microbik.ru
1 2
ШКОЛА ПОЛИТИКИ И БИЗНЕСА

Реферат на тему:
«Презентационные и коммуникативные навыки

тренинг-менеджера»


Выполнила: Усачёва Наталья
специальность «тренинг-менеджер»


Москва, 2011 г.

Содержание

1. Вступление________________________________3
2. Презентация. Цели и задачи 4
3. Требования к тренеру как презентатору: навыки, умения, имидж _______________________________5
4. Этапы создания презентации_________________10
5. Коммуникативные ошибки тренера при проведении презентации________________________________ 17
Источники__________________________________ 21


1. Вступление
Каждый тренерзнает, что его коммуникативные и презентационные навыки — это существенная часть рабочего инструментария. Пожалуй, ни один тренер не станет спорить с тем, что умение видеть, слышать и понимать группу не менее важно, чем внятное предъявление себя. Тем не менее, повышение межличностной коммуникативной компетентности остается актуальной задачей даже для опытного тренера.

Для тренера не достаточно просто уметь выражать свои мысли, не менее важно уметь их преподнести таким образом, что у слушающих появляется потребность не только быть сопричастным к процессу, но и участвовать в нём практически.

2. Презентация. Цели и задачи
Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой ещё неизвестной или малоизвестной информации. Коммуникативная презентация является непременным атрибутом деятельности любого тренинг-менеджера.

Обычно выделяют четыре основные цели презентации в отношении других людей:

• сообщить информацию;

• научить;

• создать мотивацию;

• развлечь.

Сообщить информацию - значит дать другим людям полное представление о том, что является предметом презентации.

Научить - означает связать полученные знания или информацию с релевантным (относящимся к делу) опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в практическое действие.

Создать мотивацию - значит создать условия, обеспечить стимул, которые придавали бы знаниям, опыту или поведению такой смысл, чтобы люди захотели сделать что-то практически.

Развлечь, то есть оптимизировать, создать у других людей позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние. Как правило, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей, а порой и все сразу.

Важным аспектом любой коммуникативной презентации является правильная организация проблемного пространства презентации, а именно: целей и задач, взаимодействия коммуникатора, слушателей, информации и вспомогательных средств и каналов коммуникации, используемых для представления материала.

3. Требования к тренеру как презентатору: навыки, умения, имидж
Только подготовленный оратор заслуживает

настоящей уверенности в себе.

Дейл Карнеги

Коммуникативные навыки презентатора реализуются через создание коммуникационной модели, в которой он сам выступает в роли отправителя информации (вербализатора), а аудитория в роли получателя. Для достижения поставленной цели презентатору необходимо не только управлять отношениями с аудиторией, но и отбирать, организовывать представляемый материал. Этот процесс и называется управлением проблемным пространством презентации.

Для осуществления этой деятельности нужны специальные презентационные умения и навыки:

• умение диагностировать и оценивать аудиторию слушателей (их цели и мотивы, уровень интеллектуального восприятия информации и её понимания, практическую направленность и т.д.);

• умение подбирать для конкретного вида презентации информацию (теоретическую и практическую);

• умение использовать разнообразные средства, позволяющие эффективно представлять информацию;

• умение определить коммуникативные (сенсорные) каналы (аудиальный - услышать, визуальный - увидеть, кинестетический - ощутить) и эффективно их использовать для разных участников презентации.

Эффективная презентация той или иной информации зависит не только от отправителя, но и от получателей информации, их эмоционального и физического состояния, а также их ролевых отношений (статуса). Поэтому ещё одним важным презентационным навыком является способность определить состояние, наиболее подходящее для установления отношений между отправителем и получателями (индефферентное, ироничное, активное и т.п.), а также достичь этого состояния и поддерживать его на протяжении всей презентации. Трудно достичь взаимопонимания, когда презентатор демонстрирует энтузиазм, а слушающие находятся в настороженном или инертном состоянии.

Следующим важным презентационным умением является умение управлять разнообразием, которое проявляется не только в выборе разнообразного информационного материала или средств, его представляющих, но и в многообразии участников презентации (пол, возраст, образование, профессия и т.д).

Во время презентации необходимо в полной мере учитывать культурный и профессиональный потенциал слушателей, ориентироваться в их конкретной деятельности и мотивировать их на изменения, применительно к их проблемам и профессиональным навыкам.

Отсюда следует, что коммуникативная презентация строится на креативных (творческих) стратегиях, знаниях о системе ценностных взглядов и убеждений и групповой динамике персонала.

Презентационные навыки построения отношений требуют:

• понимания и учёта субъективного опыта людей;

• владения принципами и правилами, позволяющими распознавать поведенческие реакции и действия других людей и их стили мышления;

• использования разнообразных техник и технологий, позволяющих влиять на поведение и мыследеятельность других людей.

Владение презентатором навыками и умениями коммуникации и отношений способствует не только лучшему восприятию информации её получателями, но и достижению взаимопонимания, стимулированию процесса продуктивного решения целей и задач.

Презентационный процесс всегда должен быть управляемым, то есть предполагать превентивное понимание не только намерений «на входе», но и ожиданий «на выходе», а отсюда и прогнозирование средств, которые в наивысшей степени способствуют достижению ожидаемых результатов.

Для достижения конечного результата важны три принципиальные характеристики эффективной обратной связи:

• ясная цель и чётко поставленная задача;

• доступные для наблюдения и анализа признаки достижения цели;

• гибкость, вариативность возможных действий презентатора по достижению поставленной цели или задачи.

Для эффективной презентации важно не только установить цель, найти информацию, нужные аргументы и доказательства, но и определить набор предполагаемых действий, позволяющих работать в спонтанно складывающейся во время презентации ситуации и гибко реагировать тогда, когда в этом есть необходимость, учитывая особенности аудитории.

Презентационные цели можно сформулировать вербально, с помощью языка, или же визуально, с использованием, например, графиков или диаграмм, или они могут быть определены в терминах эмоциональной реакции и т.п. Чтобы увидеть признаки продвижения в достижении цели нужно установить обратную связь со слушателями и услышать (реплики, комментарии), увидеть (мимику, позы, жесты) или почувствовать их эмоциональный отклик.

Обратная связь — неоценимая возможность почувствовать поражение или успех презентации.

На презентацию влияют и условия, в которых она протекает. Физическое присутствие рядом говорящего и слушающих, делает уязвимым того, кто стоит перед аудиторией. На него не просто смотрят, его рассматривают, а порой и оценивают, сравнивая с тем или иным идеалом. В то же время, человек, проводящий презентацию, попадает в положение, которое само по себе даёт значительную власть. Присутствующие на презентации, в отличие о тех, кто работает в офисе, например с письмами или отчётами, не могут с лёгкостью и по своей воле изменить в полной мере ситуацию и сделать следующее:

• остановить или прервать коммуникационный процесс;

• вернуться к тому, что уже было сказано, и требовать начать всё сначала;

• прослушать всё сообщение сплошь или перескакивать от его начала к концу.

На презентациях, так как они рассчитаны на группу людей, срабатывают общепринятые правила. Следовательно, большинству присутствующих не приходит в голову изменить ход сценария, публично перебить презентатора до конца его выступления. Однако встать и уйти в процессе выступления может позволить себе каждый. Поэтому презентатору до выступления необходима уверенность в том, что, то, что он будет говорить, и как он это будет делать, слушатели захотят услышать и будут способны адекватно воспринимать сообщение.

Например, если выступающему не хочется получать много вопросов, то целесообразно длительное время поддерживать интерес публики к предлагаемой информации, наглядным иллюстрациям. Или, если информация для аудитории совсем новая, необходимо делать паузы между основными частями сообщения или перемежать новую информацию с краткими комментариями, чтобы у слушателей не возникало «информационной перегрузки». Полезно также делать обзор информации в процессе её преподнесения и не забывать формулировать небольшие выводы в конце.

Очень важны имиджевые характеристики презентатора. Увлекаясь информационной частью будущего выступления, некоторые специалисты иногда забывают подумать о своём внешнем виде. Для эффективной презентации целесообразно учесть три основных направления, связанных с внешним видом, а именно:

• правильно выглядеть, то есть внешний вид: поза и одежда;

• совершенствовать голосовые возможности;

• помнить, что нужно сказать.

Имидж - визитная карточка презентатора, он способствует повышению эффективности воздействия на аудиторию, остается в социальной памяти людей.

Известно, что 55% информации о человеке мы получаем, глядя на него. Эти визуальные сообщения основываются на физическом облике презентатора, включая его позы и внешний вид. Специалисты по коммуникативным презентациям считают, что, выступая перед аудиторией, не следует демонстрировать позу человека с поникшей головой и опущенными плечами, вцепившегося в стол или трибуну; не стоит складывать руки на груди и смотреть в потолок, задрав голову. Эти позы и жесты расшифровываются как оборонительные, они обычно оказывают негативное воздействие на аудиторию, так как свидетельствуют о неуверенности или враждебности презентатора, о слабой подготовленности к представлению им темы.

К неудачно выбранному положению тела можно отнести:

• перенос веса тела на одну ногу;

• разворот одним плечом вперёд к аудитории, что создаёт ощущение повышенной интровертированностивыступающего;

• постепенный отход назад, всё дальше от слушателей.

Позитивными позами считаются те, при которых оратор стоит прямо, повернувшись лицом к аудитории и его тело хорошо сбалансировано, устойчиво, но не статично, в меру расслаблено или раскрепощено.

Контролируйте свою осанку во время презентации и вы почувствуете себя более уверенным, деловито и позитивно сосредоточенным.

В не меньшей степени созданию правильного облика выступающего способствует одежда и, хотя нет каких-либо правил по поводу костюма презентатора, она всё-таки должна соответствовать следующим критериям:

• ситуативная уместность;

• гармония с человеком, его возрастом и обликом;

• эстетично и со вкусом подобрана;

• удобная и демократичная;

• учитывать особенности аудитории;

• позволять презентатору чувствовать себя уверенно.

Примите во внимание эти советы и ваш костюм произведёт благоприятное впечатление на участников презентации

Вторая особенность «формы» презентатора связана с его голосом. Известно, что 38% информации мы получаем о человеке из того, как он говорит, то есть тембр, темп и манера речи, дикция, артикуляция, наличие или отсутствие негативных околоречевых характеристик, типа «эканья» или слов-паразитов (ну, это, так сказать и т.д.). Поскольку презентатор говорит более длительный период времени, чем обычно, в достаточно структурированных рамках и со многими людьми одновременно, пользуясь при этом микрофоном и техническими средствами, постольку его голос должен соответствовать всем этим условиям.

Специалисты по паралингвистике и экстралингвистике выделяют четыре главные измерения голоса, на которые следует обратить внимание презентатору при подготовке к выступлению. Это громкость, высота, скорость и паузы. Уровень громкости голоса должен соответствовать месту проведения презентации и размеру аудитории. Целесообразно точно расставлять акценты и выделять словесные нюансы либо повышая, либо уменьшая громкость голоса в процессе выступления. Говоря о высоте голоса, необходимо уделить внимание многоразовой перемене в процессе речи высоты тона. Считается, что «позитивное» сообщение лучше доносить до слушателя посредством завершения высказывания на более высокой ноте, а в противоположной ситуации можно говорить более приглушённо.

Важное значение может иметь темп речиговорящего публично. Слишком быстрая речь или, наоборот, медленное повествование, особенно в комбинации с монотонным, не громким голосом, являются препятствием для эффективной коммуникации. Целесообразно стремиться к разнообразию, перемежая длинные предложения с короткими, вкрапляя эмоциональные репризы.

Презентатору нужно умело пользоваться паузами, придавая им каждый раз определённую длительность и значимость, то, как речевому эквиваленту запятой, то для отделения одной мысли от другой, то для акцентирования внимания на чём-нибудь значительном, то наполняя её «драматическим» содержанием и, следовательно, актёрским мастерством. Большое значение может иметь пауза для установления контакта с аудиторией, участвующей в презентации или с отдельными персонами, находящимися в зале.

Совершенствуйте свои голосовые и речевые возможности и ваша презентация будет приковывать внимание слушателей.

И, наконец, важным моментом, является необходимость помнить о том, что нужно обязательно сказать. Специалисты, занимающиеся коммуникативными презентациями, рекомендуют четыре основных варианта запоминания текста:

• чтение подготовленной рукописи (выступление по бумажке);

• запоминание предварительно написанного текста;

• импровизация в процессе публичного выступления;

• использование системы ключевых слов или карточек - шпаргалок.

Первый способ представления информации без специальных тренировок и без технических средств — малоэффективен. Письменная речь, как правило, излагается в научном стиле, который на слух плохо воспринимается. Кроме того, читаю имеет постоянного контакта с аудиторией, та как его голова привязана к тексту, наклонена, а, следовательно, не имеет обратной связи. Такая презентация может стать «самоубийственной».

Второй способ - запоминание, может производить впечатление искусственной речи и вызвать трудности у презентатора при ответах на вопросы, при установлении непосредственного контакта с аудиторией.

Импровизации, как известно, могут производить блестящее впечатление на публику на неформальных встречах и праздничных мероприятиях. Презентационная импровизация, то есть выступление без подготовительной работы, может вызвать самые разнообразные трудности у выступающего. Поэтому целесообразно подготовить некоторые яркие фрагменты, заранее продумать аргументацию и контраргументацию, потенциальные ответы на вопросы, а затем уже смело приступать к импровизированной презентации.

Самый эффективный способ для выступающего - превентивная подготовка материалов в детализированном, схематичном виде. Это могут быт краткие тезисы или проспект выступления, блок-структура будущей информации или карточки с ключевыми словами. Несомненно, в современных условиях самый лучший вариант презентационного материала должен быть подготовлен с помощью мультимедиа. Вместе с тем следует помнить, что хорошо выполненные визуальные материалы улучшают проведение устной презентации, но вряд ли смогут привести презентатора к успеху, если информационная, содержательная часть выступления не будет продумана и подготовлена на самом высоком уровне требований, которые включают все моменты, которые описаны выше.

Но даже самое современное программное обеспечение презентаций имеет не только сильные, но у слабые стороны. Если вдруг погаснет свет или поломается техника — имейте запасной вариант.

4. Этапы создания презентации
Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации.
Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

Разработка презентации - методологические особенности подготовки презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. Заполнение слайдов информацией, причем уже в момент заполнения Вы понимаете, что здесь Вы должны будете показать материал единым куском, а вот здесь – части материала должны будут появляться одна за другой, по мере необходимости.

Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия».  Вы проверяете – насколько удачно Вы «смонтировали» материал, насколько уместны Ваши переходы от слайда к слайду. В конце концов, Вы как бы смотрите на себя со стороны и спрашиваете себя – а насколько я и моя презентация эффективны, насколько мы достигаем намеченной цели?

Ниже мы рассматриваем только первый, но определяющий этап: планирование презентаций.

Планирование презентаций

Итак, начнем планировать презентацию.

  • Определение целей.

  • Сбор информации об аудитории.

  • Определение основной идеи презентации.

  • Подбор дополнительной информации.

  • Планирование вступления.

  • Создание структуры презентации.

  • Проверка логики подачи материала.

  • Подготовка заключения.

Первый шаг - определение целей

Итак, самый первый шаг при подготовке презентации - это определение целей.

Ниже изложены принципы эффективной презентации. Возможно, некоторые покажутся Вам спорными, но – честно говоря! – тем лучше. Это побудит Вас высказать СВОИ представления и сформулировать СВОИ требования к эффективности Вашей презентации.

· Слушатели перегружены информацией еще до презентации.

· У слушателей обычно короткая память.

· Публично проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.

· Цель любой презентации - убедить.

· Восприятие Вашей презентации аудиторией более важно, чем Ваше собственное ощущение.

· Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой.

Часто при подготовке презентации выступающие концентрируются на вопросе: «Что я буду говорить?». Вместо этого нужно задать себе другой вопрос:«Зачем я собираюсь проводить эту презентацию»? Ваша презентация должна давать ответ именно на этот вопрос.

Как определить реальные цели вашей презентации?

Попробуйте сформулировать Ваши цели, начиная словами:

По окончании моей презентации слушатели будут _______

Цель моей презентации _______

Я буду говорить о _______ для того чтобы _______

Первым шагом в подготовке презентации является определение целей. И какими бы Вам ни казались Ваши цели очевидными, как бы Вам ни казалось, что Вы их отчетливо понимаете, сочтите за обязанность их сформулировать.

И тут же приведу поэтическую строку, известного человека, который сказал: мысль, изреченная, есть ложь!

Для того, чтобы выступить успешно (неважно где - на Совете ЮНЕСКО или на уроке в сельской школе) Вы должны не только владеть материалом (условие необходимое), но и уметь его "преподнести" слушателям в форме, удобной и понятной для НИХ.

Еще раз повторю эту простую мысль: Вы планируете своё публичное выступление (или готовите пособие для самообразования) для КОГО-ТО, а не для себя. Определите свои цели. И Вы удивитесь, как такое очевидное требование повлечет за собой множество необходимых уточнений.

И Автор сейчас попытается Вам помочь в таких уточнениях

Второй шаг - информация об аудитории

Информация о вашей аудитории еще при подготовке презентации является очень важным шагом к успеху.
Вам необходимо знать, кто будет Вашим слушателем. Тогда Вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад.

Вот рекомендации, ориентированные, правда, на презентацию, скорее, коммерческого характера, чем педагогического, но Вам полезно с ними познакомиться. Эти рекомендации могут быть полезны, например, классному руководителю, который встречается впервые с родителями своего класса, директору школы, руководителю при первой встрече с подчиненными, ну и так далее.

Соберите необходимую информацию о ваших будущих слушателях, руководствуясь предлагаемым списком наиболее важных вопросов.

  • Сколько человек будет присутствовать?

  • Возрастная группа.

  • Социальное положение.

  • Уровень жизни.

  • Образование.

  • Каково их знание обсуждаемого предмета?

  • Причины присутствия на презентации.

  • Есть ли у них опасения, проблемы? Какие?

  • Каковы их цели?

  • Каковы их ожидания?

  • Ценят ли они юмор?

  • Как хорошо они знают вас?

Чтобы получить необходимую Вам информацию о будущей аудитории, воспользуйтесь следующими способами:

  • запросите список слушателей и их должности;

  • вышлите список Ваших вопросов организаторам;

  • поговорите со слушателями до презентации;

  • поинтересуйтесь мнением тех, кто знает аудиторию;

  • изучите всю доступную информацию об организации (реклама, журналы, Интернет).

Даже если Вы собираетесь делать презентацию перед хорошо знакомой Вам аудиторией, попытайтесь мысленно дать её обобщенный портрет.

В маркетинге это называется портрет потребителя. Не поленитесь описать себе вашу аудиторию. Более того, не поленитесь НАПИСАТЬ на бумаге - кто он такой, обобщенный будущий слушатель. Иногда Вы окажетесь неприятно УДИВЛЕНЫ, когда выясните, что на самом-то деле у Вас не будет ОДНОГО обобщенного слушателя, а их на самом деле ДВА или даже ТРИ (представляющих разные группы слушателей). И это означает, что Вы должны будете позаботиться о том, чтобы КАЖДЫЙ из них Вас принял и понял. Согласен, это дополнительный труд - ведь надо подготовить два или три доклада, а Вы ведь рассчитывали на один. Но было бы гораздо хуже выяснить непосредственно во время выступления, что две трети слушателей не понимают, зачем они сюда пришли!

Более того, если Вы готовитесь к уроку, представьте себе реакцию на Вашу презентацию со стороны КАЖДОГО ученика.  Ваша презентация должна доходить до КАЖДОГО. Если есть "трудные" ученики (а где их нет?) - запланируйте хоть один какой-то момент (элемент на слайде?), когда будет обращение и к этим ученикам тоже... Ведь то, что трудно сделать при подготовке обычного урока, возможно при подготовке ВИЗУАЛЬНОГО материала, каким и будет являться Ваша презентация!

ЕЩЕ РАЗ : Обязательно, обязательно, обязательно - уясните себе, каковы цели, ожидания и желания Ваших слушателей. Чего они хотят от Вас?

Третий шаг - выделение основных идей презентации

Выделив основные идеи, Вы поможете слушателям легче следить за ходом вашей презентации.

Чтобы выделить основные идеи вашей презентации, подумайте, как бы вы ответили на следующие два вопроса:

  • какие идеи будут соответствовать целям моей презентации?

  • какие идеи мои слушатели должны запомнить лучше всего?

Основные идеи должны:

  • служить конкретным целям,

  • содержать умозаключения,

  • быть интересными,

  • и их не должно быть много (обычно не более четырех - пяти).

Существует много способов выделения основных идей презентации. Например, с помощью приемов, заимствованных из теории рекламы и продаж товара. Проверьте себя – отвечая на вопросы:

  • Кто?

  • Что?

  • Где?

  • Почему?

  • Когда?

  • Как?

Используйте при этом тот самый "портрет потребителя" (обобщенный портрет слушателя), который Вы создали себе в соответствии с рекомендациями предыдущего материала.

Четвертый шаг - подбор дополнительной информации

Речь идет о том, что очень полезно включить какую-то дополнительную информацию, которую Вы будете использовать для поддержки основных идей. То есть - после того как Вы выделите основные идеи презентации, Вам необходимо подобрать материал, сопровождающий эти идеи.
Такой дополнительной информацией могут быть:

  • примеры,

  • сравнения,

  • цитаты,

  • открытия,

  • статистика,

  • графики,

  • аудио и видео материалы,

  • экспертные оценки.

Например, в презентации о внедрении Интернет-образования в средних школах можно выделить две основные идеи:

  • расширение возможностей для учителей использовать большое количество дополнительных материалов на уроках;

  • повышение заинтересованности школьников путем внедрения новых методов обучения.

Пятый шаг – планирование вступления

Работа над вступлением  соответствует пятому шагу планирования презентации соответственно.
Слушатели формируют мнение о Вас уже в первые несколько минут. После этого очень сложно изменить это мнение.
Сделайте все возможное, чтобы это мнение было позитивным. У Вас не будет второго шанса произвести первое впечатление! Подумайте о том, что Вам нужно сказать во вступлении.
Как минимум необходимо:

  • представиться (имя, должность, организация);

  • сказать, сколько будет длиться ваша презентация;

  • договориться о том, когда можно задавать вопросы - во время презентации или после;

  • представить тему вашей презентации;

  • установить доверительные отношения со слушателями;

  • заставить аудиторию слушать Вашу презентацию.

Для того чтобы достичь целей вступления, помните о четырех советах, весьма полезных при подготовке вступления вашей презентации.

  • Привлеките внимание. (Привлечь внимание во вступлении можно цитатой или интересными данными.)

  • Укажите основные идеи. (Перечень основных идей необходим для того, чтобы настроить слушателей на тему Вашей презентации).

  • Укажите интересы аудитории. (Для чего аудитория пришла Вас слушать? Что полезного в Вашей презентации для слушателей? Расскажите об этом, и Вас будут слушать с еще большим вниманием.)

  • Используйте уместные слова и жесты. (Заранее продумайте – насколько естественна для ДАННОЙ аудитории привычная Вам жестикуляция, а также привычный Вам стиль общения, не будут ли они чужды для данной аудитории?)

Вот несколько распространенных типов вступлений, которые Вы можете использовать в своей презентации:

  • цитаты,

  • риторические вопросы,

  • декларативные заявления,

  • ситуации из жизни,

  • текущие события,

  • план действий,

  • истории из жизни замечательных людей.

Выбор в первую очередь зависит от Вас, Вашего материала и специфики аудитории.

Если вы не хотите настроить вашу аудиторию негативно (или даже обидеть) с самого начала, соблюдайте ряд правил.

Прежде всего, избегайте замечаний по поводу пола, расы, религии, политики и тещ.
Пять «смертных грехов» вступления включают:

  • извинения;

  • длинные и медленные предложения;

  • очевидные наблюдения;

  • банальные вопросы;

  • истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.

Хорошо, если Вы скажете что-нибудь приятное собравшимся, это всегда будет воспринято положительно. Но стоит ли начинать Ваше знакомство с аудиторией с шутки – это сложный вопрос. Аудитория может оказаться неожиданно более ранима к Вашим шуткам, чем Вы ожидаете, и сочтет это панибратством. Поэтому пока у Вас не установился контакт с аудиторией, держите себя предельно корректно.

Из сказанного следует, что Вам имеет смысл подготовить НЕСКОЛЬКО возможных вступлений, даже на одном и том же материале.

Учтите: программа PowerPoint позволяет Вам делать РАЗВЕТВЛЕННЫЕ презентации, и Вы можете управлять уже во время доклада – по какой из ветвей Вы пойдете. Поэтому в случае необходимости и при наличии некоторого опыта Вы сумеете легко «подстраиваться» к настроению зала – для того, чтобы повести аудиторию за собой и добиться своей цели.

Шестой шаг – логика и переходы

Разработка логики подачи материала является шестым шагом планирования вашей презентации.
Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, Вам необходимо продумать переходы:

  • от вступления к основной части презентации,

  • от одной основной идеи к другой,

  • от одного слайда к другому.

Переход - это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой.

Обязательно продумайте – каким образом Вы будете давать аудитории понять, что Вы закончили обсуждение одного тезиса Вашего доклада и переходите к следующему.

Помогите слушателям сформулировать для себя понимание того, КАК увязаны в Вашем выступлении эти части.

С помощью переходов создается естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за Вашим рассказом. Для обозначения перехода можно:

  • использовать короткие фразы,

  • найти привлекающее внимание высказывание,

  • привести актуальную статистику,

  • использовать шутку или шокирующее заявление,

  • выдержать паузу,

  • изменить тон голоса.

Если Ваша презентация следует зачьей-либо еще, или Вас представляет кто-нибудь из организаторов, постарайтесь встретиться с этим человеком накануне и выяснить, о чем он будет говорить.
Так Вы сможете подготовить красивый переход от его речи к своему выступлению.

Седьмой шаг – структура

Седьмым шагом планирования презентации является создание структуры основной части.

Очень важно, чтобы за структурой презентации стояла логика подачи материала.
Только тогда можно говорить с уверенностью о том, что Ваши идеи будут понятны слушателям.

Какие бывают типы логической последовательности?
Материал можно излагать:

  • в хронологическом порядке,

  • в порядке приоритета,

  • в территориальном порядке,

  • в тематической последовательности,

  • структурируя его по принципу «проблема-решение».

Какой бы метод Вы ни выбрали, самое главное, чтобы он соотносился именно с Вашим материалом. Подкрепляйте Ваши идеи дополнительной информацией в виде примеров, цитат, статистики, историй, определений, сравнений и т.д.

Хронологический порядок - один из типов логической последовательности структуры Вашей презентации:

  • сначала Вы описываете события в прошлом;

  • затем рассказываете о ситуации в настоящем;

  • потом предполагаете, что произойдет в будущем.

Второй тип логической последовательности - это подача материала в порядке приоритета:

  • сначала Вы фокусируете внимание аудитории на самых важных вещах;

  • затем переходите к менее значительным.

Например, в презентации об Интернет - образовании Вы можете сказать: «Из всех задач, стоящих перед программой информатизации образования, наиболее важной является приобщение к компьютеру детей сельских школ».

Территориальный порядок изложения материала довольно специфичен.
Он может быть полезен в том случае, если в Вашей презентации обсуждаются идеи или проблемы различных географических областей.
Например, Вы можете использовать территориальный порядок, когда говорите о внедрении информационных технологий в образование в различных регионах России.



следующая страница >>