциальная диагностика с подобными заболеваниями неинфекционной природы.

ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ - дифференциальный диагноз болей в животе (аппендицит, инвагинация), урологические заболевания.

ТУБЕРКУЛЕЗ - туберкулез, клиника, особенности диагностики в детском возрасте. Лечение.

ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - анатомофизиологические особенности органов и систем у детей. Функциональные показатели, методика осмотра (инструментальные и функциональные методы исследования).

ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ПЕДИАТРИЯ - ревматизм, врожденные пороки сердца, бронхиты, острая пневмония у детей старшего возраста, гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни желчных путей, острый гломерулонефрит, пиелонефрит, гельминтозы, гипо(а)витаминозы А группы В, С, РР, рахит, детская экзема, острые расстройства пищеварения, железодефицитная анемия у детей раннего возраста, острая пневмония у детей раннего возраста.

ПОЛИКЛИНИКА - организация и содержание работы участкового педиатра детской поликлиники и врача школьно-дошкольного сектора. Организация и содержание работы врача неотложной и скорой помощи.

III. Содержание дисциплины
Программа по педиатрии на V курсе реализуется в условиях цикловой системы. В целом она складывается из лекционного курса и практических занятий. На самостоятельную работу студентов выделено – 60 часов.

1. Исходя из возможностей общего расписания, на лекции по госпитальной педиатрии выделяется 18 часов в IX и 16 часов в X семестре. На них излагаются основные проблемы неонатологии и гематологии. Перечень лекций представлен в таблице 1.
2. В течение учебного года студенты проходят два цикла практических занятий: цикл «неонатлогия» (16 дней), включающий 5-дневный цикл на базе родильного дома и 11-дневный цикл на базе отделения новорожденных детской больницы и цикл «гематология» (5 дней).

Тематический план практических занятий по циклам представлен в таблице 2.

Во время обучения на практических занятиях студенты осваивают вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины, методов диагностики, лечения, и профилактики заболеваний детей периода новорожденности, а так же детей раннего и старшего возраста с гематологическими заболеваниями. Практические занятия по вопросам физиологии и патологии новорожденных проводятся на базе роддомов №4, №6, №7, и в отделениях новорожденных №7, № 8 МЛПУ «Детская городская клиническая больница №1.

Гематологию студенты изучают на базе гематологического отделения ГУ «Нижегородская областная детская клиническая больница».

Проходя обучение на базе отделений новорожденных, студенты предоставляют учебную историю болезни, рефераты, тем самым закрепляя полученные ранее пропедевтические умения обследования ребенка, изучают основные симптомы заболевания, проводят физикальное обследование пациентов, определяют необходимый перечень диагностических исследований, сами осуществляют ряд исследований, оценивают полученные результаты, проводят дифференциальный диагноз, составляют алгоритм лечебных, реабилитационных (физиотерапевтических) и профилактических мероприятий, подбирают соответствующие медикаментозные препараты, рассчитывают дозу лекарств в зависимости от тяжести и стадии заболевания, возраста, массы и поверхности тела ребенка, назначают питание.

В начале цикла проводится тестирование студентов для уточнения исходных знаний по соответствующему разделу, а также знаний по анатомо-физиологическим особенностям детей и проблемам вскармливания. По окончанию каждого цикла и завершении всей программы проводится контрольное тестирование с учетом предлагаемых типовых тестовых заданий для итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности 040200 «Педиатрия» (издание 4-е переработанное и дополненное, Москва ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004 год). Кроме этого, по окончанию цикла в каждой группе проводится контроль знаний и практических умений в виде зачета. Перечень необходимых умений для студентов 5-го курса представлен в таблице № 3 согласно предложению Министерства образования и науки РФ, МЗ и социального развития РФ по специальности 040200 («Педиатрия», Москва, 2004 год).

По окончании 5 курса (в X семестре) студенты сдают курсовой экзамен по педиатрии.

На кафедре имеются подробные методические разработки по каждому циклу.

Методические разработки подготовлены однотипно и отражают следующие вопросы:

  1. Темы занятий, где указан план каждого занятия с подробной расшифровкой разбираемых вопросов.

  2. Оснащение занятия.

  3. Перечень практических навыков по циклу.

  4. Рекомендуемая литература основная и дополнительная, которая пересматривается ежегодно.

  5. Рецептура.

  6. Тестовые задачи, контрольные вопросы, вопросы исходного и контрольного тестирования.



Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИЙ И СЕТКА ЧАСОВ



п/п

Название лекции

Кол-во

часов



Введение в неонатологию

2 ч.

2.

Внутриутробная гипоксия

2 ч.

3.

Родовая травма

2 ч.

4.

Задержка внутриутробного развития плода

2 ч.

5.

Врожденные инфекции

2 ч.

6.

Гемолитическая болезнь

2 ч.

7.

Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных

2 ч.

8.

Сепсис новорожденных

2 ч.

9.

Недоношенные дети

2 ч.

10.

Гемофилии в детском возрасте

2 ч.

11.

Наследственный сфероцитоз

2 ч.

12.

Лейкозы. Острые лейкозы.

2 ч.

13.

Лейкозы. Хронические лейкозы.

2 ч.

14.

Геморрагический васкулит

2 ч.

15.

Тромбоцитопении

2 ч.

16.

Тромбоцитопатии

2 ч.

17.

Апластические и гипопластические анемии.

2 ч.




Итого

34 часа


следующая страница >>