microbik.ru
  1 2 3 ... 10 11

Что такое информационное регулирование?


На первый взгляд кажется, что предметом государственного информационного регулирования является информация. По сути, именно так обстояли дела в СССР, когда информационное регулирование сводилось к производству на государственных мощностях информации определенного качества («идеологически верной») и последующей трансляцией этого информационного продукта на советских граждан, а также, по возможности, на граждан других стран. Оборотной стороной такого информационного регулирования была борьба с «вражеской» информацией, которую для этого случая называли «дезинформацией». Сюда входили запреты на ввоз «идеологически вредной» литературы, глушение западных радиостанций, недоступность телевизоров, способных принимать сигнал во «вражеской» системе PAL и так далее. До сих пор многие воспринимают информационное регулирование как государственную политику в области пропаганды и контрпропаганды. Такой подход не то чтобы неверен – он просто несколько ограничен.

С потерей монополии на распространение информации через СМИ такой подход перестал отражать всю суть возникающих отношений, точно так же, как органы государственной власти потеряли способность напрямую указывать независимым СМИ содержание вещания. Более того, существенный обмен информацией перестал быть монополией СМИ. Граждане все активнее взаимодействуют между собой без посредников в виде государства или специальных организаций. Рождаются также совершенно новые отношения по поводу информации между гражданами, государством и негосударственными организациями. В связи с этим, информационное регулирование превращается в государственное2 правовое регулирование отношений в связи с оборотом информации.

Именно в этом смысле мы и будем использовать термин «информационное регулирование» далее:

Информационное регулирование – это регулирование отношений, возникающих между гражданами, организациями и органами государственной власти в связи с оборотом информации.

Для целей данной работы мы дополняем классический треугольник «государство-общество-граждане» четвертой стороной – «бизнесом», деловым сообществом. Как будет видно в дальнейшем, деловое сообщество, являясь, вне сомнения, и частью «общества» и частью «граждан», имеет совершенно отдельные и достаточно специфические интересы в том, что касается регулирования информационных отношений.

Под «оборотом информации» мы будем понимать полный цикл «жизни» информации – ее создание, передачу, сбор, накопление, хранение, анализ, искажение и, наконец, уничтожение. Более подробно мы остановимся на этом в главе, посвященной природе информации.

Правовое регулирование информационных отношений


В последние 15-20 лет, сначала на Западе, а потом и России стали говорить о рождении новой отрасли права – информационного права. В отличие от классических отраслей права, таких как уголовное или гражданское, информационное право является комплексным, то есть его нормы разбросаны по отдельным, классическим отраслям и объединены только общим объектом – отношениями в связи с оборотом информации.

Как заметил А. Румянцев в своей статье «Информационное право»:

Изучающим российское информационное право повезло - по ряду причин, степень объективности которых не вполне понятна, мы оказались среди стран-лидеров по объему информационного законодательства. […] Уникальной особенностью российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих информационное право в чистом виде. Обусловлено это, скорее всего, теми субъективными причинами, которые влияют на законодательный процесс в нашей стране (кто пишет законы, на чьи деньги и т.д.) [3]

Действительно, в 1995 году в РФ был принят федеральный закон №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который положил начало правовому регулированию информационных отношений как выделенной области. Несмотря на множество недостатков, закон сыграл позитивную роль по приведению в порядок информационно-правового мышления граждан и государственных служащих. В связи с описанными выше тенденциями по выделению информации в отдельную экономическую сущность, подход по выделению информационного права в отдельную правовую область также представляется достаточно перспективным. Закон №24-ФЗ вполне справедливо можно считать отправной точкой, критерием качества, с которым будут сравниваться все дальнейший правовые акты общего характера. Помимо закона №24-ФЗ к специальным информационным правовым актам можно отнести, пожалуй, только закон «Об участии в международном информационном обмене». Остальные нормы информационного регулирования «раскиданы» по специальным областям.

В частности, нормы информационного права содержат:

  • Гражданский Кодекс РФ, статьи 128, 139 и др.

  • Уголовный Кодекс РФ, статья 137 и др.

  • Закон РФ «О государственной тайне»

  • Закон РФ «О средствах массовой информации»

  • Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О рекламе»

  • Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

  • Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»

  • Федеральный закон «О связи»

  • И множество других нормативных актов.

Хороший обзор информационного права как зарождающейся отрасли приведен в работе Ф. Боташевой «Информационное право: иллюзия или реальность?» [4]. Отмечая существенные разногласия в определении сферы действия информационного права среди российских правоведов, Боташева констатирует:

Строго говоря, практически все отношения между людьми имеют информационную составляющую. Поэтому можно говорить об информационном праве в широком и узком смысле. Если мы придерживаемся расширенной версии, оказывается, что нормы информационного права буквально рассыпаны по всему пласту законодательства. Например, информационно правовой характер носят нормы УПК о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д.

И далее:

Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и важную, но вспомогательную роль, то есть является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (раскрытие преступления и наказание виновных, взимание налогов и т.д.). К информационному праву в узком, или собственном смысле, могут быть отнесены лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, которые являются самоцелью, то есть когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.

В различной литературе неоднократно делались попытки ограничить область правового регулирования информационных отношений путем перечисления конкретных содержательных областей. Зачастую, при этом, под информационным правом понималось лишь информационно-компьютерное право, правовая информатика. В рамках данной работы, однако, речь идет о несколько более широком понятии.

Ю.А. Тихомиров в монографии «Публичное право»[5], рассуждая об информационном праве делает вывод о том, что во-первых:

Можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли.

А во-вторых, что:

... [И]нформационные отношения как предмет правового регулирования [- это ] субъекты информационно-правовых отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правоотношения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

В данной работе мы приводим собственный открытый список областей, не претендуя на полноту:

  1. Защита государственной и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации

    1. Охрана государственной тайны

    2. Охрана тайны следствия и судопроизводства

    3. Охрана служебных тайн органов государственной власти

    4. Запрет на антиконституционную политическую агитацию, призывы к насильственному свержению конституционного строя

    5. Запрет на разжигание межнациональной розни

    6. Ограничения (в т.ч. лицензирование) на использование определенных технологий передачи информации (в частности, технологий шифрования, теле- и радиовещания, проводной и беспроводной связи и т.д.)

  2. Обеспечение общественной поддержки государственной политики

    1. Государственные СМИ

    2. Медиа-кампании

    3. Госпорталы (пока в небольшой степени)

  3. Информационное обеспечение фискальных и регулирующих функций

    1. Обязательная отчетность (налоговая, статистическая)

    2. Обязательное архивирование, государственная архивная политика

  4. Защита общественной морали и нравственности путем ограничения на содержание публикаций в СМИ и рекламе:

    1. Рекламы табачных и алкогольных изделий

    2. Информации о наркотических и психотропных средствах

    3. Информации, оскорбляющей чувства граждан

  5. Защита экономических интересов граждан и организаций:

    1. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг

    2. Охрана коммерческой тайны

    3. Охрана коммерческой репутации и доброго имени

    4. Охрана торговых марок

    5. Охрана авторских и смежных прав

    6. Охрана патентных прав

    7. Защита потребителей от недостоверной и манипулятивной рекламы

    8. Защита рынка от недобросовестной конкуренции через рекламу

    9. Запрет на несанкционированный доступ к программам, базам данных и компьютерным сетям

  6. Защита неэкономических интересов граждан

    1. Защита неприкосновенности частной жизни, персональных данных

    2. Ограничения на распространение сведений, связанных с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.)

    3. Ограничения свободы слова, связанные с нанесением морального ущерба, защитой чести и достоинства граждан

  7. Создание и распространение информации и знаний, носящих научную и практическую ценность в государственных исследовательских и образовательных организациях, стимулирование создания ценной информации и знаний в частном секторе.


<< предыдущая страница   следующая страница >>