microbik.ru
1
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока

Тема «Умножение и деление обыкновенных дробей»

Урок-игра

«Путешествие по Тихому океану».



Автор:

Кондратенко Елена Борисовна



Разработка урока математики 5 класс.
Урок математики с использованием межпредметных связей (географией и биологией)

«Тайны Тихого океана».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения урока: урок-игра

Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей.

Девиз урока:

«Тайны океана сами к нам не приплывут, чтоб разведать их нужны желание и труд!»

Эпиграф к уроку:

«Океан – тот же Космос, так же мало мы его знаем и так же много тайн он в себе таит».

С. Павлов

Цели урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по

-повторению понятий взаимно-обратных дробей, сократимых, правильных и неправильных дробей,

- повторению основных законов умножения;

-умению находить произведение и частное обыкновенных дробей,

-подготовке учащихся к проверочной работе по данной теме,

-обеспечить творческое применение полученных знаний при решении задач.

Воспитательная:

-воспитывать познавательный интерес и любознательность, любовь к природе,

-воспитать ответственное отношение к учебному труду, волю и настойчивость, самостоятельность и активность, умение преодолевать трудности.

-формировать целостное и гармоничное понимание и восприятие мира.

Развивающая: содействовать развитию у учащихся ключевых и предметных компетенций:

  • умения обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать вывод,

  • умения логически мыслить; использовать математическую речь,

  • способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Методы и приемы:

Частично-поисковый (эвристический).

Форма организации труда:

Индивидуальная, фронтальная, парами.

Оборудование: интерактивная доска, жетоны в виде монет островного государства Тихого океана Вануату (в виде рыб), заготовки сундуков с монетами (кладов) для д/з, презентация, компьютерный тест, бортовой журнал (маршрутный лист) каждому учащемуся.





Структура урока

Формы этапов урока

2 мин

Организационный момент

Вступительное слово учителя, побуждающий диалог

I

10 мин

Актуализация знаний и умений

  1. Устная разминка (сбор багажа) –

фронтальная работа

  1. Тестирование на ПК (проверка надежности снаряжения)

самостоятельная работа

II

25 мин

Этап обобщения

1 пункт путешествия Камчатка (часть Земли, занимаемая Тихим океаном – магический круг) –

фронтальная работа

1 погружение –

самостоятельная работа

2 пункт путешествия (глубина Марианского желоба) -

работа в группах

3 пункт путешествия Отдых на Гавайях (математическая физкультминутка)

4 пункт путешествия о. Пасхи (загадка острова – решение уравнения) - Индивидуальная работа

5 пункт путешествия (Барьерный риф) –

2 погружение - (поиск клада – математическая цепочка) – Работа в парах


III

5 мин (+ все остальные этапы)

Подведение итогов урока




IV

Рефлексия.



V


Информация о домашнем задании



VI


Психологическая рефлексия

Нарисуй настроение


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент 2 мин.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы в вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности! (мотивационная беседа, побуждающий диалог).

Хочу сообщить вам, что мы с вами заканчиваем изучение темы «Умножение и деление обыкновенных дробей» и на следующем уроке каждый из вас сможет проверить свои знания путем написания проверочной работы. Чем же тогда нам нужно заняться сегодня, чтобы хорошо выполнить работу завтра? (Учащиеся формулируют цель урока, учитель помогает: см. образовательную цель урока).

Но сегодня, ребята, мы не просто будем готовиться к проверочной работе, а отправимся в путешествие по Тихому океану и узнаем о нем много нового и интересного.

А что такое океан? (пытаются сформулировать дети)

(Что об этом говорят словари? «Океан – это водная оболочка, покрывающая большую часть Земли».

А вот замечательное определение писателя Сергея Павлова из книги «Акванафты»: «Океан – это тот же Космос, так же мало мы его знаем и так же много тайн он в себе таит».
А кто из вас знает, что можно найти на дне океана? (Пытаются предположить. Это сокровища с затонувших кораблей).

Мы с вами будем сегодня не только бороздить просторы Тихого океана, но и попробуем открыть некоторые его тайны, например, найдем подводный клад, а это очень сложно.

Таким образом, девиз нашего урока: «Тайны океана сами к нам не приплывут, чтоб разведать их нужны желание и труд!» (мы на уроке подразумеваем умственный труд). Каждому из вас я даю бортовые журналы, в которых вы будете отмечать свои успехи, как это делают капитаны кораблей. Если все сделали правильно – ставите плюсик или фиксируете ошибку, в конце урока за правильно выполненные задания учащиеся получат старинные монеты, найденные на дне океана. Те, кто набрал 5 монет, получают «5», 4- (по желанию) получают «4», ниже четверок не ставить.)

А это вам напутствие:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В путешествие двинемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что нам плыть далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.


Актуализация знаний 10 мин.

Каждый знает, что перед тем как отправиться в путь, путешественники проверяют снаряжение (ведь нам как дайверам придется погружаться под воду), упаковывают свой багаж.

Приступаем к упаковке багажа:

На доске 4 задания, для каждого задания по 4 карточки с написанными вариантами ответов (из предложенных ответов нужно выбрать верный, щелчок по карточке открывает изображение того, что войдет в багаж: снаряжение дайверов, на карточках с неправильными ответами изображение того, что не берут в путешествие), объяснить свой ответ:

  1. Найти дробь, взаимно-обратную данной 4/7: 4/5, 7/4, 8/14, 1

  2. Найти дробь, равную данной 6/15: 3/5, 12/15, 2/5, 2/30

  3. Найти дробь, равную 0: 1/0, 0/0, 0/43, 4/0

4. Найти куб дроби 2/3: 6/9, 8/27, 8/9, 6/27

Итак, наш с вами багаж - это все то, чему мы научились, работая над нашей темой, собран. Давайте теперь проверим насколько надежно наше снаряжение.

Небольшой тест на компьютере на знание теории:

Тест на знание теории по теме.

"Проверь снаряжение"


Начало формы

1.

Произведение двух дробей есть дробь



числитель которой равен сумме числителей, а знаменатель - произведению знаменателей этих дробей.



числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель - произведению знаменателей этих дробей.



числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель - сумме знаменателей этих дробей.




2.

Чтобы умножить натуральное число на дробь, можно…



 знаменательэтой дроби умножить на это число, а числитель оставить тот же.



умножить и числитель, и знаменатель этой дроби на это натуральное число.



числитель этой дроби умножить на это число, а знаменатель оставить тот же.




3.

Могут ли взаимно-обратные дроби быть одновременно правильными дробями?



нет, не могут



да, могут




4.

Выбрать формулировку сочетательного закона умножения



От перестановки множителей произведение не меняется.



Чтобы число умножить на сумму двух чисел, можно это число умножить на каждое слагаемое, а полученные произведения сложить.



Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.




5.

Частным двух дробей называют дробь, которая ...



при умножении на делимое дает делитель



при умножении на делитель дает делимое



не знаю




6.

Чтобы разделить дробь на дробь, можно...



делимое умножить на дробь, обратную делителю.



делитель умножить на дробь, обратную делимому




7.

Можно ли делить нуль на дробь, отличную от нуля?



да, можно



нет, нельзя

Конец формы


По окончании выполнения теста – проверка себя, еще раз проговариваются правильные варианты, заполняют свой бортовой журнал.

II. Этап обобщения, систематизации и закрепления знаний.
Вот карта нашего маршрута (на слайде демонстрируется карта маршрута с отметками об основных пунктах остановки). Представьте себе, что мы находимся вблизи полуострова Камчатка. С этого места мы и отправимся в плавание.
1 пункт отправления (3 мин):

Знаете ли вы, сколько всего океанов на нашей планете? Назовите их.




В 2000 году Международная гидрографическая организация официально приняла разделение на пять океанов. К уже известным Тихому, Атлантическому, Индийскому и Северному ледовитому прибавился Южный океан, опоясывающий Антарктиду.

А чем характеризуются моря и океаны? (Своей глубиной, объемом воды и занимаемой площадью). Кто знает, какой океан самый большой на планете? Тихий океан. Он просто огромный, самый большой на Земле. Знаете какую часть всей поверхности Земли он занимает?

Сейчас, используя свои математические знания, вы найдете ответ на этот вопрос (фронтальная работа).

Это - магический круг. Вы должны догадаться, как связаны между собой числа в нем и найти пропущенное число. Это и будет ответ на наш вопрос:


(Если верно, то откроется информационная справка и фото из космоса Тихого океана). Да, 3/10 – это примерно 179 млн. кв.км. (включая моря).

Вот данные по другим океанам (приближенные данные, для сравнения + фото океана):



Океан

Площадь, млн.кв.км

Средняя глубина, м

Объем, млн. км3

1.

Тихий

179

3980

710

2.

Анлантический

92

3600

330

3.

Индийский

75

3897

292

4.

Северно-ледовитый

18

1225

18

1 погружение (4 мин.)

Предлагаю вам посмотреть великолепие подводного царства. Посмотрите, перед нами обитатели подводного мира.

Некоторых из них мы уже знаем.

Назовите их (Дети предлагают варианты

ответов: акула, скат, морская звезда). Чтобы узнать название маленькой желтой рыбки – самостоятельная работа (по 3 примера на карточке каждому 2 уровня сложности: на отработку деления и умножения на 1 на 0, число на себя): Впишите в клетки таблицы буквы (или слоги), соответствующие правильным ответам, прочитайте полученное слово.









2 пункт путешествия (5 мин): (делим на 4 команды, какая быстрее?)
Ребята, а знаете ли Вы, что именно в Тихом океане находится самое глубокое место на Земле – Марианский желоб (Марианская впадина)? Хотите узнать ее глубину? Тогда нужно быть внимательными, уметь логически мыслить и рассуждать.

А так как во время любого коллективного путешествия, очень важно уметь работать в команде, то я хочу предложить вам задачу, которую приходилось решать и в жизни и решать вы ее будете, работая в группах.




Задача:

Скорость звука в воде 77/52 км/с. Время, за которое звуковая волна, выпущенная эхолотом с нашего корабля, достигла дна и вернулась обратно, составляет 104/7 секунды.

Найти расстояние до дна Марианской впадины.

Каждая команда готовит свои решения. Право ответить первой предоставляется той команде, которая справилась первой), остальные проверяют.

Если решение верно, то откроется схема Марианского желоба.
Итак, ребята, мы узнали глубину Марианского желоба.

Она равна 11 километров. А если точнее, то 11022м = 11 км 22 м.


3 пункт путешествия - Отдых на острове Гавайи (математическая физкультминутка, 3 мин.)




Остров Гавайи - самый молодой в архипелаге (всего 800 тыс. лет) и все еще развивающийся остров. Только здесь можно вблизи наблюдать извержение двух вулканов и потоки стекающей в океан лавы. Он в наибольшей степени сохранил свою первозданную красоту. Здесь расположены знаменитые водопады, где можно любоваться великолепием радуг, созданных игрой солнца и водяной пыли.

Гавайи - остров почти треугольной формы размерами 130 на 153 км. Самая высокая его точка - вершина Мауна Кеа (4205 м). Она является самой высокой горой в мире, если измерять ее от подножия на океанском дне, расположенном примерно на 5998 м ниже уровня моря. Высота Мауна Кеа, а также свежее дыхание открытого океана сделали это место идеально пригодным для размещения здесь нескольких из наиболее мощных в мире телескопов.

(Информация на слайде)
Пора и нам немного отдохнуть:
Я называю дробь. Если она правильная, то поднимаете руки вверх.

Я называю дробь. Если она несократимая, то хлопаете в ладоши.

Плывем дальше…

4 пункт путешествия (5-7 мин) – остров Пасхи

Чем загадочен этот остров? Хотите узнать? Тогда необходимо решить уравнение:

Самостоятельная работа по вариантам:

1 уровень


2 уровень




По 1 схеме - появляется изображение каменных скульптур

По 2 схеме – появляется информация об острове

Об острове Пасхи мы знаем много и в то же время почти ничего: его загадочные каменные статуи остаются немыми свидетелями неизвестной культуры. Кто вырубил из скал эти монументальные фигуры? Предполагают, что это были полинезийцы, поселившиеся на вулканическом острове в период между IV и XII в. Когда в 1774 г. сюда прибыл английский мореплаватель Джеймс Кук, большинство статуй уже были сброшены с пьедесталов. Ожесточенная междоусобная война уничтожила древнюю культуру. Рассказать об архаичных культах и о значении каменных колоссов наверное могли бы уникальные иероглифические письмена острова Пасхи, однако они до сих пор расшифрованы лишь частично.
5 пункт путешествия – Большой барьерный риф (7 мин):

Мы оказываемся на западе Тихого океана, где рассеяны архипелаги коралловых островов. Здесь находится самая грандиозная постройка на Земле, целиком сотворенная живыми существами.

Это Большой Барьерный риф Австралии. Преодолеем и мы последний барьер, постараемся найти сундук с кладом и вернемся домой.
Второе погружение РАБОТА В ПАРАХ:

Перед вами цепочка, в которой нужно заполнить пропуски. А работать будете в парах, ведь в при погружении очень важна страховка товарища. Если будет верно угадано зашифрованное число (из трех предложенных вариантов ответов), то Вы увидите подводный мир и, возможно, найдете клад.

В
1

4
ыполните 2 цепочки вычислений (1 ученик в одну сторону, другой в другую, потом сверяют ответы, последнее значение первого должно совпасть с первым значением второго и наоборот):


Та пара, которая справится первой, получит возможность вписать ответы в цепочку и проверить правильность. Если решение верно, то найдем клад, но он закрыт.
III. Итоги урока. (с третьего по пятый этап – 2-3 мин.)

Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Молодцы! Вы смогли отыскать клад на дне океана, но это клад ваших знаний и умений умножать и делить обыкновенные дроби. Какие трудности пришлось преодолеть и что вы приобрели, преодолевая трудности? (узнали много нового о Тихом океане, проявили смекалку, рассуждали, применяли свои знания на практике).
IV. Рефлексия, оценивание

Мы с вами нашли клад знаний. Добились ли поставленных в начале урока целей? Почему? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз эти трудности было легче преодолеть? Могу ли я быть спокойна, что вы хорошо справитесь с проверочной работой?

Посмотрите в свой бортовой журнал. У кого сколько плюсиков? Кто набрал 5 плюсиков-монет и больше – получают «5», 4 получают (по желанию) – «4», ниже отметок не ставить.
V. Информация о домашнем задании.

Вознаграждением за ваш труд будет развитие сообразительности, смекалки, радость от познания нового. А еще я каждому подарю Информацию о Тихом океане и клад на память о сегодняшнем уроке, к нему вы можете приклеить монетки, которые заработали на уроке. Это не простой клад, а клад знаний. На каждой монетке - дроби. Дома составьте 4 разных примера на умножение и деление любых из этих дробей и решите их. Дополнительное творческое задание: Придумать и решить задание (задачу) о количестве морей, которые содержит Тихий океан.
VI. Психологическая Рефлексия «Нарисуй настроение».

Многие путешественники, изучающие тайны Тихого океана, не могут остаться равнодушными к нему, не смотря на все подстерегающие опасности, стремятся опять и опять бороздить эти водные необъятные просторы, влюбляются в него, посвящают стихи. Наш урок я хотела бы закончить стихотворением о Тихом океане:
Бушует Тихий океан,
И волны злятся на просторе,
А нам корабль свыше дан,
Что с бурей шторма в вечном споре.

Но всё ж прекрасен этот путь
И не смотря на то, что труден,
Мы доберёмся как-нибудь,
И в тихой бухте помнить будем.
Надеюсь, что наш сегодняшний урок вы тоже будете помнить.