microbik.ru
1
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Пикуль Дарья Владимировна, рук. доцент Челобанов Павел Степанович

Омский государственный университет путей сообщения
Научное управление - это целенаправленная деятельность людей, которая обеспечивает общественный прогресс, способствует, а не препятствует социально-экономическому движению, которое делает жизнь трудящихся "наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния".

Информатика включает в себя методы сбора, организации, хранения, поиска, обработки, преобразования, распространения информации при помощи компьютеров. В литературе наиболее принятым считается определение информатики как триединства "модель - алгоритм- программа". Модель (в том числе графическая) позволяет использовать строгие научные методы преобразования информации. Алгоритм есть результат применения численных методов. Программа - это реализация алгоритма на компьютере. Она обеспечивает возможность использовать новую информационную технологию.

Понятия "управление" и "информатика" тесным образом связаны между собой. Объекты, изучаемые информатикой, имеют много общего с объектами, изучаемыми теорией управления. Для того чтобы осмыслить связь теории управления с информатикой, необходимо выделить основную категорию управления - цель. В определении информатики в явной форме не содержатся цели алгоритмизации, анализ, принятие и выработка решений, контроль по принципу обратной связи и оценка "качества" достижения цели.

С учетом вышеизложенного информатика и управление определяются как единство понятий "цель - модель - алгоритм - программа". Такое единство облегчает синтез и развитие средств и методов из данных отраслей наук. Первичным в цепи определения является цель, формулируемая человеком, и модель (моделирование), вторичным - алгоритм и компьютерная программа, реализующая этот алгоритм. Современные информационные технологии (виртуальные технологии) определяются как симбиоз, синтез технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного (основанного на знаниях) диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели (рис. 1).

Информационные технологии в качестве нового инструментария влияют на общество, обеспечивая высокопроизводительные условия для работы человека. Процесс внедрения и расширения сферы применения информатики в управлении характеризуется рядом нерешенных проблем и противоречий. Там, где не учитывается человеческий фактор, где модели и алгоритмы управления сложны, информатизация не дает ожидаемого экономического эффекта. Простые задачи относятся к массовым. Для автоматизации их решения необходимы разделенные вычислительные средства, простые и доступные экономико-математические модели, т.е. массовое внедрение персональных компьютеров, интеллектуальных терминалов и т.д.


Рис. 1. Современные информационные технологии
В условиях рыночной экономики, демократизации, повышения самостоятельности коллективов предприятий, объединений и организаций наблюдается ускоренный рост объемов вычислений для задач простых и средней сложности. А это означает, что эффективность и результативность управления в целом будет зависеть от эффективности и результативности решения задач простых и средней сложности.

Таким образом, совершенствование управления в современный период должно идти по пути массовой разработки и применения экономичных, простых, удобных и доступных, легко адаптируемых компьютерных моделей на всех уровнях управления. На высших уровнях они будут выступать и в качестве своеобразных виртуальных "посредников" между сложными когнитивными моделями и руководителями.

Информационная технология управления должна обеспечить такие условия для работы человека, которые позволят не только использовать его преимущества, но и так их развить, чтобы обеспечить новые возможности интеллектуализации управления. Под этим углом зрения выявляются пути решения проблемы совершенствования, как информационного обеспечения управления, так и технологии управления путем создания и применения новых виртуальных, когнитивных, интерактивно-графических, диалоговых технологий.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. В таблице 1. представлены изменения подхода к использованию информационных систем в период с 1950 по 2010 гг.

Таблица 1.

Изменения подхода к использованию информационных систем.

Период времени

Концепция использования информатики

Вид информационных систем

Цель использования

1950-1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960-1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации.

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980 гг.

Управленческий контроль реализации

Системы поддержки принятия решений.

Системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

1980-2010 гг.

Информация –ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы

Автоматизированные офисы

Выживание и процветание фирмы


В качестве измеримых (экономических) показателей эффективности внедрения информационной системы часто рассматриваются:

  1. сокращение производственного цикла (на практике – на 35-65%);

  2. увеличение выручки (5-25 %);

  3. уменьшение оборотных средств в запасах (25-55%);

  4. повышение эффективности использования ресурсов (15-40%);

  5. повышение уровня обслуживания клиентов (25-60%);

  6. ускорение вывода нового товара на рынок (25-75%);

  7. снижение затрат (5-20%); 

  8. снижение производственного брака (35-65%);

  9. сокращение производственного цикла (5-25%);

  10. увеличение оборачиваемости средств в расчетах (25-55%).

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Стратегический курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает интенсификацию производства на базе научно-технического прогресса и внедрения эффективных форм управления. Это выдвигает новые задачи, связанные с разработкой современных методов и средств исследования и проектирования объектов различной природы и назначения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.




  1. Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. 6-е изд.-Спб.:Питер, 2010.-720с.:ил.

  2. Каймин В.А. Информатика: учеб.-М.Проспект, 2009.-272 с.

  3. Информатика. Базовый курс.2-е изд./Под ред. С.В. Симоновича – СПб.: Питер,2008.-640 с.:ил.

  4. Информатика: учебник.- 3-е перераб. изд./под ред. Н.В.Макаровой.-М.: Финансы и статистика, 2009. – 768 с.:ил.

  5. Ваганян Г.А., Ваганян О.Г. Виртуальные технологии менеджмента (систематика электронного управления) – Ер., Нжар, 2005. – 368 с.:ил.

  6. Бронникова Т. Оценка эффективности внедрения информационной системы управления предприятием. Измеримые цели и контроль их достижения. Газета «Экономика и жизнь» №47, 2008.