microbik.ru
1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Управление образования Кондинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО заместитель директора по УВР директор

________________ _____________В.Г.Ганина ________О.Г.Мурашина

Протокол №_____ «____»________20___г. «____» ________20___г.

Рабочая программа

1 класс

По развивающему курсу «Умники и умницы»(1-4 кл.)

2011 – 2012 учебный год

Составитель:

Шинкоренко Л.Г.,

учитель нач. классов,

высшая кв. категория

г.п. Мортка

2011г

Пояснительная записка

Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

П.Хаббард
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Курс «Юным умникам и умницам.Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Курс включает 144 занятия: 1 занятие в неделю, 36 занятий за учебный год с первого по четвёртый класс. Условное название курса «РПС».

Занятия по РПС отличаются от школьных уроков тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и , главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

Для проведения занятий по РПС для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из:

  1. двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

  2. методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;

  3. программы курса.


Развернутое тематическое планирование.


№ п/п


Тема занятия


Стр.

Дата


план

факт

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


1







2.

Развитие концентрации внимания.

4






3.

Тренировка внимания.

8






4.

Тренировка слуховой памяти.

10






5.

Тренировка зрительной памяти

13






6.

Развитие аналитических способностей.

16






7.

Совершенствование воображения.

18






8.

Развитие логического мышления.

21






9.

Совершенствование мыслительных операций.

24






10.

Развитие концентрации внимания.

27






11.

Развитие мышления.

30






12.

Развитие слуховой памяти.

33






13.

Тренировка зрительной памяти.

36






14.

Развитие аналитических способностей.

39






15.

Совершенствование воображения.

42






16.

Совершенствование мыслительных операций.

45






17.

Развитие концентрации внимания.

48






18.

Тренировка внимания.

51






19.

Тренировка слуховой памяти.

54






20.

Тренировка зрительной памяти.

1






21.

Развитие аналитических способностей.

4






22.

Совершенствование воображения.

7






23.

Развитие логического мышления.

10






24.

Развитие концентрации внимания.

13






25.

Тренировка внимания.

17






26.

Тренировка слуховой памяти.

20






27.

Тренировка зрительной памяти.

23






28.

Развитие аналитических способностей.

26






29.

Рисуем по образцу.

29






30.

Развитие логического мышления.

33






31.

Развитие концентрации внимания.

36






32.

Тренировка внимания

39






33.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

52








Ресурсное обеспечение рабочей программы.

5.1 Литература основная и дополнительная.

1.О. Холодова «Юным умникам и умницам» рабочая тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей, 1 класс (часть 1,2), М. «Росткнига», 2009г.

2.О. Холодова «Юным умникам и умницам» рабочая тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей, 2 класс (часть 1,2), М. «Росткнига», 2009г.

3.О. Холодова «Юным умникам и умницам» рабочая тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей, 3 класс (часть 1,2), М. «Росткнига», 2009г.

4.О. Холодова «Юным умникам и умницам» рабочая тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей, 4 класс (часть 1,2), М. «Росткнига», 2009г.

5.О.Холодова «Юным умникам и умницам». Методическое пособие 1 класс. М. «РОСТкнига»2007 г.

6.О.Холодова «Юным умникам и умницам». Методическое пособие 2 класс. М. «РОСТкнига»2007 г.

7.О.Холодова «Юным умникам и умницам». Методическое пособие 3 класс. М. «РОСТкнига»2007 г.

8.О.Холодова «Юным умникам и умницам». Методическое пособие 4 класс. М. «РОСТкнига»2007 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Управление образования Кондинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

руководитель МО

________________

Протокол № ______

«Согласованно»

заместитель директора по УВР

_______________В.Г.Ганина

«____»___________20____г.

«Утверждаю»

Директор

_____________О.Г.Мурашина

«____»___________20____г.



Рабочая программа

1 класс

Внеурочная деятельность

(духовно-нравственное воспитание)

«Школа вежливости»

2011-2012 учебный год


Составитель:

Шинкоренко Л.Г.,

учитель нач. классов,

высшая кв. категория

пгт Мортка

2011г.



  1. Пояснительная записка


Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности . Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.
Цель: Создание условий для развития личности ребенка в условиях гуманистического воспитания с учетом требований новой современной школы

Задачи:

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.


  1. Содержание.


Курс «школа вежливости» предполагает:

Основные разделы программы:

  • я среди людей;

  • речевой этикет;

  • культура поведения;

  • в мире сказок.


Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!


Воспитание нравственных чувств и этического со знания:

• различение хороших и плохих поступков;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил этики, культуры речи;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Формы занятий

  • Беседа

  • Экскурсия

  • Просмотр учебного фильма

  • Сюжетно-ролевая игра

  • Литературно-музыкальная композиция

  • Презентация

  • Встреча




  1. Ожидаемые результаты:




  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.



  1. Тематическое планирование.



Раздел программы

п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Дата

план

факт

Я среди людей

(5 час)



1

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.







2

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.







3-4

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.







5

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.







Речевой этикет

(8 час)


6-7

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.







8-9

О вежливых словах и их применении.


Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.









10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.







11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.







12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.







13


Правила благодарности и отказа.

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.








Культура поведения

(12 час)

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим








15

Отношения к младшим

Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье к младшим.







16

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.







17-18

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.







19

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»







20


Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.







21

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения

в Храме.







22-23

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..








24-25

Ходим в гости друг к другу

Проблемная ситуация: как надо вести себя в гостях.







В мире сказок

(6 час)


26-27

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.







28-29

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.









30-31

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.







Итоговые занятия

(2 час)

32-33

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят









  1. Литература:




  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»;

  • ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.