microbik.ru
1



Реферат

по дисциплине: философия

Тема: Аксиологические проблемы науки

План работы
Введение ……………………………………………………………………...3

  1. Нормы и ценности науки ……………………………………………….4

  2. Наука и ценности общества …………………………………………….5

  3. Ценностная система научного сообщества ……………………………8

Заключение …………………………………………………………………13

Список литературы ………………………………………………………...14

Введение
В начале XXI века в условиях глобализации мира всё более ясными становятся как положительные, так и отрицательные стороны дальнейшего развития технологической цивилизации, основу которой составляет наука и её артефакты. И в связи с этим актуализируются вопросы о целях и средствах развития самой науки, её внутренних противоречиях, её ценностных ориентациях, о взаимоотношении науки и других форм культуры, её взаимоотношении с религией, а также различными видами ненаучного знания.

Наука возникает и развивается в обществе. Сегодня она представляет собой его важнейший социальный институт. Всякий социальный институт – а общество в целом можно охарактеризовать как сеть, или как систему взаимодействующих социальных институтов – это особая сфера упорядоченных отношений между людьми, устойчивой организации их деятельности.

Такая упорядоченность и организованность достигается путем нормативно-ценностного регулирования межличностных взаимодействий. С точки зрения своего внутреннего устройства социальный институт выступает как система норм и ценностей.

Как социальный институт наука начала оформляться в XVII— XVIII вв., когда в Европе возникли первые научные общест­ва, академии и научные журналы. В ХХ в. наука преврати­лась в особый тип производства научных знаний, вклю­чающий многообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, це­ленаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддерж­ку, специальную промышленно-техническую базу, об­служивающую научный поиск, сложное разделение тру­да и целенаправленную подготовку кадров.


  1. Нормы и ценности науки


Наука - особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире1.

От других социальных институтов науку отличает то, что это - институт по историческим меркам молодой, еще, видимо, не завершивший процесс своего окончательного оформления.

Зарождение социального института науки принято относить
к ХVII-ХVIII вв., а в географическом отношении - к региону Западной Европы, прежде всего - к Италии, Англии, Франции.

Нормы очерчивают круг допустимого, возможного, приемлемость поведения в рамках данного социального института. Более высокий и вместе с тем более обобщенный уровень регуляции поведения людей - уровень ценностей, на котором определяется, что является должным, во имя чего люди следуют принятым нормам и вообще действуют, какое благо проистекает от данного социального института.

Нужно отметить что очень часто нормы, а тем более ценности социального института не получают письменного оформления и закрепления. Обычно они не бывают такими жесткими, как какие-либо правила, а в случае непосредственно интересующего нас здесь социального института науки само их выявление представляет собой очень непростую проблему.

Каким же образом реально действуют нормы, в частности - нормы неписанные?

Согласно Т. Парсонсу, одному из классиков социологии ХХ века, это достигается прежде всего за счет того, что в культуре данного общества приняты и укоренены нормативные ожидания, определяющие, что именно надлежит делать в тех или иных обстоятельствах людям, занимающим те ли иные позиции2. На индивидуальном уровне эта упорядоченная система ценностей и норм реализуется благодаря организованности мотивов, которые побуждает человека действовать так, как это предписывается нормативными ожиданиями.

Каждый социальный институт располагает механизмами контроля за поведением и действиями людей. Это - обширный набор позитивных и негативных санкций, которыми поощряется ожидаемое и наказывается отклоняющееся поведение.

Если же говорить о социальном институте науки, то здесь главной позитивной санкцией является признание коллег — как современников, так и особенно ученых последующих поколений.


  1. Наука и ценности общества


Процесс институционализации науки включает в себя две
стороны - во-первых, формируется социальный институт науки со
специфической системой ценностей и норм. Во-вторых, устанавливается соответствие между этой системой и нормативно-ценностной системой, характерной для общества в целом, для всей сети социальных институтов.

Соответствие это, как показывает исторический опыт, ни: когда не бывает полным, так что отношения между наукой и обществом всегда более или менее напряжены. Это может выражаться в том, например, что господствующие в обществе ценности не позволяют развивать некоторые направления исследований, осуществимые с точки зрения имеющихся у ученых возможностей, знаний, средств и методов.

Не может, конечно, сколько-нибудь продолжительно сохраняться и такое положение дел, когда ценности и нормы науки открыто и непримиримо противостоят ценностям и нормам общества. Социальный институт науки попросту не сформируется и не сможет существовать в таком обществе, фундаментальные ценности которого несовместимы со специфическими ценностями науки.

ХХ век в лице таких своих представителей как П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер, П. Тилих, братьев Нибур, Дж. А.Т. Робинсон, И. Барбур через призму религиозных ценностей и приоритетов привлёк внимание к проблеме конкуренции ценностей в индустриальной и постиндустриальной культуре. Христианство - это культурная, ценностная традиция современной западноевропейской цивилизации, которая продолжает оказывать влияние на индивидуальное и коллективное сознание, на архетипы бессознательного, на личностную и национальную идентификацию и самоиндификацию в современном мире. Экспликацию и глубинный анализ христианской аксиологии в современной научной рациональности необходимо оценивать как один из неизбежных культурологических подходов в процессе дальнейшей эволюции науки.

Дефиниция науки акцентирует, в первую очередь, внимание, на том, что это способ познания реального мира, включающего в себя как ощущаемую органами чувств человека реальность, так и проверяемых моделей этой реальности. Отсюда следует, что главным отличием того, что называется наукой, от предшествующих близких к ней проявлений человеческого духа, от умозрительного (философского) постижения мира или от духовного (религиозного) проникновения в суть вещей и явлений служит научный метод. Но уже Д. Юм отстаивал положение о том, что невозможно делать предписывающие выводы из чисто описательных предпосылок, которые лежат в основании научного факта или теорий. Д. Юм доказывает, что императивные утверждения нельзя выводить из номинативных, поскольку это - разные типы высказываний.

Научное познание — одно из многих занятий, и оно не может стать источником норм для деятельности, ставящей перед собой совершенно иные цели. Во второй половине ХХ в. представители различных философских направлений: критического реализма, постмодернизма и др. (К. Поппер, П. Фейерабенд, С. Тулмин, М. Фуко, М. Полани, Т. Кун и др.) подвергли всесторонней критике принцип объективности научного знания, который, элиминируя субъекта, утверждает нейтральность или свободу научных теорий от ценностей, этики. Согласно С. Тулмину, сам идеал научной объективности вызывает сомнения, ибо мы в этом мире соучастники, а не посторонние наблюдатели3. Поэтому наука и ценности взаимодействуют и не могут быть полностью изолированы друг от друга. Но ценности, присущие научному исследованию, нельзя считать универсальными, идеалом и распространять их на этику общества.

В научном исследовании есть важный этический аспект, но он представляет лишь ограниченный спектр ценностей. Ценности науки не могут предоставить человеку необходимую мотивацию для этического выбора в другой, личной сфере. Наука не способна предоставить самодостаточную основу, из которой можно было бы выводить этические принципы, но она может показать ограничения, налагаемые на человеческое поведение природой человека. Без науки сегодня невозможно сформировать мировоззрение, в рамках которого современный человек принимает решения, которые можно более или менее надёжно оценивать с помощью научного метода.

К самой научной рациональности необходимо применить принцип дополнительности. На новом качественном уровне встаёт вопрос о специфике, направленности и ценностных ориентациях, существующих в мире различных типов и способов человеческого познания. Наука, религия и философия — это три способа познания человеком одного и того же — своего предназначения в мире, осознания смысла, цели своего существования. Сегодня речь идёт о нахождении интеллектуального плюрализма (а возможно, и консенсуса) и установления духовной толерантности как на уровне общественного, так и индивидуального сознания. Наиболее фундаментальные этические убеждения, такие как ценность индивидуума и уважение к миру природы — зависят от того, как человек понимает предельную реальность. Поэтому этика неотделима от метафизики. Кроме того, абстрактные принципы сами по себе не определяют этических поступков, в которых принимают участие не только разум, но воля и чувства. Трюизм, что религиозные принципы часто сильнее влияют на мотивацию, чем абстрактные принципы, поэтому ещё со времён О. Конта наука на уровне массового сознания принимает вид «рациональной религии» (универсальной надежды).

«Взаимообмены» между обществом и наукой жизненно важны для существования науки, поскольку благодаря им она получает необходимые ресурсы. Вместе с тем и для современного общества, коль скоро оно хочет быть и оставаться современным, поддержка социального института науки столь же жизненно необходима4. Очень многое в этом обществе — и культура, и мировоззрение, и производственная деятельность человека, и его повседневная жизнь — существенным образом зависит от науки.


  1. Ценностная система научного сообщества


По мере исторического развития и общества, и науки ее участие в удовлетворении запросов, нужд и потребностей общества становится все более широким и многообразным, Общество, вкладывая в науку значительную долю своих разнообразных, правда, всегда ограниченных, ресурсов, заинтересовано, естественно, в том, чтобы эти вложения давали максимальную отдачу.

Однако наука не может все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы тратить на удовлетворение только тех запросов, которые приходят извне. Часть этих ресурсов всегда будет расходоваться иа поддержание ее собственного существования, на воспроизводство ее самой как социального института.

Понятно, что нормативно-ценностная структура этого социального института существует не сама по себе, не в безвоздушном пространстве. Она воспроизводится, изменяясь, порой весьма существенно, лишь постольку, поскольку есть те, кто разделяет ее ценности и руководствуется ее нормами. Все эти люди, которых принято называть учеными или, более приземленно, научными работниками, образуют научное сообщество.

Члены научного сообщества - это те, кто занимаются научной деятельностью в ее различных формах. Каждый из них не только проводит научные исследования, но и оценивает результаты своих коллег, готовит, выступая в качестве преподавателя, пополнение для научного сообщества, действуя в роли консультанта, эксперта и пр5.

В самом широком смысле научное сообщество включает всех ученых не только настоящего времени, но и предшествующих поколений, поскольку их объединяют идеалы и ценности науки.

Важно отметить при этом, что воспроизводство научного сообщества, то есть подготовка новых поколений ученых, — это не только передача новичкам определенной суммы знаний и умений, но и усвоение ими идеалов и ценностей науки, того, что называют этосом науки (под словом «этос» понимается устойчивый и специфический дух, характер, настрой личности, социальной группы, народа, вообще социальной общности).

Возможны, вообще говоря, два способа передачи новичкам и усвоения ими принципов нормативно-ценностной системы. Первый - формальный - характеризуется тем, что идеалы и ценности зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса. Удостоверив свою приверженность основополагающим идеалам и ценностям, новичок рполучает правло самостоятельно заниматься соответсвующим видом деятельности.

Характерный пример здесь — клятва врача, которую должен дать каждый выпускник медицинского института, чтобы получить право заниматься профессиональной деятельностью. В этой клятве зафиксированы основные этические требования, которыми ему надлежит руководствоваться в своих действиях и взаимоотношениях с пациентами и с коллегами.

Второй же способ не предполагает такого формально выраженного кодекса. В этом случае ключевую роль играет неформальное личностное общение учителя и ученика-новичка, в ходе которого первый самим своим поведением демонстрирует образцы следования ценностям и нормам научного сообщества, непосредственно усваиваемые вторым.

В целом нормативно-ценностная система есть то, что объединяет отдельных ученых в научное сообщество, консолидирует их. Ясно поэтому, что значительная часть усилий научного сообщества, и прежде всего его лидеров, направляется на поддержание системы.

Важно иметь в виду, что научная деятельность носит конкурентный характер. В силу этого и механизмы самоорганизации научного сообщества в некоторых существенных моментах напоминают механизмы рынка с той, однако, принципиальной разницей, что роль капитала в науке выполняет уже упоминавшееся нами признание коллег6.

Как бы то ни было, нормативно-ценностная система научного сообщества не только допускает, но и стимулирует конкуренцию между учеными, обеспечивая тем самым прогресс научного познания. Вместе с тем эта система устанавливает и правила честной конкурентной борьбы, обеспечивая консолидацию научного сообщества.

Конкурируя с коллегами в борьбе за признание, каждый ученый реализует свой индивидуальный интерес. Этот интерес, однако, он может преследовать лишь в рамках научного сообщества, постольку, поскольку обеспечивается существование и воспроизводство сообщества. А это побуждает ученого относиться с увахением к коллегам, признавать вклад в науку каждого из них и поддерживать климат взаимного доверия.

Постольку, поскольку регулирующие взаимоотношения ценности и нормы не навязываются ученым извне, а вырабатываются и поддерживаются самими же учеными, есть все основания говорить о научном сообществе и как о форме самоорганизации ученых.

Ценностно - нормативная система выполняет при этом двоякую функцию.

Во-первых, она обеспечивает согласование мотивов, интересов и целей всех тех, кто входит в научное сообщество. Это - функция интеграции сообщества.

Во-вторых, она позволяет сообществу выступать в качестве единого целого во взаимодействиях социального института науки с другими национальными институтами, с государством и обществом.

Осуществление этой функции необходимо для того, чтобы наука могла получать от общества потребные ей материальные символические ресурсы. Конечно, внутри науки распределение этих ресурсов порождает немалые социальные проблемы, поскольку каждое дисциплинарное сообщество, отстаивая собственные интересы, естественным образом стремится получить большую долю ресурсов. Однако перед внешним окружением, каковым для науки является общество, научное сообщество должно выступать как интегрированное целое, демонстрируя не только те практически важные эффекты, которые могут дать отдельные сферы науки, но и ценность науки как таковой А это, в свою очередь, зависит от того, насколько сплоченным является научное сообщество в целом и в какой мере оно способно осознавать, выражать и защищать свои специфические интересы.

Иначе говоря, речь идет о том, насколько автономно научное сообщество. Автономным следует считать такое сообщество, которое, во-первых, в состоянии самостоятельно формулировать и поддерживать собственные нормы и ценности; во-вторых, само определять направления, тематику и проблематику своей деятельности.

Наличие автономного научного сообщества - это важнейший показатель того, что в данном обществе в основных чертах оформился институт науки.
Заключение
В процессе исторического развития науки менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В XIX в. к мировоззрен­ческой функции добавилась функция быть производи­тельной силой. В первой половине ХХ в. наука стала приоб­ретать еще одну функцию — она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы соци­альной жизни и регулируя различные виды человечес­кой деятельности. В современную эпоху в связи с гло­бальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентации человечества. В этой связи переосмысливаются и функции науки.

Ее доминирую­щее положение в системе ценностей культуры во мно­гом было связано с ее технологической проекцией. Се­годня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными цен­ностями, которые представлены нравственностью, ис­кусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет собой новый тип рациональности.

В научном сообществе, как во всем обществе, существуют свои собственные ценности, которые перекликаются с ценностями общества.

К аксиологическим проблемам науки относят ее суверенность, научные идеалы ученых, их ответственность за использование определенных научных методов и т.д.

Список литературы

  1. Быданов В.Е. Религиозно-этическое измерение науки как ценность современной научной рациональности//Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года, Санкт-Петербург. Серия «Symposium», выпуск 20. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 82-85

  2. История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с.

  3. Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание/Под общ. ред. В.А. Яковлева; Пер. с англ. Л.В. Сурковой - М.: Логос 2001. – 360 с.

  4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. – М.: ПРИОР, 2001. – 428 с.

  5. Печенкин А.А. Современная философия науки. – М.: Логос, 1996. – 400 с.

  6. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 551 с.

  7. Философия науки. Вып. 5: Философия науки в поисках новых путей. - М., 1999. - 153 с.

  8. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 552 с.

  9. Фролов И.Т. Философский словарь. – М.: Республика, 2002. – 719 с.




1 История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 872

2 История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 734

3 Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. – М.: ПРИОР, 2001. – С. 112


4 Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. – М.: ПРИОР, 2001. – С. 204


5 Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – С. 441

6 Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – С. 443