microbik.ru
1 2 ... 10 11
Регулирование информационных отношений - обзор проблематики

«Кто владеет информацией - тот правит миром»

Руперт Мердок, медиамагнат.

Введение 2

Что такое информационное регулирование? 3

Правовое регулирование информационных отношений 3

Теория информации 6

Определения информации 6

Информация и носитель 10

Ценность информации 11

Правовые режимы информации 12

Режим общедоступной информации 13

Режим тайны 14

Резюме 18

О двухуровневой модели регулирования 19

Идеология информационного регулирования 20

О необходимости правовой идеологии 20

Принципы информационного регулирования 22

Информационные права 22

Принцип классификации (категоризации) данных 23

Принцип доступности государственных данных 24

Принцип публичности данных о гражданах и организациях 25

Принцип результативности 25

Принцип свободной защиты информации 26

Принцип безопасного доступа к информации 26

Принцип невозможности депубликации общедоступных данных 27

Принцип недопустимости создания информационного «замкнутого круга» 28

Принцип минимизации специфического регулирования 28

Заключение 28

Примечания 30


Введение


Сейчас уже редко кто вспоминает об этом, но в середине 80-х годов реформы в СССР начались со слов «перестройка», «демократия» и «гласность». Представляется, что это далеко не случайно – то, что наряду к экономическим и политическим переустройством тогдашнее руководство страны приняло решение заняться переустройством информационным. И сейчас уже можно с уверенностью утверждать, что именно с информационного переустройства тогда начался путь нашей страны к демократии и рыночной экономике.

Дело в том, что слово «гласность» на тот момент означало в первую очередь информационную открытость органов власти, информирование общественности о том, какие действия совершаются государственными служащими – в интересах общества и граждан. Сами граждане на тот момент рассматривались как пассивные получатели информации, которую органы власти доносили до них через СМИ. Апофеозом такого понимания «гласности» стали ежедневные телетрансляции заседаний Верховного Совета. Постепенно стало очевидным, что при сохранении государственной монополии на средства массовой информации добиться подлинной гласности невозможно. Именно с этого момента можно говорить о том, что в нашей стране появилась свобода печатного и эфирного слова, а вместе с ней - рынок СМИ, за ним – рынок рекламы... и так далее.

Сегодня уже очевидно, что существование развитой рыночной экономики немыслимо без существования развитого рынка информации. Информация жизненно необходима рынку для продвижения бизнес-идей, нахождения контрагентов, оценки рисков и так далее.

Технологический рост 20-го века коренным образом поменял структуру экономики большинства развитых стран, произошел сдвиг от физического производства к производству интеллектуальному, информационному. Сегодня большинство развитых стран производят не конкретные телефоны, компьютеры или мебель. Скорее, они заняты технологической разработкой, дизайном и созданием брэндов, деятельностью намного более прибыльной и экологически чистой. Международная конкуренция постепенно переходит от конкуренции за производство в конкуренцию за разработку. Пост-индустриальный мир постепенно двигается к новой экономике, экономике информации. Доклад Мирового банка за 1999 год [1] утверждал, что «для стран, которые находятся в авангарде мировой экономики баланс между знаниями и ресурсами сместился в сторону первых. Знания стали, возможно, наиболее значимым фактором, определяющим стандарты жизни – более значимым, чем земля, инструменты или труд. Сегодня наиболее технологически продвинутые экономики действительно основаны на знаниях.»

Все это вряд ли можно назвать новостью. Информационная революция (кстати, уже четвертая по счету1 произошла еще в 70-90-х годах прошлого века, когда массовое распространение персональных компьютеров и появление интернета революционизировало деятельность компаний по всему миру. Однако, как заметил еще в 1998 году Питер Дракер [2], один из известнейших теоретиков менеджмента, все это время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) развивались с акцентом на букве «Т» - технологии.

Информационная революция прошлого века была сосредоточена на данных – на их сборе, хранении, передаче, анализе и представлении. Следующая же информационная революция задает иной вопрос: «Каков СМЫСЛ информации, и в чем ее НАЗНАЧЕНИЕ?» Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, а затем – и к переопределению институтов, исполняющих эти задачи.

ИКТ 20-го века совершили революцию в учете, то есть там, где прежде всего нужны средства обработки готовой информации. Однако, вскоре стало очевидно, что учет – это не управленческая задача. Это операционная задача. Разбазаривание активов, конечно, может уничтожить компанию и даже государство, однако сейчас успех в управлении страной определяется не успехами в управлении государственной собственностью, а успехами в управлении макроэкономикой, успехами к управлении экономическим, инвестиционным климатом. То есть не тем, что находится внутри государственного аппарата, а тем, что находится снаружи.

Таким образом, на первый план государственной политики в 21-м веке выходит информационное регулирование – государственная политика не только в области технологий, но и в области самой информации и знаний; политики, направленной на регулирование информационной открытости и закрытости, разграничением прав собственности на информацию, стимулированием (или, как минимум, не препятствованием) роста «новой экономики», экономики идей, экономики знаний.


следующая страница >>