microbik.ru
1
Режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

В настоящее время в работах Е.М.Гаспаровой, Е.Е.Кравцовой, С.Л.Новосёловой и др. режиссёрские игры рассматриваются как самостоятельный вид игр.

В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.

В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребёнок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события.

С помощью взрослых ребёнок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

В режиссёрской игре, как позже и в сюжетно-ролевой, ребёнок начинает использовать приобретённый ранее социальный опыт, привлекает партнёров.

Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

В детских играх К.Д.Ушинский особенно ценил то, что в них происходит: ребёнок учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребёнок видит событие, отображаемое в режиссёрской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссёрской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнёром в сюжетно-ролевой игре.

У детей в среднем и старшем возрасте в режиссёрских играх происходят изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание.

У детей 4 – 5 лет содержание режиссёрских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчётливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.

У детей 6 – 7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества . Дети любят обыгрывать изменённые собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Как подчёркивает Е.М.Гаспарова, на протяжении всего дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих аасоциаций, отправной точкой которых могут быть предметы, игрушки, собственные впечатления, строчки из знакомого стихотворения и др.

Режиссёрские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссёрские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребёнок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей(замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.).

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссёрские игры. Объединения детей обычно не многочисленны 2 -3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссёрской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер.

Режиссёрские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением сюжетно-ролевой игры, режиссёрские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребёнка и за рубежом дошкольного возраста.