microbik.ru
1
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Институт искусств


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

Направление подготовки 050800.68 Профессиональное обучение (по отраслям)

Екатеринбург

РГППУ

2012

Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 15 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.

Автор: доктор филос.наук., профессор С.З. Гончаров

Рецензент: доктор филос.наук., профессор А.Г. Кислов
Одобрена на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от «27» сентября 2012 г. № 2.
Заведующий кафедрой философии и культурологии С.З. Гончаров
Рекомендована к печати методической комиссией ИнИс РГППУ. Протокол от «22» октября 2012 г. № 2.
Председатель методической

комиссии ИнИс РГППУ Ф.П. Фалько
СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ С. В. Пеннер

Директор ИнИс А.Б. Костерина
© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2012

© Гончаров С.З., 2012


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
Цель дисциплины «История и методология науки»:

усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины «история и методологии науки»; повысить культуру их теоретического мышления, побудить молодых ученых к целостному духовному акту в научном творчестве.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВППО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика», «Педагогика» «Психология».

Знания и умения, усвоенные в процессе изучения истории и методологии науки, необходимы магистрантам в качестве теоретической предпосылки для освоения дисциплины профессионального цикла «История и методология педагогической науки».
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В УСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате усвоения дисциплины магистрант должен:

знать:

• предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных философских наук;

• методы философского исследования;

уметь:

• проводить научный эксперимент.

владеть:

• методологией и методами научных исследований в области профессионального образования.

Дисциплина «история и методология науки» способствует формированию компетенций, предусмотренных по направлению подготовки ВПО Направление подготовки 050800 Профессиональное обучение.

а) общекультурные (ОК):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

• способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК – 2);

• активному общению в научной, производственной и социально общественной сферах деятельности (ОК – 3);

• способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК – 5);

• способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 11);

• способностью и готовностью проводить научные эксперименты и оценивать результаты исследований (ОК – 15);

• способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК – 16).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа); 18 аудиторных часов: 10 – лекции, 8 – семинары; 54 часа – самостоятельная работа.
4. 1. Таблица «Аудиторные занятия»


модуля
образовательной программы


Наименование

модулей дисциплины

Аудиторная нагрузка, зач.ед./часы

Лекции

Практические занятия

Лабораторные
работы


Всего часов или зачетных единиц

Формы контроля





10

8

-

18

тестирование;

выступления на семинарах;

домашние задания;

работа с электронным УМК.




ИТОГО:

10

8




18

Зачет



4.2 Таблица «Самостоятельная работа»


№ модуля
образовательной
программы

Наименование

модулей дисциплины

Самостоятельная работа, зач.ед./часы

Письменные или устные домашние задания

Подготовка к семинарам

Подготовка и

прохождение

компьютерных тестов

Работа с электронным

УМК

Всего часов или
зачетных единиц


Формы контроля













8

8

1

1



54

тестирование;

выступления на семинарах;

домашние задания.




ИТОГО:

30

16

2

6

54

зачет



4.3. Теоретические занятия (лекции)

п/п


Наименование тем теоретических занятий

Количество часов

1

Установочное занятие

2

2

Наука как особенная форма духовного освоения

реальности. Основные периоды в развитии методологических оснований науки

1

3

Основной логико-категориальный состав научного мышления

2

4

Уровни и методы научного познания.

2

5

Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия.

1

6

Научные традиции и научные революции Идеалы и нормы научного исследования

1

7

Путь к истине в научном познании.

1

Итого




10


4.4. Практические занятия

п/п


Наименование тем практических занятий

Количество часов

1

Наука как особенная форма духовного освоения реальности

1

2

Основные периоды в развитии методологических оснований науки

1

3

Основной логико-категориальный состав научного мышления

1

4

Уровни и методы научного познания

2

5

Научные традиции и научные революции

1

6

Путь к истине в научном познании

1

Итого




8



4. 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекции

Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественно-научного и социально-гуманитарного знания в современной науке.

Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм.
Тема 2. Основные периоды в развитии методологических оснований науки

Преднаука и ее особенности. причины возникновения науки в древней греции. Особенности средневековой науки. Наука и гуманизм эпохи. Возрождения. Экспериментальная наука Нового времени; первая научная революция. Наука XVIII – XIX веков: идеи эволюции и развития, освобождение от натурфилософии, вторая научная революция, формирование научной картины мира. Наука в конце XIX–первой половины XX веков, третья научная революция, открытия в области физики, космологии, биологии, философии, рождение кибернетики. Наука XX–XXI веков: четвертая научная революция, научно-техническая революция, концепция большого взрыва, открытие генома человека, идеи синергетики, загадки современной науки.

Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления. Типы рациональности.

Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности.
Тема 3. Основной логико-категориальный состав научного

мышления

И. Кант о синтезе в процессе мышления. Категориальный синтез, его всеобщность и предметная отнесенность в отличие от психологических ассоциаций. Логические категории как всеобщие формы мысли, их функции в познании.

Основные логические категории на эмпирическом уровне исследования: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера.

основные логические категории на теоретическом уровне исследования сущности и ее проявления: сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность; возможности и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность.

всеобщее, особенное, единичное как всеобщие схемы понятийного творчества и развития системы понятий.

Особенности диалектического и метафизического методов мышления.

Производность научных методов (качественных и количественных, формализации, системных, структурных, детерминизма, вероятностных и др.) от логических категорий.
Тема 4. Уровни и методы научного познания

Процесс познания: объект и предмет познания – материальные и идеальные средства познания – субъекты познания и научные коммуникации – познавательные образы как результаты познания – функции познавательного образа в деятельности и общении.

Эмпирический, теоретический и методологический уровни исследования; их особенности.

Эмпирический уровень – исследование наличного бытия предмета, внешних форм обнаружения внутренних, существенных связей; его особенности: материальная связь субъекта с объектом через эксперимент, наблюдение; перевод скрытых параметров, свойств предмета в поле чувственного восприятия субъекта. Применение естественных объектов в функции приборов, «неорганических рецепторов» в систематическом наблюдении.

Стадии эмпирического познания: накопление первичной информации путем наблюдения, эксперимента; описание опытных данных в научной терминологии, проблема теоретической нагруженности факта, измерение величин; логическая и математическая обработка фактов: их классификация, систематизация, формирование исходных понятий; раскрытие эмпирических зависимостей, связей между величинами, установление простейших закономерностей.

Теоретический уровень – исследование сущности, системы закономерных, опосредствованных устойчивых, необходимых связей; развитие теоретического аппарата науки.

Стадии теоретического познания: разработка базисных понятий, принципов, выдвижение идеи, гипотезы; разработка методом восхождения от абстрактного к конкретному системы понятий (теории), отображающей сущность предмета; объяснение на основе теории внешних форм обнаружения сущности предмета, предвидение и прогнозирование.

Методологический уровень науки как обобщение познания предметной области и его регулятивная функция в познании. Социокультурная обусловленность научной методологии.

Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование; анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании. Особенности научных понятий как идеальных моделей предмета. М. Вебер об «идеальном типе» как о теоретической конструкции.

Уровни научного знания: факт, идея, гипотеза, теория, научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
Тема 5. Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия

Роль чувственности, продуктивного воображения, рассудка и разума в познании. Эвристика научного познания; роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске; «гештальт-переключение как точка роста новых понятий; продуктивное воображение в становлении научных понятий.

Тема 6. Научные традиции и научные революции

Основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Т.Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.


Тема 7. Путь к истине в научном познании

Классическое понятие истины Аристотеля. Соотношение относительного и абсолютного в истинном знании. Истина как логическая характеристика суждений, как оценка научного знания и как культурная ценность. Догматизм и релятивизм, объективизм и субъективизм в трактовке истины. Практика и внепрактические критерии истины.

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Релятивизм, психологизм, историзм, плюрализм в СГН и проблема истины.


5. Образовательные технологии

в преподавании дисциплины «история и методология науки» используются следующие формы:

▪ лекции;

▪ семинары;

▪ самостоятельная работа, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к зачету;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;

▪ НИР, включающая написание научных статей, тезисов, участие в конференциях;

▪ консультирование по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к семинарским занятиям и к зачету, темы докладов к семинарам, а также темы рефератов, тесты по отдельным темам программы.

Разнообразные оценочные средства направлены на выявление качества усвоенных знаний, степени сформированности последовательного, доказательного критического мышления и рефлексии, умений оперирования понятийным составом дисциплины, владения методикой и методологией познания.

Указанные оценочные средства, литература к каждому семинару, по темам докладов и рефератов, тесты по программе представлены отдельно в виде методических указаний и рекомендаций к семинарским занятиям по дисциплине «история и методология науки».

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

Гончаров, С. З. Логико-категориальное мышление. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли [Текст]: монография / С.З. Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 274 с.

Гончаров, С. З. Логико-категориальное мышление. Часть 2. Объективная основа возникновения и развития мысли [Текст]: монография / С.З.Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 346 с.

Гончаров, С. З. Логико-категориальное мышление. Часть 3. Аксиология мышления [Текст]: монография / С.З.Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. – 506 с.

Лебедев С. А. Уровни научного знания [Текст] / С. А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. № 1. – С. 62– 75.

Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

Мареев С.Н. Классическая философия и «философия науки» [Текст]: монография / С.Н.Мареев М.: Изд-во СГУ, 2009. 321 с.

Светлов, В. А. История научного метода : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. А. Светлов. – М. : Академический Проект : Деловая книга, 2008. – 700 с.

Степин, В. С. Наука и философия [Текст]: особенности научного познания / В. С. Степин // Вопросы философии. –2010. № 8. – С. 58–75

Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов [Гриф УМЦ] / Е. В. Ушаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КноРус, 2008. – 584 с.



Дополнительная

Учебная литература

Голубинцев В.О. Философия науки [Текст ] / В.О.Голубинцев и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 541 с.

Гончаров С.З. Логика метода развития понятия [Текст] / С.З.Гончаров // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004.№ 5 (29). С. 131 – 139.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для студентов-магистров [Текст] / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 1997. – 302 с.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практ. пособие для аспирантов и соискателей учен. степ. / Ф. А. Кузин. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 224 с.

Кохановский В. П. Философия науки : учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. П. Кохановский, В. И. Пржиленский, Е. А Сергодеева. – 2-е изд. – М. ; Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 492 с.

Лешкевич Т.Г. Философия науки [Текст ] : учеб. пособие / Т.Г.Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.

Степин В. С. Философия науки: общие проблемы: учебник [для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук] [Гриф Минобразования РФ] / В. С. Степин. – М. : Гардарики, 2007. –- 383 с.

Тарасов Ю. Н. Философия науки : учеб. пособие для аспирантов [Гриф УМО] / Ю. Н. Тарасов ; Воронеж. ин-т высоких технологий. – Воронеж : Издательство ВИВТ, 2007. – 211 с.

Философия науки: проблемы и перспективы: материалы круглого стола // Вопросы философии. – 2006. № 10. – С. 3–54.

Философия науки [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. С.А.Лебедева. – М.: академический проект, 2006. – 736 с.

Философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов и соискателей – Ростов н/Д, Феникс, 2006 – 496 с.

Научная литература

Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня / Э. Агацци // Вопросы философии. 2009. № 1. – С. 40–52.

Актуальные проблемы философии науки : сб. науч. ст. / отв. ред. Э. В. Гирусов. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – 344 с.

Башляр, Гастон. Новый рационализм : [сборник] / Гастон Башляр; предисл. и общ. ред. А. Ф. Зотова ; пер. с фр. Ю. П. Сенокосова, Г. Я. Туровера. – М.: Прогресс, 1987. – 376 с.

Бородай, Ю.М. Воображение и теория познания: [Текст]: Критический очерк кантовского учения о продуктивном воображении / Ю. М. Бородай. М.: Высш. шк., 1976. – 150 с.

Бородай, Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания [Текст]: монография / Ю. М. Бородай. – М.: Гнозис: Рус. Феноменолог. о-во, 1996. – 416 с.

Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

Гончаров, С. З. Логика мышления и аксиология сердца [Текст]: монография / С.З. Гончаров. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 512 с.

Губин В. Б. О методологии лженауки : [Массовый расцвет ненаучного знания в России в последние годы] / В. Б. Губин // Философские науки. – 2002. № 1. – С. 150–156.

Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1974. – 284 с.

Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: РОССПЭН, 1997. – 464 с.

Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.

Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах. 2-е изд. [Текст] / Э.В.Ильенков

Киев:Час-Крок, 2006. – 312 с.

Ильин, И.А Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин. – М.: ФСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 366 с.

Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст] / И. А. Ильин. – М.: АСТ: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 222 с.

История марксистской диалектики [Текст] / Отв. ред. М. М. Розенталь. – М.:Мысль, 1971. – 639 с.

Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Текст] / М. А. Кузьмина // СОЦИС. 2006. № 2. – С. 42– 51.

Кун, Томас С. Структура научных революций [Текст] / Т. С. Кун ; пер. И. З. Налетов, ред., авт. послесл. С. Р. Микулинский, ред., авт. послесл. Л. А. Маркова. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с.

Лебедев С. А.Структура научного знания [Текст] / С. А. Лебедев // Философские науки. – 2005. № 10. – С. 83– 99.

Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе [Текст] / А. Огурцов // Высшее образование в России. – 2008. № 5. – С. 150– 163.

Осипов Г. В. Научное познание в социальном измерении [Текст]: к 70-летию со дня рождения академика Вячеслава Семеновича Стёпина / Г. В. Осипов // Вопросы философии. – 2005. № 3. – С. 29– 37.

Родин А. В. Рациональность и релятивизм [Текст] / А. В. Родин // Вопросы философии. – 2008. № 9. – С. 55-76.

Сачков Ю. В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития [Текст]: [философия науки] / Ю. В. Сачков // Вопросы философии : научно-теоретический журнал. – 2007. – № 3. – С. 76– 89.

Творческий универсум русской культуры [Текст]: монография / Под ред. В. И. Копалова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,2008. – 524 с.

Уёмов А. И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания / А. И. Уёмов // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 91–97

Фейнберг, Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке : научное издание / Е. Л. Фейнберг. – М. : Век 2 : Фрязино, 2004. – 286 с.

Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки : [Проблемы аксиологии в науке] / В.А. Яковлев // Вопросы философии. – 2001. № 12. –

С. 77– 86.

Хрестоматии

Современная философия науки [Текст]: хрестоматия. –М.: Наука, 1994. – 254 с.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада [Текст]: хрестоматия / сост. А. А. Печенкин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 1996. – 400 с.

Словари

Канке В. А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь: словарь / В. А. Канке. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009. – 328 с.

Лебедев С. А. Философия науки : краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) : [учеб. монография : словарь] / С. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.

Новейший философский словарь [Текст]: словарь / под общ. ред. А. П. Ярещенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 668 с.

Философский энциклопедический словарь [Текст]: словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 569 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины



В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, кинофильмы, видеомагнитофон.
9. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ обеспечения дисциплины

Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты

www.gumer.info/bogoslov.../index_philos.php

Библиотека философской литературы

nibiryukov.narod.ru/.../nbr_teach_library.htm

Философская литература в Интернете. Книги о философии.

medien.ru/filosofskaya-literatura

http://auditorium.ru – Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам).

http://www.lib.ru – Библиотека Максима Мошкова (электронная библиотека).

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Текст реферата является условием допуска к экзамену. Текст реферата, взятый из Интернета, не учитывается преподавателем.

Работа над рефератом включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление окончательного плана, написание реферата, его оформление, сообщение по теме реферата.

Примерные темы реферата можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав инициативные темы с преподавателем.

Предложенная к темам реферата литература не является обязательной. Студент может использовать иные источники.

После выбора темы, согласования ее с преподавателем, отбора литературы и ее компоновки следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. Окончательный план фиксирует логическую последовательность изложения главных моментов темы путем восхождения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному. План включает введение, основную часть (2-4 главы), заключение, литературу (прил. 2).

Во введении отмечаются актуальность темы, мотивы ее выбора, задачи работы (2-3 страницы.); в основной части (15-20 страниц) излагают главные идеи, проводятся анализ и оценка литературы по теме, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью (желательно с проблемами педагогики, образования и воспитания). В заключение делаются выводы из изложенного (1-3 страницы). Общий объем реферата должен составлять около 15-20 страниц рукописного или печатного текста форматом А4. Оформление представлено в прил. 1, 2.



Требования к реферату:

  1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной

части и заключения.

  1. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении.

  2. Обоснованность выбора темы во введении, собственной позиции в основной части и выводов в Заключении.

  3. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.

  4. Указание цитируемой литературы, например: Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991, №4, С. 54; Бердяев И.А. О назначении человека. М., 1993, С. 84.; цитаты обозначаются цифрами, сноски на литературу делаются в конце реферата (список литературы).

  5. Приведение списка литературы в конце реферата.

  6. Аккуратность во внешнем оформлении.

Студенты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Студенты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы.

11. Примерные темы рефератов
1. Наука как особенная форма духовного освоения

реальности в отличие от искусства и религии

2. Э. В. Ильенков о мышлении

3. Особенности научного мышления и знания, функции науки.

4. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук

5. Основные периоды и их особенности в истории науки.

6. Особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания

7. Роль чувственности, продуктивного воображения и разума в научном познании.

8. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении

9. Абстрагирование, идеализация, формализация как методы научного познания

Роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске

10. Моделирование как метод научного познания

11. Анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании

12. Принцип системности в научном познании

13. Соотношение исторического и логического в научном познании

14. Роль философских идей и принципов в научном познании.

15. Функции научной картины мира в научном познании

16. Научные парадигмы и научные революции в развитии науки

17. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

18. Наука как производительная и социальная сила общества.

19. Профессиональная этика ученого.


12. Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.

2. Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).

3. Методологическое значение научной картины мира в научной теории и в истории науки (на примере той или иной науки, по выбору).

4. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.

5. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету, методам и истолкованию реальности

6. Социально-технологический базис рационального мышления.

7. Сциентизм и антисциентизм, разновидности редукционизма в науке.

8. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении.

9. Основные логические категории и их значение в научном исследовании.

10. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.

11. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании (на примере той или иной науки).

12. Особенности эмпирического, теоретического и методологического уровня в науке (на примере той или иной науки, согласно специальности).

13. Индукция и дедукция, анализ и синтез в научном познании. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении и в развитии понятий в теоретическую систему.

14. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.

15. Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.

16. Функции науки.

17. Значение ценностей в научном познании.

18. Становление новых понятий в научном поиске.

19. Проблема истины в научном познании. Принципы верификации и фальсификации в науке. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

20. Целостный и частичный духовный акты. Значение целостного духовного акта в социально-гуманитарных науках.

21. Вера в научном мышлении и научном познании.

22. Знание и понимание. Особенности понимания в гуманитарных науках.

23. Значение философии в научном познании.

Рабочая программа дисциплины

«История и методология науки»


Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.