microbik.ru
1 2
Энгельсский технологический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет

им. Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Экономика и менеджмент»
Рабочая программа

по дисциплине: ОПД.В.03.01

Управленческая экономика и стратегия бизнеса

образовательной программы 080500.62 «Менеджмент»


Курс

4 (5)

Курсовая работа. сем.

нет

Семестр

8 (10)

Курсовой проект, сем.

нет

Лекции, час.

15 (8)

Расчетно-графическая работа, сем.

нет

Практические занятия, час.

15 (8)

Контрольная работа, сем.

(5)

Лабораторные занятия, час.

нет

Экзамен, сем.

нет

Самостоятельная работа, час.

50 (64)

Зачет, сем.

8 (5)

Всего аудиторных часов

30 (16)







Всего часов

80 (80)







Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

« ____ » _____ 20____ года, протокол № __
Зав. кафедрой, доц. ___________ Л.В. Мурзова
Рабочая программа утверждена на заседании УМКН

« ____ » __ 20____ года, протокол № ___
Председатель УМКН, доц. __________Л.В. Мурзова


Энгельс 2011


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


    1. Цель преподавания дисциплины

Закрепление знаний, полученных при изучении ранее курсов «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Менеджмент», а также интерпретация программы учебного курса к конкретным экономическим ситуациям в деятельности различных бизнес-структур зарубежных стран и России с целью обоснования эффективных управленческих решений на основе широкого использования математических расчетов и теории игр.


    1. Задачи изучения дисциплины

Для этого необходимо изучить:

- основы управленческой экономики;

- методику использования математических расчетов и теории игр для прогнозирования рыночной ситуации и принятия эффективных управленческих решений.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для усвоения данной дисциплины

Управленческая экономика и стратегия бизнеса учитывает знания, полученные при изучении функциональных экономических наук (экономическая теория, основы менеджмента); информационно-аналитических наук (статистика, бухучет); естественно-научных дисциплин (математика).
2. Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине

Студент должен знать:

- предмет, сферу исследования, метод, основные функции и специфику дисциплины;

- основные термины и категории.

Студент должен уметь:

- анализировать конкретную экономическую ситуацию и объяснять процессы, происходящие в рыночной экономике;

- учитывать основные положения теории рыночной экономики в процессе принятия управленческих решений;

- обосновывать принятие грамотных и мотивированных управленческих решений, опираясь на законы, правила, расчеты и модели, изучаемые в рамках данной дисциплины.

3. Распределение трудоёмкости (час) дисциплины по темам и видам занятий

3.1. Очная форма обучения


№модуля

№недели

№ темы

Наименование темы

Часы

всего


лек

л.з.

пр.з.


СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

0.0

Вводная лекция

1

0,5

-

-

0,5

1

1

1.1.

Основы управленческой экономики

7

1,5

-

2

3,5

1

3

1.2.

Использование теории спроса и предложения для прогнозирования рыночной ситуации

8

-

-

2

6

1

3

1.3.

Производственный процесс и издержки

10

2

-

2

6

1

5

1.4.

Оптимизация деятельности компании

10

2

-

2

6

1

5

1.5.

Экономическая сущность отрасли

8

-

-

2

6




7

1.6.

Экономика информации

8

2

-

2

4

1

9

1.7.

Управление компанией, действующей на рынке совершенной и несовершенной конкуренции

8

2

-

2

4

1

11

1.8.

Теория игр применительно к олигополии

6

2

-

-

4

1

13

1.9

Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью

7

2

-

1

4

1

15

1.10

Государственное регулирование и принятие управленческих решений

7

1

-

-

6

Итого:

80

15

-

15

50


3.2. Заочная форма обучения


№ темы

Наименование темы

Часы

Всего


лек

л.з.

пр.з.


СРС

0.0.

Вводная лекция

1

0,5

-

-

0,5

1.1.

Основы управленческой экономики

5

1,5

-

-

3,5

1.2.

Использование теории спроса и предложения для прогнозирования рыночной ситуации

10

-

-

2

8

1.3.

Производственный процесс и издержки

9

1

-

2

6

1.4.

Оптимизация деятельности компании

10

1




1

8

1.5.

Экономическая сущность отрасли

7

-




1

6

1.6.

Экономика информации

8

1




1

6

1.7.

Управление компанией, действующей на рынке совершенной и несовершенной конкуренции

6

-

-

-

6

1.8.

Теория игр применительно к олигополии

7

1




-

6

1.9.

Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью

10

1

-

1

8

1.10

Государственное регулирование и принятие управленческих решений

7

1

-

-

6




Итого:

80

8

-

8

64

4. Содержание лекционного курса

4.1. Очная форма обучения


N темы

Всего часов

N лекции

Тема лекции.

Вопросы, отрабатываемые на лекции

1

2

3

4

0.0

0.5

1

Вводное занятие

1. Предмет, объект, сфера исследования, основные функции управленческой экономики и стратегии бизнеса

2. Методология и специфика спецкурса

1.1

1.5

1

Основы управленческой экономики

1.Основные принципы эффективного менеджмента и использование ключевых понятий экономической теории

2.Дисконтирование в обосновании долгосрочной стратегии фирмы.

1.3.

2

2

Производственный процесс и издержки

1. Основные виды производственных функций и алгебраические формы представления

2. Роль менеджера в организации производственного процесса

3. Стоимостная функция при выпуске одного и нескольких видов продукции

1.4.

2

3


Оптимизация деятельности компании

1. Методы приобретения ресурсов и операционные издержки

2. Вознаграждение менеджера и решение проблемы «работодатель- подчиненный»

3. Взаимоотношения менеджеров и работников

1.6.

2

4

Экономика информации

1.Ассиметричность информации как отражение степени риска и неопределенности в процессе принятия решений

2. Реакция покупателей в условиях неопределенности цен и качества товаров

3. Основные типы аукционов и информационные структуры

4. Ожидаемые поступления при альтернативных аукционных структурах

1.7.

2

5

Управление компанией, действующей на рынке совершенной и несовершенной конкуренции

1. Основные критерии разграничения совершенной и несовершенной конкуренции

2. Эффект масштаба и эффект размеров

3. Варианты максимизации прибыли

1.8.

2

6

Теория игр применительно к олигополии

1. Поведение фирмы в условиях олигополии Суизи, Курно, Стакелберга и Бертрана: функция реагирования и изопрофы.

2. Состязательные рынки и сговор

3. Сценарии максимизации прибыли и вознаграждения менеджеров

4. Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России.

5. Разовые игры и игры без ограничения числа партий. Триггерная стратегия

6. Равновесие Нэша

7. Многоэтапные игры и проблема выбора стратегии

1.9.

2

7

Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью

  1. Ценовая дискриминация и ценовая сбалансированность.

2. Правило ценообразования для монопольных рынков и для олигополии Курно

3. Рандомизированное ценообразование

1.10

1

8

Государственное регулирование и принятие управленческих решений

1. Роль государства в ликвидации «провалов» рынка

2. Антимонопольная политика и лоббирование

3. Общественные товары и неполная информация


4.2. Заочная форма обучения


N темы

Всего часов

N лекции

Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции










Установочные лекции

0.0

0.5

1

Вводное занятие

1. Предмет, объект, сфера исследования, основные функции управленческой экономики и стратегии бизнеса

2. Методология и специфика спецкурса

1.1

1.5

1

Основы управленческой экономики

1.Основные принципы эффективного менеджмента и использование ключевых понятий экономической теории

2.Дисконтирование в обосновании долгосрочной стратегии фирмы.

1.3.

1

2

Производственный процесс и издержки

1. Основные виды производственных функций и алгебраические формы представления

2. Роль менеджера в организации производственного процесса

3. Стоимостная функция при выпуске одного и нескольких видов продукции

1.4.

1

3

Оптимизация деятельности компании

1. Методы приобретения ресурсов и операционные издержки

2. Вознаграждение менеджера и решение проблемы «работодатель- подчиненный»

3. Взаимоотношения менеджеров и работников











Обзорные лекции

1.6.

1

3

Экономика информации

1.Ассиметричность информации как отражение степени риска и неопределенности в процессе принятия решений

2. Реакция покупателей в условиях неопределенности цен и качества товаров

3. Основные типы аукционов и информационные структуры

4. Ожидаемые поступления при альтернативных аукционных структурах

1.8.

1

3

Теория игр применительно к олигополии

1. Поведение фирмы в условиях олигополии Суизи, Курно, Стакелберга и Бертрана: функция реагирования и изопрофы.

2. Состязательные рынки и сговор

3. Сценарии максимизации прибыли и вознаграждения менеджеров

4. Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России.

5. Разовые игры и игры без ограничения числа партий. Триггерная стратегия

6. Равновесие Нэша

7. Многоэтапные игры и проблема выбора стратегии

1.9.

1

4

Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью

  1. Ценовая дискриминация и ценовая сбалансированность.

2. Правило ценообразования для монопольных рынков и для олигополии Курно

3. Рандомизированное ценообразование

1.10

1

4

Государственное регулирование и принятие управленческих решений

1. Роль государства в ликвидации «провалов» рынка

2. Антимонопольная политика и лоббирование

3. Общественные товары и неполная информация

5. Перечень практических занятий

5. 1. Очная форма обучения

№ темы

Всего, час

№ занятия

Тема практического занятия.

Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

1.1.

2

1

Основы управленческой экономики

1. Основные принципы эффективного менеджмента и использование ключевых понятий экономической теории Экономика как практика и как наука.

2.Дисконтирование в обосновании долгосрочной стратегии фирмы

1.2.

2

2

Использование теории спроса и предложения для прогнозирования рыночной ситуации

1.Прямая и обратная функция спроса, факторы спроса, излишек потребителя.

2. Функция предложения, факторы предложения, излишек производителя

3. Количественный анализ спроса с использованием корреляционно-регрессионных зависимостей

1.3.

2

3

Производственный процесс и издержки

  1. Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.

  2. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

  3. Общий, средний и предельный доходы фирмы.

  4. Основные виды производственных функций и алгебраические формы представления

1.4.

2

4

Оптимизация деятельности компании

  1. Методы приобретения ресурсов и операционные издержки

  2. Вознаграждение менеджера и решение проблемы «работодатель- подчиненный»

3. Взаимоотношения менеджеров и работников

1.5.

2

5

Экономическая сущность отрасли

  1. Структура рынка: сущность, показатели и основные критерии

  2. Специфика интеграционных процессов

  3. Основные тенденции слияний и поглощений

1.6.

2

6

Экономика информации

1. Понятие и признаки рисков предпринимателей.

2. Виды и уровни риска.

3. Измерение риска

4. Отношение к риску покупателей и менеджеров.

5. Принятие управленческих решений с учетом риска

6. Основные типы аукционов и информационные структуры

1.7.

2

7

Управление компанией, действующей на рынке совершенной и несовершенной конкуренции

  1. Основные критерии разграничения совершенной и несовершенной конкуренции

  2. Эффект масштаба и эффект размеров

3. Варианты максимизации прибыли

1.9.

1

8

Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью

  1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции

  2. Решения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  3. Монополия и решения менеджеров

4. Менеджер на рынке монополистической конкуренции


5.2. Заочная форма обучения

№ темы

Всего, час

№ занятия

Тема практического занятия.

Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

1.2.

2

1

Использование теории спроса и предложения для прогнозирования рыночной ситуации

1.Прямая и обратная функция спроса, факторы спроса, излишек потребителя.

2. Функция предложения, факторы предложения, излишек производителя

3. Количественный анализ спроса с использованием корреляционно-регрессионных зависимостей

1.3.

2

2

Производственный процесс и издержки

  1. Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.

  2. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

  3. Общий, средний и предельный доходы фирмы.

4. Основные виды производственных функций и алгебраические формы представления

1.4.

1

3

Оптимизация деятельности компании

  1. Методы приобретения ресурсов и операционные издержки

  2. Вознаграждение менеджера и решение проблемы «работодатель- подчиненный»

  3. Взаимоотношения менеджеров и работников

1.5.

1

3

Экономическая сущность отрасли

  1. Структура рынка: сущность, показатели и основные критерии

  2. Специфика интеграционных процессов

  3. Основные тенденции слияний и поглощений

1.6.

1

4

Экономика информации

1. Понятие и признаки рисков предпринимателей.

2. Виды и уровни риска.

3. Измерение риска

4. Отношение к риску покупателей и менеджеров.

5. Принятие управленческих решений с учетом риска

6. Основные типы аукционов и информационные структуры

1.9.

1

4

Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью

  1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции

  2. Решения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  3. Монополия и решения менеджеров

  4. Менеджер на рынке монополистической конкуренции


6. Перечень лабораторных работ

Учебным планом не предусмотрены
7. Задания для самостоятельной работы студентов


N темы

Всего час.

Вопросы для самостоятельного изучения (задания)

Литература

0.0.

0.5

Вводное занятие

Проработка лекционного материала

1,2,3

1.1.

3,5

Основы управленческой экономики

Проработка лекционного материала

1, 2, 7,11,15,18

1.2.

6

Использование теории спроса и предложения для прогнозирования рыночной ситуации

Самостоятельное изучение вопросов:

1.Прямая и обратная функция спроса, факторы спроса, излишек потребителя.

2. Функция предложения, факторы предложения, излишек производителя

3. Количественный анализ спроса с использованием корреляционно-регрессионных зависимостей

1,2,3,4,5,6,7, 11,15,18

1.3.

6

Производственный процесс и издержки

Проработка лекционного материала в целом и самостоятельное изучение вопросов:

  1. Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.

  2. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

  3. Общий, средний и предельный доходы фирмы.

  4. Основные виды производственных функций и алгебраические формы представления

1, 2, 3,4,5,6,7, 11,15,18

1.4.

6

Оптимизация деятельности компании

Проработка лекционного материала

7, 11,15,18

1.5.

6

Экономическая сущность отрасли

Самостоятельное изучение вопросов:

  1. Структура рынка: сущность, показатели и основные критерии

2.Специфика интеграционных процессов

3.Основные тенденции слияний и поглощений

3,4,5,6,7, 11,15,18

1.6.

4

Экономика информации

Проработка лекционного материала в целом и самостоятельное изучение вопросов:

1. Понятие и признаки рисков предпринимателей.

2. Виды и уровни риска.

3. Измерение риска

4. Отношение к риску покупателей и менеджеров.

5. Принятие управленческих решений с учетом риска

1,3,4,5,6,7,11,13,15,18

1.7.

2

Управление компанией, действующей на рынке совершенной и несовершенной конкуренции

Проработка лекционного материала

1, 2, 3,4,5,6, 7, 11,15,18

1.8.

2

Теория игр применительно к олигополии

Проработка лекционного материала

1, 2, 7,11,15,18

1.9.

2

Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью

Проработка лекционного материала в целом и самостоятельное изучение вопросов:

  1. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции

  2. Решения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  3. Монополия и решения менеджеров

4. Менеджер на рынке монополистической конкуренции

3,4,5,6,7,11,15,18

1.10.

1

Государственное регулирование и принятие управленческих решений

Проработка лекционного материала

1,2,5,6,7,11, 15,18


8. Курсовой проект

Учебным планом не предусмотрен
9. Курсовая работа

Учебным планом не предусмотрена

10. Расчетно-графическая работа

Учебным планом не предусмотрена
11. Контрольная работа

Выполняется студентами заочной формы обучения, задание для выполнения контрольной работы приведено в методических указаниях [http://techn.sstu.ru].
12. Вопросы к зачету

  1. Основные принципы эффективного менеджмента.

  2. Сущность прибыли и ее значение. Альтернативные издержки.

  3. Дисконтирование в обосновании долгосрочной стратегии фирмы.

  4. Спрос, факторы спроса и функция спроса

  5. Предложение, факторы предложения и функция предложения

  6. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах

  7. Основные виды производственных функций и алгебраические формы представления

  8. Роль менеджера в организации производственного процесса

  9. Стоимостная функция при выпуске одного и нескольких видов продукции

  10. Методы приобретения ресурсов и операционные издержки

  11. Понятие и виды специализированных инвестиций

  12. Вознаграждение менеджера и решение проблемы «работодатель- подчиненный»

  13. Взаимоотношения менеджеров и работников

  14. Структура рынка: сущность, показатели и основные критерии

  15. Сущность интеграции и ее виды

  16. Понятие и виды предпринимательского риска

  17. Типы личности по отношению к риску

  18. Ассиметричность информации как отражение степени риска и неопределенности в процессе принятия решений

  19. Принятие управленческих решений с учетом риска

  20. Основные типы аукционов и информационные структуры

  21. Основные критерии разграничения совершенной и несовершенной конкуренции

  22. Основные модели олигополий

  23. Состязательные рынки и сговор

  24. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции. Решения менеджера в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  25. Монополия и решения менеджеров.

  26. Менеджер на рынке монополистической конкуренции.

  27. Ценовая дискриминация и ценовая сбалансированность.

  28. Роль государства в ликвидации «провалов» рынка

  29. Антимонопольная политика и лоббирование

  30. Общественные товары и неполная информация

13. Список основной и дополнительной литературы

Основная:

  1. Бакалавр: Микроэкономика: электронный учебник / кол. авторов; под ред. А.Ю. Юданова. – Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2008. (на эл./н)

  2. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень: учеб.пособие / С.Н. Ивашковский.– М.:Дело,2002.- 440 с.

  3. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов./ Р. М. Нуреев. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001. — 572 с. (на эл./н)

  4. Янова, В.В. Экономика: учебник / В. В. Янова. - М. : Экзамен, 2007.- 282 с.

  5. Экономика: электронный учебник/ Е.Ф. Борисов. – Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2009.(на эл./н)

  6. Экономическая теория: электронный учебник/ С.С. Носова. – Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2008.( на эл./н)


Дополнительная:

  1. Шахаров В.Н. В помощь начинающему менеджеру : курс лекций для студентов и слушателей курсов повышения квалификации ИБиДА СГТУ / Шахаров В.Н., Миронова Т.А., Исаева Т.А. - Саратов : Сарат.гос.техн.ун-т, 2006. - 320 с.


следующая страница >>