microbik.ru
1








Развитие субъектности младших школьников

через деятельностный подход

Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий? И, как многие учителя, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают отвлекаться, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках нужно вовлекать детей в учебную деятельность, чтобы ребёнок мог сам участвовать в добывании знаний, т.е становился субъектом учебной деятельности.

В условиях, когда современное начальное образование связано с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности, возникает противоречие между новой позицией ученика как субъекта учения и привычной позицией учителя, для которого ученик остается объектом обучения.

Таким образом, проблема развития субъектности младшего школьника стала для меня одной из главных задач.

Эту проблему помогло мне решить участие в работе опытно-экспериментальной площадки КИПК и ПРО, по освоению личностно-ориентированных технологий образования на базе МОУ СОШ с УИОП №2 им. А Жаркова, под руководством Селивановой О.Г., кандидата педагогических наук. Это послужило основой для внедрения в образовательный процесс деятельностного подхода.

Деятельностный подход в образовании - это процесс учения, процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В основе такого подхода лежит принцип деятельности. Он заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его деятельностных способностей и общеучебных умений.
Работая по образовательной программе «Школа 2100» и экспериментируя в течение пяти лет, я пришла к выводу, что данная технология наиболее полно формирует способность детей учить себя и осознавать личную ответственность за результаты обучения.

Эти ориентиры были освещены в педагогических концепциях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. Становление ученика как субъекта учебной деятельности, по мнению Давыдова, должно состояться в начальной школе, когда дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности. Поэтому я, как учитель начальных классов, так организую учебную деятельность, чтобы ребенок приобрел опыт разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Для выпускника начальной школы субъектность – это способность «учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития», т.е. сформированность комплекса умений:

самоцелеполагания, самопрогнозирования, самоорганизация, самоконтроля,

самооценки, самокоррекции, самоанализа.

Таким образом, становление субъектности ученика связано с формированием у него компонентов учебной деятельности.

Поэтому особое место в учебном процессе отвожу применению деятельностному подходу. Данная технология обеспечивается следующей системой дидактических принципов

  • Принцип непрерывности – обеспечивет преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных особенностей развития детей;

  • Принцип целостности – формирует у учащихся обобщенное системное представление о мире;

  • Принцип минимакса – предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта);

  • Принцип психологической комфортности – создает условия для снятия всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

  • Принцип вариативности – формируету учащихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

  • Принцип творчества – способствует приобретению у учащихся собственного опыта творческой деятельности.


Осваивая деятельностный подход, я разработала систему по развитию субъектности младшего школьника, которую осуществляю в 2 направлениях



Учебная

деятельность



урочная

внеурочная


развитие

субъектности



- урок открытия новых знании

- урок рефлексии

- урок развивающего контроля

- дополнительное образование:

  • факультатив «РТС»

  • кружок «Игра. Развитие. Творчество»

- внеклассная:

  • проектно-исследовательская работа

  • работа с классным коллективом

- внеклассная


Цель I направления - это создание условий для развития субъектности младших школьников в процессе обучения. В зависимости от содержания учебного материала авторы дидактической системы «Школа 2100» выделяют 3 типа учебных занятий в деятельностном подходе:

  • Уроки открытия новых знаний

  • Уроки рефлексии

  • Уроки развивающего контроля

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Более подробно остановлюсь на этапах деятельности учащихся при открытии новых знаний, т.к. этот тип урока часто встречается в начальной школе. На данном типе урока применима метапредметная техника «Знающего незнания» (Я знаю, что это не знаю…). Осваивая ее, учащиеся выделяют зону незнаемого в том, что они уже знают, учатся управлять процессом познания. Важно чтобы ребенок сформулировал, что не знает, наметил зону, где может получить и применить знание.

Этапы деятельности учащихся на учебном занятии.

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  3. Выявление места и причины затруднения

  4. Построение проекта выхода из затруднения

  5. Реализация построенного проекта

  6. Первичное закрепление

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

  9. Рефлексия учебной деятельности.

Расскажу о каждом этапе подробно.

  1. На этапе самоопределения к деятельности ставлю цель:

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Поэтому на каждом уроке я уделяю внимание целеполаганию, мотивации.

Дети работают под влиянием личностно принятой учебной цели «научиться…», «узнать и знать…», «применять…». В этом им помогают опоры, которые постоянно находятся на доске перед глазами детей.

  • Я хочу

- знать…

- уметь…

- применять…

  • - вспомнить…

- повторить правило о …

- учиться находить … в …

- учиться составлять…

  • - узнать, что…

- выяснить, как …

- учиться находить … и правильно …

  • - познакомиться с … и …

- научиться различать … и …

- научиться применять знания в …


  • - вспомнить знания о …

- расширить и углубить знания о …

- научиться находить … и видеть их различия

  • - расширить знания о …

- учиться находить и отличать …

Умение самоцелеполагания означает формирование желаемого для себя результата деятельности. Осмысление этого умения происходит в процессе поиска ответов на вопросы: Какую цель в данной ситуации я могу перед собой поставить? Почему я ставлю именно эту цель? Является ли она для меня самой важной в данных условиях?

Цель 2 этапа – это повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Приведу пример с урока письма в 1 классе. Тема «Заглавная согласная буква З».

У.: С какой буквой работали на последнем уроке?

Д.: С буквой з.

У.: Расскажите о ней

Д.: Буква з – согласная. Эта буква труженица, т.к. может обозначать твердый и мягкий согласный звук.

У.: Запишите это предложение в прописях.

Д.: Мы не можем его записать.

Таким образом, учащиеся становятся в позицию «учебного незнания», что является сильным мотивом познания и учения, формируется такое умение субъектности как самоанализ учебной ситуации.

На 3 этапе урока происходит обсуждение затруднения, проговаривание, для того чтобы учащиеся сформулировали цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Продолжу пример с предыдущего этапа, т.к. 3-й этап плавно вытекает из 2-го.

У.: Почему возникли затруднения?

Д.: Там есть буква, которую мы не умеем писать.

У.: Какова же тема урока?

Д.: Письмо заглавной согласной буквы З.

С помощью подводящего от проблемной ситуации диалога определена тема урока письма.
Целью следующего 4 этапа урока является обсуждение и построение проекта учебных действий. Учащиеся ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают способы и средства. Ведущим методом данного этапа является побуждающий к гипотезам диалог.

Этот этап раскрою на примере урока окружающего мира во 2 классе по теме «Вода в природе».

- Исходя из темы урока, что вы хотите узнать про воду?

Дети отвечают, что хотят узнать, где встречается вода в природе.

- Чтобы ответить на интересующие вас вопросы, предлагаю сначала изучить свойства воды. Вспомните, какие свойства определяем у объектов?

- Запах, цвет, вкус.

- Давайте совместно составим вопросы для изучения свойств воды.

Вопросы

Предполагаемые ответы

Ответы после опытов

Какого цвета вода?







Имеет ли вода запах?







Имеет ли вода вкус?








В ходе коллективной работы получается таблица для изучения свойств воды.

Затем составляется план работы:

- Что изучим сначала?

- 1.Узнаем свойства воды.

- Что изучим после этого?

- 2.Найдем ответ на вопрос, где встречается вода в природе?

В результате учащиеся проговаривают действия, которые помогут им устранить возникшее затруднение. На этом этапе формируется такое умение как самопрогнозирования.

На 5 этапе ставится цель - реализация построенного проекта. Построенный способ решения используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершении этапа организуется рефлексия и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового способа действий.

Этот этап раскрою на примере урока окружающего мира во 2 классе по теме «Вода в природе». Учащиеся работают по плану:

  1. Свойства воды.

  2. Вода в природе.

Чтобы ответить на первый вопрос, учащиеся проводят опыты и заполняют таблицу. А форму работы, в парах или группах, выбирают сами. Так развивается умение самоорганизации.

После практической работы учащихся организуется обсуждение результатов и делается общий вывод о свойствах воды. Вывод сравнивается с выводом в учебнике.

Далее предлагаю детям рассказать, где встречается вода. Ответы детей фиксирую на доске.

Д.: Реки, моря, озера, океаны, пруды, лужи, ручьи, в облаках в виде пара, подземные воды…

У.: А есть, ли вода в растениях, животных, в человеке? Ответ вы сможете найти в учебнике в рубрике «Для самых любознательных».

(Читают материал в учебнике).

У.: Сделайте общий вывод, где встречается вода в природе?

Д.: Вода есть повсюду: на поверхности земли, под землей, в воздухе, в растениях, животных, в человеке.

У.: И так, работая по плану, на какие вопросы смогли найти ответы?

Д.: Свойства воды и нахождение ее в природе.

Результатом деятельности на данном этапе становится формирование нового учебного действия в ходе практической и самостоятельной работы.
Далее идет этап первичного закрепления. Его цель: проговаривание нового способа действия, его запись в виде опорного сигнала.

Пример с урока математики в 4 классе по теме «Решение сложных уравнений».

У.: Сколько шагов должны выполнить, решая сложное уравнение?

Д.: 5 шагов:

1) разбивание уравнения на части;

2) упрощение выражения;

3) решение простого уравнения;

4) выполнение проверки правильности решения;

5) запись ответа.

Решается уравнение с проговариванием по алгоритму.

На данном этапе так же можно организовать работу в парах, когда учащиеся задают друг другу вопросы по новой теме, рассказывают правило или составляют схему или опору.

Таким образом, дети закрепляют новые действия - развиваются умения самоконтроля и самооценки.

На этапе самостоятельной работы перед детьми стоит цель - сделать вывод о том, что он уже имеет. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном. В завершении организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этого этапа состоит в ситуации успеха, мотивирующей его к дальнейшей самостоятельной учебной работе.

Приемы работы:

У.: Хотите проверить, чему научились?

Самостоятельная работа учащихся.

У.: Проверьте по образцу на доске! Если правильно выполнили задание – поставьте «+», если допустили ошибки – «-». Почему допустили ошибки?

Далее идет обсуждение ошибок, а затем еще раз проговаривается новое учебное действие.

У.: Сделайте вывод, достаточно ли хорошо усвоено новое знание?

Д.: Еще не достаточно.

У.: Хватило ли вам одного упражнения для усвоения новой темы?

Д.: Нет, надо потренироваться

В результате деятельности учащихся на этапе самостоятельной работы развивается самообучение.

Включение нового знания в систему знаний и повторение, следующий этап.

Его цель - уточнение существенных особенностей нового знания, его роли и месте в системе изученных ранее знаний. Учащимся предлагается из набора заданий выбрать те, которые содержат новое учебное действие, а затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с ранее изученными.

Приведу пример с урока русского языка во 3 классе по теме «Правописание парных согласных в корне».
Предлагаю выполнить упражнение с использованием веера. Покажите, какую букву будете писать в корне.

(Травка, лапка, сетка, снежки, крышка, варежки, зарядка, посадка, крепкий, сладкий)

У.: Что вы делали для того, чтобы не допустить ошибки в словах?

Д.: Подбирали проверочные слова, где после согласной стоит гласная.

У.: А теперь поработайте самостоятельно с текстом.

Прочитайте, запишите заголовок и спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Гнездо дикой у_ки похоже на слоеный пиро_. Дроз_ построил себе из тра_ки ковшик. Стри_ выбрал для жилья крутой бере_. Сова устроилась в ду_ле дерева.

Далее организуется взаимопроверка.
Важным этапом урока является рефлексия учебной деятельности.

Его цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. На данном этапе соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

На последнем этапе использую вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получились результаты?

- Что нужно еще сделать?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем надо еще поработать?

Так как рефлексия является своеобразным показателем активности школьника как субъекта учебной деятельности использую разнообразные приемы рефлексии:

Знаниевая

Чему мы сегодня научились?

Для чего выполняли это задание?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Для чего нужна такая работа?

Чувственная   

Интересно ли было на уроке?

Какие знания показались вам наиболее интересными?

Коммуникативная

Удобно ли было работать в паре, группе и т.д.

Метод неоконченного предложения

Самое интересное на уроке было……..

Больше всего понравилось…………….

Я больше всего удивился………………

Мне не понравилось……………………

Я не хотел бы, чтоб на следующем уроке было………..

Я порадовался, когда……………………

Прием цветописи

оранжевый – яркое, восторженное, положительное отношение к деятельности (ученик удовлетворен полностью)

красный – положительное настроение (удовлетворен деятельностью)

зеленый – ровное настроение

синий – тревожное (ученик не мог полностью себя реализовать)

черный – неудовлетворенность деятельностью (неуспех)

Наглядно – образная

На доске изображены 3 человека с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке:

Кому на уроке было все понятно, справились со всеми заданиями уверенно- положите свою фишку ВЕСЕЛОМУ ЧЕЛОВЕЧКУ

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно- положите фишку ОБЫЧНОМУ ЧЕЛОВЕЧКУ

Кому на уроке было трудно справляться с заданиями – положите свою фишку ГРУСТНОМУ ЧЕЛОВЕЧКУ

Рефлексия успешности

отметь, как ты себя чувствуешь?

отметь, как мы работали?

отметь, на сколько важно для тебя то, что мы изучили?


-высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

«Я» «Мы» «Дело»

На данном этапе идет развитие таких свойств субъектности, как самоанализа и самокоррекции.

Т.О. применяя деятельностный подход, можно формировать умения, которые способствуют развитию младших школьников как субъекта учебной деятельности.

Целью II направления является развитие субъектности школьника средствами внеучебной деятельности. Которая включает в себя дополнительное образование и внеклассную воспитательную работу.

Учебная информация должна быть ориентированы на конкретные жизненные ситуации и на формирование умения действовать в любых обстоятельствах. Сформировать эти действия у ребенка можно при выполнении заданий творческого характера. Этому способствует факультатив «Развитие творческих способностей». Авторы программы О.Г. Селиванова и Е.В. Арасланова. Содержание данного курса предполагает развитие психических процессов. Задания и упражнения построены на внеучебном материале, поэтому курс является факультативным. Новые приемы деятельности, освоенные школьниками на занятиях, использовала при изучении учебного материала. Выделю наиболее важные темы курса: «Познай себя», «Приемы фантазирования», «Понятие умозаключения».

Благодаря решению задач, включающих жизненно-важные творческие вопросы, интерес к учебной деятельности становится стойким.

К концу курса у 84% произошло повышение уровня творческих способностей.

Дополнительное образование помогает создавать условия для развития творческой деятельности и самореализации. Поэтому работаю в тандеме с Шалагиновой Галиной Александровной, педагогом Дома детского творчества. Галина Александровна 3 года занималась с детьми по авторской программе «Игра. Творчество. Развитие». Моя роль, как классного руководителя, заключалась в подготовительной работе. Мы с ребятами собирали материал по теме, которую будут изучать на занятии кружка, к праздникам занимались оформлением вставок. Освоенные способы деятельности применяю на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. Кроме того полученные детьми знания использую при организации воспитательного процесса (при организации классного самоуправления, КТД). Совместно с педагогом Дома Творчества проводятся семейные встречи.

Программа «Игра. Творчество. Развитие» способствует расширению и накоплению субъектного опыта, расширению кругозора учащихся, значительно развивая и активизируя творческую деятельность.

Во внеклассной деятельности с учащимися использую метод проектов. Исследовательская деятельность включает детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Результатом проектной деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. В проектной деятельности учащихся начальных классов можно выделить несколько этапов, соответствующих и структуре учебной деятельности. Мы с ребятами в 2006-07 учебном году выполнили коллективный проект «Мой четвероногий друг», который защищали на районной научно-практической конференции младших школьников «Я - исследователь». Одним из положительных результатов данного проекта считаю то, что 41 % учащиеся занялись индивидуальными исследовательскими проектами, которые представляли на уроках, внеклассных и школьных конкурсах. В 2008 г. есть победитель с проектом «Почему хищник ест траву?» на районной научно-практической конференции младших школьников «Я - исследователь» в номинации «Братья наши меньшие».

Таким образом, проектная деятельность позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний, а в результате происходит и развитие субъектности учащихся.

Анализ результатов работы.

Анализ результатов работы.

Таким образом, использование деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет:

  • развивать субъектность младших школьников, и

  • системно формировать общеучебные умения, зафиксированные как в действующих Госстандартах образования, так и в проекте Госстандартов второго поколения.

  • школьникам ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей,

  • осваивать ученикам структуру учебной деятельности в ее целостности.


Это подтверждают следующие данные:

1.Результаты диагностики самооценки по методике А.И. Липкиной «Три оценки»

За три учебных года произошел рост устойчивых самооценок с 17% до 32%.

2.Результаты диагностики самоорганизации по методике Л.Д. Ишкова «Особенности самоорганизации»

Наблюдается положительная динамика развития самоорганизации, произошло снижение учащихся с низким уровнем на 23% и рост в высоким уровнем 27% .
3.Уровень развития субъектности учащихся по методике «Рукавичка» Г.А. Цукермана
Исследование уровня субъектности школьников показало, что детей с низким уровнем уменьшилось на 16%, с высоким - повысилось на 10%. Этот результат говорит о том, что применение технологии деятельностного подхода дает положительную динамику.

4.Следующий показатель – это 100% успеваемость учащихся.

5.Число обучающихся на «4» и «5» выросло на 5%:

2005/2006

1 класс

2006/2007

2 класс

2007/2008

3 класс

2008/2009

4 класс

Безотметочное обучение

56%

62%

61%


6. Растет активность учащихся в школьных, районных, интеллектуальных играх и конкурсах, научно-практических конференциях. Это подтверждают их сертификаты и грамоты. В 2006 г. был областной призер в игре- конкурсе «Русский медвежонок».
Участие учащихся в конкурсах «Русский медвежонок»,

«Кенгуру», «Золотое руно»

Название конкурса

Учебный год, класс

2006/07,

2 кл.

2007/08,

3 кл.

2008/09,

4 кл.

«Русский медвежонок»

44%

53,3%

54,6%

«Кенгуру»

42%

50%

52,5 %

«Золотое руно»

-

2%

3,5%


Мои ученики стали активно участвовать в различных конкурсах и выставках, которые проводились районной детской библиотекой, краеведческим музеем. Это конкурсы на лучшего читателя, «Письмо водителю», «Лебедь – птица года», «Дорога глазами детей» и др. За участие дети получили сертификаты и дипломы.
Система, сложившаяся за годы моей работы, помогает умело и последовательно развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию знаний, развивать творческие способности, коммуникативные умения, необходимые для проявления себя в современной действительности.

Таким образом, раскрыта система моей работы в обучении младших школьников с применением деятельностного подхода, целью, которой являлось развитие субъектности учащихся. В рамках этого подхода основным направлением моей педагогической практике является создание условий в учебной и во внеурочной деятельности, способствующих развитию субъектности учащихся.

Перспективой в этом направлении может быть развитие у учащихся универсальных учебных действий, как надежного пути повышения качества образования, т.к. универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов. Таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Развитие УУД предусмотрено Стандартом второго поколения.

Сущность опыта заключается в развитии субъектности младшего школьника в учебном и во внеучебном процессе на основе деятельностного подхода.

В систему работы входят: непрерывный мониторинг достижений обучения и диагностика личностных характеристик школьников; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм учебной и внеучебной деятельности по развитию субъектности младшего школьника

В основе педагогического опыта лежат идеи Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. Становление ученика как субъекта учебной деятельности, по мнению Давыдова, должно состояться в начальной школе, когда дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности.

Новизна опыта состоит в использовании мониторинга достижений учащихся для осуществления дифференцированного подхода; уровня развития познавательного интереса для отслеживания уровня развития учащихся и как результат этого - отбор содержания физического образования школьников; в систематическом обучении учащихся решению проблемных задач; в построении процесса обучения соответственно циклу естественнонаучного творчества; в информатизации процесса обучения.

Результативность. Система работы позволяет отслеживать развитие уровня и проводить своевременную корректировку педагогической деятельности.

Наличие устойчивого познавательного интереса способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического, проблемного мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Высокий уровень познавательного интереса повышает уровень обученности школьников как по физике, так и по другим предметам, так как физика занимает особое место среди других дисциплин, формирует творческое мышление, мировоззрение и убеждения учащихся. Растет уровень знаний школьников, увеличивается число учащихся, выбирающих физику на экзаменах. Высокий уровень развития творческого мышления находит свое подтверждение на контрольных и экзаменационных работах, олимпиадах.

Трудоемкость заключается в создании условий для развития устойчивого познавательного интереса, в систематической диагностике и обработке ее результатов.

Доступность. Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ как при наличии компьютерной техники, так и при ее отсутствии

Список литературы:

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.

  3. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов. Л.Г. Петерсон // Начальная школа, №11-2008, с.9-14

  4. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.

  5. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.

  6. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.

  7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.

  8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.

  9. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. Н.Н. Титаренко // Начальная школа, №9-2005, с.10-13

  10. Учебная деятельность и умение учиться. С.Е.Царева // Начальная школа, №9-2007, с.50-57