microbik.ru
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Тарко – Сале, Пуровский район

Рассмотрено на заседании МС школы «Утверждаю»

протокол №____ от_____________ 2012г Директор школы:

Руководитель МС_________Л.Д.Лазарева _________ Дюшко Л.В.


Рабочая программа учебного курса

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

11б класс

на 2012-2013 учебный год

количество часов в неделю – 1, в год –34 часов


Учитель: Хамитова Разима Хайрзамановна.


2012-2013 г.г.
Пояснительная записка

Рабочая программа курса по обществознанию для 11 б класса составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана, примерных программ. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11б класса на 2012-13 учебный год.

При составлении рабочей программы использованы «ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБШЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ» 6—11 классы» М,«Просвещение » 2010г. Коллектив авторов - Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкий, А.И. Матвеева

А также вопросов кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных

учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)

В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» стандарта, поскольку данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» стандарта, т.е. не является объектом контроля. Кроме того, в кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках единого государственного экзамена, а также требования, не отраженные в учебниках, рекомендованных (допущенных) для использования Министерством образования и науки РФ

(на год создания кодификатора).
Учебно-методический комплект:

Учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкий, А.И. Матвеева «Обществознание 11 класс, базовый уровень» и профильный уровень за 10-11 классы. М., «Просвещение», 2012г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Курс «Обществознание» для 11 классов, содержание которого представлено в настоящей программе, является составной частью большого курса под названием «Обществознание», который включает, помимо упомянутого, курса и курс «Обществознание» для 10—11 классов. Содержание и методические особенности последнего представлены в следующей программе.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие

основные цели курса:

  • ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;

  • дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

  • привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах — науке, религии, искусстве и т. д.

Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курса сделан акцент на повторение всего курса обществознания, на выполнение заданий ЕГЭ по всем направлениям отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.



Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание содержания изученного материала;

  • умение объяснить взаимосвязь экономических событий;

  • понимание роли участников экономики в экономике страны;

  • знание экономических понятий, терминов и умение пользоваться ими при устных и письменных работах;

  • умение анализировать экономические ситуации;

  • уметь владеть монологической речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос:

Формами контроля уровня достижений учащихся являются:

  • текущие

  • итоговые оценки

  • подготовка и защита рефератов, проектов по экономике

  • тестирование

  • проверка творческих работ

  • зачётная система по некоторым темам курса.

  • Пробные ЕГЭ

  • Онлайн тестирование на сайте ФИПИ


Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).


Код

раздела

занятий

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

Расширение элементов содержания проверяемые на ЕГЭ

Параграфы учебников

Раздел 1 Человек и общество

1

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)


Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.


§2 часть 1 базовый

2

Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность

§4 часть 1 базовый

3

Понятие истины,. Мышление и деятельность . Потребности и интересы


Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

§6

4

Свобода и необходимость в человеческой деятельности


Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

§7

5

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества


Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты

§1

6

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры


Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

§8

7

Наука. Основные особенности научного мышления.

Образование, его значение для личности и общества


Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Естественные и социально-гуманитарные науки

Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

§9

8

Религия. Искусство. Мораль


Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России

§10-11,33

9

Понятие общественного прогресса

Проблемы общественного прогресса

.Прогресс и регресс

Противоречивость прогресса..Критерии прогресса

Многообразие путей и форм общественного развития

§15 часть 1 профиль

10

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)


Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

1.Понятие цивилизация. Теория локальных цивилизаций

2. Теория общественно- экономических формаций

3.Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различное

часть 1 профиль

Раздел 2 Экономика

11

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы.

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность.

Микроэкономика, макроэкономика Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

§ 1 стр. 6-16

12

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты.


Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения.

Экономика часть 1 п. 2.1-2-4

13

Финансовые институты. Банковская система

Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги


Коммерческие банки. ЦБ. Цели и задачи. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Ч1 экономика п. 3.4

14

Рынок труда. Безработица

Виды, причины и последствия инфляции


Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.

Ч 1 Экономика 9.1

15

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП


Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.ВНП. Экстенсивный и интенсивный путь развития. ВВП на душу населения


Экономика 2 пункт11

16

Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика


Задачи и роль государства в демократическом обществе. В тоталитарной системе. Виды налогов (прямые и косвенные). Понятие государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. ТНК и глобализация мира.

Экономика 2 пункт12

Раздел 3 Социальные отношения


17

Социальные институты. Социальная стратификация и мобильность

Социальные группы. Молодежь как социальная группа

Социальный конфликт. Виды социальных норм

Социальный контроль. Свобода и ответственность

Отклоняющееся поведение и его типы

Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак


§14-16 часть 1 базовый


18

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, причины и пути их разрешения.

Род, народность, этнос, нация – этнические общности. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации


§ 8

Политика


19

Понятие власти

Государство, его функции





§

20

Политическая система

Типология политических режимов


Демократия, ее основные ценности и признаки

§16,17

21

. Политические партии и движения

Гражданское общество и государство


Виты партий – кадровые, массовые; идеологий – либеральные, социалистические, консервативные.

§22

22

Средства массовой информации в политической системе



Политическая элита. Политический процесс

Политическое участие.

Политическое лидерство


§23

23

Органы государственной власти РФ

Федеративное устройство России


Федеральное Собрание, совет Федерации, Госдума, правительство. Субъекты федерации и центр их полномочия. Унитарное государство, конфедерация

Конституция РФ

Право


24

Право в системе социальных норм

Обязанности граждан. Система российского права.

Законотворческий процесс Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика

Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

§ 25 часть 1 базовый
УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

25

Законодательство РФ о выборах


Избирательная кампания в Российской Федерации, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы

§26 часть 1 базовый

УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

26

Гражданское право

Субъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные права.

Организационно-правовые формы и правовой

режим предпринимательской деятельности


§27 часть 1 базовый

УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

27

Трудовое право

Порядок приема на работу. Порядок заключения

и расторжения трудового договора


§28 часть 1 базовый

УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

28

Семейное право

Правовое регулирование отношений супругов.

Порядок и условия заключения и расторжения

брака


§29 часть 1 базовый

УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

29

Административное право

Особенности административной юрисдикции

Право на благоприятную окружающую среду и

способы его защиты


§ 30 часть 1 базовый

УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

30

Уголовное право

Преступление, правонарушение. Особенности уголовного процесса. Адвокат, прокурор, свидетель


§31 часть 1 базовый

УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

31

Международное право

Публичное и частное право.(международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)


§32 часть 1 базовый

УЧЕБНИК ПРАВО Никитин

32

Правоохранительные органы. Судебная система

Полиция, МВ Д, органы дознания, прокуратура, адвокатура. Конституционный суд, Верховный суд, Арбитражный суд

Конституция РФ

33

Работа с материалами ЕГЭ




34

















Раздел 5 Учебно-методическое обеспечение

Литература

1. Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М., Просвещение 2008 .

2. Федеральная Примерная программа основного общего образования по обществознанию.

3 Рабочие программы по обществознанию 8-11 классы. М., 2008г.

4.ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ» 10—11 классы» М,. «Просвещение» 2008г. (коллектив авторов).

5. Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2009г

6 Л.С.Бахмутова «Методика преподавания обществознания», М.2007г

7 Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ 2009 Обществознание.М.2009г.

8 Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М.2007г.

9 Т.А.Корнева «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2006г.
литература для учащихся:

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. РаЙзберг. -М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-СОСТ. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.

Сычев, А. А. Общсствознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: Гуманит. ИЦ. ВЛАДОС, 1999.

Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ 2009 Обществознание.М.2009г.

Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М.2006 г.

Т.А.Корнева «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2007г.