microbik.ru
1
Разработка факультативного занятия
по теме «Природные ресурсы мира»

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по формированию знаний:

  • видах и эффективности природопользования;

  • природных ресурсах;

  • закономерностях их размещения по планете.

2. Создать условия для:

- формирования научного мировоззрения и логического мышления,

  • закрепления навыков составления схем, систематизации учебного материала;

  • отработки навыков тестирования.

  • навыков исследовательской деятельности и творческих способностей;

3. Способствовать воспитанию у учащихся:

- самостоятельности, самооценки.
Задачи для учащихся

Учащиеся должны знать:

  • сущность понятий: «природопользование», «эффективность природопользования», «рациональное природопользование», «нерациональное природопользование»;

  • основные виды природных ресурсов, классификацию природных ресурсов и их характеристику;

  • особенности географии природных ресурсов;




  • сущность комплексного подхода в природопользовании.


Учащиеся должны уметь:

  • определять эффективность природопользования;

  • классифицировать природные ресурсы.

  • раскрывать закономерности в распространении природных ресурсов;

  • давать оценку обеспеченности стран природными ресурсами.


Тип урока: урок изучения нового материала с применением информационных технологий.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, картографический, частично-поисковый.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: статистические материалы; политическая карта мира; контурные карты, атласы 11 класса, презентация Power Point «Природные ресурсы мира», компьютеры, учебно-тренировочный тест по теме «Природные ресурсы мира».

Организация деятельности.

I. Мотивационно- целевой этап.

  1. Постановка целей.

  2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала — входной тест, окончании - самопроверка.

Входной тест:

1. Природные ресурсы - это:

А- окружающая природа;

Б- тела и силы природы, используемые человеком.

В- полезные ископаемые.

2. К неисчерпаемым ресурсам относятся:

А- земельные ресурсы, энергия ветра;

Б- солнечная и геотермальная энергия;

В- нерудные минеральные ресурсы.

3. Установите соответствие:

  1. невозобновляемые ресурсы А- почва

  2. возобновляемые ресурсы Б- нефть

В- растительность

Г- леса

Д- животный мир

4. Для обеспечения человечества полезными ископаемыми в будущем необходимо сейчас:

А- извлекать все компоненты из полезных ископаемых и повторно использовать промышленные отходы;

Б- постепенно использовать месторождения полезных ископаемых;

В- добывать все больше полезных ископаемых.

5. Основная причина уничтожения лесных ресурсов:

А- вырубка лесов;

Б- лесные пожары;

В- Вредители лесохозяйственных культур.

6. Виды природных ресурсов, больше всего используемых в первобытном обществе:

А- биологические и земельные ресурсы;

Б- биологические и минеральные ресурсы;

В- ресурсы нетрадиционной энергетики.

7. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их потребления:

А- ресурсообеспеченность;

Б- природопользование;

В- экономия.
8. Дополните:

Нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы - это ___________

минеральные ресурсы.

9. Ресурсы, используемые для отдыха, оздоровления, лечения, экскурсий и туризма:

А- туристские;

Б- медицинские;

В- рекреационные.

10. Деятельность человека, направленная на использование, преобразование и охрану природы:

А- природозащитные мероприятия;

Б- мелиорация;

В- природопользование.

II. Содержательно- операционный этап



1. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Виды природопользования.
Привести примеры:

А- рационального прирордопользования; Б-нерационального прирордопользования; В- хищнического прирордопользования.

  1. Классификация природных ресурсов

  2. Минеральные ресурсы.




  • Вспомните классификацию минеральных ресурсов.

  • Каковы закономерности размещения топливных и рудных полезных ископаемых?

  • Какова обеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов. Основные потоки экспорта минерального сырья.

- Причины истощения минеральных ресурсов. Приведите примеры нерационального использования минеральных ресурсов.

- Пути и методы рационального использования минеральных ресурсов. Комплексное и оборотное использование.

Дополнительные вопросы.

  • Поиски полезных ископаемых проводятся в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что это означает? В каких странах мира преобладают такие направления?

  • Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.

4. Земельные ресурсы.

  • Дайте понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья.

  • Состав сельскохозяйственных угодий.

  • Обеспеченность регионов и стран сельскохозяйственными угодьями.

  • Экологические последствия нерационального использования земельных ресурсов. Причины истощения сельскохозяйственных угодий.

- Пути рационального использования сельскохозяйственных угодий. Дополнительные вопросы и задания.

  • Приведите примеры, характеризующие масштабы антропогенного опустынивания.

  • Каковы возможные пути решения проблемы нехватки используемых земель?

5. Водные и гидроэнергетические ресурсы.

- Источники пресной воды.

  • Обеспеченность районов мира и отдельных стран пресной водой.

  • Причины контрастов в обеспеченности пресной водой. Районы дефицита пресной воды.

  • Главные водопотребители пресной воды.

  • Пути и способы охраны и рационального использования пресных вод. Оборотное водоснабжение.

Дополнительные вопросы и задания.

  • Приведите примеры стран, широко использующих опресненную морскую воду. Объясните данный факт.

  • Каково качество воды в различных регионах мира? Чем это может грозить населению?

6. Лесные ресурсы.

  • Раскройте понятия: лесистость, запасы древесины.

  • Обеспеченность лесом стран и регионов мира. Состав древесины в северном и южном лесном поясе.

  • Использование древесины. Особенности использования в различных странах.

  • Причины сокращения площади лесов. Масштабы сокращения лесов по регионам.

- Пути и способы охраны и рационального использования лесов

Дополнительные вопросы.

- Каковы отдаленные негативные последствия сокращения площади лесов на Земле?

- Каким образом человечество может спасти лесной покров планеты?

7. Ресурсы Мирового океана.

  • Состав ресурсов Мирового океана. Интенсивность использования ресурсов.

  • Размещение различных ресурсов по акватории (шельфу) Мирового океана.

  • Раскройте понятия: марикультура, аквакультура. Назовите страны, выделяющиеся по масштабам развития аква- и марикультуры.

  • Экологические проблемы использования ресурсов Мирового океана.

  • Пути и способы охраны и рационального использования ресурсов Мирового океана.

Дополнительные вопросы и задания.

  • Какие ресурсы Мирового океана будут осваиваться человечеством особенно интенсивно в будущем?

  • Какие виды загрязнения Мирового океана особенно опасны по своим последствиям? Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.

8. Геотермальные ресурсы

  • Преимущества геотермальных источников энергии перед традиционными.

  • Перспективы использования геотермальных источников.

Дополнительный вопрос.

- Какие страны мира могут получать наибольшие прибыли за счет развития геотермальной энергетики?

9. Агроклиматические
ресурсы.


  • Какие силы и тела природы можно отнести к агроклиматическим ресурсам?

  • В каких отраслях хозяйства агроклиматические ресурсы играют важнейшую роль?

10. Рекреационные ресурсы.

- Раскройте понятие




«рекреационные ресурсы».

  • Обеспеченность регионов и стран рекреационными ресурсами.

  • Экологические проблемы использования рекреационных ресурсов. Влияние туризма на состояние окружающей среды.

Дополнительный вопрос.

- Какие страны мира могут получать наибольшие прибыли за счет развития рекреационного хозяйства?

2. Закрепление и применение новых знаний и способов действий.

По итогам работы заполните таблицу в тетради индивидуально. Помните, что записи в таблице должны быть краткими. Сделайте выводы после заполнения таблицы.

Вывод должен содержать в себе ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы особенности размещения природных ресурсов по планете?

  2. Какие страны и регионы мира хорошо обеспечены разнообразными по составу природными ресурсами?

3. Какие ресурсы более интенсивно используются человечеством?

  1. Какие проблемы использования природных ресурсов стоят наиболее остро?

  2. Назовите перспективные пути и способы охраны и рационального использования ресурсов человеком.

Природные ресурсы


Ресурс

Состав

Размещение по регионам и странам, крупнейшие месторождения

Использование

человеком

(назначение)

Проблемы использования

Пути

решения

проблем




















III. Контрольно-регулировочный этап.

1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Выполнение учебно- тренировочного теста по теме «Природные ресурсы мира».

А1. Практически безлесная страна мира на карте обозначена цифрой:

1-1; 2-2; 3-3; 4-4.

А2. Природные условия — это

  1. тела и силы природы, которые существенны для функционирования общества, но не включены непосредственно в производственную и непроизводственную деятельность

  2. совокупность географического положения территории, природных ресурсов и других компонентов географической среды

  3. тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил учитываются при производстве материальных благ

  4. природные условия существования человечества, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей.

A3. Природные ресурсы классифицируются по следующим признакам

  1. на основе природного генезиса (природная классификация)

  2. в связи с проблемой ограниченности запасов природных ресурсов (экологическая классификация)

  3. по способам использования природных ресурсов (хозяйственная, экономическая классификация)

  4. по политэкономическому содержанию.

А4. Рациональное природопользование предусматривает

  1. обеспечение нормальных условий жизнедеятельности человека

  2. предотвращение вредных последствий деятельности людей

  3. поддержание и повышение продуктивности природы, сохранение регенерирующих (восстановительных) ее функций

  4. разработка и внедрение экологически безопасных технологий, безотходных производств.

А5. Нерациональное природопользование — это

  1. одностороннее потребительское отношение к природе

  2. стремление извлечь из природы как можно больше материальных благ

  3. подрыв восстановительных (регенерационных) способностей природы

  4. политика, которая приводит к исчерпанию ресурсов природы, загрязнению окружающей среды, уничтожению оздоровительных достоинств природы (переруб лесов, обмеление рек и т.д.).

А6. Наибольшие запасы каменного угля сосредоточены в

  1. Америке

  2. Европе З.Азии

4. Австралии

А7. Укажите верные утверждения

  1. на земном шаре известно более 3600 угольных бассейнов, которые занимают 15% территории суши

  2. в структуре земельных ресурсов мира пахотные земли занимают 11%

  3. запасы пресной воды на земном шаре 35 млн. км3, что составляет 2,5% общих запасов воды

  4. Мировой океан беден природными ресурсами

А8. Укажите неверное утверждение

  1. рудные полезные ископаемые могут залегать как в осадочных, так и в магматических горных породах

  2. среди нерудных полезных ископаемых важное место занимает калийная соль. Беларусь располагает запасами калийных солей мирового значения

  3. топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение

  4. большая часть запасов нефти сосредоточена в странах Ближнего Востока

А9. К гидроэнергоресурсам относятся

  1. энергия падающей воды

  2. энергия приливов, прибоев

  3. энергия течений, волн

  4. энергия термальных вод

А10. Укажите верные утверждения

  1. большинство угольных бассейнов находится в северном полушарии

  2. на Евразию приходится 60 % мировых запасов топливных ресурсов

  3. на Америку приходится около 25 % мировых запасов топливных ресурсов

  4. распространение минерально-сырьевых ресурсов на земном шаре не подчиняется природным закономерностям.

All. Наиболее мощными угольными бассейнами мира обладают

  1. Россия

  2. США

  3. Германия

  4. 4. Китай

А12. По потенциалу гидроэнергоресурсов ведущее место в мире занимают

  1. США

  2. Китай З.Россия 4. Бразилия

А13. Наибольшие по мощности АЭС расположены в

  1. Австралии

  2. России З.Бразилии 4. США

А14. Наименьшая распаханность земель (менее 6%) в 1.Азии 2. Европе З.Австралии 4. Африке

А15. Наиболее благоприятные для жизнедеятельности человека, имеющие высокий уровень распаханности земель климатические пояса

  1. умеренный

  2. субтропический 3.субарктический

4. субэкваториальный

А16. Укажите неверные утверждения

  1. Южная Америка имеет самый высокий показатель лесистости

  1. в Мировом океане сосредоточено 96 % объема воды в мире; он поставляет примерно 50 % объема кислорода Земли; общая биомасса морских организмов оценивается в 36 миллиардов тонн

  2. нефть, газ, железо-марганцевые конкреции - наиболее значительные минеральные ресурсы Мирового океана

  1. акваторий Мирового океана занимает 71 % площади Земли

Часть В

В1... - это деятельность человеческого общества, направленная на изучение,

использование, преобразование и охрану окружающей среды

В2... - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их

потребления

ВЗ... - объекты и явления природы, которые можно использовать в целях отдыха, туризма, лечения

В4. Побережье... моря осваивается с древних времен, это колыбель нескольких цивилизаций, на его берегах расположено 17 государств, сегодня оно самое загрязненное.

  1. Коррекционный этап Работа над ошибками.

  2. Рефлексивно- оценочный этап


1. Домашнее задание

Творческая работа. Для выполнения задания используйте материалы

СМИ.

Охарактеризуйте мировой рынок природных ресурсов (одного из видов природных ресурсов)

  1. Какие виды природных ресурсов продаются на мировом рынке?

  2. Какие страны являются их поставщиками?




  1. Какое место занимают развитые страны? развивающиеся страны? Как они взаимодействуют друг с другом?

  2. От чего зависят и как меняются цены на мировом рынке на природные ресурсы?

5. Как они, по вашему мнению, будут меняться в будущем?

6. Что необходимо предпринимать в связи с этим отдельным
государствам и в целом всему человечеству?

2. Рефлексия

Проводится в виде «круглого стола», где каждый ученик рефлексирует свои замечания и намечает те вопросы, которые будет изучать в порядке самообразования.