microbik.ru
1
Роль кабинета биологии в сохранении здоровья школьников

Николаева Алла Анатольевна,

учитель биологии МОУ « ЦО ППК»
Как отмечают Дыхан Л.Б. и другие ученые, за период обучения с первого по восьмой классы число здоровых детей уменьшается в четыре раза. Их исследования показывают, что к концу учебного года у трети детей первоклассников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3 до 30 %, нервно-психическими расстройствами – с 15 до 40%, гастроэнтерологическими заболеваниями – в 3,8 раза. Из класса в класс ухудшается здоровье школьников. В первый класс приходит 25 % здоровых детей, в третьем их 19 %, в восьмом классе – 13 %, в девятом – 9 %, в одиннадцатом – 6 %. Число детей, состоящих на диспансерном учете, в отдельных школах достигает 50 %.

Факторами риска для здоровья детей в школе являются чрезмерная информированность, нерациональная организация процесса обучения, питания, а также учебно-материальная база школы. С этой точки зрения, на наш взгляд, необходимо проанализировать роль кабинета биологии, в котором проводятся уроки и внеурочные занятия, а также размещается учебное оборудование. По мнению исследователей Пугала Н.А. и Трайтак Д.И., кабинет биологии является важнейшим элементом учебно – материальной базы школы, влияющим на сохранение здоровья школьников.

Наша школа построена в 1989 году по типовому проекту. Кабинет биологии расположен на третьем этаже, окна ориентированы на запад. Он состоит из двух смежных комнат: класс- лаборатория площадью 66 кв. м и лаборантской 15 кв. м. В кабинете два вида освещения: естественное (четыре больших окна вдоль западной стены) и искусственное, с помощью люминесцентных светильников с лампами белого цвета. Электричество необходимо для работы ТСО, поэтому на передней и задней стене расположены розетки. Стены окрашены в светло-зеленый цвет. Полы покрыты линолеумом. В кабинете действует приточно-вытяжная вентиляция, имеется водоснабжение.

Мебель в кабинете расставлена в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Ученические столы стоят в три ряда. Расстояние между рядами составляет 0,7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5 м, от первых столов до передней стены – 2, 6 м. По задней стене кабинета установлены шкафы для учебного оборудования. На боковой стене, противоположной окнам, располагаются полки с живыми цветами. В 2008 – 2009 учебном году в рамках национального проекта «Образование» в кабинет получено новое оборудование. Сделан ремонт, закуплена новая мебель. Тем не менее, с точки зрения здоровьесберегающего пространства у нашего кабинета имеется ряд недостатков:

- высокая сухость воздуха;

- большая загруженность кабинета (6 – 7 уроков, в классах по 25 – 33 человека);

- повышенная температура воздуха, особенно в солнечные дни;

- мебель изготовлена из ДСП, покрытия полов, строительные материалы, используемые для ремонта, выделяют вредные химические вещества.

Кроме обычных приемов (ежедневной влажной уборки, проветривания кабинета после каждого урока) нами используются мероприятия, которые помогают сохранять здоровье учащихся. Для ослабления влияния солнечного света используются жалюзи. По нашей рекомендации, во время ремонта стены были покрашены в светло-зеленый цвет. Роль цвета в интерьере очень важна. Лечебные свойства цвета были известны с давних времен. Цветовая окраска стен и мебели должна быть тесно увязана со степенью их освещенности. Для нашего светлого, солнечного кабинета мы выбрали насыщенный светло-зеленый, который компенсирует избыток света, утомительного для глаз. Как указывают валеологи, зеленый цвет вызывает чувство свежести, снижает кровяное давление, снимает возбуждение и усталость, успокаивает.
По мнению физиолога, доктора биологических наук В.А. Филина, одного из пионеров отечественной видеоэкологии, угрозу физическому механизму зрения создают так называемые агрессивные визуальные поля. Известный видеоэколог Наумова Н.Н. относит к ним голые стены, сплошные стены из окон, стеклянные витражи, различные поверхности, испещренные одинаковыми равномерно расположенными элементами (от которых рябит в глазах) и т.д.

Отрицательное воздействие заключается в том, что на голой стене глазу не за что «зацепиться». Это ведет к нарушению автоматики саккад, затрудняется бинокулярное зрение, не могут срабатывать фоторецепторы, реагирующие на перепад освещенности. Для уменьшения агрессивных визуальных полей в нашем кабинете на боковой стене, противоположной окнам, размещены полки с цветами, по задней стене установлены шкафы для учебного оборудования, которые имеют светло-коричневую окраску. На передней стене находится доска темно-зеленого цвета. Большая часть стены голая. Раньше на этой стене были фотообои, с прекрасным пейзажем, что также способствовало снижению агрессивных визуальных полей. К сожалению требования пожарной безопасности запрещают оклеивать стены обоями в учебных заведениях.

Для снижения сухости воздуха мы используем более 50 емкостей с комнатными растениями. Растения имеют высоту от 50 см до 1, 5 м. Повышают влажность воздуха такие растения, как абутилон, асплениум гнездовой, гибискус, нефролепис, циперус, циссус. Кроме того, комнатные растения выделяют фитонциды, губительно действующие на бактерии, а также являются «живыми фильтрами» вредных веществ.

Медики считают, что трихлорэтилен, который содержится в лаках, клее, хлорированной воде, является канцерогеном, так же как и формальдегид, который выделяется из объектов, сделанных из древесно-стружечных плит (парты, шкафы, стол учителя). Кроме того, формальдегид вызывает аллергические реакции, спазм бронхов, ухудшение зрения. В нашей коллекции растений эти вредные вещества поглощают плющ, спацифиллум, фикус, сансевиера, циссус, нефролепис. Об этом пишет в своей работе Ван дер Неер Я., анализируя комнатные растения. На учительском столе размещена хризантема, которая поглощает не только формальдегид, но и аммиак, выделяемый работающим компьютером.

Комнатные растения создают определенный уют в кабинете, способствуют релаксации. Эту же функцию выполняет аквариум с рыбками, объемом на 200 литров, который расположен у стены со шкафами для учебного оборудования.

Таким образом, кабинет биологии играет определенную роль в здоровьесбережении детей. Школьникам не только нравится заниматься в нашем кабинете, но и приходить после уроков, на переменах.

Примечание. Саккада (от старинного французского слова, переводимого как «хлопок паруса»)





Типичный образец записи движений глаз (горизонтальная составляющая) при фиксации испытуемым (правый глаз) неподвижной точки. Верхняя запись — правый
глаз, нижняя — левый. Отклонение луча вверх соответствует движению глаза вправо, вниз — влево. Вертикальная линия — калибровка 1 угл.град., горизонтальная — время 1 с, t — интервал между саккадами, А — амплитуда саккады

Саккады — это быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении. На записи имеют вид вертикальных прямых тонких линий. Специалисты нередко применяют термин «микросаккады» к быстрым движениям глаз, амплитуда которых не превышает 1 угл.град. А быстрые движения глаз амплитудой более 1 угл.град. называет «макросаккадами». С точки зрения В. А. Филина это деление чисто условное, так как предполагает, что эти два вида быстрых движений глаз имеют разный механизм происхождения. На самом деле любые непроизвольные быстрые движения глаз имеют одну природу возникновения и поэтому их целесообразно называть одним словом — «саккада».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0

Литература

  1. Большая книга по цветоводству / Под ред.Т.К. Тавлиновой.- М., 2003.

  2. Ван дер Неер Я. Все о комнатных растениях, очищающих воздух.- СПб., 2006.

  3. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Т. Педагогическая валеология.- М.: Ростов-на-Дону, 2005.

  4. Наумова Н.Н. Видимая среда как экологический фактор // Биология для школьников.- 2002.- № 2.

  5. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии.- М., 2000.



Тезисы опубликованы 25 ноября 2009г.