microbik.ru
1
Н.Г. Швец
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.

Научный руководитель – Г.С. Вяликова, доктор педагогических наук, профессор.
Роль социально-психологических характеристик в развитии подростка как субъекта социальной жизни
Последние десятилетия принесли в жизнь нашей страны существенные социальные и экономические изменения. В динамично развивающемся современном мире стремительный прогресс человеческой цивилизации, технологическое и культурное многообразие уже не позволяет людям получать полноценное образование в пространстве старой парадигмы. Невозможно без соответствующей подготовки осмысливать новые феномены и явления, анализировать возможные риски и перспективы. Модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к формированию личности человека.

На современном этапе развития нашей страны к качестве социального заказа выступает воспитание активного, мыслящего человека, способного творчески подходить к решению задач, ориентированного на использование рационального мышления, умеющего правильно распоряжаться своим временем, нацеленного на эффективное социальное взаимодействие с другими, ведущего здоровый образ жизни, человека, задумывающегося о судьбе и благополучии себя, окружающих и своей страны. Интеллектуальный потенциал такого гражданина становится основной единицей национальной конкурентоспособности и экономического процветания. Очевидно, что человек превратился в основной ресурс для реализации тех целей, которые заложены в новых образовательных стандартах второго поколения. Среди документов, включающих воспитательный компонент новых ФГОС можно выделить «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности». В этих документах раскрыты основные национальные приоритеты в области воспитания.

Разработка современной системы воспитательного воздействия невозможна без учета всех факторов, влияющих на процесс становления личности, а прежде всего особенностей личности самого ребенка. Пересмотр базовых ценностей, искажение общественных норм, снижение внимания к проблемам молодого поколения привели к тому, что новая позиция ребенка требует пересмотра подходов к изучению проблемы детства в целом. Особенно это касается такого сложного её аспекта, как подростковый возраст. Научные исследования, проведенные многими учеными, формируют значительную научную базу, которая позволяет сделать вывод, что данный этап – это наиболее важный период в процессе формирования личности. Значимость изменений, которые происходят в физиологии и психике человека в этот период, позволяют рассматривать подростков как отдельную социальную категорию. Главными критериями, которые позволяют говорить о подростках как об отдельной социальной категории, выступают их возрастные особенности и социально-психологические характеристики, среди которых самыми значимыми являются, с нашей точки зрения:

 изменения в самосознании;

 изменения ценностных ориентаций;

 выделение общения в ведущий вид деятельности подростка;

 осознание подростком себя как части общества.

Важнейшей социально-психологической характеристикой подросткового возраста является изменение, трансформация в самосознании ребенка, что знаменует переход его на новый, более высокий уровень развития. Самосознание – это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля»[1, с. 549]. Проблема изменений в самосознании подростков поднималась многими учеными (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.). В этот период самосознание переходит на новую ступень. У подростка возникает желание разбираться в себе, понимать, чем он отличается от других и что у него с ними общего. Ему хочется понять, что именно делает его уникальным. Основным изменением в самосознании подростка является чувство взрослости (данный термин ввел Л.С. Выготский). Под этим явлением подразумевается «отношение подростка к себе как к взрослому, стремление быть, казаться и считаться взрослым» [цит. по: 5, с. 107]. Д.Б. Эльконин видит в чувстве взрослости сформированность готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного, равноправного участника. С его точки зрения, в процессе формирования чувства взрослости имеется два направления. Первое – это развитие объективной готовности ребенка к жизни в социуме. Второе – формирование субъективной готовности. Чувство взрослости проявляется в том, что подросток ищет равноправных взаимоотношений со взрослыми, он хочет свободного, собственного пространства, в котором не будет взрослых. Он отстаивает право поступать так, как он считает нужным. Главным образом это касается внешнего вида, возможности располагать своим собственным временем. Желание выразить себя, отстаивать свою точку зрения являются характерными чертами чувства взрослости. Во взаимоотношениях между подростками и взрослыми часто возникает конфликт из-за желания взрослых ограничивать их свободу. Иногда это проявляется в агрессивной форме. В своем стремлении казаться взрослым ребенок часто перенимает негативные образцы поведения и демонстрирует внешние, негативные признаки взрослости, что проявляется в девиантном поведении (нецензурные выражения, распитие спиртных напитков, табакокурение). Могут быть и другие, не менее неприятные проявления. Таким образом, чувство взрослости – это основное новообразование подросткового возраста, связанное с изменением самосознания.

Не менее значимой социально-психологической характеристикой является изменение ценностных ориентаций. С нашей точки зрения, именно эта характеристика является одной из самых важных в подростковый период. В это время начинает устанавливаться определенный круг интересов, заявляет о себе потребность в самоутверждении, желание занять достойное место среди сверстников. В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам и поведению взрослых. Ценностные ориентации (англ. value orientations) - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, труд, гражданство и т.п.)[3, с. 152]. Очень важным аспектом в формировании ценностных ориентаций выступает ведущая деятельность подростков, которой является общение, приобретаемый ребенком социальный опыт. По словам И.С. Кона, система ценностей личности образуется в результате совместного расширения круга действий и ответственностей, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в процессе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми [2, с. 185]. Наиболее значимыми работами о влиянии видов деятельности на развитие ценностных ориентаций являются работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Под влиянием многих факторов ценностные ориентации современных подростков отличаются от ценностных ориентаций предыдущих поколений детей. Ученые сходятся во мнении, что иерархия ценностей современного подростка выглядит так:

  • материальное благосостояние;

  • хорошая работа;

  • уверенность в себе;

  • любовь и взаимоотношения с лицами противоположного пола;

  • жизнь;

  • свобода;

  • независимость;

  • карьера;

  • семья;

  • творчество;

  • патриотизм.

Из данной номенклатуры очевидно, что такие основополагающие ценности, как семья, патриотизм, творчество располагаются на самых последних местах. Это свидетельствует о том, что ценностные ориентации подростка изменяются под влиянием экономических, социальных и даже идеологических факторов. Они также влияют на личностные новообразования ребенка, такие как осознание своей индивидуальности, способность к рефлексии, развитие мышления, формирование нравственности, самоопределение и т.д.

Следующей социально-психологической характеристикой является выделение общения в ведущий вид деятельности подростков. С появлением чувства взрослости ребенок все больше стремится к общению, где он может позиционировать себя как взрослый. В возрасте 10-15 лет общение занимает ведущее место в жизнедеятельности личности. Особенность общения в подростковом возрасте заключается в том, что для ребенка – это самый привлекательный вид деятельности. В младшем школьном возрасте совместная деятельность является основой для объединения детей. В подростковом возрасте таким объединяющим фактором является общение. Психологические аспекты общения между подростками основываются, прежде всего, на потребности принадлежать какой-то общности, группе, компании. Подросток хочет быть частью целого, быть связанным с другими общими интересами. Очень важным является тот факт, что влияние сверстников зачастую бывает сильнее, чем влияние родителей. Именно это является основной причиной того, что повышается значимость общения со сверстниками.

Самой важной социально-психологической характеристикой с позиции нашего исследования мы считаем осознание подростком себя как части общества. Именно эта характеристика лежит в основе формирования социальной зрелости, наиболее важного для становления полноценно развитой личности новообразования. Стремление подростка заявить о себе как о значимой единице социума является признаком высокой степени развития его личности. О чем свидетельствуют исследования А.А. Леонтьева, А.В. Мудриком, М. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. В частности Д.И. Фельдштейн отмечает, что личность как совокупное качество развивается в социальных отношениях. Уровень зрелости личности рассматривается им с позиции уровня ее социальной зрелости, «интеграции и развертывания общественной сущности человека»[4, с. 26]. С его точки зрения, «…социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но главное, на всех межвозрастных переходах (т.е. переломных моментах процесса психического развития) исходным является новый уровень социальной зрелости растущего человека, который определяет новый уровень перехода на каждую следующую ступень онтогенеза» [4, с. 26] В контексте социального развития подростковый возраст может рассматриваться как промежуточный, но очень значимый этап развития личности ребенка. Подросток, находясь в социальном окружении, трансформируется из объекта в субъект своей самостоятельной жизни. Поочередно сменяющие друг друга процессы социализации и индивидуализации сопровождают ребенка с рождения. На каждом витке своего развития он приобретает какое-то новое образование, которое приближает его к социальной зрелости. Это свойство является необходимым условием формирования полноценной, готовой к жизни в современном обществе личности.

Социально-психологические особенности подростков могут рассматриваться как один из основных принципов, способствующих успешности реализации новых государственных стандартов в системе образования.




Список использованной литературы


  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 666 с.

  2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

  3. Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общей ред. А.В. Петровского. – М: ПЕР СЕ, 2006. – 176 с.

  4. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. №6

  5. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. - М., 1967. – 360 с.