microbik.ru
1 2 3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Экономический факультет

Кафедра экономики и методики преподавания экономическим дисциплинам
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по направлению «050100 – Педагогическое образование»

Магистерская программа - «Экономика»

по циклу М2 - Профессиональный цикл

(Вариативная часть: М.2.В.02)

Очная форма обучения Заочная форма обучения

Курс - 6 Курс - 6

Семестр - 12 Семестр - 12

Объем в часах, всего – 108 Объем в часах, всего – 108

в т.ч. лекции – 8 в т.ч. лекции – 4

практические занятия – 42 практические занятия – 22

самостоятельные занятия – 58 самостоятельные занятия – 82

Экзамен – 12 семестр Экзамен – 12 семестр

Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011 - 28 с.
Составитель: Морозов Геннадий Борисович – заведующий кафедрой экономики и методики преподавания экономическим дисциплинам, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник;
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры экономики и методики преподавания экономическим дисциплинам

Протокол от 04.10.2012г. № 2.

Зав. кафедрой ________________________________ Морозов Г.Б.

Руководитель методической комиссии ___________Т.О.Болтянская

Руководитель учебного подразделения _______________А.А.Лобут
© Морозов Г.Б., 2012

© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2012
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образование и воспитание – основа социума: они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических элементов и факторов общественного прогресса. Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью, государством и образовательным учреждениями, педагогами и обучающимися и т.п. Все эти отношения нуждаются в регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики.

Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействуют между собой, но приоритет – за правовым регулированием, поскольку все субъекты образовательной деятельности обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается и посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности).

Цель курса – формирование у обучающихся системы знаний правовых принципов и норм, характеризующих в единстве и взаимодействии комплексную отрасль права – образовательное право, уделяя особое внимание экономическим аспектам регулирования данной деятельности.

Курс ориентирован на формирование у студентов умений и навыков аналитической деятельности в области образовательного права. Для реализации цели предусматривается решение следующих задач:

 сформировать у обучающихся представления о правовых основах и принципах правового регулирования общественных отношений в сферах социальной деятельности, не связанных с получением прибыли;

изучить правовые норы, фиксирующие структуру системы образования и закрепляющие основные требования к ее элементам;

 проанализировать основы правового статуса субъектов образовательной деятельности: образовательных учреждений, преподавателей и обучающихся;

 рассмотреть правовые особенности управленческих и финансовых отношений в системе образования;

 изучить принципы организации образовательного процесса, позволяющие обеспечить реализацию прав, интересов и обязанностей всех его участников;

 ознакомить обучающихся с гарантиями и льготами, обеспечивающими реализацию гражданами конституционного права на образование, мерами социальной защиты обучающихся и преподавателей;

 выявить особенности, проблемы и перспективы правового регулирования образовательных отношений в современном мире.

Программа ориентирует обучающихся на понимание и усвоение правовых норм, регулирующих образовательную сферу, осознанное их соблюдение и активное применение в профессиональной деятельности.

Взаимосвязь курса с другими дисциплинами. Дисциплина «Правовое регулирование образовательной деятельности» является одним из элементов в системе правовых знаний, получаемых студентами в ходе освоения таких курсов, как «Основы государства и права», «Предпринимательское право», «Трудовое право», «Правовое регулирование экономической деятельности». Кроме того, изучение предмета предполагает наличие тесных междисциплинарных связей со следующими дисциплинами: «Современные проблемы науки и образования», «Философия, социология и экономика образования», «Менеджмент в системе образования».

Работа с компьютерными правовыми программами предполагает необходимость получения студентами знаний основ информатики и практических умений и навыков работы с персональными компьютерами.

Технология реализации программы. Освоение студентами содержания курса предусмотрено в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Изучение курса завершается зачетом. Данная дисциплина не требует специального ресурсного обеспечения, кроме наличия компьютерного класса, где установлены любые информационно-правовые программы такие, как «Консультант-Плюс-Проф», «Гарант».

Воспитательный потенциал дисциплины. Успешное освоение студентами дисциплины формирует у обучающихся поведение, основой которого является гармоничное сочетание правовых норм и педагогической этики в профессиональной деятельности современного педагога.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения





Наименование темы,

Раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

1.

Введение в курс «Правовое регулирование образования»

4

2

-

2

2

2.

Образовательные правоотношения

6

4

2

2

2

3.

Система образования в Российской Федерации

6

2

-

2

4

4.

Экономико-правовая характеристика образовательных учреждений

8

4

2

2

4

5.

Правовой статус участников образовательного процесса

8

4

2

2

4

6.

Управление системой образования

10

6

-

6

4

7.

Организационно-правовые основы регулирования образовательного процесса

12

4

2

2

8

8.

Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования

8

4

-

4

4

9.

Финансирование образовательных учреждений

6

2

-

2

4

10.

Особенности и проблемы регулирования трудовых отношений в системе образования

6

4

-

4

2

11.

Правовое регулирование дошкольного образования

6

2

-

2

4

12.

Правовое регулирование общего образования

6

2

-

2

4

13.

Правовое регулирование профессионального образования и подготовки

4

2

-

2

2

14.

Правовое регулирование высшего образования

6

2

-

2

4

15.

Правовое регулирование послевузовского образования

4

2

-

2

2

16.

Правовое регулирование в системе дополнительного и специального образования

4

2

-

2

2

17.

Международное образовательное право

4

2

-

2

2




ИТОГО

108

50

8

42

58


2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения





Наименование темы,

раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

1.

Введение в курс «Правовое регулирование образования»

4

2

-

2

2

2.

Образовательные правоотношения

6

-

-

-

6

3.

Система образования в Российской Федерации

6

2

-

2

4

4.

Экономико-правовая характеристика образовательных учреждений

8

2

2

-

6

5.

Правовой статус участников образовательного процесса

8

2

-

2

6

6.

Управление системой образования

10

2

-

2

8

7.

Организационно-правовые основы регулирования образовательного процесса

12

2

2

-

10

8.

Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования

8

2

-

2

6

9.

Финансирование образовательных учреждений

6

2

-

2

4

10.

Особенности и проблемы регулирования трудовых отношений в системе образования

6

2

-

2

4

11.

Правовое регулирование дошкольного образования

6

2

-

2

4

12.

Правовое регулирование общего образования

6

2

-

2

4

13.

Правовое регулирование профессионального образования и подготовки

4

2

-

2

2

14.

Правовое регулирование высшего образования

6

2

-

2

4

15.

Правовое регулирование послевузовского образования

4

-

-

-

4

16.

Правовое регулирование в системе дополнительного и специального образования

4

-

-

-

4

17.

Международное образовательное право

4

-

-

-

4




ИТОГО

108

26

4

22

82



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


следующая страница >>