microbik.ru
1

Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития.

Развитие инфокоммуникаций затрагивает все аспекты человеческой деятельности и мирового развития, создает новые возможности в производстве и потреблении товаров и услуг и оказывает влияние на экономику, социум, международное разделение труда и другие аспекты развития мировой цивилизации. Степень информационной проницаемости экономического пространства определяют два фактора: скорость распространения информационных потоков и средняя скорость изменений в состояниях объектов этого пространства, т.е. зависит от уровня развития и доступности инфокоммуникационных услуг, технологий, сетей связи.

Понимая значение и преимущества развития государств на основе использования ИКТ, мировое сообщество стремится к созданию глобального информационного общества, принципы построения которого изложены в «Окинавской хартии глобального информационного общества», принятой 22.17.2000г.

Следующей вехой на пути к его построению стало проведение Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) (2003г., Женева и 2005г., Тунис).

В итоговых документах ВВУИО лидерами стран мира было заявлено об общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество путем формирования партнерских отношений между государственными органами, частным сектором и гражданским обществом. При этом отмечено, что органам государственного управления принадлежит ведущая роль в разработке и осуществлении всеобъемлющих, перспективных и устойчивых национальных электронных стратегий.

Рассмотрим основные направления инфокоммуникационного развития стран участников РСС, используя разработанные в последние годы и реализуемые национальные концепции, стратегии, программы развития ИКТ и построения информационного общества.

Национальные стратегии стран Регионального содружества отражают государственную политику использования ИКТ и его расширения, определяют ключевые цели, задачи, приоритеты и основные направления деятельности с учетом требований общества, передового мирового опыта и служат развитию страны, построению информационного общества и интеграции в мировое сообщество. Основные задачи национальных стратегий инфокоммуникационного развития стран участников РСС представлены на рис. 1



В результате реализации национальных стратегий должны быть обеспечены: прозрачность государственного управления,

стабильный экономический рост,

всеобщий доступ к информации,

улучшены условия жизни людей,

а также сформировано в стране единое информационное пространство, интегрируемое во всемирное информационное пространство с учетом национальных интересов.

В целях реализации принятых стратегий по формированию национального информационного общества и расширению интеграции в глобальное информационное пространство в странах регионального содружества активно осуществляются различные программы и виды деятельности, направленные на следующие цели:

формирование эффективного механизма инновационного развития связи и информационных технологий на основе усовершенствования нормативно-юридической базы обеспечения их развития; создание условий для привлечения инвестиций в отраслевое развитие;

обеспечение возрастающих потребностей общества, экономики, государственных органов, юридических и физических лиц в полном доступе к инфокоммуникационным сетям; внедрение цифрового телерадиовещания и оказание спутниковых услуг посредством применения новых техник и технологий;

создание системы безопасности информационного пространства и информационного правового поля деятельности юридических и физических лиц; формирование государственных, общественных и местных информационных ресурсов, создание информационных систем и сетей;

организация стандартизации, сертификации, регулирования запасов радиочастот и нумерации в области связи и информационных технологий в соответствии с международными стандартами;

определение инновационной политики и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечивающих создание информационного общества;  

обеспечение широко использования современных технологий в области образования, подготовки высококвалифицированных кадров, а также специалистов по информационной безопасности;

обеспечение развития и стимулирования местной промышленности и поддержки его исполнительного потенциала; создание условий для независимой и свободной конкуренции на рынке связи и информационных технологий.
Проведенный анализ основных направлений инфокоммуникационного развития анализируемого региона указал на следующие специфические условия и факторы:

во-первых, однозначность и типичность портфеля направлений информатизации и развития инфокоммуникационной инфраструктуры;

во-вторых, наличие различий в продвижении к информационному обществу определяется уровнем социально-экономического и инфокоммуникационного развития стран, а также системностью решения поставленных задач;

в-третьих, характер решения задач информатизации в каждой стране зависит от уровня готовности общества к переходу в информационное пространство, финансовых и инвестиционных возможностей реализации задач по модернизации инфокоммуникационной инфраструктуры и соответствующих институтов.
Анализ различных направлений развития инфокоммуникаций показывает, что их можно структурировать по четырем основным группам, отражающим возможности количественной оценки достигнутого уровня и перспектив инфокоммуникационного развития:

инфокоммуникационная инфраструктура, характеризующая обеспеченность общества инфокоммуникационными технологиями и доступ к средствам связи и информационным ресурсам;

индустрия информатизации, характеризующая структуру производства ИКТ и объемы их национального производства;

рынок инфокоммуникационных услуг, технологий и оборудования, отражающий уровень потребления, объемы и структуру спроса, степень рыночной конкуренции и динамику его развития;

пользовательская инфокоммуникационная среда, показывающая эффективность использования ИКТ в экономике, социуме и государственном управлении, степень готовности к электронному обществу и жизни в едином информационном пространстве.

Выделенные нами направления развития инфокоммуникаций должны найти количественное измерение в форме мониторинговых показателей, которые позволят не только оценивать текущее состояние, но и предопределять будущее развитие инфокоммуникационной среды национальных государств и положение каждой страны на пути движения к информационному обществу.

Следует отметить, что показатели доступа к телекоммуникационным сетям, информации и информационным ресурсам и «электронного развития», характеризующие состояние развития информатизации в странах участников РСС, являются многопараметрическими индикаторами, отражающими технологические, экономические и социальные возможности использования ИКТ, информации и информационных ресурсов населением и во всех сферах деятельности: в управлении, образовании, производстве, бизнесе, финансово-банковской системе, медицине, культуре, в домашних хозяйствах.
Международные организации: ООН, ОЭСР, МСЭ, уделяют значительное внимание разработке показателей состояния и развития инфокоммуникаций, доступности информационных ресурсов, определению критериев готовности перехода к информационному обществу.

Однако данные методологии, применяемые на международном уровне, должны быть адаптированы к региональной специфике и национальным системам статистического учета и оценки социально-экономического развития.
Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития (РМИКР), представляет собой систему, включающую в себя комплексное статистическое наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений инфокоммуникационных процессов и явлений в экономике и социальной сфере, оценку и анализ состояния, развития и потенциальных возможностей инфокоммуникационного развития, выработку управленческих воздействий по корректировке национальной или региональной политики по информатизации.

Основу информационной базы системы РМИКР составляют данные по предлагаемому перечню показателей за определенные периоды времени, что позволяет проводить глубокий пространственно-временной анализ состояния, динамики и потенциала ИКР.

Источниками и потребителями этой информации должны быть все страны участников РСС, а также международные организации (МСЭ, ВПС, ООН, ЕСЭР) и региональные организации.

Рис.2 дает наглядное представление о взаимосвязи компонентов мониторингового инструментария на национальном, региональном и международном уровнях, позволяющих не только провести различные аспекты анализа, но и выявить направления деятельности по активизации движения к единому мировому информационному пространству.


Рис. 2. Взаимосвязь компонентов мониторинга на национальном, региональном и международном уровнях

Интегральный показатель

инфокоммуникационного

развития

Обобщающие показатели инфокоммуникационного развития


Доступность пользователей к инфокоммуникационной инфраструктуре

инфраструктуры

Прогрессивность инфокоммуникационной инфраструктуры

Интенсивность использования инфокоммуникационных сетей и ИКТ

Эффективность стратегии по информатизации



Рис.3. Структура и параметры интегрального показателя инфокоммуникационного развития стран РСС
Для исчисления компонентов интегрального показателя ИКР целесообразно применение относительных величин вместо абсолютных, что обусловлено как требованиями международной и региональной сопоставимости данных по странам, отличающимся разным уровнем развития информационной среды и телекоммуникаций, так и аналитическими требованиями удобства обработки, сравнения, обобщения и представления полученных результатов.

Распределение стран по рейтинговой шкале дает представление о передовых и отстающих странах по уровню инфокоммуникационного развития. Однако важно знать также, насколько гармонично протекает этот процесс в отдельных странах региона, в чем состоит причина существующих отклонений в развитии ИКТ. Для проведения причинно-следственного анализа состояния и динамики инфокоммуникационного развития можно использовать метод группировки или формализации подмножеств по совокупности параметров ИКР в зависимости от плотности населения, душевого уровня ВВП, средних доходов занятых в экономике.
В обобщенном виде методический инструментарий регионального мониторинга развития инфокоммуникаций стран участников РСС схематически представлен на Рис. 3.

Он представляет собой совокупность методов и последовательность выполнения аналитических действий:

расчет, статистическая обработка и анализ частных, обобщающих и интегральных показателей ИКР по странам регионального содружества;

группировка стран РСС по социально-экономическим и образовательно-демографическим показателям, анализ распределения совокупности параметров ИКР;

ранжирование и установление рейтингов стран в региональном масштабе, оценка состояния, динамики и потенциальных возможностей инфокоммуникационного развития стран РСС;

сопоставление рейтинговых оценок обобщающих коэффициентов и интегральных показателей ИКР с международными композитными индексами;

выявление резервов и узких мест достигнутого положения и факторов повышения эффективности стратегии по информатизации, определение направлений и мероприятий по активизации движения к информационному обществу с учетом региональных особенностей и мировых тенденций;

оценка тенденций инфокоммуникационного развития стран РСС с учетом потенциальных возможностей.


Сбор исходных данных, приведение их к единой размерности и формирование массивов нормализованных данных по виду показателей

Анализ состояния, динамики и потенциальных возможностей инфокоммуникационного развития стран РСС. Выявление резервов и узких мест достигнутого положения стран РСС, факторов повышения эффективности стратегии по информатизации. Определение направлений и мероприятий по активизации движения к информационному обществу с учетом региональных особенностей и мировых тенденций

Оценка тенденций инфокоммуникационного развития стран РСС с учетом потенциальных возможностей

Ранжирование исходных данных, определение максимальных и минимальных абсолютных значений

Расчет плотности ПК, стационарных и мобильных телефонов, пользователей Интернет

Стоимость услуг связи и провайдеров Интернет

Данные об общей и компьютерной грамотности, плотности населения. Среднедушевые доходы населения и уровень ВВП




Вычисление относительных значений компонентов показателей




Вычисление показателя эффективности стратегии по информатизации

Вычисление показателей интенсивности использования сетей и ИКТ

Вычисление показателей доступности и прогрессивности инфраструктуры инфокоммуникаций




Вычисление интегрального показателя инфокоммуникационного развития (ИКР)




Группировка стран РСС по душевым уровням ВВП и доходов населения

Ранжирование и установление рейтингов стран РСС по интегральному и обобщающим показателям ИКР

Группировка стран РСС по уровню грамотности и плотности населения




Сопоставление рейтинговых оценок интегрального показателя ИКР с международными композитными индексами

Расчет статистических характеристик распределения технических средств и показателей ИКР

Расчет коэффициентов ранговой корреляции интегрального и обобщающих показателей ИКР с факторами развития




Рис.3. Методический инструментарий расчета и анализа показателей ИКР по странам РСС


Предложенный мониторинговый инструментарий и механизм организации РМИКР обеспечивает адекватность и объективность оценок состояния, динамики и потенциала ИКР, а также доказательную базу принятия управленческих решений и регуляторных воздействий на региональном пространстве по активизации средств реализации национальных стратегий движения к информационному обществу.

В ходе проведения РМИКР были поставлены цели и решены следующие задачи:

выявление сущности мониторинга, его роли в системе управления, принципов и методов построения применительно к региональному развитию рынка инфокоммуникационных услуг в странах-участниках РСС;

выявление характера мирового развития, структурных сдвигов и региональных особенностей развития инфокоммуникаций;

изучение существующих показателей и методов оценки состояния и развития инфокоммуникаций и обоснование необходимости совершенствования мониторингового инструментария;

исследование методологических подходов к формированию интегральных рейтинговых оценок и разработка методического обеспечения системы регионального мониторинга развития инфокоммуникаций;

формирование системы интегральных, обобщающих и частных показателей для регионального мониторинга состояния и развития инфокоммуникаций в разрезе регионов РСС и ее апробация;

обоснование организационно–экономических принципов системы регионального мониторинга развития инфокоммуникаций в рамках РСС;

разработка направлений использования результатов мониторинга Результаты РМИКР имеют практическую значимость для органов государственной власти и Администраций связи стран участников РСС, для международных и региональных организаций, аппарата Регионального содружества в области связи, национальных государственных органов исполнительной власти различного уровня, инвесторов, производителей и поставщиков ИКТ, а также для общественности стран регионального содружества.

Таким образом, предложенный механизм интернационализации мирохозяйственных связей в области инфокоммуникаций, на основе РМИКР, учитывает разный уровень и специфику развития национальных экономик региональной совокупности, позволяет конкретизировать параметры выявленного потенциала инфокоммуникационного развития и осуществлять координацию национальной политики по информатизации на региональном и мировом уровнях.