microbik.ru
1

Разработка урока по теме «Гидролиз солей»

(11 класс, О.С.Габриелян, базовый уровень)


Тема: Гидролиз солей.

Опыт!

Скажи, чем гордишься ты?

Что ты такое?

Ты - плод ошибок и слез,

Силам потраченным счет.

Всюду: «Что нового?» - слышишь.

Да вдумайся в старое прежде!

В нем для себя найдешь ты нового много!

А. Майков
Цель: способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз солей».

Задачи:

- научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;

- научить учеников пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;

- углубить их знание свойств солей, понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека;

- вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Оборудование: учебник О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» (2008 год), таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенол- фталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия; образцы сульфата алюминия, нитрата меди (II), хлорида алюминия, карбоната калия, силиката натрия, нитрата калия, сульфата натрия..

Ход урока:

I. Актуализация опорных знаний.

Работа с терминами. Решение кроссворда.



1. Результат взаимодействия воды с молекулами растворенного вещества.

2. Электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

3. Процесс распада электролитов на ионы.

4. Автор теории электролитической диссоциации.

5. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и гидроксид-анионы.

6. Вещества, которые в растворах распадаются на ионы.

7. Отрицательно заряженный ион.

8. Роль воды при взаимодействии алюминия с водой.

9. Степень диссоциации каких электролитов стремится к единице?

10. Гомогенная система, состоящая из молекул воды и частиц растворенного вещества.

11. Растворимые основания.

12. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка.

Проверяется правильность решения кроссворда. Самооценка и оценка учащихся: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки и более – «3».Правильно решив кроссворд, мы с вами определили тему сегодняшнего урока – «Гидролиз солей».

II. Изучение новой темы.

Постановка проблемы.

Демонстрационный опыт. Даны 3 пробирки с растворами AlCl3, K2CO3, NaCl. Водные растворы этих солей имеют разные значения pH и показывают различную реакцию среды – кислую, щелочную, нейтральную. Чем можно объяснить различные среды водных растворов солей? Ведь они не содержат в своем составе ионы H+ и OH-, которые определяют среду раствора.

Учащиеся выдвигают различные гипотезы. Учитель подводит их к формулировке, которая наиболее полно отражает это влияние, предлагает сделать проект по теме «Гидролиз солей».

Проблема: Чем можно объяснить различные среды растворов солей ?

Гипотеза: в водных растворах соли подвергаются гидролизу. Окраска раствора зависит от силы исходной кислоты и исходного основания.

Объект исследования: процесс гидролиза солей.

Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой.

Предмет исследования: факторы, влияющие на окраску раствора солей.

Учитель напоминает учащимся об организации деятельности над проектом:

- формирование групп, выбор координатора группы;

- распределение обязанностей между членами команды;

- работа над проектом по данному заданию (исследование);

- представление результатов работы;

- подведение итогов.

Операционно-исполнительский этап.

Учитель: сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая выполнит собственное исследование согласно инструкциям, которые находятся на столах.

Инструкция группе 1.

Цель: установить причину кислой реакции среды раствора FeCl3.

Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете?

Проанализируйте состав соли.

Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

Напишите полное и сокращенное ионное уравнение гидролиза.

Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.

Планируемый результат: соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Раствор такой соли имеет кислую среду, так как имеет избыток ионов Н+ - pH<7. Среду определяет тот, кто сильнее. В реакцию гидролиза вступает тот, кто слабее.

Уравнение гидролиза: FeCl3 + НОН ↔ НС1 + FeOHCl2

Fe3+ + З С1- + НОН ↔ Н+ + С1- + FeOH2+ + 2С1

Fe3+ + НОН ↔ FeOH2+ + Н+ , рН<7, [Н+] > [ОН-].

Инструкция группе 2.

Цель: установить причину кислой реакции среды раствора Na2SO3.

Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проанализируйте состав соли.

Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

Напишите полное и сокращенное ионное уравнение гидролиза.

Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.

Планируемый результат: соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Раствор такой соли имеет щелочную среду, так как имеет избыток ионов ОН- - рН >7. Среду определяет тот, кто сильнее. В реакцию гидролиза вступает тот, кто слабее.

Уравнение гидролиза: Na2CO3 + НОН ↔ NaOH + NaHCO3

2Na+ + СO32- + НОН↔ Na+ + ОН- + Na+ + HCO3-

СO32- + НОН ↔ ОН- + НСO3 - , рН>7 [Н+]<[ОН-]

Инструкция группе 3.

Цель: установить причину нейтральной среды раствора NaCl.

Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проанализируйте состав соли.

Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

Напишите полное и сокращенное ионное уравнение гидролиза.

Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.

Планируемый результат: соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Раствор такой соли имеет нейтральную среду, так как Н+ = ОН- - рН=7 . Такие соли гидролизу не подвергаются.

Уравнение гидролиза: NaCl + НОН ↔ NaOH + НС1

Na+ + С1- + НОН ↔ Na+ + ОН- + Н+ + С1-

НОН ↔ ОН- + Н+ , рН = 7, [Н+]=[ОН-]
Инструкция группе 4.

Обратитесь за помощью к тексту учебника на странице 150.

Проанализируйте состав соли.

Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?

Выпишите уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.

Сделайте вывод.

Планируемый результат: соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа: Fe2(CO3)3 + ЗНОН → 2Fe (ОН)3↓+ ЗСO2

Рефлексивно-оценочный этап.

Участники проекта оформляют результаты своей работы на отдельных листах и взвешивают на доске. Основные выводы оформляются в виде таблицы.

Таблица 1.

Гидролиз солей.

Соль

Гидролиз

Среда

Катион

Анион

Сильное основание

Слабая кислота

По аниону «-»

Щелочная (рН>7)

Слабое основание

Сильная кислота

По катиону «+»

Кислая (рН<7)

Слабое основание

Слабая кислота

По аниону «-» и

по катиону «+»

Нейтральная, кислая или щелочная

Сильное основание

Сильная кислота

-

Нейтральная (рН=7)


Учитель. Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?

Значение гидролиза в природе и в практической деятельности (выступления учащихся).

Химический диктант.

  1. В чистой воде рН=7.

  2. Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

  3. Карбонат натрия образована сильным основанием и слабой кислотой.

  4. Хлорид алюминия образована слабым основанием и сильной кислотой.

  5. Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.

  6. Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

  7. Водный раствор солиAl2(SO4)3 имеет рН<7.

  8. Соль KNO3подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

  9. Раствор соли Na2SiO3при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

  10. Раствор соли K2SO3при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Учащиеся обмениваются заполненными бланками, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: «5» - 9-10 правильных ответов, «4» - 7-8 правильных ответов, «3» - 5-6 правильных ответов.

На доске открывается шаблон с правильными ответами.

- да, - нет.

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 18, упражнение 7 (а – I вариант, б – II вариант), упражнение 8.

Подобрать примеры случаев гидролиза из курса органической химии.