microbik.ru
1 2 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет

Философский факультет

Кафедра социологии
УТВЕРЖДАЮ

Декан ФсФ _______ С. С. Аванесов
"_____"__________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины «Социология»


Направление подготовки

010400 Прикладная математика и информатика

Степень выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная


Томск 2011

1 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «социология» являются:

  1. Развитие социального аспекта мышления и самосознания через ознакомление с классическими и современными социологическими концепциями.

  2. Получение знания об основных элементах социальной структуры и процессах, протекающих в обществе.

  3. Совершенствование навыков социологической интерпретации социальных явлений, развитие способности различать экономические, политические, исторические, метафизические и социологические аспекты жизни общества.


2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология» изучается в 8 семестре. Дисциплина «социология» находится в логической взаимосвязи с историей и философией. Дисциплина «История» предоставляет фактический материал для построения и аргументации социологических закономерностей. Дисциплина «Философия» даёт навыки теоретико-системного мышления и предоставляет теоретико-методологический аппарат для концептуальных построений социальных структур и процессов.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

ОК – 1. Способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

ОК – 9. Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК – 13. Способность работать в коллективе и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

ОК – 14. Способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с компьютерными технологиями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: Основные социологические понятия и концепции.

  • Уметь: Анализировать социальные явления и процессы на уровне современной социологической теории.

  • Владеть: теоретико-методологическим аппаратом современной социологии.

4 Структура и содержание дисциплины «Социология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,4 зачетных единиц, 85 часов.




п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

СРС

1

Социология как наука. Объект, предмет, цель и задачи социологии.

8

1

2

5




2

Стратегии социологического познания: позитивизм и герменевтика.

8

2

2

5




3

Социологические теории личности и межличностного взаимодействия.

8

3

2

5




4

Девиантное поведение.

8

4

2

5




5

Задачи и основные понятия теории социальной структуры.

8

5

2

5

Эссе на тему «Личность и общество».

6

Элитаристская концепция социальной структуры.

8

6

2

5

Контрольная работа по «Микросоциологии».

7

Стратификационная концепция социальной структуры.

8

7

2

5




8

Культурно-символическая концепция социальной структуры.

8

8

2

5

Эссе на тему «Факторы социального положения и социальной мобильности».

9

Маргинальность как характеристика социальной структуры.

8

9

2

5.

Контрольная работа по «Макросоциологии».

10




8

10

2

5

Зачёт в форме коллоквиума.

11

Итого







20

50

15


5 Образовательные технологии

В соответствии с объёмом аудиторных учебных часов предусматриваются следующие креативные технологии: творческое эссе, проблемные контрольные вопросы, мини-дискуссии в рамках коллоквиума.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Темы эссе и рефератов.

Раздел 1 Социология как наука

  1. Здравый смысл и социология.

  2. Практическое значение социологии.

  3. Что и зачем изучает социология: объект, предмет, цели и задачи социологии.

  4. Специфика социологического мышления и изучения человеческого поведения. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

  5. Социология как объяснение и как понимание человеческого поведения.

  6. Общество как социальная структура и как система жизненных миров.

  7. Социология и возможности изменения общества.

  8. Социология и жизненная позиция: как социология может помочь жить в обществе?

  9. Социокультурные факторы человеческого поведения: соотношение социального, культурного и биологического в человеке.

  10. Конструктивное и деструктивное в человеческом поведении.

Литература.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1998.

Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл. 1.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Издательская корпора­ция «Логос», 2000. -432 с.

Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М. Логос, 2000 и 2002.–640 с.

Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М. 1995.

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с

Раздел 2. Микросоциология.

Социология личности и межличностных отношений.
Личность как социально-отношенческий феномен.

  1. Жизненный путь личности.

  2. Влияние социальных факторов на биографию человека.

  3. Общество и повседневная жизнь человека.

  4. Межличностная коммуникация: процедуры, механизмы, факторы.

  5. Социокультурная детерминация мотивации: как общество и культура определяет мотивацию?

  6. Личность как опыт социального взаимодействия.

  7. Совесть как социальный феномен.

  8. Личность как ролевой ансамбль. Общество как система межличностных отношений.

  9. Социальное самосознание личности.

  10. Социальное самоопределение (идентификация) личности.

  11. Мужчина и женщина как типы личности. Гендерные отношения.

  12. Социально-психологические особенности личности и поведения молодого человека.

  13. Молодёжь в обществе: особенности социального положения и взаимоотношений с другими социальными группами. Проблема взаимоотношений между поколениями.

Литература.

Андреева Н.И. Гендерная культура в современном российском обществе. // «Мужское» в традиционном и современном обществе. М. 2003.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1998.

Бауман З. Мыслить социологически. \ Пер. с англ. С.П. Баньковской и А.Ф. Филиппова М. 1996.

Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.

Бидуэлл Ч. Молодёжь в современном обществе.\\ Американская социология. М., 1972.

Бир А., Пфефферкорн Р. Мужчины \ женщины: динамика идентичности. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998 г., том I,   выпуск 1.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. \ Пер. с англ. А.Д.Ковалёва. М. 2000.

Женская идентичность. Глоссарий.

Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов –на - Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Издательская корпора­ция «Логос», 2000. -432 с.

Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они». // Социологический журнал.

Климова С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен. // Человек. 1995. № 3. С. 26-35.

Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих». \\ WWW.I-U.RU

Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «кто Я». \\ Социологические исследования. 1995. № 5.

Кон И.С. В поисках Себя. М. 1984.

Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Лекции.

Кон И.С. Ребёнок и общество. Гл.: Смена поколений и преемственность культуры. М., 1988.

Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

Легенина Т.Б. Роль гендерных стереотипов в процессе воспитания. // «Мужское» в традиционном и современном обществе. М. 2003.

Лейтц Г. Психодрама Я.Л. Морено. М. 1994.

Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях (Размышления социолога о преемственности поколений). // Социологические исследования. 2002.

Магун В. С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М., 1993.

Малинкин А.Н.  «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания. \\ Социологический журнал. 2001. № 4.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. Глава III. Проблема молодежи в современном обществе. М. 1994.

Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М. 2001.

Мотков О.И. Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике // «Мужское» в традиционном и современном обществе. М. 2003.

Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её структурные особенности. Москва, 2001 г.

Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации. // «Человек». 2003 г., № 6.

Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. // Социологические исследования. 2003г.

Шибутани Т. Социальная психология. М. 1969.

Элеанор Э. М. Два пола: растём порознь, живём вместе.

Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. – 1994. - № 1. – С. 35-52.
Личность и общество.

  1. Влияние общества на самосознание личности.

  2. Феномен социальной свободы.

  3. Соотношение свободы и необходимости в поведении человека.

  4. Свобода в современном российском обществе.

  5. Социализация личности: этапы, агенты, факторы.

  6. «Чужак» как социально-психологический феномен.

  7. Феномен одиночества.

  8. Молодёжные субкультуры как форма идентификации и социализации молодёжи.

  9. Мода как социальный феномен.

  10. Потребление как социальное поведение.

Литература.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1998.

Бауман З. Мыслить социологически.\ Пер. с англ. С.П. Баньковской и А.Ф. Филиппова. М. 1996.

Бауман З. Свобода. М. 2006.

Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

Гофман А.Б. Мода и люди. М 1994.

Ильин В. Поведение потребителей. М. 2005.

Ильин. В. Социология потребления. Курс лекций.

Ильин. В. Социология потребления. Хрестоматия.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Издательская корпора­ция «Логос», 2000. -432 с.

Кон И.С. В поисках Себя. М. 1984.

Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

Лабиринты одиночества. М. 1989.

Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России. // Социологические исследования. 2002г.

Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социол. и антропол. Анализ / Под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999.

Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодёжной сцене конца 20 века: кто они? // Неприкосновенный запас. 2004. № 4 (36).

Фромм Э. Бегство от свободы. (любое издание).

Шабанова М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество.

Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев. 1991.

Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004.

Щюц А. Возвращающийся домой. // Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. Москва РОССПЭН. 2004.

Щюц А. Чужак. Социально-психологический очерк. // Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. Москва РОССПЭН. 2004.

Девиантное поведение.

  1. Девиантное поведение как социологическая проблема. Что такое социальные отклонения?

  2. Социальное поведение и социальный контроль.

  3. Суицидальное поведение: социокультурные формы и факторы.

  4. Суицидальное поведение: эмпирические характеристики и социально-групповые особенности.

  5. Проституция как форма сексуальной девиации.

  6. Гомосексуализм как форма сексуальной девиации.

  7. Аддиктивное поведение: наркомания и алкоголизм.

Литература.

Амбарцумова А.Г., Постовалова Л.И. Мотивы самоубийств. \\ Социологические исследования. 1987, № 6.

Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия. // Социологические исследования. 2002г.

Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы. // Социологические исследования.

Волков В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема. \\ Социологический журнал. 1998, № 3-4.

Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

Гилинский Я., Румянцева Г. Самоубийства в России. \\ Мир России. 1998, № 4.

Гилинский Я.И. Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. Уч. пособ. СПб. 1993.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. \\ Мир России. 1997, т. 6. № 1.

Гилинский Я.И. Эффективен ли запрет проституции. \\ Социологические исследования. 1988, № 2.

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М. 1994.

Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М. 1998.

Лежендер П. В поисках себя. Положение геев и лесбиянок в современной России. М. 1997.

Лисовский В.Т., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема.-СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001.

Ломброзо Ч. Женщина преступница и проститутка. Минск. 2000.

Марш белой смерти. Аналитическая записка. // © персональный сервер Владимира ЛЕВИ - врача, писателя, психолога

Наркомания: ситуация, тенденции, проблемы. М.: Институт социологии РАН, 1999.

Нартова Н. Молодежная лесбийская субкультура в Санкт-Петербурге.

Николаева Л.П., Басенко М.С. Причины наркотизма.\\ Проблемы борьбы с девиантным поведением.- М: АН СССР, Ин-т социологии, 1989.

Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. 1998. № 9.

Самоубийства в России. \\ Социолoгические исследования. 1999, № 5.

Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. // Социологические исследования. 2003г.

Социология сексуальности. Антология. СПб. 1997.

Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. М., 1988.



следующая страница >>