microbik.ru
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра социальной работы

ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Отчет

студентки IV курса 11 группы

дневного отделения

специальности «Социальная работа»

Романовой Инны Петровны
Научный руководитель:

Фирсов В. А.

Пермь 2007

Программа социологического исследования
Данное исследование посвящено проблеме преступности несовершеннолетних в г. Перми и Пермском крае. В России в целом отмечается рост подростковой преступности. Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника, а также его статусом в обществе.

Объектом исследования является мнение студентов о проблеме преступности несовершеннолетних. Предметом – представления студентов о личности несовершеннолетнего преступника.

Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить представления студентов об особенностях личности подростка преступника. При этом поставлены следующие задачи:

- выявить социально-демографические характеристики, свойственные несовершеннолетнему преступнику;

- определить основные потребности и мотивы несовершеннолетнего преступника;

- выявить деформации нравственного и правового сознания подростка;

- определить отклонения в эмоционально-волевой сфере подростка, совершившего преступление.

Интерпретация основных понятий:

личность – целостная, устойчивая, индивидуально-своеобразная и социально типичная организация сознания, определяющая творчески активный характер коллективной деятельности и имеющая социально-нравственную ценность для общества;

мотив – внутреннее побуждение, направленное на удовлетворение потребности;

несовершеннолетний преступник – лицо в возрасте от 14 до 18 лет;

потребность – испытываемая человеком необходимость устранения отклонения от параметров жизнедеятельности оптимальных для него как для индивида и личности.

В качестве рабочих гипотез, требующих проверки на практике, сформулированы следующие:

  1. Более 50% опрошенных долю лиц женского пола среди несовершеннолетних преступников определят как одна десятая часть.

  2. Возрастные группы (14 – 15, 16 - 17 лет), в которых подростками совершается больше преступлений, будут указаны респондентами примерно в равных долях.

  3. В целом семья, в которой воспитывался несовершеннолетний преступник, будет охарактеризована как неполная, материально-неблагополучная, с напряженной эмоциональной атмосферой.

  4. Более 50% респондентов несовершеннолетнего преступника по роду занятий определят как «неучащийся и неработающий».

  5. Среди предложенного перечня характеристик мотивации несовершеннолетнего преступника опрошенными будут указаны все в равной мере.

  6. Среди предложенного перечня качеств, ярко выраженных у несовершеннолетнего преступника, опрошенными будут указаны все в равной мере. Преобладать над другими будут такие свойства, как агрессивность, тщеславие, грубость, несамокритичность.

Построение выборки: Респонденты будут отобраны на основании имеющейся у них информации относительно указанной проблемы, куда войдут студенты Пермского государственного университета юридического факультета, специальности «Юриспруденция» и «Социальная работа», обучающихся на очном отделении. Выборка составит 50 человек.
Социологическая анкета
Уважаемый респондент!

За последнее время четко наметилась тенденция роста преступности несовершеннолетних в России. Опрос проводится с целью выяснения мнения о личностных особенностях несовершеннолетнего преступника. Полученная информация конфиденциальна и будет использоваться только в обобщенном виде.

Анкета включает в себя вопросы, при ответе на которые предполагается выбрать один или более вариантов ответов или предложить свой вариант. Также есть вопросы, не содержащие вариантов ответов, на них необходимо ответить самостоятельно.
1. Пол: женский мужской

2. Возраст: ___________

3. Место учебы: ______________________________________________________

4. Каково, по Вашему мнению, соотношение преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами мужского и женского пола:__________________

5. На Ваш взгляд, подростками совершается больше преступлений в возрасте:

14 – 15 лет

16 – 17 лет

6. Охарактеризуйте семью, в которой воспитывался подросток преступник, по следующим критериям:

а. состав семьи­­­­­­________________________________________________________

б. материальное положение семьи________________________________________

в. эмоциональная атмосфера в семье_____________________________________

7. Какова доля несовершеннолетних преступников, которые воспитывались вне семьи?_______________________________________________________________

8. На ваш взгляд, по роду занятий несовершеннолетних преступников можно распределить следующим образом (в %):

учащиеся_____________________________

работающие___________________________

неучащиеся и неработающие____________

9. Как Вы думаете, каким образом подросток, совершивший преступление, проводит свое свободное время__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. На Ваш взгляд, для мотивации несовершеннолетних преступников характерно:
преобладание мотивов – совершение преступления из озорства, любопытства, желание утвердить себя в глазах сверстников, из подражания и т.д.;

устойчивость мотивов;

ситуативность мотивов;

изменение какого-либо одного элемента сферы потребностей (например, стремление поднять свой престиж);

большее количество мотивов по сравнению со взрослыми;

другое______________________________________________________

11. Какие, на Ваш взгляд, существуют отклонения от нормы в нравственном и правовом сознании несовершеннолетнего, совершившего преступление? Приведите примеры: __________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

12. Из приведенного ниже перечня выберите те качества, которые ярко выражены у несовершеннолетнего, совершившего преступление:

ٱ эмоциональная неуравновешенность;

ٱ упрямство;

ٱ тщеславие;

ٱ агрессивность;

ٱ равнодушие к переживаниям других;

ٱ грубость;

ٱ несамокритичность;

ٱ лживость;

ٱ несдержанность;

ٱ ослабленное чувство стыда;

ٱ другое______________________________________________________

Спасибо за участие!


Результаты опроса:


  • Понятие преступности несовершеннолетних связано с возрастными границами, указанными в законе, а именно от 14 до 18 лет. В криминологии на статистическом уровне несовершеннолетние правонарушители группируются по двум, значимым с уголовно-правовых позиций, возрастным группам: 14 – 15, 16 – 17 лет. Анализ российской судебной статистики осужденных несовершеннолетних по возрастному составу свидетельствует о том, что наибольший вес в правонарушающем поведении приходится на возрастную группу 16 – 17 лет. На основе статистических данных на уровне Пермского края можно сделать аналогичный вывод. В Пермском крае за 2006 год подростками в возрасте 14 – 15 лет было совершено 1483 преступлений, 16 – 17 лет – 3492. Однако данные, полученные в ходе опроса, показывают, что, по мнению студентов, количество преступлений, совершаемых в обеих возрастных группах, распределяется в равных долях. Расхождение мнения и статистических данных может говорить о том, что реальная картина выглядит иным образом. Официальной статистикой количество преступлений, совершаемых в младшей возрастной группе, может фиксироваться в неполном объеме, в чем проявляется латентность преступности несовершеннолетних. Это обусловлено более снисходительным отношением к лицам младшего возраста. Названные обстоятельства делают фактически невозможным получение на статистическом уровне полной и верной картины возрастного распределения правонарушителей, ее анализ в целом по стране, так и применительно к отдельным регионам.

  • Продолжая характеризовать социально-демографические особенности личности несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола. Это объясняется психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин. Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки — около 8 - 9%. В Пермском крае доля лиц женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних составила в 2004 году 8 %, 2005 - 8,9 %, 2006 - 9,9 %, что в целом соответствует среднему показателю по стране. Также по данным исследования преступления, совершаемые девушками составляют 9 – 10 %. Имеющиеся данные свидетельствуют о постепенном росте преступлений, совершаемых девушками, что отмечается студентами. Эта негативная тенденция обусловлена, прежде всего, тем, что в последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.

  • Особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. На основе данных социологического опроса, семья несовершеннолетнего характеризуется следующим образом. 70 % респондентов определили семью по составу как неполную либо многодетную. Большинством из этого числа были указаны оба варианта одновременно. Оставшееся число студентов указало, что семья несовершеннолетнего преступника может быть любой.

  • Материальное положение семьи несовершеннолетнего правонарушителя было определено как «семья с низким доходом», «малообеспеченная», «бедная семья». Никто из опрошенных не указал среднее или высокое материальное положение. Материальная обеспеченность семьи напрямую влияет на противоправное поведение подростка.

  • В ходе исследования было важным выявить атмосферу в семье подростка, и, как и по предыдущим показателям, большинство респондентов (74%) сошлись во мнении, что атмосфера является конфликтной, напряженной. Также было указано равнодушие всех членов семьи друг к другу. Необходимость исследования атмосферы семьи, в которой воспитывается ребенок обусловлена тем, что нами это рассматривается как основополагающий фактор, лежащий в основе формирования преступной мотивации несовершеннолетних.

  • Также было важно определить, как влияет отсутствие семейного воспитания на процесс становления личности. Средний показатель, указанный респондентами, при ответе на вопрос «Какова, на Ваш взгляд, доля несовершеннолетних преступников, которые воспитывались вне семьи?» равен 60 %. Столь высокий показатель свидетельствует о том, что велико влияние процессов, происходящих в семье, а негативным является отсутствие семьи у подростка как таковой.

  • Проблема трудовой занятости подростков остается довольно напряженной, в связи с этим трудоустройство подростков может способствовать уменьшению роста преступности. Данные опроса по поводу занятости несовершеннолетнего преступника, свидетельствуют о том, что студентами четко отражена реальная картина. 57% опрошенных указали количество лиц неучащихся и неработающих в промежутке от 30 до 45 % от общего количества преступников. Незанятость подростка в учебном процессе или на производстве – существенный фактор в формировании противоправного поведения. Существующие на сегодняшний день показатели, имеющие тенденцию к увеличению, свидетельствует о том, что одним из направлений в профилактической работе с подростками должно стать формирование мотивации к обучению и трудовой занятости.

  • Особой является проблема организации и проведения досуга несовершеннолетнего. При ответе на вопрос, каким образом подросток проводит свою свободное время, были получены следующие ответы: «общается с такими же как он», «употребляет спиртные напитки, наркотические вещества», «бродяжничает, прогуливает уроки», «выискивает очередную «жертву»». В целом складывается такая картина, что свободное время подростка никак не организовано, он при его проведении руководствуется своими интересами и потребностями.

  • Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении. «Незнание законодательства, неуважение к нему», «непонимание какой степени тяжести совершаются преступления», «своя система ценностей» - вот основные отклонения от нормы в нравственном и правовом сознании, указанные респондентами в ходе опроса.

  • По данным социологического опроса, при выборе качеств, которые ярко выражены у несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, 24 % респондентов отметили эмоциональную неуравновешенность, 16 % - агрессивность, 15 % - несамокритичность. Также были отмечены такие качества, как тщеславие, ослабленное чувство стыда, упрямство и некоторые иные из предложенного перечня. Кроме того, респондентами были названы: отсутствие чувства вины, жестокость к людям, неуверенность в себе, возвышение себя над другими.

  • Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения. Группа респондентов охарактеризовала мотивацию преступного поведения преобладание «детских» мотивов и их ситуативность. В качестве самостоятельно предложенных вариантов указаны следующие «желание угодить лидеру группы», «неустойчивость мотивов», «удовлетворить свои насущные потребности». В целом студентами верно отражена мотивационная сфера несовершеннолетнего правонарушителя, что говорит о понимании того, какие внутренние механизмы движут подростком при совершении преступления.