microbik.ru
1
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Роды и виды ораторского искусства

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии и политологии Р Е Ф Е Р А Т Роды и виды ораторского искусства Студент II-ИЭ-8Альперт Владимир Научный руководитель Филиппова Т. С. С а м а р а 1997 С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр.1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ 32. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ 103. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ 15 3.1. Социально-политическое красноречие. 17 3.2. Академическое красноречие. 19 3.3. Судебное красноречие. 19 3.4. Социально-бытовое красноречие. 20 3.5. Богословско-церковное красноречие. 22ЛИТЕРАТУРА 25 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видовискусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводиласьлишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством– с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которойнеизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется какнаука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и красноречии. Втрактовке анонимного автора, ритор – это и поэт, и мастер слова – оратор.Книга «О возвышенном» свидетельствует о том, что в античности риторикеобучались как поэты, так и ораторы, Последние охотно прибегали к чистопоэтическим приемам, чтобы усилить выразительность своей речи. В высказываниях других античных мыслителей можно встретить такжеуподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре. Но такиевысказывания весьма редки и часто неубедительны. Чаще же всего ораторскоеискусство рассматривалось как родная сестра поэзии и сценическогоискусства. И если, например, Аристотеле в «Риторике» и особенно в«Поэтике», сравнивая красноречие и поэзию, находил нечто общее между ними,то Цицерон в своих публичных выступлениях прибегал к актерским приемам. В позднейшие времена также устанавливались связи между ораторскимискусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством. Например,М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителейкрасноречия» первостепенное значение придавал именно художественнымкомпонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова,означает сладкоречие» («красно говорить»). Этим оно «превышает многиеискусства», отличается чистотой «штиля», великолепием и силой слова, живопредставляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающеечеловеческие страсти. Возбуждать и утолять страсти – такова, по утверждениювеликого ученого, первейшая обязанность оратора. Сходные мысли содержиткнига А. Ф. Мерзлякова «Об истинных качествах поэта и оратора», изданная в1824 г. Одно то, что поэт и оратор рассматриваются как люди одинаковоготворческого труда, уже свидетельствует о том, что автор названногосочинения не проводил резкой грани между стихотворцем и ритором. Обопределенной связи поэзии и красноречия писал также В. Г. Белинский врецензии «Общая риторика Кошанского», где утверждал, что «поэзия входит вкрасноречие как элемент, является в нем не целью, а средством». Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони(1844–1927) много писал об ораторском искусстве как истинном творчестве, нелишенном художественности и даже элементов поэзии. Всецело соглашаясь столкованием красноречия П. С. Пороховщиковым, Кони писал: «Красноречие–этои литературное творчество, но, в устной форме. Оратор так же, как и поэт,обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к однойи той же действительности подходят с разных точек зрения». В современной литературе можно встретить сопоставления ораторской речии поэзии ( Асеев «Кому и зачем нужна поэзия?», Афонин «Искусствохудожественного слова» и др.) Что же дает основание для таких сопоставлений и аналогий? Конечно, прежде всего то, что художественное творчество вообще, как икрасноречие, будучи видом его, относится к сфере духовной жизни, являясьопределенной формой идеологической и – шире – культурной деятельности. Какпоэзия и театр, так и ораторское искусство есть созидание духовныхценностей. Все виды эстетического труда и красноречия по своему существуидеологичны, хотя, конечно, в разной степени и форме выражения. Как поэзиян театральное искусство, так и красноречие чутки к современности в своейисследовательской сущности и стремлении соответственно воздействовать наобщественное мнение и психологию людей. Однако как раз это существенноеобстоятельство, общее для этих видов искусства и красноречия,рассматривалось далеко не во всех исследованиях. Общее для поэзии исценического искусства, а также красноречия большинство исследователейвидели лишь в том,. Что они оперируют словом. При этом фактическизабывалось,. что живым, то есть устным и звучащим, словом пользуются толькоактер и оратор, а поэт (если он не ашуг) пишет и не всегда декламируетсобственные творения точно так же, как драматург творит на основе и понормам литературного языка, хотя и обязан подчиняться законам сценическогоискусства. От связи разных видов искусства перейдем к рассмотрению различия междупоэзией, театральным искусством, с одной стороны, и красноречием – сдругой. В художественном творчестве весьма существенное место занимают вымысели домысливание. В красноречии применяется лишь домысливание, и то всравнительно редких случаях, когда оратор говорит о возможном развитииосвещаемого события или процесса. Конечно, талантливый оратор так же, какпоэт или драматург, актер, одарен воображением, способностью к фантазии. Новряд ли он может следовать, например, Пушкину и сказать: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь... Если художественная фантазия вполне правомерно может творить на основевымысла, то воображение оратора всецело опирается на данныедействительности, на опыт II достижения науки. Ораторское воображениенередко проявляется в форме гипотезы, предположения или донаучногопредвидения, но никогда не может быть плодом вымысла, воображения. Подхудожественным вымыслом, как известно, подразумевается то, чего никогда небыло и даже не могло быть в жизни, но что тем не менее благодаря силетворческого дарования, талантливого созидания воспринимается как нечтореальное, могущее быть или даже будто бывшее. Другое обстоятельство – условность. Она – исторически сложившаясяформа (способ) художественного отражения жизни, как правило, предельнодифференцирующаяся по видам и даже жанрам искусства. К тому жехудожественная условность всегда национальна, своеобразна и самобытна.Эстетика отличает условность в реалистическом искусстве, где она действуеткак форма правдивого воспроизведения действительности, условностиформалистического искусства, так как здесь условность абсолютизируется,доводится до абсурда и поэтому ничего реального не отражает, кроме смутныхпредставлений художника-модерниста. Стоит в связи с этим отметить, чтоэстетическая категория условности в искусстве имеет довольно богатуюисторию и видовое многообразие. Анализ, например, драматургии В.Маяковского, творчества А. Довженко или искусства московского театра«Современник», не говоря уже о режиссерской практике и теории, был бывполне достаточен, чтобы убедиться в том, насколько широко и разнообразноиспользуется язык художественной условности в искусстве. Что же касается красноречия, то условность в нем применяется опять-таки весьма ограниченно, и то исключительно в образности, стиле, манерах, атакже жестах и мимике оратора. Предмет же красноречия, как и его конкретноесодержание, всегда вполне реален. И говорится ли об этом предмете конкретноили в отвлеченной форме – все равно речь не может быть условной посуществу. Красноречие отличается от собственно искусства и тем, что в нем, какправило, не бывает художественного образа как основной формы воплощенияораторской мысли. В поэзии слово обязательно образно, метафорично ивоплощает видимое или конкретно чувствуемое, так или иначе эмоциональнопереживаемое. В публичной речи мысль (идея) выражается в понятиях иопределенных теоретических положениях, раскрываемых суждениями идоказательствами, умозаключениями и другими логическими категориями.Конечно, талантливый и опытный оратор всегда стремится пользоватьсяобразностью речи, добивается ее наиболее яркой выразительности. Онстремится к живости описательной части своего публичного выступления,использует такие речевые средства, которые способны давать наглядноепредставление о вещах, разбираемых в лекции или обозрении. Но эти моменты вораторском труде играют не главенствующую, а подчиненную роль, поэтомукатегория образа в красноречии не имеет того значения, которое она имеет влюбом виде художественного творчества. Еще одно обстоятельство – отношение к слову. В поэзии оно не тольковыразительное средство, но нередко и предмет поэтического обыгрывания винструментовке стиха, в рифмованин – внутреннем и внешнем, в обеспечиванииопределенной образной повторности и музыкальности. Правда, не каждому поэтудается такое «обыгрывание», но оно правомерно в лирическом творчестве, вискусстве поэтического слова. В красноречии такое обыгрывание исключаетсясовершенно. Обратимся еще к некоторым сравнениям, на этот раз между красноречием иактерским искусством. Сценическое слово, повторим еще раз, порождает, говоря словами К. С.Станиславского, «физическое действие»: определяет поведение драматическогоили комедийного персонажа, его переживания и стремления. Речь оратора, хотяв отдельных своих частях и произносится не без эмоций и переживаний, непорождает разнообразных действий кроме того, что часто сопровождаетсяжестами и сказывается в его мимике. Главное «действие», которое онсовершает по мере развертывания собственной речи, – это убедить своихслушателей в правдивости излагаемого, в истинности доказываемых имположений. Далее, красноречие – такой же живой процесс, как и искусство театра.Зритель сценического искусства и слушатель лекции 'или доклада становятсясоучастниками того, что совершает актер или оратор. Для театральныхисполнителей вовсе не безразлично, полон или полупуст зрительный зал, дляуспеха спектакля существен также состав зрителей, их подготовленность квосприятию и пониманию разыгрываемой комедии или фарса, трагедий или драмы.Для лектора, политического обозревателя, докладчика или цехового агитаторатакже важно, кто и как, в каком настроении и с какой подготовленностьюслушает произносимую в данный момент речь. Существенное значение для актераи оратора имеет также внешняя, как правило, эмоциональная выявленностьмысли и переживаемых чувств. Красноречие отличается от актерскоготворчества своей самостоятельностью. Как известно, актерское исполнениеесть труд, производный от сочинения драматурга. Есть пьеса – будетактерское искусство, нет ее – театр в целом вынужден молчать. Вообщеговоря, всякое художественное исполнительство – будь то музыкальное иливокальное, художественное чтение или действие актера на сцене – естьтворчество, вторичное по своей природе. Конечно, талантливый исполнительвыступает как самостоятельный художник, отличающийся своим «почерком»,стилем исполнения. Средствами своего искусства он не только раскрываетзамысел драматурга или композитора, по нередко обнаруживает в исполнениимузыкального произведения, чтении лирического стихотворения, басни илипоэмы именно то, что не всегда «простым глазом» или слухом угадывается.История театра, например, изобилует гениальными прозрениями в актерскомисполнении равными большому открытию в познании человеческой сущности.Актерское искусство есть сценическое воплощение замысла драматурга, образови картин, созданных его воображением и талантом, к тому же по-своемутрактуемых режиссером-постановщиком. Точно так же пианист, чтец-декламатор,какими бы талантливыми не самобытными они ни были, не могут целикомигнорировать не только содержание, но и форму исполняемого имипроизведения, созданного композитором, писателем. Иначе обстоит дело с ораторским трудом. Красноречие, будучи живымпроцессом, состоящим из двух стадий, едино по своему творческому характеру.Первая стадия может быть названа временем ораторского замысла, еговынашивания, продумывания идеи и темы, а тем более конкретного содержанияпредстоящего выступления, его конспектирования. Вторая стадия – это ужереальное воплощение замысла и темы ораторской речи – ее публичноеисполнение. Как на первой, так и на второй стадиях оратор целикомпредоставлен самому себе, и его труд составляет единство первичного ивторичного творчества. В своей работе истинный оратор самостоятелен и визвестной меря оригинален от начала и до конца. Правда, в античности были логографы – мастера писать тексты чужихречей. Они были сочинителями красноречия, с которым сами никогда невыступали. Логографы зарабатывали на том, что обеспечивали публичный успехи славу другим. В наше время не стало логографов, хотя «мастера» писатьдоклады или речи для .других, конечно, есть. Однако подобное творчество дляних является побочным, не главным. Чтение подготовленных такими лицамитекстов лишь в редчайших случаях бывает удачным и впечатляющим. Действительный оратор всегда выступает в трех лицах: сочинителя(«драматурга»), постановщика («режиссера») и исполнителя своих лекций,бесед и других видов искусства публичного слова. При всем том оратор, вотличие от актера и режиссера, обходится без предварительных, тем болеедлительных и скрупулезных репетиций. Первое ораторское выступление поданной теме – это и репетиция, причем уже открытая, и вместе с темпубличное выступление. И если лектору или пропагандисту приходится вновь ивновь выступать по данной теме, то он имеет возможность совершенствоватьсвои выступления. Другая особенность красноречия – полное отсутствие в нем игры илипредставления, а тем более перевоплощения в какой-либо образ. Яркаяличность лектора, его очевидная одаренность, блеск и глубина его ума,манера говорить, его голос и эмоциональность, наконец, примечательнаявнешность в совокупности нередко воспринимаются слушателями какопределенный образ, но не чужой, а образ самого оратора, счастливоодаренного природой множеством привлекательных качеств. И еще одно сравнение. В отличие от актера оратор всегда один саудиторией. Она может состоять из двух-трех десятков людей или сотни. Темне менее лектор или докладчик должен одинаково свободно вести себя и содинаковым успехом держать слушателей в «своей власти». Конечно, актерутакже приходится оставаться наедине со зрительным залом, но в редких, оченьредких случаях и на считанные минуты заданного драматургом и режиссероммонолога. Менять монолог, как и отказаться от намеченной и заранееотрепетированной мизансцены, он не может. Оратор же с самого начала и доконца своего выступления один перед массой людей. Он обязан приковатьаудиторное внимание к себе, порою меняя какие-то частности в своемвыступлении, импровизируя, повторяя трудные положения речи, прибегая кшуткам и т. д. Однако сказанное не исчерпывает краткой характеристики основныхособенностей красноречия. До сих пор оно рассматривалось главным образом всопоставлении с искусством – такая аналогия стала традиционной. Любопытно,что «искусство», в античности толковавшееся весьма широко и подразумевавшеевсякое занятие, спустя столетия дифференцировалось на различные науки,ремесла, художественное творчество, медицину и даже военное дело, но закрасноречием так и остался «титул» искусства. А ведь по своей сутикрасноречие если в целом и может назваться искусством, то в ряде своихаспектов и видов должно признаваться если не наукой, то непременно –орудием науки. Если повнимательнее вчитаться в то, .что говорили или писали Платон иАристотель в упоминавшихся трудах о риторике, то не так уж трудно будетзаметить, что красноречие они рассматривали в системе знаний как способпознания и толкования сложных явлений жизни. В некоторых суждениях этихмыслителей даже исчезают грани между толкуемой риторикой и собственнонаукой. Позднее, например, Френсис Бэкон (XVII в.) в работе «Опыты»риторику классифицировал как искусство «сообщения знаний». Интересноеположение сформулировал М. В. Ломоносов: «Красноречие есть искусство овсякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему обоной мнению. Преложенная по сему искусству материя называется речь илислово». Эти мысли в разных вариациях развивали другие видные русскиеораторы. Например, А. Ф. Мерзляков считал, что публичная речь – это преждевсего рассуждение в устном выступлении. Но оратор не просто рассуждает, егоцелью – убеждая разум, воздействовать на волю людей для достиженияопределенной цели. Книга Мерзлякова «Краткая риторика» фактически иобосновывала эту главную функцию красноречия, толкуя ее собственные научно-познавательные функции. В работе М. М. Сперанского «Правила высшегокрасноречия» разрабатываются основы ораторского искусства, призванного бытьдоказательным, рассудительным, несущего людям знания. Короче говоря, традиционное понимание красноречия как вида искусства,а нередко и .словесности никого не должно вводить в заблуждение. Искусствои научность составляют сложный синтез двух относительно самостоятельныхспособов воздействия на людей. И если мы остановились на том, что даетоснование характеризовать красноречие как искусство, то лишь потому, чтоэто мнение весьма популярно, а главное, не одному современному слушателю,хочется в красноречии видеть прежде всего искусство – творчество в высшемего выражении, способное увлечь и заразить эмоционально любого слушателя. В отличие от актера оратор всегда один с аудиторией. Она можетсостоять из двух – трех десятков людей, но в большом и переполненном залемогут находится сотни людей. Тем не менее лектор или докладчик долженодинаково свободно вести себя и с одинаковым успехом держать слушателей всвоей власти. Конечно, актеру также приходится оставаться наедине созрительным залом, но в редких случаях и на считанные минуты заданногодраматургом и режиссером монолога. Менять монолог, как и отказаться отнамеченной и заранее отрепетированной мизансцены, он не может. Оратор же ссамого начала и до конца своего выступления один перед массой людей. Онобязан приковать аудиторное внимание к себе, порою меняя какие-то частностив своем выступлении, импровизируя мыслями и чувствами, повторяя трудныеположения речи, прибегая к шуткам и т.д. Отмечая основные отличия красноречия от поэтического и актерскоготворчества, мы вовсе не стремимся утверждать, что быть талантливым ораторомтруднее, чем одаренным поэтом и актером. Мы хотим лишь разобраться восновных особенностях красноречия как общественного явления, высказывая,может быть спорные мысли. Устанавливая сходные черты между поэзией иораторским искусством, мы стремимся лишь доказать, что красноречие естьвполне самостоятельное творчество, имеющее свою специфику. Попытаемсяохарактеризовать и оценить ее, рассматривая ораторское искусстводифференцировано. 2. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ Разнообразие риторики осознавалось еще в Древней Греции, где онаразличалась по видам. Основными из них считались: . политическая или совещательная речь . судебная речь . торжественная или эпидектическая речь. Кроме этого, в ораторском искусстве выделялось еще надгробное слово,посвященное памяти заслуженной личности, поэтому его произнесениепоручалось лишь выдающемуся или хорошо известному оратору. Но, какпоказывает история древнегреческой риторики, наиболее широкоераспространение и общественное влияние имело политическое и судебноекрасноречие. В нем чаще всего и отличались ораторы. Такое видовое разделение риторики было чисто эмпирическим, пожалуй,даже эмоциональным, нежели вполне логически обоснованным. Даже гениальныйАристотель, в любом явлении доискивавшийся до самых глубин и узнанноеобобщавший в определенных теоретических положениях, в своей "Риторике"также не дал глубокой классификации видов красноречия. Как уже отмечалось,он различал не виды а стили заранее написанной и произносимой (выученнойнаизусть) речи. Первое, писал он, точна, но суха, лишена аффектов, авторая, то есть не писанная, о свободно исполненная речь- наиболееактерская, т.е. творческая. Причем о стиле этой речи Аристотель писал, чтобывает два ее вида: "один передает характер, другой - аффекты ..." Автор"Риторики" далее отмечал неуместность сценических приемов при чтенииписанной речи, но они пригодны для живой речи. Аристотель не пояснял, чтоон подразумевал под "сценическими приемами", но можно допустить, чтоимелись в виду ораторский жест, мимика, интонация голоса. Действительно,как показывает опыт, внешнее, в том числе в какой-то мере изобразительныепроявления ораторского состояния ( жестикуляция) естественными кажутсяименно в развертывающейся речи, а не при чтении заранее написанного текстапубличного выступления. Дифференциацией античного красноречия занимался также Цицерон. В труде" Об ораторе" он писал, что "существует природа красноречия", и связывал ихс типами самих ораторов. Какие же это роды? Прежде всего "ораторывелеречивые с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений,решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружие готовыетрогать и обращать сердца - и этого они достигали с помощью речи резкой,строгой, суровой, не отделанной и не закругленной, а иные, напротив, -речью гладкой, стройной, и законченной". Другой род "или группа" ораторов,писал Цицерон, это ораторы "сдержанные и проницательные, всему поучающие,все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной , таксказать, и сжатой речи". Между этими двумя родами (группами) ораторов,утверждал Цицерон , есть еще один род - "средний и как бы умеренный род, неприменяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натискапервых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другуюсторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому,ни другому". Далее Цицерон более подробно говорил об особенностях каждого из трехродов ораторов. Он высказывал немало любопытных соображений, помогающихразобраться в особенностях красноречия, которому он придавал весьма важноезначение в общественной жизни. В частности, не безынтересно, что, поопределению Цицерона "наилучший оратор тот, который своим словом научаетслушателей и доставляет удовольствие, и производит на них сильноевпечатление. Учить - обязанность оратора, доставлять удовольствие - честь,оказываемая слушателю, производить впечатление необходимо". Цицерон считалправомерной "украшательскую" речь, был убежден в том, что "истиннокрасноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великихделах величаво, о средних - стилем промежуточным между обоими". Иначеговоря, Цицерон требовал соответствия формы ( стиля, как он писал) ипредмета, а значит, содержания - ораторской речи. И это положение, как этоочевидно для непредубежденного человека, не противоречит научному подходу ксущности красноречия. Однако цицероновская классификация ораторского искусства идеалистична,так как в ней фактически игнорируется предмет красноречия. Согласноцицероновской концепции, не предмет и тема публичной речи определяют еехарактер, ее видовую особенность, а сама манера( стиль) этой речи играетрешающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из объективносложившихся форм и приемов риторики, а из личности оратора. Какова личность оратора? Яркая, темпераментная, талантливая илималоодаренная, замкнутая? Эрудированная или дилетантская? Разумеется, успехлюбого публичного выступления определяется знаниями, талантом и мастерствоморатора. Но в одном стиле он будет говорить, выступая с лекцией, например,о конституционном устройстве государства, в другом - в судебной речи или"надгробном слове", если иметь ввиду наиболее распространенные видыкрасноречия цицероновских времен. тема и назначение, форма и даже составаудитории, а они - факты объективного характера - обязывали оратора нетолько в ту пору, но и намного раньше выступать по-разному, действовать вдухе каждого вида красноречия. Талантливость и мастерство между прочимсказывались в том, что говорящий продумывал и затем произносил свою речь,во-первых, строго исходя из предмета: характера, объема, конкретногосодержания и направленности темы; во-вторых, также строго учитывал составаудитории, целевое назначение собрания, на котором он, оратор, держал речь. Стоит также отметить неточность цицероновского толкования категории"рода" красноречия. То, что он подразумевал под ним, на самом делеотносится к "видам" риторики, в совокупности своей составлявших род, тоесть определенный класс искусства в риторики. Любопытно также, что вцицероновской, как и вообще в античной классификации ораторского искусства,не фигурирует "диалог" достигший высокой культуры в древнегреческихакадемиях, одним из первых мастеров которого показал себя , как ужеотмечалось, Сократ. Любопытно, что цицероновский принцип разделения красноречия по типамораторов, по-видимому независимо от римских влияний (а может, и под ихвоздействием), в определенной степени сказался в Древней Грузии в томтолковании, которое давал ораторскому искусству Фартадзе - видный деятельзнаменитой Колхидской риторической школы и оратор IV века. В некоторыхсвоих речах, тексты которых в довольно полном виде сохранились по сей день,грузинский ритор говорил об "искусно и пламенно произнесенном слове", о"соблазнительном и вкрадчивом изложении", то есть делил красноречие на видыпримерно так, как это задолго до него делал Цицерон, исходя из стиляораторской речи. Вместе с тем Фартадзе различал политическую и судебнуюречи. Первая, как он считал, рассчитана на то, чтобы убедив людей вверности развиваемых оратором положений, привести слушателей к правильномупониманию интересов государства и народа. Судебная же речь, пользуясь чисториторическими средствами, должна быть строго аргументирована юридически.Однако и то истолкование видов красноречия, которое давал грузинскиймыслитель было скорее описательным и эмпирическим, чем теоретическим,всерьез аргументированным. Немало интересного содержат труды мыслителей и летописцев Армении V-VIстолетий. Начиная уже с создателя армянской письменности и одного извыдающихся первых просветителей этой страны Месропа Маштоца деятели этойэпохи рассматривали красноречие в ряду других видов искусства, выделяя приэтом силу слова, носителя мысли и красоты. В "Истории Армении" ФавстосаБюзанда, "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци и у других летописцев и ученыхтого времени приводятся образцы речей, в которых именно красота мысли ивоплощающего ее слова выделяются как специфические признакидействительности ораторского искусства. В древнеармянской классификации красноречия особый интереспредставляет "Определения философии", труд выдающегося армянского философаVI века Давида Анахта (Непобедимого). Отражая достигнутый уровеньфилософской мысли и логической культуры, это сочинение сыграло существеннуюроль в развитии любомудрия в Армении, ее теоретических знаний. Этосочинение в данном случае ценно тем, что содержит одну из самых ранних,наиболее полных и, главное, аргументированных классификаций познания:теоретического и опытного. Анахт писал - и это было серьезным достижениемармянской философии, – что все существующее может быть разделено,определено, анализировано и доказано. Тем самым подводилась определеннаяметодологическая база под классификацию теоретического знания и практики,выдвигались принципы в которых нетрудно усмотреть элементы материализма. Обращаясь к ораторскому искусству, Давид Анахт рассматривал его какважный способ познания, как определенный вид искусства. Вместе с тем он и вданном случае применял принцип деления - классификации, различая видыкрасноречия. В "Определениях философии" он писал, что "ораторскоеискусство, являясь родом, делится на три вида: судебное, полемически-рассудочное, торжественно-праздничное". Порою мыслитель выражал своенесогласие с такой классификацией ораторского искусства, хотя и не объяснялсути своего несогласия. Но для нас в данном случае важна даже сама по себеконстатация ученым древности красноречия как общественного явления иналичия его разделения. И, конечно, интересно суждение Давида Анахта о том,что полемически-рассудочное ораторское искусство "относится к будущемувремени, так как когда кто-нибудь делится своими мыслями с кем-либо, то ондумает о грядущем. А судебное относится к прошедшему времени, ибо всех,кого оно осуждает за то, что уже совершенно. Торжественно-праздничное жеотносится к настоящему, ибо имеет целью поднять настроение присутствующих". Как видим Давид Анахт говорил прежде всего об определенном роде,подразумевая род познания или искусства. В пределах же этого рода он ужеразличал виды красноречия. В таком разделении сказался, во-первых, опытклассификации знания вообще; во-вторых, достижения античной риторики, атакже того красноречия, которое развивалось в самой Армении. Сказалсяуровень самого теоретического осознания сути ораторского искусства и еговидов. Что же касается характеристики особенностей каждого видакрасноречия, то, конечно, вряд ли можно принять ее без серьезных оговорок.Мыслитель как бы отвлекался от конкретного предмета ораторского искусства вкаждом отдельном его виде, рассматривая его по преимуществу в его отношениик трем временам: минувшему, настоящему и будущему. Кроме того, в самомтаком разделении по временам обнаруживается элемент метафизики. Тем неменее классификация красноречия, данная в "Определениях философии",представляет интерес не только исторический, но и теоретический. Не останавливаясь на других фактах античной и более позднейдифференциации ораторского искусства, следует отметить, что в ней, вчастности в армянской классификации, не найти определения церковно-богословского красноречия, хотя, например, христианская проповедь к V-VIвекам уже накопила порядочный опыт и выдвинула не одного видного ритора.Среди них первое место в Армении занимает воинствующий богослов, мыслительи поэт, ставший католикосом, главой церкви, Иоанн Мандакуни. Его речи всвое время имели большое влияние на общественное сознание и оказывалисильное противодействие росту светской идеологии и материалистическихтенденций. В армянской классификации нет такого вида красноречия, как военно-патриотическая речь. Между тем образец такой речи, разумеется, взначительной мере домысленной, национального героя Вартана Мамиконяна, ноочень характерной для V столетия, дан в книге одного из выдающихсялетописцев и писателей Армении V столетняя Егише в его сочинении «ИсторияВартана, и Армянской войны». Таким образом, та ранняя дифференциация красноречия, о которойговорится здесь, фактически не охватывала всех действительно существовавшихвидов риторики. Но тем не менее нельзя отрицать, что попыткиклассифицировать виды красноречия отражали движение к созданиюоратороведения. Они имеют не только историческое значение. Некоторыесуждения первых теоретиков риторики и в наше время не потеряли своегозначения и способны содействовать развитию научного оратороведения. 3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ Ораторское искусство уже в античности не было однородным. Красноречиестало еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироватьсяв наше время. Есть еще один особенно существенный аргумент в пользу классификациикрасноречия. Это – необходимость лучшего понимания ораторского искусства, азначит, дальнейшего его совершенствования. То обстоятельство, что любой видкрасноречия есть частное по отношению к общему, то есть ораторскомуискусству, вместе с тем вид красноречия действует в своей сфере как общее,поэтому нам необходимо знать его. Ораторская «речь должна быть определенной не только по своей теме,конкретному содержанию, но и способу изложения, по тому, как онаисполняется, по степени эмоциональности и лаже по составу и характерутерминологии. Иначе говоря, те формы и средства освещения темы, которыеуместны при изложении, например, отчетного доклада на заседании Думы илипрофсоюзном собрании, неприемлемы для вузовской лекции; или же стиль чистоагитационной речи был бы вовсе не уместен на научной конференции,посвященной проблемам предмета философии, методологии науки, принципам иосновам генерального планирования экономического развития страны, сущностии целям научно-технической революции и других не менее сложных тем. Отсюдаследует, что мастерство в красноречии—это овладение спецификой каждого родаи вида ораторского искусства, тем более знание его предмета. По каким женаучным принципам мы должны классифицировать красноречие? Думается, чтоверное толкование причин многообразия ораторского искусства поможетопределить сами эти принципы (методологию) его разделения. Речь в данномслучае должна идти о диалектическом достоинстве объективных и субъективныхфакторов развития красноречия. Оно, как уже было сказано, возникло изнеобходимости публичного продумывания каких-то явлений и проблем, разбора ирешения вопросов, имевших общественное значение. "«Такова объективнаяоснова зарождения и прогресса красноречия. Но вопросы, которые становилисьпредметом публичного выступления, никогда не были однородными, не отражалитождественных, а тем более равнозначных по существу и характеру явленийдействительности. В одних случаях они отражали остро назревшие политическиеявления жизни, в других – касались быта или нравственности, в третьих –были предметом судебного разбирательства и т.д. В одних случаях публичнаяречь была предварением определенных решений и затем практических действий,а в других -носила познавательный характер и имела сугубо теоретическое,прогнозирующее. и даже гипотетическое значение. Сама действительность – торешающее обстоятельство, которое дает основание утверждать: в красноречиине может быть одинакового отношения к явлениям мира. Перейдем к самой классификации ораторского искусства, как она нампредставляется. Начнем с самих терминов «ораторское искусство» и«красноречие».Первый из них - античного происхождения и означает публичнуюречь, то есть слово, обращенное к массе люден. В античные времена не любойпублично выступавший с речью заслуживал титула «оратора». Что же касаетсявторого термина – «красноречие» (или «краснословие»), – то он чисторусского происхождения и означает говорить привлекательно, красиво, красно,убедительно (см. «Толковый словарь» Вл. Даля). Пользуясь терминами «ораторское искусство» и «красноречие», мыподразумеваем одно и то же: они -синонимы. Между тем А. Ф. Кони проводилопределенную грань между ними, писал, что под красноречием надо «разуметьдар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостьюобразов и силою метких выражений». Что же касается ораторского искусства,то оно, как считал Кони, есть умение говорить грамотно, убедительно.Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемоетрудом, – таково убеждение этого блестящего практика и теоретикакрасноречия. Не вдаваясь пока в разбор взаимосвязи приобретаемых знаний иприродного дара в искусстве публичного слова, мы хотим сказать, что«ораторство» и «красноречие» означают сложное интеллектуально-эмоциональноетворчество публичной речи. Переходя к родовой и видовой классификации рассматриваемойобщественной практики, попробуем представить ее схематически или в видетаблиц.|А. Род красноречия |Б. Вид красноречия ||I. Социально- политическое |Отчетный доклад на собрании ||красноречие |(конференции, съезде). || |Доклад на социально- политические и || |политико-экономические темы || |Политическая речь. || |Дипломатическая речь. || |Военно-патриотическая речь. || |Политическое обозрение. || |Митинговая речь. || |Агитаторская речь. ||II. Академическое красноречие |Лекция вузовская. || |Научный доклад. || |Научный обзор. || |Научное сообщение или информация ||III. Судебное красноречие |Прокурорская, или обвинительная, || |речь. || |Общественно-обвинительная речь. || |Адвокатская, или защитительная, речь.|| | || |Общественно-защитительная речь. || |Самозащитительная речь обвиняемого. ||IV. Социально-бытовое красноречие |Юбилейная, или похвальная, речь. || |Застольная речь - тост. || |Надгробное слово, или поминальная || |речь. ||V. Богословско-церковное красноречие |Проповедь. || |Речь на соборе. | Порядковая последовательность здесь аргументируется той ролью, которуюперечисленные роды и виды красноречия играют в общественной жизни. Каквидно из этой таблицы, род в ораторском искусстве - это более или менееустановившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийсяобщностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью ихближайших целей. Но более определяющим здесь является способ н формамонологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определитьи как жанр ораторского искусства, то оп в пределах рода является дальнейшейдифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем впервых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаютсячеткой разделительной характеристике. Предмет судебного красноречия, как правило, отличается от тематики, атем более от ближайшей цели первых двух родов ораторского искусства. Это женужно с еще большей определенностью сказать о предмете – тематике ипроблематике, а также о ближайших целях социально-бытового и особеннобогословско-церковного красноречия. Что же касается форм, в которыхвоплощаются роды, а в них – соответствующие виды (жанры) красноречия, топри том общем, в чем они сходятся между собой, в каждом виде ораторскогоискусства они проявляются с достаточной определенностью. Каковы же особенности видов ораторского искусства в пределах каждогоего рода?3.1. Социально-политическое красноречие. Доклад является публичным выступлением на экономические, социально-политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы ина темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся ирешаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередкопреследуются практические цели и задачи. Поэтому доклад содержитрекомендации, подсказывает решение более или менее определенносформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию. Доклад отчетный – речь, в которой официальное лицо отчитывается передуполномоченным собранием о проделанной работе, анализирует и оценивает еерезультаты. Такое выступление носит официальный характер. В нем меньшевсего агитации и даже пропаганды. В таком докладе одновременно говорится опредстоящей деятельности и соответственно формулируются новые задачи. Егосодержание не только. обсуждается, но и может корректироваться в каких-точастях, одобряется и нередко принимается как программа к действию. Отчетныйдоклад – не индивидуальное, а коллективное творчество, представляемое ввиде читаемого текста. В таком докладе, как правило, не бывает экспромтовили импровизаций, вполне правомерных и уместных, а порою необходимых вдругих видах красноречия. Доклад отличается продуманностью и строгойаргументированностью всех его разделов и положений, предельной деловитостью(практической направленностью), ясностью выводов и обоснованностьюрекомендаций, а также содержащихся в нем призывов. Известен еще один жанр социально-политической речи – слово по текущим,нередко повседневным, вопросам. Оно произносится при обсуждении какого-либо вопроса в прениях. Ограниченная, как правило, 5–10 минутами, такаяречь предельно сжата по объему изложения, но конкретна и деловита. Описанияв таком выступлении, как правило, исключены. Полемичность или критическаянаправленность – характерные ее особенности. Она не имеет самостоятельногозначения, понятна лишь в связи с обсуждаемым вопросом. Но и в таком краткомслове опытный оратор блеснет и глубиной мысли, и остроумием, ивыразительностью своей речи. Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица,представляющего то или иное государство. Политическое обозрение – публичное выступление, в котором освещаются икратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события.Такое выступление носит информационно-комментаторский характер. Речь митинговая носит остро-политический характер и посвящена всегдаобщественно значимой теме. Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром передрешающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используютсяразнообразные виды красноречия. Но по своей форме, жанровым особенностямони не отличаются существенно от социально-политического и академическогокрасноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотическийхарактер, сурова .по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требуетсовершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна изособенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению итем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывномуинтонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках,военно-патриотическая речь — это не только призыв к подвигу и геройству, нои приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, еслипроизносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимсяпопулярностью.3.2. Академическое красноречие. Термин «академическое» красноречие является условным и обозначаетнаучное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокойаргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи испецифической терминологией.3.3. Судебное красноречие. Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства.Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер иотличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность,аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиямивыступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболееполная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть нетолько карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудияопределяет характер судебного красноречия. Отметим прежде всего, что в немсостязательный момент между прокурором и адвокатом является совершеннонеобходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имениобщества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но целькоторых на суде – установление конкретной истины и достижение вполнеюридически обоснованного и поэтому справедливого приговора. Бывают и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм.Нередко как прокурор, так и адвокат стремятся создать себе славу. Делаетсяэто с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в судеадресованы к судьбе определенного индивидуума, ставшего объектом юридическо-правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но эти же речипрямым образом обращены не только к судьям, но и к совести и сознаниюобщественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют ипрофилактический характер. Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речивместе с тем отличаются друг от друга. Прокурору, или, как писал А. Ф.Кони, публично говорящему судье, всегда легче. Он – обвинитель, выступающийот имени государства и народа. Структура прокурорской речи чаще всегосостоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленныхфактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого,его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о меренаказания или об оправдании, если для этого имеются основания. Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишеначувства такта и предельной объективности. Об этом такте, корректности,исчерпывающей продуманности формулировок в обвинительной речи обстоятельнои мотивированно говорил в своей работе «Задачи обвинения» А. Ф. Кони. Онписал об огромной моральной и, разумеется, юридической ответственностипрокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большимиправами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должнабыть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не толькоиздевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор. А. Ф. Кони в своих речах являл образец предельной объективности,деловитости, честности и ответственности. Достаточно познакомиться хотя быс такими его речами, как «По делу об утоплении крестьянки Емельяновой с еемужем» или «По делу о Станиславе и Эмиле Янеенах...», чтобы убедиться вверности высоких оценок прокурорского речевого стиля А. Ф. Кони. По своему существу они принципиально не отличаются от прокурорскойобвинительной и адвокатской защитительной речей. Как общественныйобвинитель, так и защитник не только оперируют параграфами кодексов, но иобращаются к морально-нравственным принципам и нормам общества, добиваясьсправедливого приговора суда. Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подзащитного –третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает кадвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях.3.4. Социально-бытовое красноречие. Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь,застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оноотражает определенные общественные отношения, представляя вместе с темизвестные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции.Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли убольшинства народов мира вместе с формированием у них определенного укладажизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играюттакой роли в общественной и государственной жизни, как другие видыкрасноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовоекрасноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере,чем другие виды ораторского искусства. Юбилейная, или похвальная, речь бывает двух подвидов: посвященнаякакой-либо знаменательной дате, юбилею предприятия или организации и речь,произносимая в честь отдельной заслуженной перед обществом личности. И та идругая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с темони имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает, правда,что юбилейная речь, посвященная празднику организации, в особенностикоммерческой, носит и чисто деловой характер. В брошюре А. И. Ефимова «О культуре речи» этот род красноречия названцеремониально-бытовым». Кстати говоря, в этой работе нет категорий «род» и«вид» красноречия, они обозначаются одним, не совсем четким термином –«разновидность». Нечетким потому, что затушевывается различие между общимии частными классификационными понятиями ораторского искусства. Иное дело – выступление, посвященное отдельной личности, например всвязи с ее 70-летием со дня рождения и 50-летием научной, художественнойили другой деятельности. Такие, как пропило, короткие речи, произносимые вполуторжественной и дружеской атмосфере, неизменно похвального характера.Они выражают уважение и почет юбиляру, исполнены добрых чувств и хорошихпожеланий ему, В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор,меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Онинередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем н дажеспециально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речиэкспромтные, импровизированные. И, наоборот, вызывают чувство досадыюбилейные речи, заранее написанные или выученные. Хорошо, если юбилейноеслово, произносимое в адрес заслуженного деятеля искусств, сопровождаетсяшуточными импровизациями, инсценированными (в костюмах и даже декорациях)коллективными выступлениями артистов, сольным пением, а порою и балетнымномером. В них красноречие органически сочетается с разными видамиискусства, становясь частью художественного представления. Застольная речь – тост также делится на два подвида. Это слово,произносимое на официальных, в особенности дипломатических, приемах.Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такаяречь носит деловой и политический характер и редко отличается от социально-политического красноречия. Иное дело тост – часть фольклора, многовековое народное творение. Внем вполне допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках,уместны славословия, но тосту противопоказана какая бы то ни былокритическая нота. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов вовсем неизменно определяют интонацию такой застольной речи, являются ееатрибутом. Опытный тамада – мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда, оком и как сказать. Его слово может быть подхвачено и продолжено другими.Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых вылепил А. П. Чехов врассказе «Оратор» (1886) в образе Запойкина. Этот выпивоха обладал «редкимталантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Нотаких типов приличное общество своим тамадой не выберет, дан вряд лизахочет допустить к столу. Надгробная, или поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни,всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийнойинтонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говоритсяв народе, принято «добром поминать». В старину у многих народов существовалобычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь. Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речиоб усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но исодержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений.Такие речи обязательно произносятся в тех случаях, когда скончавшийсяоставил заметный след б общественной жизни, в науке, технике, искусствесвоим трудолюбием и талантом. Слово, сказанное над гробом гениальногочеловека, причем сказанное его верным другом факт. сам по себезначительный, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие на егослушателей и даже читателей. Причем сила эмоционального воздействияпубличного слова нередко определяется как его объектом н конкретнойситуацией, так и тем, кто и как говорит.3.5. Богословско-церковное красноречие. Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющеенемалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу охристианской религии и особенно таких се наиболее влиятельныхразновидностях, как православие и католицизм. Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь,неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя ине исключает раздумий слушателей .над «смыслом жизни». Наиболее характернаяее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том,чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словомбожьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежитпроверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнеелюбопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковнаяпроповедь построена прежде всего на том, что все в мире «в руке божьей». Заранее продуманная, рассчитанная на эмоциональное возбуждениеприхожан церковная проповедь читается по ходу богослужения. Прерываетсядействие, замолкает орган, прекращается хоровое пенис и другие ритуалы, ина амвоне появляется духовное лицо, начиная свое слово. Естественно, чтоцерковному проповеднику свойственно обращение по преимуществу к обыденномусознанию людей, точнее, массы верующих, паствы. «Религия предназначенаглавным образом не для посвященных в дела науки одиночек, а для широкихмасс, для обыденного сознания». Следует отметить, что церковные служители небезразличны к кореннымпеременам происходящим в обществе. В своей проповеднической деятельностицерковь уже не представляет человека ничтожным, а, напротив, старается как-то возвысить его. Не отрицая земных радостей и даже ратуя за мир на земле,богословская риторика одновременно напоминает о «небесах», обращая к нимвзоры верующих. Обратимся к такому виду богословского красноречия, какпреподавание в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах,посвященных различным теологическим проблемам, толкованию тех или иныхканонов, апостольских посланий и т. д. В них можно усмотреть и правилаформальной логики, и чувство звучащего слова, и элементы ораторскогоискусства в духе современности. Но теперь все это не замкнуто в церковнойсистеме и фактически доступно широким слоям общества. Видовое многообразие современного ораторского искусства не поддаетсястрогому, а тем более исчерпывающему разделению. Но мы попытались выделитьосновные роды и виды ораторского искусства современности. Основные потому,что наша классификация не охватывает всех видов красноречия. Мы некоснулись, например, особенностей дискуссионной и полемической речей,одинаково распространенных во всех родах ораторского искусства. Мы необратились также к такой старой по традициям, но очень эффективной иэкспромтной форме ораторского искусства, как реплика и, пожалуй, справка.Иная реплика звучит как резкая отповедь оратору, как разоблачение, фальши,а нередко инсинуации. Не остановились мы также на форме красноречия, обычноприменяемой на пресс-конференции, практика которой в наше время приобрелабольшой размах. Ответы на пресс-конференции требуют широкойинформированности ораторов, прочности занимаемых им позиций и, конечно,большого, причем нередко полемического, опыта. Не останавливались мы также на сравнительно молодых, но ужезавоевавших миллионные аудитории, видах красноречия, применяемых по радио иособенно телевидению. Все виды устной речи—лекция, беседа, обозрение, —исполняемые по радио и особенно по телевидению, отличаются некоторымиособенностями. В частности, то живое общение, которое обычно достигается ваудитории, должно компенсироваться иными средствами, когда оратор выступаетно радио и по телевидению. Заслуживает специального внимания искусствослова «круглого стола», организуемого как на различных симпозиумах, так и спомощью телевидения. Это очень трудный жанр, ибо в еще большей мере, чем налюбых пресс-конференциях требует от его участников эрудиции, ораторскойнаходчивости, отличного словом и искусством импровизаций. Данная классификация наиболее полно и верно представляет роды и видыораторского искусства. ЛИТЕРАТУРА0. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978г.0. Зарифьян И.А. Теория словесности. М., 1990г.0. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992г.0.0. Стешов В.Г. Устное выступление : логика и композиция. М., 1991г.