microbik.ru
1 2 ... 9 10



Определение актуальных подходов разработки

концепции риторического образования

для профильного гуманитарного обучения в старшей школе

Реферат

Оглавление

Введение

I. Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию (применительно к профильному гуманитарному обучению в старшей школе в рамках компетентностного подхода к обучению)


    1. Риторическое образование в рамках модернизации современного гуманитарного образования.

1.2. Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию.

1.2.1.Античная методология преподавания риторики

1.2.2.Методология русской классической риторической школы

1.2.3.Анализ современных зарубежных подходов:

1.2.3.1.Американская риторика

1.2.3.2. Японская теория языкового существования

1.2.4. Методологические подходы преподавания риторики в современных российских научно-педагогических направлениях-школах:

1.2.4.1. московская филологическая школа Ю.В.Рождественского (МГУ им. М.В.Ломоносова).

1.2.4.2. московская педагогическая школа Т.А.Ладыженской (МПГУ)

1.2.4.3. новаторские учебники риторики Н.Н.Кохтева, М.Р.Львова, А.К.Михальской.

1.2.4.4. православно-гимназическая школа С.Ф.Ивановой

1.2.4.5. пермская школа риторики диалога С.А.Минеевой

1.2.4.6.красноярская школа культуры речи А.П.Сковородникова

1.2.4.7.воронежская школа речевого воздействия И.А.Стернина

1.2.4.8.саратовская школа стилистики речи О.Б.Сиротининой

1.2.4.9.петербургская театральная школа З.В.Савковой

1.2.4.10. Екатеринбургская школа речеведения Н.А.Купиной и Т.В.Матвеевой

1.2.4.11. О многообразии риторических концепций в России.
II. Разработка и описание современных подходов к преподаванию риторики в условиях модернизации российского образования

2.1. Риторика в составе современных школьных учений о речи

2.2. Спорные вопросы методологии риторического образования

2.3. Методологические принципы и концепция риторического образования в старших классах гуманитарного профиля
Использованная литература

Приложение. РИТОРИКА (программа для старших классов профильной гуманитарной школы)

Введение.

Риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, имеющих целью формирование и воспитание хорошей и грамотной речи учащихся в современных российских школах. Это утверждение обосновывается следующими аргументами: риторика - классическая дисциплина, накопившая колоссальный опыт именно школьного формирования личности на основе проверенных временем приёмов преподавания эффективной и выразительной речи; риторика – фундаментальная научная дисциплина, предметом которой является «речь» (К.П.Зеленецкий), её наиболее действенные и целесообразные модели; наконец, риторика решает вопросы формирования компетентной личности, поскольку последнее возможно только в условиях владения и воздействия этически ориентированным, доказательным и искусным словом. Риторическое воспитание и образование приводят к важному выводу о том, что организация современного образования возможна только тогда, когда на всех уровнях коммуникативных связей (учителя – ученики – администрация – родители) имеется рационально и целесообразно построенное общение, владение практическим русским языком, осознание роли и значения Слова как инструмента единения и руководства учебно-воспитательным процессом.

Цель данного реферата – исследование оптимальных методологических подходов в преподавании современной риторики в старшей школе профильной гуманитарной направленности. Многовековые традиции в научном описании и преподавании этой дисциплины, огромный опыт, накопленный современными педагогами как в нашей стране, так и за её пределами, обусловили необходимость решения следующих задач:

- уточнение предмета риторики как научной и педагогической дисциплины, имеющей классические традиции и разнообразные современные трактовки;

- определение связей риторики как дисциплины, формирующей речь и личность ученика, с задачами модернизации российского образования;

- установление и обобщение классического опыта риторической педагогики в античной и отечественной традициях;

- установление и обобщение современного опыта риторического образования в наиболее влиятельных зарубежных концепциях и основных российских научно-педагогических направлениях-школах;

- рассмотрение межпредметных связей риторики с другими речеведческими дисциплинами для уточнения предмета школьной риторики и методов её преподавания в старшей школе гуманитарного профиля;

- выяснение и разрешение спорных вопросов концепции риторического образования, вызывающих сомнение у сторонников иных речеведческих концепций;

- определение, систематизация и описание методологических принципов и рекомендаций к построению риторического образования в старшей школе гуманитарного профиля;

- предложение программы построения конкретного курса риторики в старшей школе гуманитарного профиля на основе подготовленного автором реферата учебника риторики.

Новизна данного реферата состоит в том, что впервые в рамках отечественной традиции риторического образования создается обобщающее исследование с показом всего многообразия опыта отечественных научно-педагогических риторических школ-направлений, учитывающих в своей методологии как классический и зарубежный опыт, так и специфику современной общественно-речевой структуры нового информационного общества.

Теоретическое значение реферата заключается в попытке критического обобщения огромного исторического и современного опыта риторического образования, уточнении предмета риторики и методов её преподавания, предложении определённой модели построения курса риторики в старшей школе гуманитарной направленности.

Практическая ценность реферата состоит в том, что он может быть использован как учёными, занимающимися всеми дисциплинами речеведческого цикла (в работе риторика сопоставляется с большинством из них), так и педагогами-практиками, желающими не только познакомиться ближе с риторикой как учением о речи, но и использовать способы и приёмы риторического преподавания на своих занятиях.
I. Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию (применительно к профильному гуманитарному обучению в старшей школе в рамках компетентностного подхода к обучению)


    1. Риторическое образование в рамках модернизации современного гуманитарного образования.

Модернизация учебного процесса есть соответствие его изменений современным потребностям общества и задачам образования. Проблема состоит в том, что в обществе по-прежнему слабо представляют роль и значение языка (речи, Слова) как инструмента общественной деятельности и таких дисциплин как риторика и культура речи - учений о нормативной, эффективной и целесообразной речи (несмотря на множество разговоров о культуре, последнюю плохо соотносят с речью). Термин модернизация предполагает правильное применение риторического понятия новизна – ср.: у Ю.В.Рождественского различие грамматики, риторики и стилистики связывается с тем, что в грамматике главным требованием является правильность, в риторике – новизна, в стилистике – привлекательность (Рождественский 1995: 7). Таким образом, само понятие модернизации может быть эффективно разработано и воплощено в действительность как раз с помощью категорий риторики. Качественная новизна (и модернизация) соотносятся с нормой и нормативами деятельности, ибо хороша только «культурная» новизна.

Обновление и модернизация учебного процесса возможны на основе знания и глубокого постижения изучаемых предметов. Содержание речеведческих предметов в современном образовании (русский язык, культура речи, риторика, стилистика, словесность, прагматика, речевой этикет и др.) зависит от «идеологии» курсов, историко-теоретического толкования предметов, имеющих богатую традицию, образцов текстов, на которые ориентируются преподаватели в практике обучения, наконец, той методологии, которая создается в школьной аудитории через философско-этический и профессиональный характер преподавания.

Проблема модернизации современной школы остро ставит вопросы формирования 1) нравственно совершенной, 2) широко образованной, 3) эстетически ориентированной личности. Эти вопросы всегда были прерогативой риторического образования, или воспитания языковой личности, что зафиксировано как в трудах классической русской школы, так и в современных работах учёных-филологов конца ХХ - начала XXI веков, занятых развитием научной риторики в нашей стране. Данный опыт полнее всего зафиксирован в трудах и педагогическом опыте российских научно-педагогических школ, которые заняты разработкой методологических подходов преподавания риторики в вузе и школе. Эти ученые-педагоги объединены в Российскую ассоциацию исследователей, преподавателей и учителей риторики, которая в конце января 2007 года отметила своё десятилетие. В данном реферате, хотя и будет проанализирован опыт зарубежных школ и предшествовавший опыт российского и советского преподавания учений о речи, наибольшее внимание уделяется новаторскому опыту учёных и педагогов, которые последние десятилетия были заняты разработкой и преподаванием именно предмета риторики, его восстановлением и утверждением на ниве отечественного образования.

Необходимость духовно-нравственной или философской подготовки языковой личности учащегося риторике зафиксирована уже в трудах античных и российских авторов: основатель европейской педагогики Квинитилиан писал о том, что «хорошим оратором можно стать только будучи хорошим человеком», а потому требовал «всех добродетелей» от своего ученика (Квинтилиан 1834, 28); Цицерон неоднократно замечал, что красноречие предполагает «философскую образованность» (Цицерон 1973, 162); учитель Пушкина в Царскосельском лицее Н.Ф.Кошанский подчёркивал, что при всех требованиях острого ума и силы чувств самое главное в речи влиятельного ритора – «желание общего блага» (Кошанский 1829, 48). Академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественский, восстанавливавший риторику в отечественном образовании с 70-х годов прошлого столетия, писал о необходимости разработки применительно к разным сферам общественной речи «этики речи» и «этических задач языка»- особой научной области, рассматривающей корректность построения межчеловеческих отношений с точки зрения речи (Рождественский 2003: 89).

Образованность и владение убедительной речью («красноречие») всегда следуют рядом в дидактических советах классических риторов. Образованность как идеологическая основа личности не может иметь выхода, не будет влиятельной, если она не находит выражения в яркой и убедительной речи. Возможно, именно в этом причина многих наших бед, когда человек или общество (его идеологическая доктрина) не могут найти действенного речевого выражения, - тогда человек при всех его знаниях чувствует себя не «реализованным», а общество терпит крах из-за того, что даже при идеологически верных и разумных постулатах не может защитить себя риторически – не в этом ли состоял идеологический крах Советского Союза и «риторическая» победа Запада?

Дар слова, или природное дарование, речевой талант, эстетическое чувство слова, искусство речи – все эти понятия нашли отражение в понятии «красноречие», которое в классической русской школе толковалось двояко: как «истинное» и «ложное». Истинное красноречие основывается на подлинной красоте речи, которая в своей выразительности не противоречит этическим намерениям ритора и его аудитории, явлено в глубокой мысли и обладает главным качеством речи - уместностью, т.е. соответствием ситуации и «настроению слушателей» (Цицерон 1972: 215). Ложное красноречие, вводящее слушателей в заблуждение множеством риторических уловок (это и ложная аргументация, и умело построенные слова и фигуры речи), достаточно часто наблюдается и в современной речи, будучи причиной многих «обманов», происходящих вследствие умения недобросовестного ритора обмануть аудиторию своим красноречием и неподготовленности аудитории к противодействию такой речи.

Программа модернизации российского образования непосредственно связана с проблемами риторического воспитания компетентной личности. Связь модернизации российского образования с проблемами риторического воспитания компетентной личности проявляется, по крайней мере, в следующих положениях, отражённых в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»:

  1. Прежде всего, говорится о «значении образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества вместе с ростом влияния человеческого капитала». Очевидно, что под «человеческим капиталом» понимается человеческая личность, а человек, как сказано в учебниках риторики пушкинского времени (и современное образование не может не сохранять традицию именно такого понимания человека) есть «создание словесное» и главное, что отличает его от других «одушевлённых тварей», есть «сила ума и дар слова» (Кошанский 1829, 1). Личность же человека есть индивидуальный союз души и тела, «образ Божий», и задача образования с точки зрения риторики и словесности как речевых дисциплин – формирование в человеке индивидуального образа ритора как нравственно, интеллектуально и словесно совершенной личности (слово образование происходит, конечно же, от слова «образ», формирование которого и является целью учебного процесса). Развить личность можно только через Слово, риторическими средствами. Эта мысль должна была бы быть особенно востребована сегодня, в Год русского языка, тем не менее, в общественном сознании довольно мало ясности в понимании путей решения проблемы развития речевой личности человека, конкретных путей воспитания молодого поколения в традициях русского классического словесного образования.

  2. В «Концепции модернизации» говорится о «новых жизненных установках личности» (начало раздела 1.2.). Выше уже было сказано о том, что новизна является основным качеством и требованием к речи в риторике как искусстве речи (Рождественкий 1995, 12), ибо если отсутствует новизна, то общество и люди, живущие в нем, стагнируют. Именно риторическое образование в состоянии подготовить будущих деятелей-творцов, которые не будут слепо перенимать западные технологии, но, опираясь на лучший опыт предшествующих поколений и современные достижения, будут способны сами творить новые идеи, выражая их в уместной речевой форме.

3. Именно риторическое образование способно обеспечить выполнение следующего требования, записанного в «Концепции модернизации российского образования»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (там же, с. 2). Каждое из ключевых слов данного абзаца (образованность, нравственность, предприимчивость, ответственность) имеет прямое отношение к речи как предмету риторики и инструменту управления обществом.

Образованность достигается, как показано выше, через слово (язык, речь) как инструмент постижения знания. Данная мысль является классической для российского образования – впервые её выразил В.К.Тредиаковский в «Слове о ветийстве»: «Все науки чрез элоквенцию (красноречие, риторику) себя выражают, а вся филология есть токмо что элоквенция» (Тредиаковский 1745 – цит. по: Аннушкин 2002: 170). Достижение целей образования во всех преподаваемых дисциплинах возможно только при хорошей профессионально-языковой подготовке преподавателей и практическом владении русской речью, что обычно провозглашается целью риторического образования.

Понятие нравственности, отражающее внутреннее устроение человеческой личности, проявляется во внешних поступках человека и его речевых отношениях с другими людьми. Современная российская действительность трудна отсутствием твердых моральных, нравственных устоев, которые были поколеблены сменой идеологических ориентиров в годы перестройки. В настоящее время ситуация выправляется, но необходимо не только найти идеи, но и эффективные способы их выражения, а это уже - задача риторическая.

Неслучайно рядом с нравственностью поставлена предприимчивость, которая в положительном смысле означает «инициативность». Инициативность и предприимчивость суть также риторические качества, связанные со способностью человека изобретать новые идеи и творить новый стиль жизни – именно эти качества составляют положительный образ современного делового человека в широком смысле этого слова: «делом» заняты не только деловые люди (предприниматели), но всякий профессионал, организующий труд в своей области. И политик, и ученый, и юрист, и военнослужащий, и люди иных профессий заняты «делом» - и чем интеллектуальнее труд, тем более он становится «речевым».

Последующие характеристики человека, которые и должна сформировать современная школа согласно «Концепции модернизации образования», также являются риторическими качествами личности: мобильность означает живость (о «живости ума и чувства» как главных свойствах ритора писал Цицерон), динамизм – силу (а она проявляется в слове – классический учебник Софрония Лихуда называется «О силе риторической»), конструктивность требует расположения идей (риторическая композиция), порядка в действиях и поступках. Чувство ответственности – упомянуто прежде всего среди требований к ритору (см.: Волков 2000: 45). Как видим, вся терминология современного информационного общества способна найти культурно-историческое обоснование в классических и современных учебниках риторики. Это внушает оптимизм относительно возможностей включения риторических идей в концепцию оптимального преобразования российской школы.

Сказанное выше потребовалось для того, чтобы обосновать необходимость риторического образования в современной российской школе применительно к целям модернизации существующей модели образования. Методологические подходы к обучению риторике в российской и зарубежных школах отличаются большим разнообразием, связанным как с национальными традициями, так и с индивидуальными новациями, существующими в рамках каждой национальной лингводидактической традиции. При этом необходимо учитывать, что европейские школы исходят из общей античной педагогической традиции, а восточные школы, охотно перенимая идеи западной школы, успешно ассимилируют на своей почве западные идеи, наполняя их собственным национальным содержанием.

Поскольку задача данной работы – описать существующие методологические подходы в России и за рубежом, далее будут показаны как традиции классической риторики в современном школьном гуманитарном образовании, так и существующие отдельные риторико-педагогические концепции в пределах нашей страны, описанию которых будет предшествовать обзор наиболее влиятельных зарубежных концепций (прежде всего, американо-английской и японской).

Прежде чем обратиться к анализу существующих методологических подходов, необходимо обосновать (в соответствии с поставленными перед рефератом задачами) роль риторики в профильном гуманитарном обучении в старшей школе в рамках компетентностного подхода. Обучение риторике в русской школе имеет достаточно прочную историческую традицию, прерванную в середине XIX столетия. Впрочем, переназывание предмета риторики «словесностью» или «стилистикой» (а многие разделы риторики вошли в предмет «русский язык», преподаваемый как раз с середины XIX столетия) не мешало сохранению многих риторических понятий в современной школьной филологии. Так, терминология композиционных частей речи описание, повествование, рассуждение, или терминология разделов стилистики, связанных с тропами и фигурами речи, - всё это традиционные разделы риторики, которая преподавалась до революционной ломки филологического предмета в 50-е годы середине XIX века. К сожалению, были выведены из состава преподавания такие важнейшие разделы как изобретение идей (собственно говоря, это как раз и было научением «мыслить»), обучение таким необходимым в общественно-речевой практике видам словесности как ораторское искусство разных видов, деловая речь, различные виды и жанры философской, научной и исторической прозы.

Школьное обучение стало ориентировано, в основном, на художественные виды и жанры словесности, но потребности реальной действительности заставляли заниматься «презренной прозой», поэтому в советское время на месте образовавшихся лакун появились такие науки как лингвистика текста, психолингвистика, функциональная стилистика, культура речи (см. об этом: Рождественский 1996, 18). В школе частично функции риторики как науки, обучающей искусству речи, выполнял и выполняет по сей день раздел «развитие речи».

Необходимость риторики в современной гуманитарной школе обосновывается следующим:

1) Риторика – т е о р и я и и с к у с с т в о р е ч и (а большинство наших учеников не обладают именно умением, технической "выучкой", практической "ловкостью" владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения);

2) Риторика – и с к у с с т в о "м ы с л и т ь". Обучение речи невозможно без одновременного обучения мыслить, формировать мировоззрение, передавать знания, выражать знания и мировоззрение в слове; отсюда особая серьезность риторики как науки и искусства реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни;

3) Риторика – т е о р и я и п р а к т и к а с о в е р ш е н н о й р е ч и в перечислении ее различных качеств: убедительности, украшенности, уместности, эффективности, привлекательности и т.д. Разные требования к речи человека зависят от философско-мировоззренческих взглядов создателей риторик. Поэтому ограничены определения риторики как только теории "красноречия" (к красивой речи люди относятся с недоверием), или "убеждения" (спрашивают: как оно соединяется с нравственностью?), или "эффективностью" (эффект - это хорошо, но для чего? Тем не менее, именно риторика – наука или искусство убедительной, эффективной, подлинно украшенной, уместной и целесообразной речи.

4) Риторика – учение о р е ч е в о м в о с п и т а н и и л и ч н о с т и. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом.

5) Риторика - учение о п р а в и л а х и н о р м а х в е д е н и я речи в разных видах словесности. Поэтому в обучение риторики должны войти бытовая и деловая речь в устной и письменной форме, основные виды диалогов, корректные приемы ведения споров и дискуссий (в которых участвуют наши школьники), ораторское красноречие, научная, философская, историческая проза, речь массовой информации и информатика, оцененные с позиций эффективности и оптимальности в организации современной жизни общества и личности.


следующая страница >>