microbik.ru
1
электролиз

(мастер-класс)
цель: познакомить учащихся с применением окислительно-восстановительных реакций в промышленности.
оборудование: интерактивная доска, слайды.
ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Объяснение:

Продолжаем знакомство с применением окислительно-восстановительных реакций в промышленности. (работа с учебником с.217)

- Какой процесс называют электролизом?

- Виды электролиза? (работа со слайдом № )

электролиз
раствора расплава

NaCl = Na+ + Cl- NaCl = Na+ + Cl-

H2O = H+ + OH-

K: 2H+ + 2e = H2 К: Na+ + 1e = Na0

A: 2Cl- - 2e = Cl2 А: 2Cl- - 2e = Cl2

В р-ре: Na+ + OH- = NaOH
2NaCl + 2H2O = H2 + Cl2 + 2NaOH 2NaCl = 2Na + Cl2


  • Чем отличается электролиз раствора от электролиза расплава?

Применение электролиза: (слайд № 5 )

Получение алюминия: рассказ по слайдам № 6-11 с составлением краткого конспекта.

- Где применяется алюминий?


Методические рекомендации

по проведению 1 (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

Основными целями и задачами школьной олимпиады по химии являются: выявление обучающихся с повышенным интересом к изучению предмета, углубление и развитие этого интереса в соревновательной обстановке, поощрение интереса и глубины знаний, определение соответствия знаний лучших учеников требованиям государственных общеобразовательных стандартов, требованиям ВУЗов, подготовка выпускников в выборе будущей профессии..
Рекомендации по оцениванию заданий различных типов школьной олимпиады по химии следующие:

  1. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

  2. Балл должен быть целым положительным числом.

  3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

  4. Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию.

  5. Каждое задание оценивается одинаковым максимальным числом баллов (как простые (утешительные), так и сложные (дифференцирующие)). Только в этом случае все школьники получат удовлетворение от выполненной работы, даже если они не оказались в числе призеров, не потеряют интерес к решению задач и к изучению предмета. Таким образом, будет выполнена одна из основных целей олимпиады – создание и закрепление интереса к предмету.

  6. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.

Ниже приведены примеры задач для школьного этапа олимпиады по химии (заочный и очный этапы). Ориентируясь на них, методическая комиссия может составить подходящий для конкретного случая комплект заданий, исходя из пройденного учебного материала на момент проведения олимпиады.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010-2011 уч.г.

9 класс.

  1. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:

2 3

A → B → C

1 4

Fe2O3 H2O

5 6 7

D → E

Реакция 1,2 – реакции замещения;

3, 5, 6 – обмена;

4, 7 – разложения.

Для окислительно-восстановительной реакции составьте электронный баланс; укажите окислитель и восстановитель. 5 баллов.


  1. Какую массу кристаллогидрата Na2SO4 ∙ 10H2O и воды надо взять для приготовления 2л 15% раствора сульфата натрия с плотностью 1,14г/мл. 5 баллов.




  1. В каком количестве серной кислоты содержится столько же атомов кислорода, сколько их содержится в 6,72 л озона (н.у.). 5 баллов.




  1. Смесь меди, алюминия и железа обработали концентрированной серной кислотой, при этом выделилось 6,72 л газа (н.у.). нерастворимый осадок массой 11 г обработали соляной кислотой, при этом выделилось 8,96 л газа. Каковы массы металлов в смеси? 5 баллов.




  1. Мыслительный эксперимент.

Простое газообразное вещество «А» желто-зелёного цвета с резким запахом реагирует с серебристо-белым металлом «В» плотность которого меньше плотности воды. В результате реакции образуется вещество «С», окрашивающее пламя горелки в фиолетовый цвет. При действии на твёрдое вещество «С» концентрированной серной кислоты выделяется бесцветный газ, хорошо растворимый в воде. Что из себя представляют вещества «А», «В», «С»? Напишите уравнения всех упомянутых в задании реакций. 5 баллов

Методические рекомендации

по проведению 1 (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

Основными целями и задачами школьной олимпиады по химии являются: выявление обучающихся с повышенным интересом к изучению предмета, углубление и развитие этого интереса в соревновательной обстановке, поощрение интереса и глубины знаний, определение соответствия знаний лучших учеников требованиям государственных общеобразовательных стандартов, требованиям ВУЗов, подготовка выпускников в выборе будущей профессии..
Рекомендации по оцениванию заданий различных типов школьной олимпиады по химии следующие:

  1. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

  2. Балл должен быть целым положительным числом.

  3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

  4. Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию.

  5. Каждое задание оценивается одинаковым максимальным числом баллов (как простые (утешительные), так и сложные (дифференцирующие)). Только в этом случае все школьники получат удовлетворение от выполненной работы, даже если они не оказались в числе призеров, не потеряют интерес к решению задач и к изучению предмета. Таким образом, будет выполнена одна из основных целей олимпиады – создание и закрепление интереса к предмету.

  6. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.

Ниже приведены примеры задач для школьного этапа олимпиады по химии (заочный и очный этапы). Ориентируясь на них, методическая комиссия может составить подходящий для конкретного случая комплект заданий, исходя из пройденного учебного материала на момент проведения олимпиады.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010-2011 уч.г.
10 класс.

1.Осуществите цепочку превращений, укажите условия реакций:

SiO2 + C Ca HCl

Ca3(PO4)2 «A» «B» «C»

Ca3(PO4)2 O2

«E» «D» 5 баллов.
2. Массовая доля угарного газа в его смеси с углекислым газом 40,54%. Найдите объёмную долю СО в этой смеси. 5 баллов.

3. Какие вещества образуются при реакции 64 г брома с 16,2 г бутадиена? 5 баллов.
4. Смесь этана, пропилена и ацетилена с относительной плотностью по водороду равной 17,5 пропустили через раствор брома. Объём смеси 224 мл необходим и достаточен для обесцвечивания 16 г брома. Определите состав смеси в % по объёму. 5 баллов.
5. Мыслительный эксперимент.

В трёх пробирках находятся водные растворы: метанола, муравьиной кислоты и формальдегида. Опишите, как, основываясь на различии в физических и химических свойствах, можно определить, где какой раствор находится. Приведите соответствующие уравнения реакций. 5 баллов.

Методические рекомендации

по проведению 1 (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

Основными целями и задачами школьной олимпиады по химии являются: выявление обучающихся с повышенным интересом к изучению предмета, углубление и развитие этого интереса в соревновательной обстановке, поощрение интереса и глубины знаний, определение соответствия знаний лучших учеников требованиям государственных общеобразовательных стандартов, требованиям ВУЗов, подготовка выпускников в выборе будущей профессии..
Рекомендации по оцениванию заданий различных типов школьной олимпиады по химии следующие:

  1. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

  2. Балл должен быть целым положительным числом.

  3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

  4. Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию.

  5. Каждое задание оценивается одинаковым максимальным числом баллов (как простые (утешительные), так и сложные (дифференцирующие)). Только в этом случае все школьники получат удовлетворение от выполненной работы, даже если они не оказались в числе призеров, не потеряют интерес к решению задач и к изучению предмета. Таким образом, будет выполнена одна из основных целей олимпиады – создание и закрепление интереса к предмету.

  6. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.

Ниже приведены примеры задач для школьного этапа олимпиады по химии (заочный и очный этапы). Ориентируясь на них, методическая комиссия может составить подходящий для конкретного случая комплект заданий, исходя из пройденного учебного материала на момент проведения олимпиады.


1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010-2011 уч.г.
11 класс.

1. Закончите составление уравнений и расставьте коэффициенты электронным или электронно-ионным способом (5 баллов):

А) FeSO4 + KMnO4 + H2SO4

Б) C6H5CH3 + KMnO4 + H2O →


  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей схеме:

H2O H2O [Ag(NH3)2]OH HCl C2H5OH

СaC2 A B C D E

Hg2+ H+ 5 баллов.
3. При нагревании 28,44 г перманганата калия образовалось 27,16 г твёрдой смеси. Какой максимальный объём хлора (н.у.) можно получить при действии на полученную смесь 36,5% соляной кислоты плотностью 1,18 г/мл при нагревании? Какой объём кислоты при этом израсходован? 5 баллов.
4. Уксусная кислота содержит примеси уксусного альдегида и этанола. Образец кислоты обработали избытком аммиачного раствора оксида серебра и получили осадок массой 13,5 г. на нейтрализацию такого же образца кислоты израсходовали26,65 мл раствора с массовой долей гидроксида натрия 30% и плотностью 1,3 г/мл. вычислите массовые доли примесей в данном образце кислоты. 5 баллов.
5. Фосфин, полученный гидролизом 728 г фосфида кальция, сожгли в избытке кислорода, полученный оксид фосфора (V) растворили в 100 мл раствора с массовой долей гидроксида калия 34% и плотностью 1,32 г/cм3. Определите состав образовавшейся соли и её массовую долю в растворе. 5 баллов.