microbik.ru
1
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

1 класс

Тема: «Наши помощники - органы чувств».

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с органами чувств, показать специфику разных органов чувств;

  2. развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни;

  3. воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.

Планируемые результаты обучения:

Регулятивные:

планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Познавательные:

общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь

представление об органах чувств, их роли в жизни человека.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека

за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.
Оборудование:

  • -презентация « Органы чувств»,

  • -отдельные рисунки с изображением предметов разной формы, размера, продуктов питания;

  • -материал для проведения опытов и наблюдений: мячик, духи, чеснок, мандарины, «волшебный» мешочек с набором предметов, бумага с гладкой и шершавой поверхностью;

  • -карточки со словами: «органы чувств», «орган зрения- глаза», « орган зрения –ухо», орган осязания- кожа», орган вкуса-язык», «орган обоняния-нос».


ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для вас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Посмотрели все направо,

Тихо сели, спинка прямо.

Мы легонечко вздохнем

И урок сейчас начнем.
2.Актуализация знаний и постановка проблемы (Слайды 1-2)

- Широка, богата наша земля. Человек может всем этим распоряжаться. Что же нам помогает ощутить, почувствовать то, что нас окружает? Что вы слышите, включая магнитофон? (звуки музыки). Что вы чувствуете, когда на улице мороз? (холод).Что вы чувствуете, когда едите конфету? (сладкий вкус) Когда вы узнали, что цветы красивые? (увидели) Что вы чувствуете, когда приходите в столовую?(запахи) Как же называются эти помощники, которые помогают нам чувствовать и узнавать предметы окружающего мира?(нос, уши, глаза) Сегодня нам предстоит выяснить на уроке какую роль выполняют эти органы. Ребята, как вы думаете, какая у нас будет тема и цель урока? (учитель выслушивает ответы детей) Прочитайте тему нашего урока на доске. Прочитайте вопросы, на которые нам предстоит дать ответ.
1. Выяснить, какую «работу» выполняют органы чувств.

2. Как беречь органы чувств?

3.Совместное «открытие» новых знаний

-Я загадаю вам загадку. Ответив на нее, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнем

разговор.

На ночь два оконца закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (глаза)

(Слайд 3)

- Посмотрите на картинки. Что вы видите? Что можете рассказать об этих предметах? ( На доске картинки с изображением предметов разной формы, цвета, размера) При помощи глаз мы различаем форму, цвет, величину предметов.

-Мы можем наблюдать при помощи глаз красоту окружающего мира, оценивать, далеко или близко находится предмет. А что ещё мы делаем благодаря зрению? ( читаем книги, пишем, смотрим телевизор) Итак, первый орган чувств- глаза, орган зрения.

На доску помещается карточка с надписью:

«Орган зрения- глаза»

- Какую же работу выполняет этот орган чувств? (Дети делают вывод.) Как вы думаете, ребята, зрение нужно беречь? (Высказывания детей)

(Слайд 4)

- Существуют правила охраны зрения. Давайте прочитаем их.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 5)

Раз –подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять руками помахать,

Шесть за парту сесть опять.

Учитель звенит колокольчиком.

- Продолжаем наш урок. Какой орган помог услышать звуки колокольчика? (Уши)

(Слайд 6)

- Расскажите, ребята, как орган помогает человеку. Какую он выполняет работу? (Слышим речь человека, звуки природы, музыку)

- Ребята, у кого болели уши? Почему? (Высказывание детей)

(Слайд 7)

-Давайте прочитаем, как нужно беречь уши. Мы познакомились со вторым по важности органом чувств- ухом. Ухо- орган слуха.

На доску помещается карточка с надписью:

«Орган слуха- ухо»

- Отгадайте загадку: «Между двух светил в середине я один» (Нос)

(Слайд 8)

-Нос орган обоняния. Обоняние – это способность чувствовать запахи. Сейчас мы с вами проведём опыт.

Учитель приглашает к доске ученика, завязывает ему глаза, поочерёдно подносит предметы (мандарин, духи, чеснок), ребёнок отгадывает их.

- что тебе помогло отгадать? (Нос)Действительно, нос. Именно он определяет, чем пахнет. Запах мы можем определять, когда делаем вдох.

(Слайды 9-10)

- Орган обоняния тоже нужно беречь. Вот мы познакомились с третьим органом чувств- это нос, орган обоняния.

На доску помещается карточка с надписью:

«Орган обоняния - нос»

Учитель предлагает ребятам взять кусочки мандарина, положить в рот и съесть.

(Слайд 11)

- Каким был мандарин на вкус? (Высказывания детей) Какой орган помог вам это определить? (Язык) Язык- это орган вкуса, тоже один из важных наших помощников. Если вы возьмёте что- нибудь несвежее в рот, язык сразу же донесёт мозгу, а мозг даст команду это выплюнуть. Вы видите на картинке разные продукты. (Арбуз, лимон, конфета, соль) Сможете мне назвать вкус этих продуктов? ( Да) Какой орган их определяет? (Язык)

(Слайд 12)

-Итак, какую же работу выполняет язык? (Он определяет вкус пищи)

На доску помещается карточка с надписью:

«Язык - орган вкуса»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 13)

-У меня «волшебный» мешочек. Нужно разгадать, какие вещи в нем находятся.
Учитель вызывает к себе ученика.

Тот опускает руку в мешок и на ощупь отгадывает предметы, находящиеся в нем: расческу, детскую машинку, конфету, гвоздь.

- Как ты узнал предметы? (На ощупь) Чем ты ощупывал предметы? (Пальцами) Что на пальцах тебе помогло ощупывать предметы? ( Кожа)

(Слайды 14-16)

- Посмотрите на свои руки. Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Она сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

У учителя два листа бумаги (одна с гладкой поверхностью, другая – с шершавой.) Он предлагает потрогать и определить на ощупь, где гладкая, а где шершавая поверхность.

- Вот это чувство называется осязанием.

На доску помещается карточка с надписью:

«Кожа - орган осязания»

- Как можно охранять кожу? ( Высказывания детей)

(Слайд 17-18)

- У человека 5 органов чувств: орган зрения-глаза, орган слуха- ухо, орган обоняния- нос, орган вкуса- язык, орган осязания- кожа. Все органы человека подчиняются мозгу.

4. Самостоятельное применение знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради.

5. Разгадывание кроссворда.

(Слайды 19-25)

- Ребята, давайте в завершении урока разгадаем кроссворд.

1) Живёт мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (глаза)

2)Благодаря какому органу мы оцениваем красоту окружающей нас природы? (зрению)

3) Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… (кожа)

4)Как называется орган чувств, при помощи которого мы чувствуем различные запахи.(обоняние)

5)Как называется орган чувств, при помощи которого мы оцениваем вкус продукта (осязание)

6) Если б не было его,

Не сказал бы ничего.(язык)

6. Итог урока

- Прочитайте тему нашего урока (Дети читают тему урока с доски) С какими помощниками вы познакомились? (Высказывания детей) Почему их называют помощниками? Смогли ли вы на уроке ответить на главные вопросы? Что вы расскажите дома своим родителям? (Высказывания детей)