microbik.ru
1


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ
Историко-филологический факультет


Кафедра славистики и центральноевропейских исследований


ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ

Рабочая программа курса

для бакалавриата по направлению 032700 – Филология

Москва 2011


ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ


Рабочая программа курса

для бакалавриата по направлению 032700 «филология» (славистика)


Составитель:

канд. филол. наук, доц. С. С. Скорвид


Рабочая программа утверждена

на заседании кафедры славистики и центральноевропейских исследований

05.09.2010, протокол № 1 (8)


© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ 2

СОДЕРЖАНИЕ 4

Аннотация программы 5

Пояснительная записка 5

Структура дисциплины (тематический план) 8

Содержание курса 9

Образовательные технологии 11

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов 12

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости 14

и промежуточной аттестации 14

Учебно-методическое обеспечение 15

самостоятельной работы студентов 15

Материально-техническое обеспечение дисциплины 16



Аннотация программы



Дисциплина «Введение в славянскую филологию» входит в состав дисциплин базовой части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров-славистов по направлению 032700 – Филология.

Дисциплина реализуется на историко-филологическом факультете кафедрой славистики и центральноевропейских исследований ИФИ РГГУ.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с генезисом славян как этноязыковой общности, с историческим развитием и современной ситуацией славянских народов и их языков, а также с историей славяноведения как отрасли знания.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-13.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме собеседования в режиме «вопрос – ответ – консультация» и тестирования; промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (10 часов) занятия, семинары (16 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).

Пояснительная записка



Курс «Введение в славянскую филологию» ориентирован на студентов-славистов историко-филологического факультета ИФИ РГГУ, специализирующихся по языку, литературе и культуре одной из славянских стран, и призван сообщить им важнейшие сведения о славянстве в целом. Так как студенты слушают данный курс в порядке первого знакомства со славянским миром, он включает информацию о составе, численности, регионах расселения славянских народов и их истории, о соотносящихся с ними географических реалиях, религиозных конфессиях и культурных явлениях, о славянских языках во всем многообразии их форм, об исторических контактах славян с соседними народами, в том числе культурных и языковых, а также сведения из истории славистики (славяноведения). Таким образом, предмет курса составляет славянство в его историческом развитии и современном состоянии.

Цель курса: формирование у обучающихся конкретного представления о славянах, их этноязыковых и этнокультурных характеристиках вплоть до исторически обусловленных особенностей их языкового и культурного менталитета.

Задачи курса:

  • ознакомление слушателей со славянской этноязыковой общностью и дифференциацией славян в прошлом и настоящем;

  • выработка научного понимания генетического родства славянских языков и его этнокультурной значимости;

  • выяснение ареальных связей славян с носителями других языков и культур;

  • знакомство с графическими системами и основными внутриструктурными особенностями славянских языков.

В структуре ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700 – Филология (славистика) курс «Введение в славянскую филологию» является компонентом базовой части профессионального цикла (Б.3) и читается в 1-м семестре.

Логически и содержательно-методически дисциплина связана с:

  • курсами базовой и вариативной частей гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1): «История России до XIX в.», «История России Нового и Новейшего времени»; «История и культура Чехии»;

  • курсами базовой и вариативной частей профессионального цикла (Б.3): «История чешской литературы», «История и литература западных и южных славян», «Современная культура и литература Чехии» (КПВ), «Современное развитие Чешской Республики» (КПВ).

Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций студента:

  • ОК-1 (владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения);

  • ОК-9 (умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы);

  • ПК-1 (способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии);

  • ПК-2 (владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий);

  • ПК-8 (владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований);

  • ПК-13 (владение базовыми навыками обработки и доработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов).


Указанным компетенциям соответствуют следующие результаты образования, которые обучающийся должен демонстрировать в результате освоения дисциплины:

1. Знать:

  • исторические корни славянской этноязыковой общности и ее рецепцию в различные эпохи;

  • важнейшие этапы и вехи истории отдельных славянских народов и стран;

  • основания современной дифференциации славян по языковым и историко-культурным признакам;

  • критерии вхождения отдельных групп славян в ареальные языковые и историко-культурные сообщества (центральноевропейское, балканское и др.).;

2. Уметь:

  • разграничивать понимание славянства на разных уровнях общественного и научного сознания;

  • географически локализовать основные славянские нации, народности и этнические группы и характеризовать их по конфессиональному и языковому признакам;

  • датировать и соотносить между собой узловые события в истории славянских народов;

  • определять славянские языки по графике.

3. Владеть:

  • навыками выявления и анализа культурных и языковых фактов, оказывающих влияние на ход исторического развития;

  • навыками междисциплинарного подхода к изучению социально значимых явлений и процессов;

  • навыками составления рефератов и выступления с сообщениями и докладами по изучаемым темам.

Структура дисциплины (тематический план)



Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

прак-

тичес-кие

занятия

семи-

нары

само-стоятель-ная

работа

1

Предмет славянской филологии

1

1-3

2




4

6

- собеседование

- групповая дискуссия

2

Современные славянские народы

1

4-6

2




4

8

- собеседование в режиме «вопрос – ответ – консультация»

- тест № 1

3

Этногенез славян и история славянских народов

1

7-10

4




4

8

- собеседование

- доклады и презентации

4

История славянской письменности

1

11-13

2




4

8

- собеседование в режиме «вопрос – ответ – консультация»

- тест № 2

5

Промежуточная

аттестация

1

14










18

зачет




ВСЕГО







10




16

46





Содержание курса



1. Предмет славянской филологии

Предмет славянской филологии – вербально выраженная духовная культура славян. Славянская филология как составная часть славистики (славяноведения), ее связь с историей славян и другими дисциплинами славистического комплекса.

Понятие «славяне (славянство)» прежде и теперь, его исторически и национально изменчивое наполнение на разных уровнях сознания, от обыденного до общественного и научного. Стихийное понимание славянской общности в ранний период истории славян, модификации идеи славянского единства в эпохи Гуманизма, Просвещения и в XIX в. (сарматизм, иллиризм, концепция славянской взаимности, славянофильство, панславизм). Критика представлений о специфически славянском образе мыслей, характере поведения, темпераменте, религиозном чувстве и т. д. Близкое родство славянских языков как единственный объективный критерий славянской общности («Язык, и только язык, связывает славян» – Н. С. Трубецкой).

Понятие о генетическом родстве (славянских) языков. Праславянский язык, методы его реконструкции. Членение славянского языкового массива по территориальному признаку. Современное подразделение славянских языков и народов на восточные, западные и южные и предшествующая ему двучленная классификация славян в XIX в.

Понятие о языковом союзе. Славянское участие в балканском и центральноевропейском языковых союзах и историко-культурных сообществах.

2. Современные славянские народы

Современные славянские народы – нации, народности, этнические группы; неоднозначность статуса некоторых из них. Их численность и территориальное распространение. Восточные славяне: русские, украинцы, белорусы и др. Западные славяне: поляки, кашубы, чехи, словаки, серболужичане (лужицкие сербы) и др. Южные славяне: болгары, македонцы, словенцы, сербы, черногорцы, хорваты, бошняки, или босняки (мусульмане). Русины, их подгруппы. Государства современных славян; славянские национальные и этнические меньшинства.

Характеристика славянских народов по конфессиональному признаку. Христианство у славян: географическое и этническое распространение православия, католичества, униатства и протестантизма. Ислам у южных славян.

Современные славянские языки, иерархия их форм. Литературные языки и диалекты, другие реализации и разновидности славянских языков. Государственные, миноритарные и региональные славянские языки; иные славянские идиомы. Мертвые славянские языки.

3. Этногенез славян и история славянских народов

«Прародина» славян – территория их обитания в начале н. э., ее различная локализация учеными. Древнейшие связи и контакты славян с иными этносами: балтами, германцами, кельтами, иранцами, тюрками, финно-уграми и др. «Скифия» Геродота, сарматы и венеды / венеты у Плиния Старшего, Тацита и Птолемея в соотнесении со славянами. Археологические культуры, связываемые со славянами.

Расселение славян в I тысячелетии н. э. Миграции славян в контексте Великого переселения народов. Распространение славян на территории Центральной и Северной Европы. Полабские и поморские племена. Заселение славянами Балканского полуострова. Начало контактов славян с грекоязычным и романоязычным миром. Древнейшие сведения о славянах в сочинениях Прокопия Кесарийского, псевдо-Маврикия и гота Иордана.

Хозяйство и быт славян эпохи родоплеменного строя. Источники сведений о племенном прошлом славян.

Духовный мир древних славян. Славянское язычество. Мифология славян, их божества. Славянский пантеон, его восточнославянская и западнославянская разновидности. Распространение христианства у славян.

Первые раннефеодальные государственные образования у славян (держава Само и др.). Борьба славян с Аварским каганатом. Славяне и Франкское государство. Вторжение на Балканы протоболгар и возникновение Болгарского царства, его отношения с Византией. Великая Моравия, ее расцвет и распад. Вторжение в Центральную Европу венгров. Зарождение и укрепление чешского государства; судьба словацкого народа. Развитие польской государственности. Ранние этапы национально-государственной истории южных славян. Киевская Русь.

Основные вехи политической истории славянских народов от зрелого феодализма до начала Нового времени. Татаро-монгольское нашествие на Русь, его последствия. Турецкое завоевание Балкан, южные славяне под властью Османской империи. Славянские народы и Священная Римская империя. Утверждение Габсбургов в Центральной Европе. Чешское сословное восстание и его подавление. Тридцатилетняя война в судьбах славян.

Славяне в эпоху формирования наций. Славянское национальное возрождение ХVIII–XIХ вв. Распространение у славян идей Просвещения, его роль в развитии культур, гуманитарных наук и литературы. Становление славянских литературных языков Нового времени.

Разделы Польши между Австрией, Пруссией и Россией (1772, 1793, 1795) и польские восстания ХVIII–XIХ вв. Восстания сербского народа, создание княжества Сербии. Революция 1848 г. в Европе и ее влияние на славян. Русско-турецкая война, освобождение Болгарии и другие ее результаты для славянских народов. Образование Австро-Венгрии.

Балканские войны. Первая мировая война. Октябрьская революция в России. Возникновение Польской Республики, Чехословацкой Республики, Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославии). Образование СССР.

Славянские народы и государства во Второй мировой войне. Славянские страны в социалистическом содружестве.

Геополитические события конца 80-х – 90-х гг. ХХ в. Распад СССР, Югославии, Чехословакии. Славянские государства на рубеже ХХ и ХХI вв.

4. История славянской письменности

Начало славянской письменности. Старославянский как первый литературный (церковно-письменный) язык славян. Церковнославянский язык – преемник старославянского.

Жизнь и деятельность Константина-Философа (Кирилла) и Мефодия. Древнейшие славянские азбуки: глаголица и кириллица. Их распространение.

История кириллицы. Русская гражданская азбука и ее модификации у других восточных и южных славян.

Распространение у славян латинского алфавита. Современные славянские модификации латиницы.

Образовательные технологии



Реализуемые в курсе образовательные технологии призваны сформировать профессиональную направленность обучения студентов.

Аудиторные лекционно-семинарские занятия (26 часов) с использованием электронных средств обучения (ПК), презентаций с использованием мультипроектора.

Аудиторные занятия проводятся с включением в них:

  • комментированного чтения докладов и сообщений по темам курса;

  • участием в организации и проведении дискуссионного круглого стола;

  • публичных дискуссий студентов по темам докладов и презентациям;

  • анализа реальных проблемных ситуаций.

При реализации программы курса «Введение в славянскую филологию» используются: проблемный метод изложения лекционного материала, обсуждение докладов и дискуссии по наиболее сложным вопросам на семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов организуется с использованием свободного доступа к Интернет-ресурсам.


Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов



Шкала оценки освоения курса

100-балльная шкала

Традиционная шкала

83–100

отлично

зачтено

68 –82

хорошо

50 – 67

удовлетворительно

0 – 49

неудовлетворительно

не зачтено





п/п

Раздел курса

Недели семестра

Мин./ Макс. кол. баллов

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Проверяемый компонент компетенции

1

Предмет славянской филологии

1-3

6/10

  • собеседование

  • групповая дискуссия

  • знание предмета славянской филологии и основных этапов развития славистической мысли в различные исторические эпохи

  • умение объективно оценивать наполнение понятия «славянство» на разных уровнях сознания

  • владение навыками ведения дискуссии

2

Современные славянские народы

4-6

9/15

  • собеседование в режиме «вопрос – ответ – консультация»

  • тест № 1*

  • знание состава современных славянских народов, их территориального распространения и государственности, конфессиональных и языковых характеристик

  • умение дифференцировать славянские нации, народности и этнические группы, разграничивать различные формы существования славянских языков

  • владение навыками самостоятельного изучения специальной литературы

3

Этногенез славян и история славянских народов

7-10

9/15

  • собеседование

  • доклады* и презентации

  • знание древнейшей территории и расселения славян в I тысячелетии н.э., истории государственности у славян в последующие периоды вплоть до начала XXI в.

  • умение анализировать древнейшие свидетельства о славянах и факты их истории в контексте европейского исторического процесса

  • владение навыками презентации доклада

4

История славянской письменности

11-13

6/10

  • собеседование в режиме «вопрос – ответ – консультация»

  • тест № 2*

  • знание истории создания старославянского языка, древнейших славянских азбук и современных модификаций кириллицы и латиницы у славян

  • умение распознавать славянские языки по графике

  • владение навыками пользования справочной литературой

5

Промежуточная аттестация

14

20/50




Зачет




Всего




50/100









Значком (*) обозначены обязательные формы текущего контроля.

Студент сам выбирает формы текущего контроля из предложенного списка с учетом того, что по каждому разделу курса необходимо набрать не менее минимальной суммы баллов.

Максимальное количество баллов по всем формам текущего контроля – 50.

Студент допускается к зачету при условии выполнения обязательного предусмотренного программой минимума заданий по текущему контролю (не менее 30 баллов).

Отметка «зачтено» ставится студенту, который показал достаточный уровень подготовки по дисциплине, ознакомился с основной литературой, обозначенной в программе, и не допустил принципиальных ошибок при ответе.

Отметка «не зачтено» ставится студенту, который не усвоил основной предусмотренный программой материал и допустил принципиальные ошибки при ответе.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации



Контрольные вопросы

  1. Объем понятия «славянская филология».

  2. Объективные критерии славянской общности.

  3. Сарматизм, иллиризм, концепция славянской взаимности, славянофильство, панславизм как идейные и политические концепции.

  4. Современные славянские народы и государства, их географическая локализация и столицы.

  5. Религии и конфессии у современных славян.

  6. Славянские языки, их генетическое родство и современная классификация.

  7. Балкано-славянские и центральноевропейские славянские языки.

  8. Гипотезы о «прародине» славян.** Скифия, Сарматия, венеты в сочинениях античных авторов и славяне.

  9. Миграции славян в период Великого переселения народов.** Псевдо-Маврикий, Прокопий Кесарийский и гот Иордан о славянах.

  10. Давние славянские племена в древнерусской «Повести временных лет».**

  11. Восточнославянский и западнославянский языческий пантеон.**

  12. Крещение славян. Миссия Константина-Кирилла и Мефодия и начало славянского богослужения.

  13. Ранние этапы становления государственности у славян.

  14. Татаро-монгольское завоевание Руси.** Захват южнославянских земель турками и его последствия.

  15. Славяне и Священная Римская империя.

  16. Славянское национальное возрождение ХVIII–XIХ вв.

  17. Первая и Вторая мировые войны в истории славян.

  18. Влияние геополитических событий конца 80-х – 90-х гг. ХХ в. на судьбы современных славян.

  19. Современные славянские языки, литературные и диалекты. Миноритарные и региональные славянские языки, иные славянские идиомы. Мертвые славянские языки.

  20. Графические системы современных литературных славянских языков, их история.



Значком (**) обозначены примерные темы докладов на семинарских занятиях. По согласованию с преподавателем студент может выбрать тему доклада, не входящую в данный список.

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов



Литература

Основная

Бернштейн С. Б. Сравнительная грамматика славянских языков. М., 2005. Введение. §§ 11–17.

История южных и западных славян. Т. 1–2. М., 2008.

Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. Минск, 21989.

Супрун А. Е., Молдован А. М. Старославянский и церковнославянский язык // Языки мира: Славянские языки. М., 2005. С. 29–68.

Супрун А. Е., Скорвид С. С. Славянские языки // Языки мира: Славянские языки. М., 2005. С. 12–28.
Дополнительная

Бернштейн С. Б. Константин-Философ и Мефодий. М., 1984.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 22002. (Статьи о славянских языках).

Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Хабургаев Г. А. Первые столетия славянской письменной культуры. Истоки древнерусской книжности. М., 1994.

Адреса ресурсов Интернет

Житие Константина-Кирилла. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2163

Житие Мефодия. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2164

Панченко А. М. Петр I и славянская идея. Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2335#_edn1#_edn1

«Повесть временных лет». Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

Материально-техническое обеспечение дисциплины



Аудиторные лекционно-семинарские занятия проводятся с использованием электронных средств обучения (ПК) и презентаций с использованием мультипроектора.