microbik.ru
1
Приложение

к образовательной программе

основного начального общего образования


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«МИР ВОКРУГ НАС»

ДЛЯ 4 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(1 час в неделю. Всего 34 ч.)

Мегион 2012год

Пояснительная записка

При создании программы мы исходили из цели, стоящей перед образовательным учреждением: обеспечение уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности, то есть уровня методологической компетентности.

Под методологической компетентностью понимается: наличие у младших школьников знаний о способах получения информации; первичное ознакомление учащихся с технологией поисково-творческой деятельности (умение вычленять и обосновывать проблему, целеполагание, прогноз результатов, план действий по решению проблемы, выбор соответствующих методов, анализ результатов), логикой исследовательского процесса; способность и готовность к самооценке, анализу результатов собственной деятельности, выбору и обоснованию способов деятельности и путей их коррекции; владение технологией оформления и представления результатов исследования.

Программа содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся; по времени реализации – краткосрочной.

Современная школа в настоящее время призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. В связи с этим главная цель курса заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одаренных учащихся, и направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновленность; гибкость ума; терпимость к противоречиям; прогностичность; критичность; наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Программа состоит из введения и четырёх разделов:

  1. «Лаборатория начинающего исследователя» (или «Организация исследовательский деятельности»): понятийный аппарат начинающего исследователя, этапы исследования, основные методы исследовательской деятельности.

  2. «Основы библиотечно-библиографической грамотности» (источники получения информации и способы работы с ними; поиск, систематизация, основные приёмы сохранения информации).

  3. «Организация личной исследовательской деятельности». Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследователя, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе.

  4. «Способы представления результатов исследования» (оформление результатов исследования; реферат; устное сообщение, доклад, конкурсная работа, статья, проект).


Все образовательные разделы не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В конце каждого раздела программы определена совокупность базовых понятий и основных умений учащихся, степень овладения которыми можно рассматривать в качестве критериев результативности спецкурса.

Литература, представленная в библиографическом приложении к программе, дана в таком объёме, чтобы она могла быть использована как преподавателями, ведущими данный спецкурс, так и обучающимися в процессе самостоятельной работы в качестве первоисточников.

Программа рассчитана на 34 часа.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом разделе. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
В результате работы по программе «Основы учебно-исследовательской деятельности»

учащиеся должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;

  • основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

  • структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

  • основные информационные источники поиска необходимой информации;

  • правила оформления списка используемой литературы;

  • способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);

  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

  • планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);

  • пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.


Методическое обеспечение

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы, дискуссии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки, правилами структурирования информации. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными для данной практики знания становятся лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания никак не могут подменить собой воображение и творчество ребенка, его собственную позицию и отношение.

Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

Для того чтобы подвести детей младшего возраста к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:

1) выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;

2) консультирование учителя;

3) защита проектов.

Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить ребенка к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.

Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров ко все более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.

Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций учащихся.

Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, уроков-дискуссий, когда учащиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения учебно-исследовательской деятельности.

Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.

Ребёнок – исследователь по своей природе . Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности , обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования . Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире .

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Формы работы: теоретические занятия, практические занятия, творческие занятия ,проектно-исследовательская работа .

Цели экспериментальной работы : приобщение младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности ; использование в образовательном и воспитательном процессах метода проектов ; формирование умения использовать возможности информационных технологий ; развитие креативности.

Учебно-тематический план


п/п

Разделы и учебные темы

Количество учебных часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1

Введение

1

1.1.Цели и назначение научного общества учащихся «Эрудит».

1







2

Лаборатория начинающего исследователя

8

2.1.Тема и проблема исследования

1

1




2.2.Гипотеза исследования

1

1




2.3.Основные методы исследования, их классификация

1

1




2.4.Этапы исследовательского процесса

1

1




3

Основы библиотечно-библиографической грамотности

5

3.1.Библиографическая характеристика источника




1




3.2.Методы работы в библиотеке




1




3.3.Специфика работы исследователя с периодической печатью




1




3.4.Работа начинающего исследователя с архивными документами




1




3.5.Систематизация информации

1







4

Организация личной исследовательской деятельности.

14

Проведение исследований по выбранным темам.




14




5

Способы представления результатов исследовательской деятельности

4

Основные формы и приемы сохранения информации и представления результатов исследовательской работы.

1

3




6

Зачетное занятие. Презентация результатов исследования.




2

2

ИТОГО:

7

27

34


Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.)

Тема I. Цели и задачи научного общества учащихся.

Содержание и организация деятельности научного общества учащихся, место научных секций в общей структуре. Определение проблематики в предметной области.

Базовые понятия: мега-знания; уровень образованности (грамотность, информированность, функциональная грамотность, компетентность).

Раздел 2. Лаборатория начинающего исследователя (8 ч.)

Тема 2.1. Тема и проблема исследования

Поиск и формулировка проблемы. Её актуальность, новизна и значимость.

Обоснование актуальности выбранной проблемы исследования. Проекция теоретических положений на выбор темы и определение проблемы индивидуальных исследований.

Тема 2.2. Гипотеза исследования

Объектная область исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерной связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Отработка формулировки гипотезы в контексте темы, проблемы индивидуальных исследований.

Тема 2.3. Основные методы исследования, их классификация.

Понятие «методы исследования». Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, в т.ч. включённое, беседа, рейтинг, анкетирование и интер­вьюирование, тестирование, самооценка, педагогический эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации, эксперимент. Применение методов на различных этапах исследования. Определение методов исследования, адекватных целям и задачам индивидуальных исследований.

Тема 2.4. Этапы исследовательского процесса.

Основные этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Содержание деятельности на каждом из этапов. Планирование процесса индивидуального исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Представление к защите.

Базовые понятия: исследовательский процесс; эксперимент; проблема и тема исследования; гипотеза исследования; методы исследования, их классификация.

Базовые умения: умение сформулировать проблему исследования и обосновать её актуальность; умение прогнозировать результаты исследования (как позитивные, так и возможные негативные результаты); умение сформулировать гипотезу исследования; владение методикой разработки (конструирования) программы исследования.

Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности (5 ч.)

Тема 3.1. Библиографическая характеристика источника

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

Тема 3.2. Методы работы в научной библиотеке

Справочная литература (энциклопедии, словари - типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематические, персональные, предметные, систематические). Технология работы с ними: самостоятельная работа со справочной литературой; «Знакомство с библиотекой, её фондами и отделами» - на базе научной или юношеской библиотеки.

Тема 3.3. Специфика работы исследователя с периодической печатью.

Тема 3.4. Работа начинающего исследователя с архивными документами

Оформление архивного запроса. Сопоставление архивных источников. Ссылки на архивные документы.

Тема 3.5. Систематизация научной информации

Работа с информацией библиографического характера, тематиче­ские карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная картотека исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.

Базовые знания и понятия: приёмы сохранения информации; библиография; требования к составлению плана, конспекта, тезисов; рефе­рат, требования к реферату.

Базовые умения: умение пользоваться справочной литературой, библиографическими пособиями и материалами; умение оформлять библиографический запрос; владение основными элементами библиографического описания; владение основными приёмами сохранения информации; умение (в соответствии с требованиями) составить анно­тацию, написать план, реферат, тезисы; умение самодиагностировать уровень библиотечно-библиографической грамотности.

Раздел 4. Организация личной исследовательской деятельности(14 ч).

Тема 4.1. Организация личной исследовательской деятельности.

Организация своего рабочего места. Оптимизация техники личного труда. Рационализация режима дня. Рациональные приёмы чтения. Приёмы планирования. Проведение исследований по выбранным темам. Работа над проектами.

Раздел 5. Способы представления результатов исследовательской деятельности (5 ч)

Тема 5.1. Основные формы, приёмы сохранения информации и представления результатов исследовательской работы.

Доклад, научное сообщение. Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку. Статья, тезисы научного доклада (сообщения) - требования к содержанию, структуре, языку, стилю. Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информа­ции.

Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам.

Использование компьютера для хранения информации.

Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема занятий

Организация

деятельности

учащихся


1


Введение

Цели и назначение курса 1ч.


фронтальная


2





Лаборатория начинающего исследователя

Тема и проблема исследования 2ч.

Гипотеза исследования 2ч.

Основные методы исследования,

их классификация 2ч.

Этапы исследовательского

процесса 2ч.


фронтальная




3



Основы библиотечно –библиографической грамотности

Библиографическая характеристика

источника 1ч.

Методы работы в библиотеке 1ч.

Специфика работы исследователя с периодической печатью 1ч.

Работа начинающего исследователя с архивными документами 1ч.

Систематизация информации 1ч.




фронтальная

фронтальная
групповая

групповая

индивидуальная


4




Организация личной исследовательской деятельности (14 ч.)

индивидуальная

самостоятельная

групповая

индивидуальная

групповая
индивидуальная
групповая



5




Способы представления результатов исследовательской деятельности

Основные формы и приёмы сохранения информации и представления результатов исследовательской деятельности 4ч.




фронтальная

индивидуальная


6




Зачётное занятие.

Презентация результатов исследования 2ч.

Итого: 34 ч.



фронтальная


Литература


  1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27

  2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

  3. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М.

Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15

  1. Волина В.В. Праздник числа.-М.: Знание, 2006

  2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос, 2000.- 320с. 25.

7. Н.Ф. Дик «Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. Государственные стандарты нового поколения».

Список НОУ «Хочу всё знать»

  1. Бернгард Анастасия

  2. Быкова Анна

  3. Игнатьева Вероника

  4. Серебрякова Вера

  5. Соколов Роман

  6. Спирин Дмитрий

  7. Суриков Денис

  8. Тихонова Екатерина

  9. Тюлькина Мария

  10. Чедия Лилиана