microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5

9. Этические проблемы педиатрической практики. Международные документы о защите прав ребенка. Cпецифика этических проблем в педиатрии. Правила биоэтики и их реализация в педиатрической практике. Глубоконедоношенные дети как биоэтическая проблема.




Семинарские занятия


1. Вводное занятие. Введение в биоэтику. Методика подготовки к занятиям. Знакомство студентов с планом проведения занятий и методикой подготовки к ним.

2. Права пациента в международной практике и в России. Основные международные документы, защищающие права и свободы граждан. Общие положения "Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины" Совета Европы: приоритет человека, равная доступность здравоохранения, профессиональные стандарты. Права пациентов в документах Всемирной медицинской ассоциации ("Лиссабонская декларация о правах пациента"). "Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе" (ВОЗ). Виды и определение прав пациента. Права человека и человеческие ценности в здравоохранении. Понятие добровольного информированного согласия. Права пациента в отношении лечения и организации медицинской помощи.

Права пациентов в российском законодательстве и "Этическом кодексе российского врача". Право граждан на информацию о состоянии здоровья. Согласие (отказ) на медицинское вмешательство. Оказание медицинской помощи без согласия граждан. Принцип конфиденциальности. Понятие врачебной (медицинской) тайны. Условия, при которых возможно разглашение медицинской тайны без согласия пациента. Основы взаимоотношений между врачом и пациентом. Модели взаимоотношений врача и пациента. Основные характеристики, отличительные черты. Понятие компетентности и автономности пациента. Терапевтическое сотрудничество.

Формы контроля: составление тестов, итоговое тестирование.

Тестирование по пропедевтической части биоэтики. Решение тестов по пропедевтической части биоэтики по темам: Классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология). Этические требования к врачу в современном обществе. Медицина, этика, право и религия: формы взаимодействия. Теоретические основы биомедицинской этики. История и традиции медицинской этики. Медицинские (врачебные) ошибки. Проблема ятрогенных заболеваний. Права пациента в международной практике и в России.
3. Экспериментальная медицина. Этические и правовые проблемы. Определение эксперимента, медицинского эксперимента. Типы экспериментов. Цели медико-биологических исследований на людях, их виды. Международные документы, регламентирующие проведение медико-биоло-гических исследований. Требования, предъявляемые к экспериментам с участием людей. Права испытуемых в медико-биологических исследованиях. Особенности экспериментов на беременных и кормящих грудью женщинах, на лицах с психическими и поведенческими расстройствами, на заключенных. Контрольный этический комитет. Задачи, функции, структура, состав участников, полномочия. Особенности экспериментов на животных. Допустимость, этичность, гуманность. Нормы защиты экспериментальных животных.

Формы контроля: устный и письменный опрос, тестирование

4. Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Новые репродуктивные технологии. Аборты. Состояние проблемы в мире. Аргументы сторонников и противников абортов. Международные этические документы. История аборта в России. Законодательная база.

Этические проблемы контрацепции. Стерилизация как вид контрацепции. История вопроса. Виды. Принудительная стерилизация отдельных категорий граждан.

Новые репродуктивные технологии. Виды и показания к их применению. Этические проблемы, связанные с НРТ. Правовая регламентация в РФ.

Формы контроля: устный и письменный опрос, тестирование, участие в дискуссии.

5. Эйтаназия как биоэтическая проблема. Опpеделение и виды эйтаназии. История отношения к вопросу. Документы ВМА, регламентирующие проведение эйтаназии. Отношение в эйтаназии в нашей стране, правовое и этическое регулирование, ответственность медицинских работников. Хосписы и хосписные движения. Паллиативное лечение. Отношение различных мировых религий к отдельным видам эйтаназии.

Виды смерти: клиническая и биологическая. Возможности и ограничения клинической реаниматологии. Различные кpитеpии смеpти. Смерть мозга: правила констатации. Персистирующее вегетативное состояние. Возможность для врача не начинать реанимационные мероприятия и прекратить их.

Формы контроля: устный и письменный опрос, тестирование

6. Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии и трансфузиологии. Трансплантология: определение, виды, возможности. Этические проблемы трансплантологии. Международные этические документы, регламентирующие проведение трансплантации органов и тканей. Правовая и этическая регуляция пересадки органов в РФ: основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", Этический кодекс российского врача. Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Условия и порядок трансплантации. Особенности трансплантации органов и тканей от умершего и живого человека. Права донора и реципиента. Цель проведения нейротрансплантации. Правовые и этические проблемы.

Этические проблемы трансфузиологии. Права, обязанности и ответственность доноров крови. Права реципиентов крови.

Формы контроля: устный и письменный опрос, тестирование

7. СПИД: этико-правовые проблемы. Краткая история проблемы СПИДа. Мифы о СПИДе. Феномен "спидофобии". СПИД и нарушение прав человека.

Этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией. Специфика заболевания и контингентов заболевших. Нарушение традиционных основ медицинской этики. ВИЧ-инфекция как безусловное показание к аборту. Испытание новых лекарственных средств. Документы Всемирной медицинской ассоциации по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией. Меры по профилактике распространения СПИДа. Права ВИЧ-инфицированных и обязанности медицинских работников. Обязательное и добровольное тестирование на ВИЧ. Возможность практики ВИЧ-инфицированного врача и необходимость информирования пациента о болезни врача.

Закон РФ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека". Гарантии государства. Права и свободы ВИЧ-инфицированных. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными. Социальная защита лиц, подвергающихся риску профессионального заражения.

Формы контроля: устный и письменный опрос, тестирование

8. Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии. Генетика. Определение. Методы диагностики генетических нарушений. Этические проблемы медицинской генетики. Общие этические принципы проведения генетических исследований.

Международные и российские документы, регламентирующие генетические исследования.

Генная инженерия. Применение в биологии и медицине. Требования ВМА к методам генной инженерии.

Клонирование. Определение и суть метода. Возможные области применения. Причины негативного отношения к клонированию человека.

Евгеника. Определение. Виды и методы евгеники. Современный взгляд на проблему.

Формы контроля: устный и письменный опрос, тестирование
9. Зачет. Студентам, не имеющим академических задолженностей, выставляется зачет; имеющим академические задолженности предоставляется возможность отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок и сдачи зачета по вопросам, составленным по материалам лекций и семинарских занятий.



Самостоятельная работа

1. Классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология). Этические требования к врачу в современном обществе. Этика, медицинская этика, биомедицинская этика: определение понятия, история вопроса, причины возникновения. Деонтология, медицинская деонтология. Исторические этапы развития медицинской этики. Врачебная этика в Древней Греции. Основные принципы Клятвы Гиппократа. Работы "Гиппократова сборника": “О враче”, "Закон", "Наставления", "О благоприличном поведении".

История медицинской этики в России. Факультетское обещание. Клятва врача. России.

Врачебный долг, врачебная ответственность. Их значение в обществе. Общие обязанности врачей. Обязанности врача по отношению к больному. Обязанности врачей по отношению друг к другу.

Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.

Формы контроля: составление тестов, итоговое тестирование.

2. Медицинские (врачебные) ошибки. Проблема ятрогенных заболеваний. Ущерб здоровью (или смерть) пациента в результате медицинской деятельности. Определение врачебной ошибки. Виды и источники врачебных ошибок и меры их предупреждения. Отношение к врачебным ошибкам. Ответственность медицинских работников. Врачебная халатность и неблагоприятный исход. Причины увеличения количества жалоб населения на халатное отношение врачей к своим обязанностям и пути снижения количества этих жалоб (Заявление ВМА, 1992). Профессиональное преступление в сфере медицинской деятельности. Ответственность медицинских работников.

Ятрогенные заболевания: классификация, причины возникновения, пути устранения, профилактика. Информационные ятрогении. Заболевания, вызванные действием медицинского работника. Организация медицинской помощи в свете профилактики ятрогений.

Формы контроля: составление тестов, составление и решение ситуационных задач, итоговое тестирование.

осуществляется в виде конспектирования студентами первоисточников, подготовки и написания рефератов по пропущенным темам.

3. Паллиативное лечение. Медицинская, социальная, психологическая поддержка больных в терминальной стадии. Определение, медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиативной медицины. История, философия и организационные принципы хосписа. Поддержка близких умирающего больного. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России. Качество жизни умирающего, Преодоление страха смерти как нравственная задача врача. Этические аспекты лечения хронической боли.

Занятие проводится на базе отделения паллиативной помощи Клинического онкологического диспансера Министерства Здравоохранения РТ.

Формы контроля: составление тестов, итоговое тестирование.

4. Этические проблемы педиатрии. Основные этические проблемы педиатрической практики, описанные в книге З.К.Трушинского «Врачу: исцелися сам?..». Занятие проходит в форме учебно-читательской конференции

Формы контроля: написание эссе, выступление на конференции.


<< предыдущая страница   следующая страница >>