microbik.ru
1





4f1a43a77c5451c21c630281ec1ad 63444217


Рабочая тетрадь по химии по теме «МЕТАЛЛЫ»
учаще ____ группы №_____

профессия «Парикмахер»

ПУ № 63 г. Гуково

____________________________





План изучения темы «МЕТАЛЛЫ»

img1

1. Положение в периодической системе Д.И Менделеева.

Запишите символы металлов (по пять штук), которые относятся к

S-элементам - ______________________________________ , P-элементам - ____________________________________ , D-элементам - ______________________________________ , F-элементам - ____________________________________ .

2. Строение атома

Проверь себя
(работа с таблицей Д.И. Менделеева)

Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *:
а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K;

д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.

Решите ребусы: 1. 2. 3.

медь рисунок2 рисунок1
3. Распространенность металлов в земной коре

Вопросы:

  1. Выпишите, какие металлы встречаются в природе в виде простых веществ.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Сколько металлов получено искусственным путём и в природе не встречаются? _________________________________________________________________________http://festival.1september.ru/articles/575498/img2.gif


  2. Какие металлы существуют в природе в виде простых веществ и в виде соединений?

___________________________________________________________________________________________________

  1. Бывают ли металлы при н.у. в виде молекул? __________________________________________________________

Верно ли…

  • …самый пластичный металл – серебро

  • …самый тугоплавкий металл – вольфрам

  • …самый тяжёлый металл – осьмий

  • …самый электро- и теплопроводный металл – свинец

  • …самый блестящий металл – медь

  • …самый лёгкий металл – калий



4. Физические свойства металлов.

Работа с коллекциями металлов.

  1. Рассмотрите выданные вещества. В каком агрегатном состоянии они находятся?

  2. Определите цвет веществ, прозрачность.

  3. Как выражена способность вещества отражать свет?

  4. Поднесите магнит к образцам металлов. Какое вещество притягивается магнитом?

  5. Почему кастрюли делают из металлов? Почему металлической ложкой можно обжечься, а деревянной нет?

  6. Сделайте вывод: какими общими физическими свойствами обладают предложенные металлы?

металл

агрегатное состояние

цвет

магнитные св-ва

блеск

пластичность
























































Запишите физические свойства металлов в виде схемы.

физические свойства металлов

5. Физические свойства металлов и особенности их кристаллической решетки.

металлическая



Кристаллические решетки металлического типа содержат в узлах положительно заряженные ионы и нейтральные атомы; между ними передвигаются относительно свободные электроны.

Заполните таблицу.

Физическое свойство металла

Особенность строения кристаллической решетки, обусловливающая свойство

Примеры металлов, у которых свойство наиболее выражено

Пластичность







Теплопроводность







Электропроводность







Металлический блеск









Выберите правильный ответ:
1) Какой металл при н.у. является жидким?

А) Mg Б) Cd В) Hg Г) Pb

2) Как называется кристаллическая решетка металлов?

А) атомная В) металлическая

Б) ионная Г) молекулярная

3) Какие металлы встречаются в природе только в виде соединений?

А) Ca, Mg Б) Hg, Cu В) Na, K Г) Al, Sc

4) Что обеспечивает металлам высокую электропроводность?

А) атомы металлов В) свободные электроны

Б) катионы Г) катионы и свободные

электроны
Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из символов металлов.

Na


Ba

S




Au

Pb

Ag




Mg

P

Mn

C


Pt

P

K

P

Ca

Cu

S

Ni

Zn


B

Al

S

Fe

C

B

Li

Hg


Изменение металлических свойств в Периодической системе

Д.И. Менделеева: металлические свойства возрастают с увеличением атомного радиуса.

















































































































































































































































Лабораторный опыт.

ВНИМАНИЕ!

Внимательно прочитайте описание опытов, продумайте их содержание.pict0012pict0015

После выполнения опытов, ответьте на вопросы, составьте уравнения

реакций и сформулируйте выводы.
pict0002
Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу:


Что делали?

Что наблюдали?


Уравнения реакций

Выводы

Опыт №1. Взаимодействие металлов с простыми веществами.













Опыт №2. Взаимодействие металлов со сложными веществами.














Опыт №3. Почему нельзя использовать металлические предметы при окраске и химической завивке?












Химические свойства металлов
6-10
Тест.

Подчеркните правильный ответ. Качество выполнения проверьте по эталону и получите (если есть необходимость) консультацию у учителя.

Вариант I.

  1. В главных подгруппах ПС с увеличением заряда ядра радиус атомов, как правило: а)увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется; г) изменяется периодически.

  2. Сходство в строении атомов металлов I группы главной подгруппы – одинаковое число: а) электронов на внешнем энергетическом уровне; б) заполненных энергетических уровней; в) протонов в ядрах атомов; г) нейтронов в ядрах атомов.

  3. Простые вещества, образованные химическими элементами II группы главной подгруппы, являются: а) только окислителями; б) только восстановителями; в) и окислителями, и восстановителями; г) инертными.

  4. В ряду Al Mg Na электроотрицательность атомов: а) уменьшается от Al к Na; б) увеличивается от Al к Na; в) увеличивается от Al к Mg и не изменяется от Mg к Na; г) остается постоянной.

  5. Химическая активность металлов в ряду Mg Ca Ba: а) увеличивается; б) уменьшается; в) увеличивается от Mg к Ca, ослабевает от Ca к Ba; г) остается постоянной.

  6. В ряду превращений Сг  СгCl2  X  СгSO4 Сг X – это: а) Сг(OH)2; б) СгO; в) Сг2O; г) СгOH.

Вариант II.

Подчеркните правильный ответ. Качество выполнения проверьте по эталону и получите (если есть необходимость) консультацию у учителя.

  1. Наиболее ярко выраженные металлические свойства среди элементов 2-периода ПС проявляет: а) бор; б) бериллий; в) натрий; г) литий.

  2. По строению атомов металлы Ca, Mg и Ba сходны числом: а) заполненных энергетических уровней; б) электронов на внешнем энергетическом уровне; в) протонов в ядрах атомом; г) протонов и нейтронов в ядрах атомов.

  3. Металлы, образованные химическими элементами I группы главной подгруппы, в химических реакциях: а) не изменяют степени окисления атомов; б) только окисляются; в) только восстанавливаются; г) и окисляются, и восстанавливаются.

  4. В ряду K Na Li электроотрицательность атомов: а) уменьшается; б)увеличивается; в) не изменяется; г) изменяется без какой-либо закономерности.

  5. В ряду Na Mg Al химическая активность металлов: а) постоянно увеличивается; б) постоянно уменьшается; в) не изменяется; г) изменяется без какой-либо закономерности.

  6. В ряду превращений Fe2(SO4)3 X  Fe2O3 Fe  FeCl2 X – это: а) Fe(OH)2; б) FeO; в) Fe(OH)3; г) FeCl3.

Задание. Продолжите следующие предложения:

  1. Условная граница между элементами-металлами и элементами-неметаллами проходит по _______________ . Металлы расположены в _______________________________________________________________________ .

  2. Элементы I группы главной подгруппы называются ____________________ . Их атомы на внешнем энергетическом уровне содержат ____________________________________________________ .

  3. Элементы II группы главной подгруппы называются _______________________.

  4. III группа главной подгруппы – все металлы, кроме ________________________ .

IV группа – германий, __________________________________________________ .

V группа - __________________________________________________ .

VI группа - _______________________________ .

  1. Атомы металлов на последнем энергетическом уровне имеют _________________ (кроме германия, олова, свинца – 4 электрона, сурьмы и висмута – 5 электронов, полония – 6 электронов). Атомы металлов по сравнению с атомами неметаллов, как правило имеют _____________________________________________________________ . Поэтому металлы легко ____________________________________________________. Металлы не могут быть окислителями, то есть __________________________________ .

  2. Деление химических элементов на элементы-металлы и элементы-неметаллы _______________________________ .


7. Применение металлов. Свойства и применение алюминия

Соедините свойства стрелками с названиями предметов, в которых эти свойства используются.

Свойства алюминия
Нетоксичность

Небольшая плотность

Теплопроводность

Электропроводность

Пластичность

Порошок имеет блеск

Фольга для приготовления пищи

Линии электропередачи

Мосты

Краска «серебрянка»

Самолеты

Посуда






Отгадайте загадки:

Известен я давным-давно. Я – металл могучий, Меня в составе мрамора найди. Хлорид его зеленый
Меня в походы брали, Я летаю выше тучи. Я твердость придаю кости. И синий купорос.
Чтоб не испортилась вода. В легендах меня ты найдешь. В составе извести еще меня найдешь, Какой металл те соли
Мной героев награждали. Силачом меня назовешь. Теперь меня ты верно назовешь. Дает, вот в чем вопрос.
И ныне я незаменим,
Трудясь для фотодела. _______________ _________________ _______________
Со мной знаком ты, ученик,
Так назови меня ты смело.

_________________

Серебристо-белый и активный очень, Я почти что осьминог, Этому металлу – хвала и честь.
Горит под водой он, между прочим. Только в море не живу. С ним получается «белая жесть».
Сверканье бенгальским огням придает В периодической системе Покрывают им сталь слегка –
И в Новый год детям радость несет. В группу платины вхожу. И для консервов посуда годна.

______________________ _______________ ___________________

Всегда вредны мои пары Металл я легкий, серебристый. По виду я на платину похоже,
Для взрослых и для детворы. Сгораю даже очень быстро, Без примесей устойчивое тоже
Чтоб пользу людям приносить – Сверкая вспышкою огня. К коррозии и действию кислот.

Должна в термометрах я быть. (Фотограф раньше знал меня). Но с примесью совсем на оборот!

Ты про меня не позабудь. Белок сшиваю я в клубок, А также даже маленький магнит
Металл  я жидкий, Работать мозгу я помог, Меня к себе и тянет и манит!
я ведь - …! Чтоб лист зеленый не был хилым - ___________________________

________________ Вхожу в состав я хлорофилла. __________________

  1. Получение металлов.

Чаще всего содержание металлов в рудах (кроме железных) невысокое. Это требует предварительной обработки их для удаления пустой породы.

Обработка руды, в результате которой увеличивается содержание полезного соединения металла, называется обогащением руды, а полученный после обогащения продукт - концентратом.

Металлы, содержащиеся в рудном концентрате, восстанавливают различными способами (применяют различные восстановители), например:

1. Оксидные руды чаще всего восстанавливают коксом или карбон(II) оксидом, реже — водородом:

NiO + С = Ni + СО ­

Fe3O4 + 4CO = 3Fe + 4CO2 ­

MoO3 + 3H2 = Mo + 3H2O

CuO + H2 = Cu + H2O

Сульфидные руды сначала обжигают:

2PbS + ЗО2 = 2РЬО + 2SO2 ­

а затем полученный оксид металла восстанавливают углем (коксом):

РЬО + С = РЬ + СО ­

3. Металлы можно восстанавливать из их оксидов и галогенидов другими, более активными металлами при высокой температуре. Этот процесс называется – металлотермия.

а). Магнийтермия

2Mg + UF4 = 2MgF2 + U

б). Алюминотермия

2Аl + Fe2O3 = Аl2О3 + 2Fe

4. Металлы можно восстанавливать и с помощью некоторых неметаллов.

а. Силикотермия

Si + 2MgO = SiO2 + 2Mg.

Составьте уравнения по схемам:


29-2




29-3



1. _______________________________________________1._______________________________________________________

2.________________________________________________2._______________________________________________________

3.________________________________________________3._______________________________________________________

4. _______________________________________________4._______________________________________________________

5. _______________________________________________5.______________________________________________________ .

Письменное задание.

1-й в а р и а н т – с какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать алюминий: гидроксид железа(II), хлорид меди(II), гидроксид калия, оксид натрия, вода, соляная кислота, хлор. Запишите соответствующие уравнения реакций.

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________ .

2-й в а р и а н т – с какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать цинк: гидроксид натрия, нитрат калия, гидроксид меди, оксид железа(III), вода, серная кислота, сера, сульфат меди. Запишите соответствующие уравнения реакций.

___________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________ .

Задание для индивидуальной работы по теме «Общие химические свойства металлов».


  1. Какую роль играют атомы металлов в химических реакциях с неметаллами? _________________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  2. Составьте уравнения химических реакций с участием металлов и укажите, где восстановитель, а где – окислитель:

Mg + O2 = Na + S = Fe + Cl2 =

______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что происходит с валентными электронами атомов металлов в химической реакции?__________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  2. Как реагируют металлы с водой? Какую роль они выполняют? В какие частицы превращаются?_________________

______________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте уравнения реакций:

K + H2O = Mg + H2O =

______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие металлы способны вытеснять водород из кислот? Приведите примеры таких металлов. __________________




  1. Какую информацию о химической активности металлов можно получить из ряда, составленного Н.Н. Бекетовым?

______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ .


Задание для индивидуальной работы по теме «Сплавы металлов».

  1. Почему сплавы металлов применяют значительно шире, чем чистые металлы?_________________________________

  2. Что такое дюралюмины? Какими свойствами они обладают и где их применяют?_______________________________

  3. Чем чугун отличается от стали? ________________________________________________________________________

  4. Чем металлиды отличаются от сплавов? _________________________________________________________________

  5. Чем обусловлено применение победита для изготовления резцов? Сплав какого это металла? ____________________

  6. Какой сплав используется при паянии микросхем в радиотехнике? Какие металлы входят в его состав? ____________

  7. Какой сплав вы предложите для изготовления памятника культуры, например статуи? Какими свойствами должен

обладать предложенный вами сплав? ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________.
Задание для индивидуальной работы по теме «Общие способы получения металлов».

  1. От чего зависит форма нахождения металлов в природе? ___________________________________________________

  2. Чем объяснить, что активные металлы, например, натрий, литий и др. в свободном виде в природе не встречаются? ____________________________________________________________________________________________________

  3. В виде каких соединений встречаются в природе

А) активные металлы? _________________________________________________________________________________

Б) малоактивные металлы? ____________________________________________________________________________

В) благородные металлы? ______________________________________________________________________________

  1. Что такое руды? Приведите примеры известных вам руд. ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

  1. Какой общий способ существует получения металлов из руд? ________________________________________________

  2. Какими веществами можно восстановить железо из руд? ____________________________________________________

  3. Чем объяснить, что полотно железных дорог окрашено в оранжево-бурый цвет? ________________________________

  4. Что такое металлизация биосферы? Какие металлы наиболее опасны для живого организма? _____________________

_______________________________________________________________________________________________________
Занимательное задание, и выполнит его тот, кто много читает.

    1. е з а д а н и е.

Вовка Сидоров купил билет «Лотто-миллион» и выиграл джек-пот. На эти деньги он с братом решил купить шикарную яхту. Ему предложили две яхты: одна – вся из алюминия с медными заклепками, вторая – из меди с алюминиевыми заклепками. Вовка выбрал первую и решил плыть на Канарские острова. Доплывет ли Вовка на этой яхте до Канарских островов и почему? _______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________
А если бы выбрал вторую, то доплыл бы и почему?_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________.

Кто не найдет ответ на эти вопросы, тому следует повторить электролиз солей, коррозию металлов и гальванический элемент.

    1. е з а д а н и е.

Старый контрабандист Джон решил перенести через границу слитки золота. Но таможенники установили такую аппаратуру, которая обнаруживает любой металл. Что придумал хитрый Джон? И как он снова получил свое золото?__________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ .

Ответы к загадкам: Серебро, титан, кальций, медь, магний, осмий, олово, ртуть, магний, железо.