microbik.ru
1 2 ... 11 12



РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ

ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
(индивидуальный творческий проект)


Научный руководитель: методист кафедры ЕНД ВИРО Власова Валентина Николаевна
Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии

МОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажский район

Вологодская область

ПЛАН

Введение
1.1. Противоречия общего образования
1.2. Обоснование и актуальность темы
1.3. Цель, задачи, методы исследования

Глава 1

  1. Психолого-педагогические обоснование темы.

    1. Ключевые образовательные компетенции.

    2. Концепции развивающего обучения.

    3. Урок развивающего обучения.

    4. Учебная задача (задание)

    5. Особенности возрастного периода детей средних и старших классов.

Глава 2

2. Развивающие задачи в курсе биологии

2.1. Развивающие задачи в биологии.

2.2. Правила решения развивающих задач

2.3. Методика реализации развивающих задач.

2.3.1. Требования к заданиям.

2.3.2. Индивидуальное выполнение заданий учащимися по «Сборнику заданий»

2.3.3. Предъявление заданий перед началом изучения темы.

2.3.4. Методика реализации заданий на уроке.

2.3.5. Использование развивающих заданий при подготовке в ВУЗы.

2.3.6. Составление алгоритмов для формирования и развития умений и мыслительных операций.

2.3.7. Диагностика сформированности умений и мыслительных операций.

2.3.8. Ведение учеником тетради по развивающему обучени.

2.4. Задачи на развитие умения работать с текстом

2.5. Задачи на формирование понятийного поля.

2.6. Задания по развитию мышления.
- для развития мыслительной операции сравнения.

    • для развития мыслительной операции обобщения

    • для развития мыслительной операции абстрагирования

    • для развития мыслительной операции конкретизации

    • для развития мыслительных операций анализа – синтеза

    • для развития мыслительной операции аналогии

    • для развития мыслительной операции классификации

    • задания на развитие ассоциативного мышления

2.7. Задания для развития внимания.

2.8. Задания на развитие воображения.

    1. Задания на развитие графической речи

    2. Задания на развитие эмоционально-чувственной сферы.

Глава 3

  1. Реализация развивающего эксперимента.

    1. Этап составления заданий

    2. Выводы и перспективы

Литература

Приложения

  1. Итоги выполнения развивающих задания по Зоологии ученицей.

  2. Итоги выполнения развивающих заданий по теме «Простейшие» классом.

  3. Сборник развивающих заданий по теме «Птицы»

  4. Охота в джунглях.

  5. Графическая речь

  6. Конспект повторительно-обобщающего урока «Внутренняя среда организма. Транспортные системы»

  7. Конспект урока «В причудливо изогнутых зеркалах иллюзий»


ВВЕДЕНИЕ

1.1 Противоречия общего образования

Знание образовательных парадигм позволяет учителю более адекватно оценивать себя и определять свое место в процессе развития образования.

Сегодня общее образование нуждается в комплексном и системном реформировании, прежде всего потому, что оно:

  • содержит в себе как внешние, так и внутренние противоречия между интересами общества и личности (противоречия между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить ее; как следствие этого – перегруженность школьной программы), а также общества и биосферы, этносов и этносферы;

  • имеет недопустимо низкую эффективность: по оценкам физиологов КПД обучения в системе общего образования не превышает 25%, то есть находится на уровне КПД первых паровозов;

  • не поспевает за непрерывным обновлением теоретических (на 5% в год) и практических (на 20% в год) отраслевых знаний. В условиях НТП наиболее оптимальным является сочетание широкого общекультурного образования с глубоким усвоением конкретных узкоспециализированных знаний;

  • является здоровьезатратным (до 90% учеников имеют хронические заболевания);

  • не нацелено на формирование рациональных взаимоотношений подрастающего человека с окружающим миром;

  • декларируя технологичность, образование находится, по существу, на позициях рутинной методики, не обращаясь к методологии развивающих интерактивных технологий;

  • существует субъективизм оценок, ориентация на проверку фактологического материала, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности

В общеобразовательной массовой школе молодой человек чаще всего не может проявить себя, раскрыть свои созидательные возможности, он что-то знает в одних областях, что-то умеет делать – в других. Но сделать что-либо целиком и нести за это ответственность не в состоянии. Он не научен общению в коллективе, он не умеет получать наслаждение от своего труда. И, поэтому, ему приходится действовать так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его жизни. Это – крупнейший недостаток всех уровней нашего образования.
1.2. Обоснование и актуальность проблемы
Анализ психолого-педагогической литературы по применению учебных задач в обучении свидетельствует о том, что развивающее обучение постепенно становится ведущим способом преподавания учебного материала. Однако, в теории обучения недостаточно определена система развивающих задач и их виды при изучении конкретного предмета. Возникла задача поиска и обоснования педагогических усилий, необходимых для реализации развивающих задач при изучении биологии.

Вопросы развивающего обучения освещены в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского (зона ближайшего развития), З.И. Калмыковой, П.А. Оржековского (творческое мышление), Н.Н. Поспелова, Е.Н. Кабановой-Меллер (мыслительные операции), Г.М. Чернобельской, А.А. Кузнецова, В.В. Гузеева (оценка и контроль), В.З. Резниковой, А.Н. Мягковой (тестирование), Т.С. Суховой (технология развивающего обучения на уроках биологии).

Выбору данной темы способствовало посещение уроков в начальной школе, где учителя работали по системе Л.В. Занкова. Присутствующих порадовали умные ученики, показывающие хорошо развитое мышление, творческие способности, высокую познавательную активность в течение всего урока.

Уроки биологии начинаются с 5 класса, где уже четко видна неоднородность классов по успеваемости и обучаемости. Трудность этого предмета для учащихся состоит в том, что наряду с текстом на русском языке здесь идет постоянное обращение к латино-греческому переводу понятий, и само количество биологических терминов (по сравнению с природоведением) возрастает даже не в разы, а на порядки. Например, учащиеся должны запомнить в параграфе 1 «Устройство увеличительных приборов» (учебник В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения») понятия: клетка, лупа, линза, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметное и покровное стекла, зеркало, кратность увеличения, микропрепарат. В параграфе 2 «Строение клетки» - оболочка, ядро, поры, целлюлоза, цитоплазма, ядрышко, пигменты, пластиды, вакуоли, клеточный сок, хлоро- хромо-, лейкопласты. (подчеркнутые понятия изучались в 5 классе). При изучении параграфа 5 «Строение и жизнедеятельность бактерий» количество понятий еще увеличивается- их больше 18: бактерии, кокки, бациллы, спириллы, жгутик, ядерное вещество, включения, анаэробы, цианобактерии, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, деление клетки, дезинфекция, спора, неблагоприятные условия среды, колонии, и др.

Кроме понятийного аппарата (все пополняющегося словарного запаса) учащиеся должны понимать суть биологических процессов – дыхания, фотосинтеза и др. Но отвечать им приходится в большинстве на репродуктивные вопросы, например, после параграфа 20 «Зоны корня» в учебнике предложены следующие вопросы:

  1. Какие участки можно различить у молодого корня?

  2. Каково значение корневого чехлика?

  3. Где располагается зона деления?

  4. Где расположена зона растяжения? И др.

В рабочей тетради к этому учебнику авторов В.В. Пасечника, Т.А. Снисаренко (появилась в 2002 году) встречаются кроссворды, вопросы на сравнение, например, в № 23: Сравните растительную и бактериальную клетку. Что общего и какие различия есть в их строении?, в № 29: В чем различие между грибами сапрофитами и паразитами?, в № 32: Дайте определение понятий симбиоз, грибокорень. Задания на заполнение таблиц даются с готовыми названиями граф, перечисленными признаками сравнения. Таким образом, рабочая тетрадь помогает в усвоении знаний, но не способствует развитию учащихся, его мыслительных операций, воображения. Совсем не используется художественная литература для эстетического воспитания учащихся, очень редки задачи с экологическим содержанием.

Трудность изучения биологии в 7 классе, еще больше возрастает так как, если в ботанике текст параграфа составлял 1-2 страницы, то в зоологии – до 6-7 страниц (а современные дети читать не любят!). Материал, который раньше изучался 1,5 учебных года, сейчас проходится за один год, то есть содержание осталось тем же, а время на его изучение уменьшилось.

Одной из причин, сдерживающих процесс личностного развития школьников, является принятая в нашей школе система показателей, по которым эта работа оценивается. В настоящее время единственным таким показателем остается успеваемость. Неудивительно, что все силы учеников и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости любыми средствами. Дополнительно к традиционным нужно вводить новые методы оценки продвижения учащихся в учебном процессе, а также использовать формы, способствующие мотивации и развитию интереса к обучению, учитывающие индивидуальные особенности учащихся.

Психолого-педагогическая диагностика явно отстает от современных требований, предъявляемых к школе. И.С. Якиманская утверждает, что диагностика должна быть ориентирована на анализ не столько «обученности», сколько «развитости» ученика: «Современная школа должна формировать прежде всего интеллигентного человека, обладающего не только запасом прочных знаний и умений, но и культурой чувств, мыслей, эмоций, культурой организации собственной деятельности (труда, познания, общения). По-видимому, и оценка деятельности ученика должна базироваться на ясном понимании того, что мы хотим получить, чего достичь, что сформировать. Развитость проявляется в отношении к овладению знаниями, в его познавательной активности и самостоятельности, в стремлении овладеть культурой умственного труда (рациональной его организации)».

Проработка литературных источников, данные исследований, анализ ЕГЭ (задания повышенного уровня и высокого уровня сложности проверяют умение применять освоенные знания и умения в измененной и новой ситуации) привели к гипотезе о возможности использования развивающих заданий в курсе изучения биологии с целью развития учащихся, повышения качества знаний в процессе обучения.
1.3. Цель, задачи, методы исследования
Цель исследования: создать систему развивающих задач по биологии и выяснить педагогические условия реализации их в курсе изучения предмета.

Задачи исследования:

  1. Классификация развивающих задач, создание их системы для повторения тем, единичных заданий для использования на уроках.

  2. Выделение основных структурных элементов развивающих задач и этапов их решения. Выделение задач различного уровня сложности.

  3. Реализация методики обучения решению развивающих задач.

  4. Разработка системы оценки результатов.

Гипотеза исследования: в исследовании исходили из предположения, что уровень развития учащихся и качество знаний в процессе изучения биологии повысится, если задачи будут направлены на развитие интеллектуальных качеств личности, если существует вариативность выбора задач по уровню сложности и адекватности индивидуальным особенностям детей.

Базисная теория для исследования: теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на психическое развитие учащихся, формирование их творческих способностей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме, наблюдение и анализ учебного процесса в 6-11 классах, беседа с учителями, учащимися, методистами, изучение письменных работ учащихся, анкетирование, эксперимент, количественная и качественная обработка его результатов.

Организация исследования: исследование проводилось на базе МОУ Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа с 1998 года.


Глава 1

Психолого-педагогическое обоснование темы.


следующая страница >>