microbik.ru
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6» города Губкина Белгородской области


«Согласовано»

Руководитель МО учителей
___________Ф.И.О.
Протокол № ___ от

«____»__________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ «Гимназия № 6» города Губкина

___________ Ф.И.О.

«____»____________2010г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ «Гимназия № 6» города Губкина
__________Вольваков С.П.
Приказ № ___

от «___»____2010г.


Рабочая программа

По дополнительному образованию

(секция «Возрождение» НОУ «Творчество, поиск, открытие»

Руководитель Секции «Возрождение»

НОУ «Творчество, поиск, открытие»: Годун Л.В.

Губкин

2010

Пояснительная записка
В нашем обществе сегодня возрос интерес к истокам отечественной духовной культуры. Вопрос духовного воспитания детей встал перед обществом, семьей и школой с особой остротой и очевидностью. Важной переменой в системе российского образования является то, что в школу стало активно проникать гуманное мышление, основанное на воспитании «души и сердца» растущего человека, понятие «духовность» становиться общепринятым в традиционной педагогике. Применительно к современным педагогическим проблемам духовность рассматривается как особое состояние человека, выражающееся в высоком уровне сформированности ценностных качеств личности, понимании своего места в жизни. Духовность представляет внутренний мир человека, определяет его сознание и самосознание, мотивацию и смысл поведения на уровне ценностных отношений.

Одним из путей развития духовности является изучение русской православной культуры, исследование и изучение православных святынь, в частности - святынь родного края: их истории, географического положения, природных условий, а также изучение литературных источников. Это помогает укрепить связь поколений и определить новые горизонты развития. Поэтому одними из важнейших предметов, призванных формировать духовность детей, являются литература и история православия.

Процесс духовного воспитания учащихся является неотъемлемой частью гуманитарного образования в России. В современной концепции гуманитарного образования указано, что основной целью литературного образования является становление духовного мира личности, создание условий для внутренней потребности личности в реализации своих творческих возможностей. Решению этих задач способствует изучение исторических памятников православной культуры, ценность которых заключается в том, что расширяя и обогащая свои знания, учащиеся приобретают чувства любви и уважения к истории и культуре Отечества.

Программа секции НОУ «Возрождение» представляет собой систему воспитания на основе изучения национальных и православных традиций и культуры русского народа.

Программа позволяет осуществить образовательный процесс как на уроке, так и во внеклассной работе. Участие в работе секции НОУ «Возрождение» призвано способствовать решению проблем формирования гуманной, творческой, саморазвивающейся личности, владеющей прочными и осознанными знаниями, способной к сохранению и созданию ценностей, активному включению в процесс преобразования мира.

Цели:

  • Формирование ценностных отношений личности к миру и себе на основе православных традиций и культуры.

  • Выявление и поддержка детей, склонных к занятиям исследовательской деятельностью.

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Задачи:

  • На основе духовных ценностей православия расширить представление учащихся о роли православия в формировании отечественной литературы и культуры.

  • Содействовать развитию мотивации личности к познанию и творчеству, усвоениюучащимися знаний по литературе и православной культуре, овладеванию знаний,выходящими за пределы учебной программы.

  • Способствовать воспитанию у гимназистов чувств патриотизма, ценностного отношения к отечественной культуре.

  • Развивать у учащихся практические умения и навыки использования методологии и методики научных исследований при организации самостоятельной поисковой деятельности.



Основные направления работы
1. Включение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

2. Обучение работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

7. подготовка, организация и проведение научно – практических конференций, турниров, олимпиад, творческих мастерских.

8. Редактирование и издание ученических научных сборников.

Календарно тематический план

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Количество

теоретич. часов

Количество

практич.

часов

1.

Вводное занятие.


Выборы актива секции.

Анкетирование. Цели и задачи. Планирование работы секции.




2

2.

Науки разные нужны

Презентация НОУ гимназии «творчество, поиск, открытие»




2

3.

Святые места Белогорья.

Экскурсия в детский центр духовного развития.




4

4.

Умение видеть проблемы

интегральное свойство мышления.

Поиск проблемы. Метод думательных шляп Э. де Боне.

2

2

5.

Построение гипотез – основа исследовательского мышления.

Примеры известных гипотез. Построение причинно – следственных

цепочек.

2

2

6.

Умение задавать вопросы.

Виды и типы вопросов.

1

1

7.

Умение давать определение понятиям.

Виды определения понятий. Правила определения понятий.

1

1

8.

Умозаключение – форма мышления.

Индуктивное и дедуктивное умозаключение.

2

2

9.

Методика работы с текстом.

Структурирование текста.

2

2

10.

Требования, предъявляемые к работам для участия в научно – практической конференции.

Актуальность темы исследования. Практическая значимость.

Гипотеза. Задачи, научная

новизна, цель, объект исследования.

1

1

11.

Подготовка к проведению

научного исследования.

Последовательность действий на данном этапе.

Рекомендации по работе с литературой.

2




12.

Виды исследовательской

деятельности.




2




13.

Этапы работы над научным исследованием.

Введение, основная часть,

Заключение, библиографический список,приложение.


2




14.

Проведение научного исследования.

Составление рабочего плана.

1

1

15.

Евангелие от Иуды.

Сбор материалов

2




16.

Иуда Искореотский. Предатель или преданный ученик?

Сбор материала

2




17.

История возникновения христианских пещерных монастырей.

Пещерные монастыри России

Причины возникновения.

Изучение исследований В.Б.Антоновича.

2




18.

Пещерные монастыри с точки зрения общехристианской и русской

православной традиции.

Вместилище невмистимого.Нисхождение Благодатного огня. «Церковная история» Евсевия Памфило. Устройство монастырей.

2




19.

Обобщение результатов

исследований.

Отбор материалов для написания научно - исследовательской работы.




2

20.

Оформление научно – исследовательской работы. Составление презентации.

Основные требования к оформлению по содержанию, по форме представления.

1

3

21.

Представление научного исследования (презентация).

Составление презентации.




2

22.

Защита проекта.

Основные требования.

1

1

23.

Подготовительная работа

для участия во Всероссийском заочном конкурсе исследовательских работ

«Юность. Наука. Культура»

Составление тезисов доклада для публикации материалов конференции.

Оформление заявки на участие в конкурсе. Отправка работы на конкурс.




2

24.

Подготовка к городской

Конференции «Первые шаги»

Составление тезисов доклада для публикации в сборнике материалов

конференции.




2

25.

Подготовка к городской

конференции «Первые шаги»

Оформление научно – исследовательской работы.




1

26.

Святые места Белогорья.

Поездка в Свято – Троицкий Холковский

Монастырь.




6

27

Святые места Белогорья.

Экскурсия в храм Ксении петербургской.




2

28.

Подведение итогов работы

секции. Планы на будущее.








1


\

Список литературы


  1. Баженов И. Костромской Ипатиевский монастырь. Кострома,1909.

  2. Дзукики А. Творчество в науке. – М., 2001. – 332с.

  3. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. – М., 2001. – 348 с.

  4. Каманин И.М .Зверинецкие пещеры в Киеве( их древность и святость). Киев,1914

  5. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. Спб.,б.г.

  6. Радзинский Э.С. «Господи… спаси и усмири Россию». Москва. Вагриус.1993 Савенков А.И. Содержание и образование исследовательского обучения.// Директор школы. -№8. – 2001. – С.268.

  7. Синицина Е.И. Логические игры и задачи. – М.,2001.

  8. Феоктистов А.А. «Русские монастыри» из серии «Монастыри мира». «Очарованный странник» - Издательство «Троица», г. Новомосковск – г. Москва 2003

  9. Методические рекомендации по организации исследовательской работы в научном обществе учащихся. УОиН Администрации Губкинского муниципального района МОУ «НМЦ», 2006г.

  10. Методические рекомендации по овладению школьниками исследовательскими умениями и навыками (задания и упражнения). УОиН Администрации Губкинского муниципального района МОУ «НМЦ», 2006г.