microbik.ru
1 2 3 4


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гимназия №15, «Содружество», Новосибирск


ПРИНЯТО

решением педагогического совета гимназии

№______ от __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

________________ Станкевич Е.А.

«____» __________ 2011 г.


Рабочая программа

по истории Древнего мира

5А, 5Б, 5В классы

(базовый уровень)

на 2011-2012 учебный год

Составитель: Бугровская А.В.

Учитель истории

Новосибирск,

2011

2011

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования по истории на базовом уровне (Приказ Министерства образования №1089 от 5 марта 2004 г.).

В качестве основы программы был взят учебно-методический комплекс Андреевской Т.П., Ванина Э.В. (История Древнего мира. 5 класс. Проектирование учебного курса. Андреевская Т.П., Ванин Э.В. М., Вентана-Граф, 2009), который соответствует временным требованиям к Обязательному минимуму содержания исторического образования и которые включен в Федеральный перечень.

Календарно-тематический план для 5 класса ориентирован на использование учебника: «История Древнего мира», 5 класс, Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В, под общей редакций Мясникова В.С. М., Вентана-Граф, 2010.

Программа включает в себя: пояснительную записку; план-график контроля знаний и умений учащихся; УМК по предмету; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическое планирование.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у школьников формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

В V классе происходит знакомство учащихся с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира.

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Программа является модифицированной, это обусловлено тем, что в курс включается региональный компонент (3ч.) цель данного модуля отразить региональное и национальное своеобразие, увидеть взаимосвязь истории Сибири с мировым пространством. Структура задач регионального компонента определяется с учётом целей федерального компонента по предмету.

Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведённые в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - в V классе даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Изучение материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социологизации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  3. овладение элементарными методами исторической информации;

  4. формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфиессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в V классе из расчёта 3 учебных часа в неделю. 70 часов – базисный курс «История древнего мира», 35 часов – углубленный курс.

Расширение курса происходит за счет содержательных линий «Человек в истории» и «Историческое пространство», представленных в программе «Мифологическая культура древних цивилизаций».


УМК

  1. История Древнего мира. 5 класс. Проектирование учебного курса. Андреевская Т.П., Ванин Э.В. М., Вентана-Граф, 2009

  2. Учебник «История Древнего мира», 5 класс, Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В, под общей редакций Мясникова В.С. М., Вентана-Граф, 2010.

  3. Рабочая тетрадь «История древнего мира» 5 класс, Ванина Э.В., Данилова А.К. М., Вентана-Граф, 2010.

  4. Атлас «История древнего мира», под ред. Н.Н. Полункина, ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика», 2011

  5. Л.Л.Кочергина «История Древнего мира. Поурочные планы 5 класс», Волгоград. 2009.

  6. Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории Древнего мира. 5 класс. - М.: Владос-Пресс, 2001

  7. Лопатюк А. М. Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград: Учитель -АСТ, 2004

  8. Петрович В. Г., Петрович Н. М. Поурочное планирование. Уроки истории 5 класс. М.: ТЦ Сфера, 2002

  9. Цветкова Г. А. Тематический контроль по истории. Древний мир. М.: Интеллект-Центр, 2002

  10. Е.В.Саплина, А.И.Саплин Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины. М.:Дрофа, 2003

  11. «История Сибири: дидактические материалы» Ф.С.Кузнецова, Новосибирск «ИНФОЛИО»2003г.-152с.



Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис­пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком­пьютера:

  • учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира» 5кл изд.Кордис&Медиа,2004г.

  • « Атлас Древнего мира» изд. Новый Диск 2003г.

Методический комплект включает также исторические карты, таблицы, картины

Требование к уровню подготовки

В результате изучения истории Древнего мира ученик должен:

Знать\понимать

  • Основные этапы и ключевые события курса, выдающихся деятелей Древнего мира;

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

  • Изученные виды исторических источников;

Уметь

  • Соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность

важнейших событий;

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

Использовать приобретённые знания и умения

В практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов изученных

стран;

  • Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • Использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


План-график контроля знаний и умений учащихся

по курсу «История Древнего мира» (5 класс)


тема

Введение в историю, история первобытного общества

История Древнего Востока

История Древней Греции

История Древнего Рима

Цель проверки

Наличие у учащихся представлений об исторических источниках, методах исторического исследования; счете лет в истории; расселении древнейшего человека, орудиях труда, отношениях, занятиях, верованиях; умение объяснять смысл изученных понятий, работать с исторической картой, лентой времени, соотносить даты с веками и тысячелетиями.

Наличие у учащихся представлений об основных этапах и ключевых событиях истории Месссопотамии, Древнего Египта, Древних государств Малой Азии, Древней Индии и Китая; важнейших достижениях их культур, исторических источниках; умение работать с исторической картой.

Наличие у учащихся представлений об основных этапах, ключевых событиях, выдающихся деятелей истории Древней Греции; достижениях культуры; умение работать с исторической картой; решать поставленные учебные задачи; выявлять причинно-следственные связи различных событий.

Наличие у учащихся представлений об основных этапах, ключевых событиях, выдающихся деятелей истории Древнего Рима (с древнейших времен до падения); умения работать с исторической картой; выявлять причинно-следственные связи различных событий; соотносить события и их продолжительность с лентой времени.

Виды и формы проверки

Текущая проверка: задания на работу с лентой времени, исторической картой; открытые (с кратким вариантом ответа) и закрытые тесты по теме, устный опрос.

Тематический контроль: открытые (с кратким вариантом ответа) и закрытые тесты, хронологический диктант.

Текущая проверка: задания на работу с лентой времени, исторической картой, историческими источниками; открытые (с кратким вариантом ответа) и закрытые тесты по теме, устный опрос.

Тематический контроль: открытые (с кратким вариантом ответа) и закрытые тесты, установление хронологической последовательности, защита творческих проектов по культуре и искусству Древнего Востока.

Текущая проверка: задания на работу с лентой времени, исторической картой, историческими источниками; открытые и закрытые тесты по теме, задания на работу со структурированием текстов, составлением планов и таблиц, устный опрос.

Тематический контроль: открытые и закрытые тесты, установление хронологической последовательности, исторические диктанты, задания на установление причинно-следственных связей, защита творческих проектов по культуре и искусству Древней Греции

Текущая проверка: задания на работу с лентой времени, исторической картой, историческими источниками; открытые и закрытые тесты по теме, задания на работу со структурированием текстов, составлением планов и таблиц, устный опрос.

Тематический контроль: открытые и закрытые тесты, установление хронологической последовательности, исторические диктанты, задания на установление причинно-следственных связей, защита творческих проектов по политическим деятелям Древнего Рима.

Итоговый контроль

Проверка знаний умений по всему курсу «История древнего мира»:



Анализ творческих заданий по истории в основной школе

1)Образные задания: провер­ка умения учащихся на основе исторических источ­ников, материалов учебни­ка, художественных произ­ведений воссоздать образ мысли, переживания, наст­роения людей, различные мнения и взгляды на исто­рическую ситуацию

2)Проблемные задания: про­верка умений учащихся находить свой оригиналь­ный способ решения, опи­раясь на имеющиеся зна­ния, умения, интуицию

3)Мини-эссе: проверка уме­ния в творческой форме передать свои впечатления по теме работы

4)Дискуссия: проверка уме­ния видеть спорность рас­сматриваемого вопроса, выдвигать альтернативные суждения, аргументиро­вать собственную точку зрения

Критерии оценки

1)Правильное выделение акту­альных проблем периода, понимание их сути; умение определить социальную и по­литическую позицию автора и исторически достоверно вос­создать его отношение к про­блемам

2)Определение исторической значимости, последствий; про­тиворечивыq характер развития исторических явлении; понимание ключевых поня­тий задания; использование конкретных примеров рассма­триваемого периода

3)Понимание сути темы, логич­ность и самостоятельность рассуждений, умение подтвер­дить высказанное суждение фактами, свидетельствами ис­точников; правильное исполь­зование понятийного аппара­та; отсутствие искажений информации; оригинальность идей автора

4)Отсутствие исторических оши­бок и противоречий в рассуж­дениях; убедительность аргу­ментов; умелое использование различных источников; сфор­мированность полемических умений задавать вопросы, на­ходить контрдоводы


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 70 Ч

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ 2 Ч
История как наука. Роль истории в жизни людей.

Основное содержание:

Что изучает история. Зачем нужно знать историю. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Историческая карта. Всеобщая история. История России — часть всеобщей истории.
Основные термины и понятия:

исторические периоды, дописьменная история, письменная история, письменность, лента времени, летоисчисление, исторические источники, археология, археологическая культура, факты, историческая память, историческая карта, стороны света, условные знаки, народ, государство.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 60 ЧАСОВ
От первобытности к цивилизации 2ч.

Основное содержание

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

следующая страница >>