microbik.ru
1 2

8 класс информатика

Рассмотрено:

на заседании ШМО

Махасимова Е.П. _______________

протокол №

от « __» _______2010 г.



Согласовано:

Зам. директора по УВР

Ишмуратов З.Х ______________

«___» ___________ 2010 г.

Утверждено:

Директор МОУ «СОШ №1»

Яковлева В.П.__________

Приказ № ____

от «___»__________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по информатике и
информационно-коммуникационным технологиям


для 8-х (а,б) классов
35 часов (1 ч. в неделю)
учителя информатики и ИКТ – Салимова Г.М.

2010 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.


Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 17 часов; во 2 полугодие - 18 часов, всего за год – 35 часов.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 23, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература



  1. Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  2. Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008

  3. Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).



Психолого-педагогической характеристики классного коллектива

В 8-ых классах предмет информатика вводиться в первый год. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8 класса.

В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обуславливает необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. 




п/п

Наименова-

ние раздела

программы

Тема урока

(этап проектной или исследова-

тельской

деятель-

ности)

Ко-

ли-

чес

тво

ча-

сов

Тип урока

(форма и

вид

деятель-

ности

обучаю-

щихся,

форма

занятий)

Элементы

содер-

жания

Требова-

ния к

уровню

подго-

товки

обучаю-

щихся

(резуль-

тат)

Вид

конт-

роля.

Изме-

рите-

ли.

Элементы

дополни-

тельного

(необяза-

тельного)

содержа-

ния

Д/з

Дата

прове-

дения



















план

факт




Информационные

процессы

Информация и

информационные

процессы

3

























1/1

Информационные

процессы

Информация в природе, обществе и технике. Инструкция по Т.Б.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Информацион-

ные процессы: хранение, передача, обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

П.Р.1

Иметь представление об информации Знать виды

информации,

примеры

источников и

приемников

информации.

Уметь различать декаративные и процедурные знания, приводить примеры информационных и неинформационных сообщений

опрос




Знать ТБ







2/2

Информационные

процессы

Кодирование информации с помощью знаковых систем Практическая работа № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера


1

Комбинирован-ный

Ознакомление с различными видами знаковых систем.

П.Р.2

Иметь представление кодировании информации. Уметь различать кодировать и декодировать информацию.

П.Р.













3/3

Информационные

процессы

Количество информации

Практическая работа № 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие количества информации. Единицы измерения

количества

информации.

Файлы и файловая

система

п.р.№3

Знать единицы измерения

количества и

скорости

передачи

информации.

Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую

Уметь создавать

файлы и

пользоваться

файловой

системой

Опрос

П.Р.
















Информационные

процессы

Компьютер как

универсальное

устройство обработки

информации

4

























4/1

Информационные

процессы

Практическая работа № 4. Форматирование, проверка и дефрагментация диска

1

Комбинирован-ный

Понятие форматирования и дефрагментация диска

П.Р.4

Уметь выполнять форматирования и дефрагментация диска

Опрос

П.Р.













5/2

Информационные

процессы

Практическая работа № 5. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши

1

Комбинирован-ный

Разрешающую способность экрана монитора и мыши.

П.Р.5

Уметь определять разрешающую способность экрана монитора и мыши

П.Р.













6/3

Информационные

процессы

Практическая работа № 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

1

Комбинирован-ный

Графический

пользовательский

интерфейс: рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню.

П.Р.№6

Уметь

оперировать

информацион-

ными объектами,

используя

графический

интерфейс

Опрос

П.Р.













7/4

Информационные

процессы

Практическая работа № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

1

Комбинирован-ный

Понятие защита информации от компьютерных вирусов.

П.Р.№7

уметь

предпринимать меры антивирусной безопасности

П.Р.

тест
















Инфо-ные

технологии

Обработка текстовой

информации

14

























8/1

Информационные

процессы

Кодирование текстовой информации Практическая работа № 8. Кодирование текстовой информации

1

Комбинирован-ный

Ознакомление со способами кодирования информации в компьютере.

П.Р.8

Уметь определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов

П.Р.














9/2

Инфо-ные

технологии

Создание и

простейшее

редактирование

документов.

Практическая работа №9: Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

1

Комбинирован-ный

Понятие текстового редактора.

Среда текстового редактора. П.Р.№9


Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь

создавать

информацион-

ные объекты, выполнять простейшее редактирование.

П.Р.













10/2

Инфо-ные

технологии

Ввод и редактирование документа Сохранение и печать документов Форматирование документа

1

Комбинирован-ный

Визитная карточка,

доклад,

реферат.


Уметь

создавать

информацион-

ные объекты,

выполнять редактирование

документов.

П.Р.













11/3

Инфо-ные

технологии

Параметры шрифта,

параметры абзаца.


1

Комбинирован-ный

Параметры шрифта,

параметры абзаца


Иметь представление о параметрах шрифта Уметь

оценивать

числовые

параметры

информацион-

ных объектов

и процессов

П.Р.













12/4

Инфо-ные

технологии

Практическая работа № 10. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц

1

Комбинирован-ный

Параметры страницы,

Вставка колонтитулов

П.Р.№10

Уметь

оценивать

числовые

параметры

информацион-

ных объектов

и процессов

П.Р.













13/5

Инфо-ные

технологии

Включение в

текстовый документ

диаграмм, формул и

графических объектов.

Практическая работа №11: Вставка в документ формул.

Практическая работа


1

Комбинирован-ный

Таблицы,

диаграммы,

формулы.

П.Р.№11

Иметь представление о вставке в документ графических объектов. Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы.

П.Р.













14/6

Инфо-ные

технологии

Практическая работа № 12. Форматирование символов и абзацев

данными.

1

Комбинирован-ный

Символ, абзац. П.Р. №12

Уметь включать в

текстовый документ

списков, таблиц,

диаграмм, формул и

графических объектов.


П.Р.













15/7

Инфо-ные

технологии

Практическая работа № 13. Создание и форматирование списков 126

1

Комбинирован-ный

Абзацы,

заголовки.


Иметь представление о системе правописания.

Уметь выделять абзацы, заголовки.

опрос













16/8

Инфо-ные

технологии

Практическая работа № 14. Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки

1

Комбинирован-ный

Изучить правильное вставление оглавления в документ

П.Р.14

Уметь выполнять правильно оглавления и заголовки в документ

П.Р.












17/9

Инфо-ные

технологии

Таблицы Практическая работа № 15. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

1

Комбинирован-ный

Ознакомление с технологией создания таблиц в Word.

П.Р.15

освоить основное приемы оформления таблиц в Word

опрос




Инди-

видуальные

задания







18/10

Инфо-ные

технологии

Гипертекст.

Практическая работа № 16. Создание гипертекстового документа

1

Комбинирован-ный

Гипертекст. Создание закладок и ссылок

П.Р.№16

Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.

Знать состав гиперссылки. Уметь

создавать закладки и ссылки.


опрос




Инди-

видуальные

задания







19/11

Инфо-ные

технологии

Компьютерные

словари и

системы перевода

текстов.

Практическая работа №17: Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

1

Комбинирован-ный

Компьютерные

словари и

системы перевода

текстов

П.Р. №17

Иметь представление о возможностях компьютерных словарей.

Уметь

переводить текст с использованием системы машинного перевода.

П.Р.




Инди-

видуальные

задания







20/12

Инфо-ные

технологии

Сохранение документа в различных текстовых

форматах. Печать

документа Сохранение документа.


1

Комбинирован-ный

Сохранение документа Сохранение документа


Уметь сохранять документ в различных текстовых

форматах, печатать

документ, сохранять документ

П.Р.





Инди-

видуальные

задания







21/13

Инфо-ные

технологии

Системы оптического распознавания документов

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие технологии распознавания текста

Иметь представление о возможностях оптического распознавания текста

П.Р.




Создать

отчет, реферат, доклад,

школьная газета







22/14

Инфо-ные

технологии

Практическая работа № 18. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

1

Комбинирован-ный

Ознакомить с программой оптического распознавания текстов ABBYY Finereader.

Уметь сканировать бумажные документы и переводить полученные изображения в электронный текст

П.Р.




Создать

отчет, реферат, доклад, школьная газета










Инфо-ные

технологии

Обработка

графической

информации

4

























23/1

Инфо-ные

технологии

Растровая и векторная

графика. Интерфейс

графических

редакторов.

Практическая работа №19: Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.


1

Комбинирован-ный

Растровая и векторная

графика. Интерфейс

графических

редакторов.

П.Р. 19

Знать интерфейс

графических

редакторов.

Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint.

Уметь

использовать шаблоны и примитивы, конструировать объекты, производить геометрические преобразования

П.Р.




Инди-

видуальные

задания







24/2

Инфо-ные

технологии

Форматы

графических

файлов.

Практическая работа №20: Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.


1

Комбинирован-ный

Форматы

графических

файлов

П.Р. 20

Знать форматы

графических

файлов.

Уметь использовать готовые графические объекты.

П.Р.


Редакторы работы с фотографиями

Тест







25/3

Инфо-ные

технологии


следующая страница >>