microbik.ru
1
ГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ЕГФ

___________ С.М. Пасмурнов

«___» ______________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы»




для специальности 200401 «Биотехнические и медицинские

аппараты и системы»

Естественно-гуманитарного факультета


форма обучения — очная

срок обучения — нормативный

Воронеж – 2009
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления 200400 «Биомедицинская техника» специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» на основании примерной программы дисциплины «Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы», утвержденной «15» ноября 2000 г. УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.


Составитель программы

к.м.н., доцент О.В. Судаков

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Системного анализа и управления в медицинских системах. Протокол №_____от______________2009 г.


Заведующий кафедрой САУМС,

д.т.н., профессор О.В. Родионов





Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией Естественно-гуманитарного факультета



Председатель методической комиссии

к.т.н., доцент О.Г. Яскевич



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера (специалиста) направления 200400 «Биомедицинская техника» специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»

Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы:

технические средства в системе здравоохранения; техническое обеспечение лечебно-диагностического процесса; классификация медицинских электронных приборов, аппаратов, и систем; диагностические приборы и системы: организация диагностических исследований; приборы и системы для регистрации и анализа медико-биологических показателей и физиологических процессов, характеризующих различные проявления жизнедеятельности (электрические, акустические тепловые, механические); приборы и системы для оценки физических и физико-химических свойств биологических объектов; диагностические комплексы и системы; приборы биологической интроскопии; компьютерные томографы и ангиографические системы; системы для психофизических, психофизиологических и психологических исследований; терапевтические аппараты и системы: лечебные воздействия физических полей; классификация методов и средств для терапии; аппараты и системы для воздействий электрическим током различной частоты и ионизирующими излучениями (СВЧ-полем, рентгеновским, радиоизотопным), ультразвуковые терапевтические аппараты; средства лазерной терапии; биостимуляторы; аппараты для анальгезии; электронные ингаляторы; аппараты для воздействия на биологически активные точки; хирургическая техника: применение физических полей для разрушения биологических тканей; лазерный и ультразвуковой "скальпели"; аппараты для поддержки кровообращения, наркозно-дыхательная аппаратура; технические средства для микрохирургии; технические средства реабилитации и восстановления утраченных функций: искусственные органы; имплантируемые биостимуляторы; биоуправляемые протезы конечностей; технические средства для физкультурно-оздоровительных комплексов; приборы и комплексы для лабораторного анализа: организация лабораторной службы; принципы технического оснащения средствами лабораторного анализа; технологические схемы экспериментов; анализаторы биопроб: физико-механические, физико-химические и атомно-физические; аппаратные методы иммунологических исследований; аналитическая аппаратура в лабораториях санитарно-эпидемиологических станций; автоматизация лабораторных медицинских исследований.
1. Цели и задачи дисциплины.

В результате изучения курса студенты должны знать назначение, состав и принципы работы основных видов медицинских приборов, аппаратов, систем и комплексов, их основные технические характеристики и особенности эксплуатации; современный уровень оснащенности аппаратурой лечебно-профилактических учреждений МЗ России; особенности отображения информации о состоянии организма и параметрах воздействий; нормы по безопасности и электробезопасности при проведении лечебных мероприятий.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

уметь:

- формулировать исходные данные для выбора медицинских приборов, систем и аппаратов с учетом физиологических характеристик объектов исследования или воздействия;

- пользоваться стандартами и другими нормативными и справочными материалами;

- работать на электрокардиографе, электроэнцефалографе, ритмографе, проводить исследование функции внешнего дыхания;

иметь представление:

- о физических и физиологических основах регистрации и действии физических полей на живой организм;

- о методах обеспечения электробезопасности и допустимых воздействиях на живой организм.

- об интерпретации данных электрокардиограммы, электроэнцефалограммы, ритмограмы, показателях функции внешнего дыхания;

  • об основах воздействия ультразвука на организм человека

  • способах и методах рентгенотерапии





3. Содержание разделов дисциплины.

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план).

Форма обучения — очная

Срок обучения — нормативный

Курс — 4

Вид занятий

Всего часов


Семестры и количество часов

7

8

Общая трудоемкость

200


100

100

Аудиторные занятия

102


51

51

Лекции

68


34

34

Практические занятия







Лабораторные работы

34


17

17

Семинары







Другие виды аудит. занятий







Самостоятельная работа

98


49

49

Курсовой проект







Курсовая работа





12

Расчетно-графическая работа







Реферат







Работа над темами для самостоятельного изучения


30

16

Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям


12

12

Выполнение домашних заданий







Подготовка к контрольным мероприятиям


7

9

Другие виды самостоятельной работы







Рубежи контроля знаний

(Экзамен, зачет)





зачет

экзамен