microbik.ru
1
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа 2100», а именно: примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, авторской учебной программы «Изобразительное искусство» О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.

Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса разработана на основе:

  • Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе федеральных государственных стандартов начального образования второго поколения» (2009 г.), с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

  • авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской «Программа курса изобразительной деятельности ».

Специфика предмета « Изобразительное искусство » в 1 классе состоит в том, что:
Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции. Курс « Изобразительное искусство подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности:

  • особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.),

  • особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира.

Особенное место занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

Учебный курс « Изобразительное искусство» в 1 классе соответствует образовательной области «Изобразительное искусство» базисного учебного плана ( Цвет и форма ).

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
• расширение общекультурного кругозора учащихся;
• развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:

Содержательные блоки

Культурологический блок (основополагающий)

Объединяет эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.



Художественно-творческая изобразительная деятельность

В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.



Трудовая деятельность

В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

Основное содержание раскрывается через круг вопросов, сгруппированных в темы:

Тема

Основные понятия

I. Эстетическое в жизни и в искусстве.



1. Эстетическое как категория.
2. Эстетический идеал.
3. Эстетический вкус: критерии – мера, гармония, тождество, соотношение.

II. Основы композиции.

1. Мера – соотношение части и целого.
2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.
3. Гармония в жизни и искусстве.
4. Соотношение частей.

III. Из истории развития искусства.



Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость. Связь утилитарного и эстетического.

Содержание художественно-творческой деятельности.

№ п/п

Трудовая деятельность

Художественно-творческая изобразительная деятельность

I




1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале.
2. Организация рабочего места при работе с художественными материалами.
3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.

II




Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.

III




Компоненты изобразительной деятельности:
– изготовление и подготовка к работе палитры;
– способы разведения и смешивания красок;
– нанесение точек, линий, мазков;
– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;
– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;
– работа по мокрому листу.

IV

Профессии родителей.

Профессии: живописец, скульптор.

V

Представление о художественно-декоративных промыслах и их мастерах: Гжель, Хохлома, Жостово.


Планируемые результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.



Вид деятельности

Знания

Умения

Трудовая деятельность







Художественно-творческая изобразительная деятельность

– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.



– реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.


Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Оценка результатов деятельности.

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.

Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Куревина О.А., Е. Д. Ковалевская. («Прекрасное рядом с тобой»). - М.: «Баласс», 2008., рабочая тетрадь по изобразительному искусству.