microbik.ru
1

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5-6 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Программы профессора Н.В. Макаровой для 5-6 класса.

Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.

Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;

- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;

- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

  • Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

  • Компьютер как средство обработки информации.

  • Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:

1 уровень: начальный (пропедевтический) – 5-6 класс;

2 уровень: базовый – 7-9 класс.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 5 и 6 классе в объеме 68 часов за 2 года обучения, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена.

Цели изучения основ информатики в 5 классе:

  • формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • знакомство с терминологией предмета;

  • освоение операционной системы Windows;

  • освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;

  • приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.

Цели изучения основ информатики в 6 классе:

  • продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • освоение среды программирования Лого;

  • знакомство с программой Movie Maker;

  • формирование навыков написания программ.


Обязательный минимум содержания
Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.

Среда программирования ПервоЛого
Знакомство со средой ПервоЛого. Костюмы Черепашки. Добавление, удаление Черепашки. Курс Черепашки. Команды Черепашки. Оформление программы. Датчики. Кнопки. Личная карточка. Набор инструментов.

Знакомство с программой Movie Maker

Интерфейс программы. Слайды. Настройка анимации, порядка, движения.

Создание анимации

Возможности создания анимации в среде MS PowerPoint. Добавление нового слайда. Оформление текущего слайда: фон, тема, шрифт. Вставка объектов в слайд. Прозрачный и непрозрачный фон рисунка. Обрезка рисунка. Настройка анимации объектов слайда. Смена слайдов.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;

- название и назначение основных частей персонального компьютера;

- назначение основных клавиш на клавиатуре;

- способ представления информации в компьютере;

- основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;

- интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.

- назначение графического редактора и сферы его применения;

- возможности простого графического редактора Paint;

- понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;

- понятие «алгоритм».
В результате обучения учащиеся должны уметь:

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

- работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;

- работать с окнами;

- настраивать Рабочий стол;

- пользоваться мышью.

- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

- настраивать инструменты графического редактора;

- выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;

- создавать рисунок по данному алгоритму;

- редактировать рисунок;

- сохранять рисунок на диске.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

- возможности среды ЛогоМиры;

- команды Черепашки и правильно их писать;

- понятия «панель инструментов», «команда», «программа», «датчик», «костюм», «анимация», «модель», «кнопка», «личная карточка».

- интерфейс программ ММ и РР;

- приемы работы в программах MM и РР.
В результате обучения учащиеся должны уметь:

- добавлять/удалять Черепашку;

- менять «костюмы» Черепашки;

- менять курс Черепашки;

- делать анимацию;

- работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д.);

- писать программы по алгоритму.

- работать в программе ММ и РР;

- добавлять и удалять кадры в композиции;

- вставлять объекты в презентацию;

- настраивать анимацию объектов;

- добавлять/удалять слайды из презентации;

- настраивать смену слайдов в презентации.

Содержание учебной дисциплины

Тематический план учебного материала 5класс



Тема







Распределение часов

Лекции

Практика

Контрольные работы

Самостоятельные работы, тесты, творческие работы

Всего часов

1

Учимся работать на компьютере


6

6

1

1

12

2

Компьютерная графика


11

11

1




22

Всего:

17

17

2

1

34

Основное содержание всех тем

п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.

12

2

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.

22


Тематический план учебного материала 6 класс



Тема







Распределение часов

Лекции

Практика

Контрольные работы

Самостоятельные работы, тесты, творческие работы

Всего часов

1

Среда программирования ПервоЛого


13

13

1

6

26

2

Знакомство с программой Movie Maker

1

3




1

4

3

Создание анимации

1

3




1

4

Всего:

15

19

1

8

34

Основное содержание всех тем

п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Среда программирования ПервоЛого


Знакомство со средой ПервоЛого. Костюмы Черепашки. Добавление, удаление Черепашки. Курс Черепашки. Команды Черепашки. Оформление программы. Датчики. Кнопки. Личная карточка. Набор инструментов.

26

2

Знакомство с программой Movie Maker

Интерфейс программы. Слайды. Настройка анимации, порядка, движения.

4

3

Создание анимации

Возможности создания анимации в среде MS PowerPoint. Добавление нового слайда. Оформление текущего слайда: фон, тема, шрифт. Вставка объектов в слайд. Прозрачный и непрозрачный фон рисунка. Обрезка рисунка. Настройка анимации объектов слайда. Смена слайдов.

4


Учебно-методический комплект:


  1. Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

  2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008


Дополнительная литература:


  1. Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».

  2. Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

  3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.

  4. Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)

  5. Электронный диск «Дракоша и занимательная информатика»

  6. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  7. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  8. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net

  9. Газета «Информатика», №13-2008 (566). Программирование на ЛОГО: задачник и решебник.

  10. Газета «Информатика», №5-2009 (582). Игра «Регата» по информатике.