microbik.ru
1 2 3 4
ГРУ ВПО

«Воронежский государственный технический университет»

«УТВЕРЖДАЮ»
Декан естественно-гуманитарного факультета

__________________/ Пасмурнов С.Н. /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СИСТЕМЫ ЗАШИТЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»
По направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Естественно-гуманитарного факультета


Форма обучения очная

Срок обучения нормативный


Воронеж 2008
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» на основании требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы дисциплины «Системы защиты среды обитания», утвержденной 5 апреля 2000 г.

Составитель программы _______________ст. преподаватель Ашихмина Т.В.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Технологии и обеспечения ГОЧС»
Протокол № _________ от ___________________2008г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией ЕГФ ВГТУ
Председатель методической комиссии __________________ Яскевич О.Г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера (специалиста) направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности с техносфере»:

Классификация и основы применения экобиозащитной техники; стратегия и тактика защиты атмосферы; системы обеспыливания, методы оценки основных технических показателей пылеуловителей; общая теория процессов обеспыливания. Пылеуловители для очистки запыленных воздушных выбросов: пылеосадительные и инерционные пылеуловители, центробежные пылеуловители, фильтры, электрофильтры, туманоуловители, мокрые осадители аэрозольных частиц, методы повышения эффективности, новые методы и механизмы обеспыливания выбросов в атмосферу. Основы выбора проектных решений систем пылеулавливания, типовые схемы; практические основы очистки воздуха от газов и парообразных примесей, сорбционные методы очистки: абсорбция, хемосорбция, адсорбция, - физико-химическая сущность процессов, конструктивные особенности аппаратов, основы выбора и расчета. Химические методы очистки отходящих газов: дожигание, каталитическая нейтрализация; конструкция аппаратов, - сущность процессов, основы расчета, области и примеры применения. Дезодорация газовых выбросов; системы очистки от основных паро- и газообразных выбросов; рассеивание вредных выбросов в атмосфере - основы теории, методы расчета; стратегия и тактика защиты гидросферы, очистка сточных вод – основные способы, их физико-химическая сущность, аппаратурное оформление способов, основы расчета, особенности и области применения: очистка сточных вод от твердых веществ и эмульсий, реагентные, мембранные, электрохимические методы очистки, очистка на основе фазовых переходов, опреснение воды, сорбционные и биохимические методы; замкнутые системы водного хозяйства, выпуск и разбавление сточных вод. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений; переработка и утилизация твердых отходов, общие и специальные методы переработки и обезвреживания твердых отходов. Защита от радиоактивного загрязнения биосферы - расчет доз облучения, методы и системы защиты; защита от электромагнитного загрязнения биосферы - расчет уровней облучения, принципы и методы защиты от электромагнитного облучения в окружающей среде; защита от шумового загрязнения биосферы - закономерности распространения шума на территории жилой застройки, методы расчета уровней шума в городе и промзоне, принципы и методы защиты от шума жилых зданий, территории застройки, акустический климат жилища.



  1. Цель и задачи дисциплины

- формирование у студентов знаний об общих методах защиты среды обитания и методах проектирования систем защиты среды обитания от радиационного, электромагнитного, шумового, химического загрязнения, систем воздухообмена и освещения среды обитания, навыков в проектировании систем защиты среды обитания от радиационного, электромагнитного, химического, шумового загрязнения, в проектировании систем воздухообмена и освещения среды обитания;

- обеспечить студентов, получающих высшее техническое образование, теоретическими и практическими навыками, необходимыми для: совершенствования механизмов взаимодействия общества и природы, проектирования и изготовления новой техники, внедрения новых технологических процессов в соответствии с требованиями экологической безопасности;

- освоение студентами методов экологического мониторинга, экспертизы, проведения инженерно-экологического анализа между параметрами технологических процессов и изменениями в природной и окружающей человека средах.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По окончании изучения дисциплины «Системы защиты среды обитания» студенты должны знать:

  • основные характеристики природной и техногенных сред;

  • механизм негативного воздействия техносферы на человека и биосферу;

  • способы защиты человека и биосферы от негативного антропогенного воздействия;

  • методы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере;

овладеть навыками:

  • проведения инженерно-экологического анализа между параметрами технологических процессов и изменениями в природной и окружающей человека средах.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения дневная (полная)

Срок обучения 5 лет

Курс - третий, четвертый


Вид занятий

Всего часов

Семестры и количество часов

6

7

8




Общая трудоемкость

306













Аудиторные занятия

170













Лекции




34

51

51




Практические занятия







17

17




Лабораторные работы
















Семинары
















Другие виды аудит. занятий
















Самостоятельная работа

136













Курсовой проект
















Курсовая работа










*




Расчетно-графическая работа
















Реферат
















Работа над темами для самостоятельного изучения
















Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям
















Выполнения домашних заданий
















Подготовка к контрольным мероприятиям
















Другие виды самостоятельной работы
















Рубежи контроля знаний

(экзамен, зачет)




зачет

зачет

экзамен





4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Разделы

дисциплины

Лекции

(час)



Практич

занятия

(час)

Семинар

занятия

(час)

Лаб.

занят

(час)

Друг

виды ауд. занят

1.

Введение. Цели и задачи курса, его место в системе знаний специалиста по безопасности жизнедеятельности.

1 (2)













2.

Система «человек – среда обитания».

2 (4)













3.

Защита атмосферы от промышленных загрязнений

6,5 (13)

8










4.

Защита гидросферы от промышленных загрязнений

10,5 (21)

4










5.

Защита литосферы от промышленных загрязнений

10 (20)

5










6.

Природоохранные мероприятия в условиях интенсивного сельскохозяйственного производства.

4 (8)













7.

Системы защиты окружающей среды на различных видах транспорта.

6 (12)













8.

Защита окружающей среды от энергетических воздействий. Основы рационального природопользования.

6 (12)













9.

Климатические факторы и безопасность жизнедеятельности человека.

2 (4)













10.

Основы безопасности жизнедеятельности в техносфере.

20 (40)

17










4.2. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Введение (2 часа).

Лекция 1. Цели и задачи курса, его место в системе знаний специалиста по безопасности жизнедеятельности. (2 часа)

РАЗДЕЛ 2. Система «человек – среда обитания». (4 часа)

Лекция 2. Основные принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания». (2 часа).

Лекция 3. Человек в техносфере. (2 часа).

РАЗДЕЛ 3. Защита атмосферы от промышленных загрязнений (38 часов)

Лекция 4. Выбросы в атмосферу аэрозолей. Источники выбросов аэрозолей. Классификация аэрозолей, их свойства. Технологические схемы улавливания аэрозолей. Сухая механическая очистка (осадительные камеры, инерционные уловители, циклоны). (2 часа).

Лекция 5. Мокрая механическая очистка (скрубберы, мокрые уловители). Пористые фильтры (матерчатые, волокнистые, зернистые). Электрическая очистка (электрофильтры). Акустические аппараты. (2 часа).

Лекция 6. Выбросы в атмосферу паро- и газообразных загрязнителей. Технология процесса абсорбции. Технология процесса адсорбции. Аппаратура для осуществления сорбционных процессов. (2 часа).

Лекция 7. Осушка выбросов в атмосферу. Дожигание (термическое и термокаталитическое окисление). (2 часа).

Лекция 8. Технологические схемы: очистки выбросов от диоксида серы, оксидов азота, оксидов углерода. (2 часа).

Лекция 9. Технология снижения выбросов транспортно-энергетических установок. Биотехнология обезвреживания токсичных выбросов в атмосферу. (3 часа).

Самостоятельное изучение. Критериальные загрязняющие вещества, попадающие в атмосферу с промышленными выбросами. Классификация выбросов в атмосферу. Кодирование выбросов в атмосферу. Пути снижения промышленных выбросов в атмосферу: совершенствование основной технологии; внедрение технологии очистки, рекуперации, утилизации, обезвреживания. Управление параметрами выброса. (25 часов).


следующая страница >>