microbik.ru
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Рекомендуется для направления подготовки

080400 «Управление персоналом»
Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса заключается в формировании теоретических знаний о сущности и задачах управленческого консультирования, а также в формировании у студентов практических навыков по организации и проведению управленческого консультирования.

Задачи курса:

    - изучить теоретические основы управленческого консультирования;

    - углубить теоретические, методические и практические знания по вопросам анализа проблем клиентов и выявления оптимальных путей их решения;

    - определить потребность и формы управленческого консультирования;

    - усвоить методологию и организацию консультирования;

    - исследовать внутренний и внешний консалтинг;

    - ознакомиться с процессом организации деятельности консультационной фирмы;

    - изучить требования к образованию и опыту профессиональной деятельности консультанта;

    - выявить экономические факторы консультационной деятельности;

    - выработать навыки по проведению практических исследований, анализа проблемных ситуаций, по разработке предложений и рекомендаций, повышающих эффективность управленческой деятельности.

Предметом курса является являются методы внедрения управленческих и экономических знаний в практическую деятельность хозяйствующих субъектов. Принципы и методы управления персоналом организацией.

2. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- Знать основы разработки и внедрения кадровой политики, планирования,

маркетинга и стратегии привлечения, подбора и отбора персонала (ПК-7);

- Знать основы разработки и внедрения требований к должностям и

критериев подбора персонала (ПК-8);

- Знать основы разработки и внедрения программ и процедур подбора и

отбора персонала (ПК-9);

- Владеть методами деловой оценки персонала (ПК-10);

- Знать принципы формирования системы адаптации персонала (ПК-11);

- Знать основы разработки и внедрения кадровой политики, планирования и

    стратегии адаптации персонала в организации (ПК-12);

    - Знать методы управления карьерой и умеет применять их на практике (ПК-15);

- Знать основы разработки и внедрения критериев оценки персонала (ПК-18);

- Знать методы и инструменты оценки персонала и умеет применять их на

практике (ПК-19);

- Знать методы и владеет навыками оценки результатов и качества оценки

персонала в компании (ПК-20);

    - Знать методы и владеет навыками организации постоценочных мероприятий (ПК-

    21);

- Знать требования по обеспечению защиты персональных данных

    сотрудников (ПК-35);

    - Знать и имеет навыки работы с персональной информацией (ПК-38);

- Уметь рассчитывать численность и профессиональный состав персонала

(ПК-40);

- Уметь формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его

исполнение (ПК-41);

- Уметь составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного

уровня (карты компетенций, должностные инструкции и т.д.) (ПК-42);

- Владеть навыками анализа конкурентоспособности стратегии компании в

области подбора и привлечения персонала (ПК-43);

- Владеть навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних

факторов, влияющих на эффективность подбора персонала (ПК-44);

- Владеть навыками сбора информации для анализа рынка образовательных

услуг (ПК-45);

- Владеть навыками и методами сбора информации для выявления

потребности в обучении и развитии персонала (ПК-46);

- Владеть навыками получения обратной связи по результатам обучения и

развития (ПК-47);

- Уметь оценить качество организации оценки персонала (ПК-48);

- Владеть навыками получения обратной связи по результатам оценки (ПК-49);

- Уметь определять соответствие трудовой деятельности сотрудника

    критериям ее оценки (ПК-50);

- Уметь проводить аудит и контроллинг персонала и осуществлять

диагностику организационной культуры (ПК-53);

- Способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с

деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его

результаты для принятия управленческих решений (ПК-54);

- Владеть методами и программными средствами обработки деловой

информации, способен взаимодействовать со службами информационных

технологий и эффективно использовать корпоративные информационные

    системы (ПК-55).

- Способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные

    технологии социальной работы с персоналом (ПК-56);

- Уметь применять практическую социологию в формировании и воспитании

трудового коллектива, проводить диагностику социальных ситуаций (ПК-58);

- Владеть навыками получения обратной связи по удовлетворенности

    сотрудников работой в организации (ПК-59);

    - Владеть навыками управления конфликтами и стрессами (ПК-61);

- Готов к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности

    персонала (ПК-65);

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

● историю развития управленческого консультирования за рубежом и в России;

● особенности организации и проведения управленческого консультирования в разных странах;

● теоретические основы управленческого консультирования;

● задачи и методы управленческого консультирования;

  • этапы реализации организационных решений;

  • модели консультационной деятельности;

  • возможности и ограничения консультирования как вида профессиональной деятельности;

  • методы оценки результативности консультирования;

  • особенности маркетинга управленческих услуг;

В результате изучения данного курса студенты будут уметь:

  • организовать и планировать процесс консультирования;

  • провести первичную и основную диагностику организации;

  • анализировать проблемы организации;

  • проводить внедрение разработок по совершенствованию деятельности организации

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:

-

Лекции

36

Практические занятия (ПЗ)

36

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

-

Презентация

10

Контрольная работа

14

Реферат

12

Вид промежуточной аттестации экзамен

36

Общая трудоемкость час

Зач. ед.

144

4 зач. ед

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Цели, задачи, подходы к управленческому консультированию


Управленческое консультирование как наука о внедрении экономических и управленческих знаний в практическую деятельность хозяйственных предприятий

2.

Теоретические основы управленческого консультирования


Научно-методический аппарат теории управления как основа процесса управленческого консультирования. Системный подход как теоретическая основа консультационной работы. Научные принципы управленческого консультирования

3.

История управленческого консультирования


Основные этапы развития управленческого консультирования за рубежом:

Основные этапы развития управленческого консультирования в СССР и РФ.

Управленческое консультирование в Японии.

4

Виды и формы консультирования


Классификация видов управленческого консультирования в зависимости. Типы управленческого консультирования в зависимости от целей и направленности.

5.

Организация управленческого консультирования


Содержание подготовительных мероприятий к процессу консультирования. Структура коммерческого договора о проведении консультирования в организации. Заключение договора. Разработка графика работы с организацией Заказчика. Подготовка методических материалов. Формы отчетности о ходе процесса консультирования. Внешнее и внутренне консультирование.

6.

Методы управленческого консультирования


Методы получения первичной информации об организации: наблюдение, интервью, письменные вопросники, беседа, анализ документов.

Методы анализа полученный первичных данных: анализ организационной структуры клиентской бизнес-организации, метод контент-анализа, метод графа проблем, метод оценки организационного развития.

7.

Технология управленческого консультирования


Этапы процесса консультирования. Предварительная диагностика. Основная диагностика. Методы анализа диагностической информации об организации. Разработка рекомендаций.

8.

Модели в управленческом консультировании


Модель «эксперт-клиент». Модель «доктор–пациент». Модель «групповое сотрудничество». Модель «анализ потенциальных проблем».

9.

Внедрение изменений в организации и оценка результативности консультирования.


Начало внедрения нововведения и его целевые установки. Этапы проведения изменения. Темп и объем внедрения изменений. Управление внедрением нововведения. Организационно-деловые игры во внедрении изменений и нововведений. Оценка эффективности консультирования

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9.

1.

Управление карьерой и развитие персонала
















х

х







2.

Управление конфликтами в организации
















х




х

х


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Семин

СРС

Всего час.

11.

Цели, задачи, подходы к управленческому консультированию

4




4

8

22.

Теоретические основы управленческого консультирования

4

4

4

12

33.

История управленческого консультирования

4

4

4

12

4.

Виды и формы консультирования

4

4

4

12

55.

Организация управленческого консультирования

4

4

4

12

66.

Методы управленческого консультирования

4

6

4

14

77.

Технология управленческого консультирования

4

6

4

14

88.

Модели в управленческом консультировании

4

4

4

12

99.

Внедрение изменений в организации и оценка результативности консультирования.

4

4

4

12

И

Итого

36

36

36

108

6. Лабораторный практикум (не предусмотрено)

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

(семинаров)

Трудо-емкость (час.)

1.

Теоретические основы управленческого консультирования

Области управленческого

консультирования

4

2.

История управленческого консультирования

Становления рынка консультирования в России. Специфика консультационных услуг в России.

4

3.

Виды и формы

консультирования

Ролевая природа консультирования

4

4.

Организация управленческого консультирования

Типология управленческого консультирования. Процесс консультирования.

4

5.

Методы управленческого консультирования

Классификация методов

консультирования.

6

6.

Технология управленческого консультирования

Стадии, этапы, фазы процесса консультирования

6

7.

Модели в управленческом консультировании

Модель «эксперт-клиент». Модель «доктор–пациент». Модель «групповое сотрудничество». Модель «анализ потенциальных проблем».

4

8.

Внедрение изменений в организации и оценка результативности консультирования

Оценка результатов консультирования

4

9/

ИТОГО




36

8. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрено.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Васильев Г.А. Деева Е.М. «Управленческое консультирование». М., 2009 г.

  2. С.В. Фомишин, Чернов Ю.В. «Управленческое консультирование: международный опыт». Р н/Д, 2008.

б) дополнительная литература

  1. Бейч Э. Консалтинговый бизнес. Основы профессионализма. СПб.: Питер, 2006.

  2. Бисвас С. Руководство по управленческому консaлтинrу. - М.: 2004.

  3. Блинов АО., Бутырин Г.Н., Добреньвова Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. - М.: Инфра-М, 2002.

  4. Вебер А.В., Данилов В,Д. Knowledge технологии в консалтинге и управлении предприятием. - М.: Наука и техника, 2003.

  5. Гульковский АВ.и др. Управленческое консультирова­ние. Пособие для подготовки к экзамену. М.: Юркнига, 2004.

  6. Джентл Р. Как сделать карьеру в консалтинге? - СПб.: Нева, 2003.

  7. Консалгинговые услуги в условиях реформирования экономи­ки России. - СПб.: Дмитрий Булавин, 2003.

  8. Котляревский ЮЛ. Управленческое консультирование в России / Серия «Бизнес-класс». - Ростов-н/Д,: Феникс, 2004.

  9. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2005.

  10. Мороз Ю. Управленческий консалтинг - нет ничего проще. М.: Феникс, 2004.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. http://www.consulting.ru

2. http://www.expert.ru

3. http://www.bcg.ru

4. www.cfin.ru-

5. www.management.com-

6. www.2learn.ru-

7. http://kis.pcweek.ru-

8. http://uamc.com-

9. http://www.wsclan.narod.ru/

10. http://www.hrm.ru/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Необходимое материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

- наличие библиотечного фонда литературы по основам управленческого консультирования (учебники и учебные пособия, журналы);

- наличие компьютерных классов;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных аудиторий для мультимедийных презентаций.

При использовании электронных изданий для самостоятельной работы студент должен располагать рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемой дисциплины

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Цель семинарских занятий - закрепить теоретические знания по темам. Студенты за 1 неделю до даты презентации эссе предоставляют преподавателю эссе для проверки.

В основу разработки бально-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля.

Самостоятельная работа студентов

Количество баллов

минимум

максимум

Реферат

15

30

Контрольная работа

15

30

Презентация

25

40

Итого

55

100

Оценка на экзамене определяется на основе расчета суммы баллов, полученных по результатам самостоятельной работы, а также суммы баллов, полученных на экзамене:

55-70 - удовлетворительно

71-85 – хорошо

86-100 - отлично

При этом 80% оценки - семестровые баллы + 20% оценки - баллы экзамена.

Зарабатывается в семестре -100 баллов

Зарабатывается на экзамене -100 баллов

Итоговая оценка – средняя взвешенная

Rитог = 0,8хRсеместр + 0,2хRэкзамен

где:

Rитог – итоговое количество баллов для определения оценки за экзамен

Rсеместр – количество баллов, набранных студентом в течение семестра

Rэкзаменколичество баллов, набранных студентом на экзамене.

Разработчики:

СПбГУЭФ Кафедра социологии и управления персоналом, доцент О.А. Косалимова

Эксперты:

СПбГУКиТ Профессор, д.с.н. С.Б.Мурашов