microbik.ru
1 2 ... 4 5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
“Утверждаю”

Председатель ЦКМС-

__________________________________

«________»____________________200_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биомедицинской этике

для специальности ____________________________________________________
Факультет______педиатрический_____________
Кафедра Биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины


Курс _________3__________

Семестр ______6__________

Лекции -__________18___________часов Зачет- ______6_________ семестр

Семинарские занятия:__19______часов

Самостоятельная работа __8____часов

Всего_______45_________________часов
– 2006 –

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности _____________________________________________________ в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в 2001 году


Разработчик программы __________________________________________________________


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины 25 января 2006 г.)

Заведующий кафедрой________________________________________проф. Созинов А.С.

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель Методического совета гумани-

тарных и социально-экономических дисциплин________________________Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин _______________________________________

Председатель_____________________________________________________Мухарямова Л.М.

ВВЕДЕНИЕ


С установлением в России в начале 90-х годов отношений, характерных для правового государства, и в связи с нарастанием движения за демократические права все заметнее в нашей стране становится интерес общественности, органов государственной власти, медиков, населения к широкому кругу социальных, экономических, этических и правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биомедицинской этики (биоэтики).

Формирование биоэтики как новой области знаний, прежде всего, обусловлено небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а то и невозможным. Причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека – от зачатия до смерти. Другой ведущей причиной развития биоэтики стало движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран понятий о либерально-демократических правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых как их составная и наиважнейшая часть, не могли не получить нового осмысления и права пациента.
Цель преподавания дисциплины

Биомедицинская этика, как специальная дисциплина играет важную роль в системе подготовки врача, формировании его гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности, повышает уровень нравственно-правовой и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей гуманитарной подготовки студентов и основываясь на логике современных этических и правовых теорий, биомедэтика дает критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм.
Задачи изучения дисциплины

1.Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем.

2.Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры общения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации,

3.Воспитывать студентов (слушателей) в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.

4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы, в частных страховых компаниях и т.д.

Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения

После изучения курса биомедицинской этики студент должен:

  • сформировать представление об особенностях и закономерностях биомедицинской этики в современном обществе, причинах ее возникновения, формирующих факторах и основных принципах;

  • усвоить основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики; основные понятия биомедицинского характера, овладеть информационным минимумом (дефиниции, факты, персоналии, и др.);

  • использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания;

  • знать права и обязанности пациента, уметь применять знания по биомедицинской этики при общении с пациентом и его родственниками;

  • знать свои права и обязанности при взаимоотношениях с пациентами и с коллегами;

  • овладеть методикой исследовательской работы (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования);

  • решать ситуационные задачи, условия которых затрагивают этические или деонтологические принципы современного врача;

  • сформировать представление о врачебном профессиональном поведении, основанном на деонтологических нормах и принципах;

  • усвоить основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе;

  • уметь выступать перед аудиторией, вести дискуссию.


следующая страница >>