microbik.ru
1


Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
экономический факультет


Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры

Теории кредита и финансового менеджмента

протокол № _______________

дата _____________

зав.кафедрой________________

____________________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

________________________Бойко И.П.

дата, подпись, Ф.И.О.


ПРОГРАММА


учебной дисциплины

«Технический и фундаментальный анализ»



Разработчик:

к.э.н., доцент кафедры теории

кредита и финансового менеджмента

экономического факультета СПбГУ ________________________ О.Ю.Коршунов
Рецензент:

доцент кафедры теории

кредита и финансового менеджмента

экономического факультета СПбГУ _________________________ И.А.Дарушин

Санкт-Петербург

2009 г.



  1. Организационно-методический раздел




    1. Цель изучения дисциплины: В результате изучения данной дисциплины студенты должны овладеть теоретическими знаниями методов технического и фундаментального анализа и навыками их практического применения при принятии решений на финансовых и товарных рынках.

    2. Задачи курса: изучение основных разделов курса, усвоение понятийного аппарата, основных подходов и методов, применяемых на современных финансовых рынках при принятии инвестиционных, обеспечение базы для освоения комплекса финансовых и профессиональных дисциплин.

    3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина “Технический и фундаментальный анализ ” является необходимой составляющей образования специалиста в области финансов и служит основой для изучения других специальных дисциплин.

    1. Требования к уровню освоения дисциплины– “ Технический и фундаментальный анализ ”:

Знать:

  • Общие принципы, на которых базируются технический и фундаментальный анализ;

  • Основные методы оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг;

  • Графические методы технического анализа;

  • Математико-вероятностные методы технического анализа;

  • Осциляторные методики.



Уметь:

  • поставить задачу на использование различных методик на разных рынках

  • определить моменты целесообразного вхождения в рынок и выхода из него;

  • уметь использовать для анализа рынка различные системы аналитической поддержки.


Быть ознакомленным с:

  • основными системами поддержки принятия инвестиционных решений;

  • системой поддержки и оптимизации решений на фондовом рынке MetaStock.

  • системой удаленного доступа на фондовые биржи России – «Алор-трейд».



2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего,

промежуточного и итогового контроля




Всего аудиторных занятий


32 час

из них: - лекции

17 чассов

- практические занятия

17 часов

Самостоятельная работа студента

68 час

Итого (трудоемкость дисциплины)

102 часа




2.1 Объем распределения часов курса по темам и видам занятий










Тема

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Тема 1.Место фундаментального анализа в системе принятия решений и его макроэкономическая составляющая.

6

2

-

4

2.

Тема 2. Отраслевой анализ

6

2

-

4

3.

Тема3. затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке справедливой стоимости акций

9

3

-

6

4.

Тема 4. Анализ финансовой отчетности эмитента.

9

3

-

6

5.

Тема 5. Место технического анализа в системе принятия решений и его Аксиомы

6

2

--

4

6.

Тема 6. Графические методы анализа динамики рынка ценных бумаг.

9

3

-

6

7.

Тема 7. Численные методы технического анализа.


6

2

-

4

8.

Тема 8. Система поддержки принятия решений на фондовом рынке Metastock -7.0 Pro.

15

-

5

10

9.

Тема 9. Возможности использования системы удаленного доступа на фондовые биржи России – «Алор-трейд» для принятия и реализации решений.

18

-

6

12

10.

Тема 10. Дневная торговля на бирже ММВБ через систему удаленного доступа на фондовые биржи России – «Алор-трейд».

18

-

6

12




Всего

102

17

17

68




Изучение дисциплины по семестрам:





9 семестр: лекции - 17 ч., практические занятия –17 - ч., зачет;



2.2. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Форма текущего контроля: контроль за посещаемостью занятий и активностью студентов на лекционных и практических занятиях.

Форма промежуточного контроля: тесты, проведение контрольных опросов.

Форма итогового контроля: экзамен (5 курс, IX семестр).

3. Организационно-методические указания



«Технический и фундаментальный анализ» – учебная дисциплина, которая формирует знания и практические навыки в области финансового менеджмента и опирается на знания, полученные при изучении таких дисциплин как экономическая теория, финансовый менеджмент, рынок ценных бумаг.

Освоение учебной дисциплины осуществляется в процессе лекций и практических занятий.
4.Содержание дисциплины
4.1 Темы лекционного курса и их краткое содержание

Тема 1.Место фундаментального анализа в системе принятия решений и его макроэкономическая составляющая. 2 ч. –лекция.

Основные подходы к принятию решения на фондовом рынке и их отличие. Особенность фундаментального анализа. Факторы макроэкономического влияния на эффективность деятельности эмитента и их анализ. Политика правительства в кредитно-финансовой сфере, как фактор влияния на экономическую ситуацию.
Тема 2. . Отраслевой анализ. 2 ч. –лекция.

Чувствительность отрасли к циклическому развитию экономики. «Защитные и «агрессивные» отрасли. Факторы чувствительности отрасли - эластичность объема продаж; операционный рычаг; финансовый рычаг. Жизненный цикл отрасли и инвестиционные перспективы.
Тема3. Затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке справедливой стоимости акций. 3 ч. –лекция.

Затратный подход. Балансовая, ликвидационная и восстановительная стоимость акции. Финансовые мультипликаторы (P/E; P/S; EV/EBITDA; P/B и др.) и их роль в оценке инвестиционной привлекательности акции. Сущность доходного подхода. Модель дисконтирования будущих дивидендов. Модель Гордона. Дивидендная политика и инвестиционные перспективы. Многоэтапные модели. Модель оценки «истинного» соотношения P/E.
Тема 4. Анализ финансовой отчетности эмитента. 3 ч. –лекция.

Основные формы отчетности – отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств. Соотношение бухгалтерской и экономической прибыли. Показатели экономической эффективности деятельности эмитента: ROE; ROA; ROS. Факторный анализ показателя ROE. Взаимосвязь ROE, ROA и финансового рычага. Анализ коэффициента оборачиваемости активов и различные компоненты оборачиваемости.
Тема 5. Место технического анализа в системе принятия решений и его Аксиомы. 2ч. Лекция.

Краткая история возникновения методов технического и фундаментального анализа. Спор между «техниками» и фундаменталистами. Аксиоматика и ее последствия для применения технического анализа.

Тема 6. Графические методы анализа динамики рынка ценных бумаг. 3ч. лекция,

Линии поддержки и сопротивления. Тренд и колебания в диапазоне. Линии тренда. Коррекции линии тренда, принцип веера. Разрывы, Голова-плечи, двойные вершины, прямоугольники, флажки и другие фигуры разворота рыночного тренда. Прогнозирование поведения рынка на основе метода «японские свечи». Гистограммы распределения цен по частоте и объемам.
Тема 7 .Численные методы технического анализа. 2ч. лекция.

Индикаторы и осцилляторы, – основные методы математического анализа графика цены. Скользящие средние. Линейная регрессия. Вертикально-горизонтальный фильтр. Каналы. Индикатор Конвергенции-дивиргенции скользящей средней (КДСС). Устойчивость (волатильность) рынка. Индикатор ритма (SWING INDEX). Момент и показатель скорости изменения (РОС). Интерпретация осцилляторов. Осциллятор Вильямса. Стохастик-индикатор. Индекс относительной силы. Анализ динамики объемов торгов. Индекс денежного потока. Индекс силы.
4.2. Темы практических занятий



Тема 8. Система поддержки принятия решений на фондовом рынке MetaStock -7.0 Pro. 5ч. – практика.

Возможности для предоставления, анализа и обработки данных системы поддержки принятия решений на фондовом рынке MetaStock -7.0 Pro. Возможности создания собственных механических систем принятия решений на фондовом рынке. Тестирование и оптимизация механических систем принятия решений на фондовом рынке.
Тема 9. Возможности использования системы удаленного доступа на фондовые биржи России – «Алор-трейд» для принятия и реализации решений. 6ч. – практика.

Особенности интерфейса сиcтемы «Алор-трейд». Отражение рыночной ситуации. Оценка статического и динамического соотношения спроса и предложения на рынке. Представление информации в графическом виде. Использование сочетания индикаторов для анализа возможностей инвестирования. Формы заявок на рынке и особенности их реализации.
Тема 10. Дневная торговля на бирже ММВБ через систему удаленного доступа на фондовые биржи России – «Алор-трейд». 6ч. – практика.

Формирование и управление краткосрочным портфелем на основе акций РАО «ЕЭС» и «ЛУКОЙЛ». Использование совокупности полученных на предшествующих занятиях знаний для принятия обоснованного решения о вхождении на рынок и/или выходе с него.
5. Учебно-методическое обеспечение

В процессе обучения используются классические аудиторные методы подачи материала: лекционные занятия (проблемное изложение вопросов с использованием аудио-визуальных средств) и практические занятия (решение прикладных задач и освоение существующих современных средств поддержки принятия инвестиционных решений).

В практических занятиях используются наиболее распространенные на российском финансовом рынке программы, обеспечивающие в режиме реального времени доступ на различные торговые площадки и компьютерная система поддержки принятия решений на финансовом рынке – META STOCK.

Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля: компьютерный класс, стандартно оборудованные лекционные аудитории.

5.1. Вопросы к экзамену


  1. Особенность фундаментального анализа.

  2. Факторы макроэкономического влияния на эффективность деятельности эмитента и их анализ.

  3. Политика правительства в кредитно-финансовой сфере, как фактор влияния на экономическую ситуацию.

  4. Чувствительность отрасли к циклическому развитию экономики. Факторы чувствительности отрасли - эластичность объема продаж; операционный рычаг; финансовый рычаг.

  5. Жизненный цикл отрасли и инвестиционные перспективы.

  6. Затратный подход. Балансовая, ликвидационная и восстановительная стоимость акции.

  7. Финансовые мультипликаторы (P/E; P/S; EV/EBITDA; P/B и др.) и их роль в оценке инвестиционной привлекательности акции.

  8. Сущность доходного подхода. Модель дисконтирования будущих дивидендов.

  9. Модель Гордона.

  10. Дивидендная политика и инвестиционные перспективы.

  11. Многоэтапные модели.

  12. Модель оценки «истинного» соотношения P/E.

  13. Основные формы отчетности.

  14. Показатели экономической эффективности деятельности эмитента: ROE; ROA; ROS. Факторный анализ показателя ROE.

  15. Взаимосвязь ROE, ROA и финансового рычага.

  16. Анализ коэффициента оборачиваемости активов и различные компоненты оборачиваемости.

  17. Аксиомы Технического Анализа.

  18. Типы трендовых движений.

  19. Области применения и условия применимости методов Технического Анализа.

  20. Основные типы графиков, используемые в техническом анализе.

  21. Уровни сопротивления и поддержки. Сигналы о покупке/продаже на их основе.

  22. Линии тренда и линии канала. Сигналы о покупке/продаже на их основе.

  23. Понятие скользящей средней. Виды скользящих средних.

  24. Сигналы подаваемые скользящими средними.

  25. Метод Японских подсвечников – основные положения и инструментарий.

  26. Использование объема торгов за период в качестве подтверждающего трендовое движение индикатора.

  27. Волновая теория Эллиота. Основные положения.

  28. Разрывы, как индикатор изменения(продолжения) тренда. Типы разрывов.

  29. Классические фигуры разворота рынка – «голова и плечи», «тройное дно», «тройная вершина», «брильянт».

  30. Классические фигуры продолжения тренда.

  31. Осцилляторы и их интерпретация. Дивергенция.

  32. Индекс относительной силы.

  33. Стохастик-индикатор.

  34. Индикатор Конвергенции - дивергенции скользящей средней (MACD).


5.2. Учебная литература

Основные источники:

  1. З.Боди, А.Кейн, А.Дж. Маркус, Принципы инвестиций, Вильямс М 2007.

  2. Асват Дамодаран Инвестиционная оценка, Альпина Бизнес Букс, М. 2007.

  3. Демарк Т.Р. Технический анализ – новая наука. М. Евро, 2006.

  4. Доугерти К. Введение в эконометрику, М. Инфра-М, 2007.

  5. Майкл Н. Кан, Технический анализ» СПб, «Питер», 2008.

  6. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика, М., Проспект, 2007.

  7. Мэрфи Джон Дж. Технический анализ фьючерсных рынков. М. Евро. 2005.

  8. Эрик Л. Нейман, Малая энциклопедия трейдера, М. «Альпина паблишер», 2007.

  9. Шарп Ф. Уильям, Александер Гордон Дж., Бэйли В. Джеффри Инвестиции М.: Изд-во Инфра–М , 2007.


Дополнительные источники


  1. Аппель Д. Технический анализ, СПб., Питер, 2007.

  2. Белова ВюИ. Технический анализ финансовых рынков, Инфра-М, 2006.

  3. Овсянников Ю.Н. Внутридневной интернет-трейдинг на фондовых рынках, М., Финансы и статистика, М. 2006.

  4. В. Якимкин, Финансовый дилинг, М. Омега, 2007.

  5. В. Якимкин, Фундаментальный анализ, М. Омега, 2007.

  6. Ф.Колби, Энциклопедия технических индикаторов рынка,

Альпина паблишерс, М. 2007.

  1. Сигел Эндрю Ф. Практическая бизнес статистика. - Вильямс М.: 2002;

  2. Швагер Д. Технический анализ. Полный курс. Альпина паблишерс, М. 2007.

Электронные СМИ:

  1. Сайты биржевых площадок торгующих финансовыми инструментами и специализированные аналитические сайты:forts.ru; spcex.ru; mibcex.ru; spex.ru; hedging.ru и др.


5.3. Методика проведения экзамена


1. Вид экзаменационного задания

Вариант письменного задания включает:

  • 11 вопросов из программы курса;

2. Количество вариантов заданий

4 варианта

3. Требования к содержанию и оформлению ответов

Ответ на каждый вопрос требует однозначной обозначения студентом правильного с его точки зрения ответа на поставленный вопрос (при наличии ответов) или проставление ответа в численной форме и фиксируется на листе теста.

4. Правила проведения экзамена

Студенты, допущенные к экзамену, получают один вариант письменного задания, проставляют на нем свою фамилию, инициалы, дату и одновременно начинают его выполнять.

Замена варианта не допускается.

5. Время проведения экзамена

На решение теста отводится 1 астрономический час

6. Использование технических средств

Не допускается, за исключением калькулятора

7. Использование дополнительных источников информации

Не допускается

8. Критерии оценки письменного задания (вопроса)

Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов;


9. Выставление итоговой оценки за экзамен


Существующая шкала оценивания:

«Отлично» - 110-100 баллов.

«Хорошо» - 90-80 баллов.

«Удовлетворительно» - 70-60 баллов.

«Неудовлетворительно» - 0÷50 баллов.

Новая шкала оценивания:

«Отлично» (А) - 100-110 баллов.

«Очень хорошо» (В) - 90 баллов.

«Хорошо» (С) – 80 баллов.

«Удовлетворительно» (D) – 70 баллов,.

«Посредственно» (Е) – 60 баллов.

«Неудовлетворительно» (F) – 0÷50 баллов.

(экзамен и первая пересдача).

(Fх) – пересдача на комиссии.

10. Форма пересдачи экзамена

Первая пересдача экзамена осуществляется в аналогичной письменной форме по другому варианту. Форма второй пересдачи устанавливается комиссией.