microbik.ru
1


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано
____________________________

Руководитель ООП по

направлению 190600

доцент Егоров А.Б.

Утверждаю
___________________________

Зав. кафедрой

автомобилей и транспортно-

технологических комплексов

доцент Егоров А.Б.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТИПАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ»




Направление подготовки: 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Профиль подготовки:

«Автомобили и автомобильное хозяйство»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Составитель: доц. Костенко В.И.
Санкт-Петербург

2012

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(объем дисциплины 110 часов)
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1, с.132; 2, с.8…10; 44…45

Цель, задачи и преемственность курса. Роль и значение современного технологического оборудования в механизации и автоматизации технологических процессов поддержания и восстановления работоспособности автотранспортных средств. Технично-экономические предпосылки целесообразности проектирования и модернизации оборудования и технологической оснастки с целью сокращения доли ручного труда при выполнении обслуживания и ремонта автомобилей с учетом техники безопасности и охраны окружающей среды.


    1. Функционально-технологическая классификация оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей (4 часа)

1, с.132…137; 2, с.45…47

Основные классификационные группы средств механизации технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Диагностическое оборудование для контроля технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса долговечности агрегатов и автомобилей.

Средства малой механизации с ручным управлением.

Механизированные стенды и установки для выполнения производственных процессов подъемно-транспортных и складских операций при обслуживании и ремонте подвижного состава.

    1. Общие вопросы конструирования технологического оборудования (8 часов)

4, с. 3…12

Основные конструктивные элементы оборудования и требования, предъявляемые к этим элементам. Последовательность проектирования оборудования. Понятия о конструктивной преемственности и патентно-информационном поиске. Основные этапы проектирования оборудования. Эскизный, технический и рабочий проекты, их содержание и оформление. Нормативная документация, используемая при конструировании технологического оборудования. Основные сведения выбора и обоснования компоновочных решений при проектировании оборудования в зависимости от назначения.


    1. Основные конструктивные элементы технологического оборудования и особенности их расчета (20 часов)

5, с.61…85; с.112…141; 6, с.85…90

Общие понятия о конструктивных элементах технологического оборудования и приспособлений, их классификация по конструктивно-технологической однородности.

Виды зажимных устройств, приспособлений и особенности их расчета.

Назначение и конструктивные особенности приводов оборудования, обоснование их использования и особенности расчета.

Обоснование вида механических передач, используемых при конструировании оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей.


    1. Проектирование оборудования для моечно-очистных работ (8 часов)

1 с.140…143; 2 с.166…170; 3 с.14…23; 6 с.55…58; 83…84

Роль и значение моечно-очистных процессов при обслуживании и ремонте автомобилей. Оборудование для уборочно-моечных работ в условиях автотранспортных предприятий. Особенности конструкций оборудования для обезжиривания и очистки узлов и деталей от коррозии, нагара и накипи в условиях авторемонтного производства.

Основы гидравлических расчетов моечных установок.

Вопросы охраны труда и окружающей среды при проектировании моечно-очистного оборудования.


    1. Проектирование оборудования для разборочно-сборочных и контрольно-регулировочных работ (8 часов)

1 с.132…140; 2 с.153…159

Назначение и классификация разборочно-сборочного оборудования. Приспособления для разборки и сборки сопряжений с натягом.

Назначение и особенности проектирования оборудования для контроля точности сопряжений в ходе сборочных процессов и контрольно-регулировочных работ.

Особенности проектирования оборудования для балансировки узлов и деталей автомобиля.

Подъемно-транспортное оборудование для проведения разборочно-сборочных работ.

Требования охраны труда при проектировании оборудования для разборочно-сборочных работ.


    1. Проектирование оборудования для восстановления изношенных и поврежденных деталей (14 часов)

3 с.89…99; 122…131; 232…238

Основные сведения о механизации и автоматизации технологических процессов восстановления деталей современными способами.

Особенности проектирования технологической оснастки для механической обработки и упрочнения деталей в процессе их восстановления.

Вопросы охраны труда и техники безопасности в зависимости от назначения проектируемого оборудования.


    1. Проектирование оборудования для ремонта рам, кузовов и кабин автомобилей, их окраски и сушки (14 часов)

2 с.218…227; 3 с.116…118

Назначение и классификация оборудования. Конструкции приспособлений для контроля и правки металлических кузовов и кабин автомобилей. Методика выбора и приводов оборудования.

Особенности проектирования передвижных и стационарных установок для клепки рам и правки лонжеронов.

Современные средства механизации при подготовке, нанесении и сушке лакокрасочных покрытий.

Вопросы охраны труда и окружающей среды при проектировании оборудования для ремонта рам, кузовов и кабин автомобилей, их окраски и сушки.

    1. Проектирование оборудования для диагностирования, проработки и испытания узлов, агрегатов и автомобилей (20 часов)

1 с.143…154; 2 с.52…53; 275…280

Классификация оборудования для диагностирования, проработки и испытания узлов, агрегатов и автомобилей. Особенности компоновки оборудования в зависимости от назначения.

Приводные и нагрузочные устройства при использовании электромеханических приводов.

Особенности проектирования барабанных стендов для оценки тяговых, тормозных и ходовых качеств автомобилей. Обеспечение виброустойчивости оборудования.

Вопросы охраны труда и техники безопасности при проектировании оборудования для диагностики, проработки и испытания узлов, агрегатов и автомобилей.

  1. Тематический план практических занятий (12 часов)




№ пп

Темы практических занятий

Объем, часы

Описание деятельности студента

1

Проектирование оборудования для моечно-очистных работ

2

Студент по плакатам и литературным источникам знакомится с конструктивными особенностями оборудования для моечно-очистных работ. Решает одну из типовых задач по определению напора и мощности насоса установки для наружной мойки автомобиля.

2

Проектирование оборудования для разборочно-сборочных и регулировочных работ

2

На основании литературных данных студент составляет схемы работы оборудования для разборочно-сборочных работ (поворотных стендов, подъемников и др.), а также контрольно-регулировочного оборудования, обеспечивающих надежную работу подшипниковых узлов и зубчатых передач автомобиля. Составляет схему стенда разборки и сборки автомобильного двигателя, выбирает оптимальный привод и производит его расчет.

3

Проектирование оборудования для восстановления изношенных и поврежденных деталей автомобиля

2

Студент на основании полученных знаний по дисциплине «Основы производства и ремонт автомобилей» составляет сводную ведомость с наименованием современных способов восстановления деталей автомобиля и указывает основное технологическое оборудование, необходимое для их осуществления. Решает одну из типовых задач по проектированию приспособлений для механической обработки и упрочнения деталей в процессе их восстановления.

4

Проектирование оборудования для ремонта рам, кузовов и кабин автомобилей

2

Студент изучает плакаты с изображением соответствующего технологического оборудования и составляет схемы его работы. Производит расчеты, связанные с проектированием установки для срезания и формирования заклепочных соединений объектов ремонта.

5

Проектирование оборудования для диагностирования, проработки (обкатки) и испытания автомобилей и агрегатов

4

На основании рассмотрения плакатов и соответствующих литературных источников студент вычерчивает схемы оборудования для диагностирования, проработки и испытания автомобильных двигателей и силовых агрегатов трансмиссии. Осуществляет оптимальный выбор привода и нагрузочного устройства в зависимости от заданного объекта и вида испытаний, производит его расчет


3. Библиографический список
Основной:

1. Техническая эксплуатация автомобилей/Под ред. Е.С. Кузнецова. – М.: Транспорт, 2004.

2. Аринин И.Н. Техническая эксплуатация автомобилей. Управление технической готовностью подвижного состава. – Ростов на Дону, Феникс, 2007.

3. Сарбаев, В.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов/ В.И. Сарбаев, С.С. Селиванов, В.Н. Коноплев, Ю.Н. Демин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Дополнительный:

4. Орлов П.И. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие в двух книгах. – М.: Машиностроение, 1988.

5. Лабейш В.Г. Гидравлические расчеты энергооборудования. – Л.: СЗПИ, 1991.


Разработчик:

кафедра АиТТК доцент Костенко В.И.


Эксперт:

кафедра АиТТК доцент Федотов В.Н.