microbik.ru
1
МОУ СОШ села Конь-Колодезь

На тему:

cd032@ct2000-24_vba-programmierung_p1600.jpg

Разработка учителя начальных классов

Кочетковой Татьяны Алексеевны

2010г.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новопреобразований ребёнка: усвоение мотивов общественно - значимой деятельности, развитие умственных действий с символами и значениями, формирование воображения. В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами.

С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны использоваться игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие определённые знания и умения: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, игры с предметами, настольно-печатные и другие.

Основная особенность игры состоит в том, что ребёнок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. Важным в игре является умственное развитие ребёнка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы обучения и воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим и т.д.

Именно игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В.А.Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

p1210006.jpg

Одним из ведущих методов обучения у первоклассников является дидактическая игра. Она оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического её использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение, и т.д. Дидактические

игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость.

В умело построенной игре ученики систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают повторить полученные знания, усваивают общие понятия. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей.

Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры.

С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся разные учебные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

В силу того, игру стараюсь заранее планировать, придумывать её место в структуре урока, определять форму её проведения, подготавливать материал.

Так, например, при изучении темы в 1 классе «Подготовка к изучению числа и действий с ними», использовала такие игры, как «Найти различия», «Что изменилось», «Угадай число», «Живые числа». Материалом служили различные игрушки, кубики, геометрические фигуры разной формы, предметные картинки. Для многих игр использовала фланелеграф.

При изучении темы «Сложение и вычитание» применяла такие игры, как «Эстафета», «Лестница», «Молчанка», «Круговые примеры», «Лабиринт», «Составь поезд».

Для устного счёта использую такие игры, как «Ромашка», «Волшебное дерево», «Аквариум», «Грибная поляна», «Цветик – семицветик», «Украсим ёлочку шарами» и другие.