microbik.ru
  1 2


Представителями обеих групп чаще других были также указаны такие качества, как «корректность по отношению к аудитории», «стремление к самосовершенствованию», «находчивость», «жизненный опыт», «чувство меры и такт», «добросовестность», «терпение», «осторожность», «уверенность в себе», «профессиональный фанатизм», но и «незацикленность на профессии», «умение быть реалистом», «профессиональная наглость», «мужской пол»(?!), «обаяние», «артистизм», «амбициозность» и ряд других.

Отвечая на вопрос о том, какие недостатки современной профессиональной деятельности характерны на их взгляд для журналистики в целом, наши респонденты были очень эмоциональны.

Журналисты «центральных» СМИ делали акцент в первую очередь на основополагающие принципы организации журналистской деятельности. «…Главная беда – излишняя централизованность наших СМИ… Ещё – дотационный характер почти всех СМИ. То есть, мы с вами их содержим, и, если нас за наши же деньги вдруг начинают учить Родину любить…» (Л.Г. Парфёнов, главный редактор журнала «Русский Newsweek»). «Пока… губернаторам будет хотеться, чтобы про них писали только хорошо, и скупать, и давить ногтем все без исключения редакции – никакой журналистики в регионах не будет» (Д.Н. Лебедев, зав. отделом газеты «Деловой Петербург»). «…во всём мире высок уровень концентрации бизнеса, в том числе и в сфере медиа. Есть много компаний, которые всё и вся контролируют» (Катрин Смолдерс, СМИ г. Лимбург. Бельгия).


Респонденты из «местных» СМИ выделяли, как правило, последствия подобного рода системных ошибок. «У меня складывается такое ощущение, что журналистики у нас почти не осталось. Везде один сплошной пиар. Все пиарят: кто-то президента, кто-то губернатора, кто-то мэра, кто-то крупную коммерческую компанию. А кто-то – всех вместе взятых. Просто, у кого-то это получается лучше, и смотреть эти сюжеты и читать эти статьи хотя бы интересно. У кого-то хуже. И тогда все «хвосты» и «уши» торчат, и их видно даже простому зрителю и читателю. Самое ужасное, что многие (особенно молодые и начинающие) журналисты воспринимают такой «подход к делу» как должное. О какой объективности в данном случае может идти речь» (Алена Вугельман, шеф-редактор новостей телекомпании «4 канал», Екатеринбург). «Как и многие другие, традиционно нерыночные профессии, у нас журналистика сейчас проходит «испытание рынком»…Положительные эмоции вызывает зрелище того, что медиа-рынком востребован подлинный талант. Например, публикации А. Колесникова в «Ъ». Раздражают, соответственно, примеры того, что зачастую востребовано именно низкопробное, этакий журналистский «блатняк» вроде «Девяти с половиной» (Л.Л. Кощеев, главный редактор медиа-холдинга «Уральский рабочий»). «Главный недостаток – скудость личных морально-нравственных принципов. Говорю не про всех журналистов, а о журналистах средней руки, среднего мировоззрения, среднего интеллекта… Вот такие средней руки обыватели-журналиты, как правило, пишущие для среднего читателя, пишут средние статейки, не призывающие ни к какому внутреннему самосовершенствованию, не вдохновляющему на ратные подвиги во благо своей страны. Казалось бы, что тут плохого?! Просто пишут о том, что делается в мире, констатируя или фиксируя для поколений факты реальной действительности. Но простота-то такая – хуже воровства. Эта огромная армия пустячковых журналистов обворовывает народ, поскольку не формирует у него потребности к самообразованию, к интеллектуальному труду, к высоким моральным принципам. И наш народ, средний народ, ориентируясь на вот эту среднюю прессу, остается далеким от новых технологий, от западно-европейской культуры» (Галина Петрова, председатель Лиги юных журналистов Пермского края, педагог высшей квалификационной категории). «В стране, объявившей себя демократическим государством, выросло ядовитое и прожорливое «растение» теневая цензура…» (Т.Г. Ломакина, редактор областной молодёжной газеты «На смену!»).

В абсолютных же цифрах в процентах от числа ответивших журналистов показатели главных, по мнению респондентов, недостатков современной профессиональной деятельности журналистов выглядят следующим образом:


«Местные» журналисты

«Центральные» журналисты

«Поверхностность» - 44 %

«Ангажированность» - 38 %

«Повсеместная ангажированность СМИ, продажность авторов» - 31 %

«Низкий уровень специализации, некомпетентность авторов» - 33 %

«Элементарная безграмотность авторов, низкий уровень их специальных знаний» - 24 %

«Погоня СМИ за тиражом и рейтингом» - 28 %

«Необъективность СМИ, субъективизм журналистов» - 23 %

«Правовой и этический субъективизм» - 25 %

«Погоня за сенсационностью» (тираж, рейтинг – любой ценой) - 21 %

«Клонирование» в СМИ одних и тех же новостей» - 24 %


«Клонирование» в СМИ одних и тех же новостей» - 19 %

«Неумение авторов ясно и в соответствии с нормами русского языка выражать свои мысли» - 22 %

«Скудность языка, отсутствие индивидуального стиля » - 17 %

«Работа лишь с новостных лент агентств или «с телевизора» - 16 %

«Незаинтересованность во мнении аудитории» - 15 %

«Акцентирование внимания лишь на «столичных» новостях» - 16 %

«Сухость» подачи материала, неэмоциональность» - 12 %

«Безадресность публикаций » - 11 %

«Работа по хронологическому шаблону (от посевной до уборочной, от Рождества до Пасхи)» - 9 %

«Отсутствие диалога с аудиторией» - 8 %

«Неоперативность» - 9 %

«Пафосность на пустом месте, многословие» - 7 %


Однако, примечательно, что в ответах на третий вопрос «Чему, на Ваш взгляд, нужно прежде всего учить студентов-журналистов?» мнения респондентов этих двух групп практически не расходились. Профессионалы чётко представляют уровень требований, которые общество и «цех» предъявляют к будущим журналистам. В целом они соотносимы и с высказываниями прагматического характера на эту тему, которые широко представлены в прессе, на радио и телевидении, в Интернете. И, чаще всего, они, что называется, лежат на поверхности. К примеру, шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин на вопрос «Назовите три главных качества, необходимых хорошему корреспонденту?» отвечает: «Первое – это знание темы. Второе – умение интересно рассказывать о том, что ты знаешь как профессионал. Третье – это, наверное, быть «своим человеком» (или, по крайней мере, не быть чужим) в той среде, которую снимаешь»11

Или как всегда полемичен и остро парадоксален главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов: «Мне неважно, как вы делаете свой продукт (так грубо, по-рыночному, он назвал выпускников факультетов журналистики). Мне важно получить продукт высокого качества. Что нам нужно от вас? Ваш выпускник должен, прежде всего, быть широко образованным человеком, подчеркну, с гуманитарным образованием. От него требуется свободное владение иностранным языком, он должен каждый день читать не меньше трех-четырех газет и, разумеется, владеть компьютером. Не нужна на факультетах ранняя специализация. Если молодой человек нацелится на гламурную журналистику, он вообще может перестать учиться, в выбранной им сфере особой культуры не требуется. И не надо его в университетах учить разным технологиям. Всё равно в газете или на радиостанции, куда он придет, его будут учить предметно, исходя из своих потребностей и из своей специфики. Нам нужно, чтобы молодой человек был знаком с историей своей профессии, знал, что можно, а что нельзя, какие существуют профессиональные ограничения у нас и за рубежом. И еще: журналист не должен быть идеологически «заточенным». Бывало, приходят к нам студенты на практику и возмущаются: «Как! У вас будет выступать Зюганов! Это на оппозиционной-то радиостанции?» А на «Эхе Москвы», между прочим, сотрудникам запрещено вступать в какую бы то ни было партию. Журналист может иметь свою точку зрения, но он обязан давать точную информацию о любой партии, потому что мы – средство массовой информации»12.

Впрочем, и в ответах наших респондентов на первые два вопроса эти требования в целом был определены. Важна в данном контексте мотивация руководителей СМИ.

«По сути, научить журналиста – это сделать из просто умного, образованного человека – Человека Свободного. Научить свободе – это научить его управлять своими страхами. Понимать страхи других, переступать через «страшно» ради истины, восхищаться истиной и исповедовать ёё всем. Тогда пригодятся и ум, и знания. И любовь к людям будет этим людям не обременительна» (В.А. Челышев, заместитель главного редактора журнала «Журналист». «Учить нужно в первую очередь технике безопасности – потому что они выбрали профессию высокого напряжения» (Людмила Макеева, заместитель редактора городской газеты «Заря Урала» (г. Краснотурьинск). «Надо заставлять студентов-журналистов читать великую литературу XIX века. Прямо хоть палкой бить, чтобы они её читали. Чтобы знали произведения от корки до корки. Заставлять сдавать экзамены хоть по двадцать раз. И чтобы читали её в оригинале, а не так как «учит» сейчас большинство: по краткому изложению или «по сериалам». И ходят потом всю жизнь недоучками, не зная ни Толстого, ни Гоголя» (Н.В. Коляда, драматург, главный редактор журнала «Урал»). «Учить ремеслу можно и нужно в редакции. А вот разбудить в талантливом человеке Творца – дело преподавателей факультетов и отделений журналистики. Мне не нравится, что число таких вузов у нас враз выросло в десятки раз. Как штучным бывает истинный талант к журналистике, так и педагогов-журналистов нужно выращивать годами, если не десятилетиями. Не всякий даже хороший профессионал способен талантливо преподавать. Иначе неудавшийся журналист будет плодить серую поросль, творческую посредственность, циник насаждать цинизм как единственно возможную формулу самореализации в СМИ, теоретик – людей, много и красиво говорящих, но не умеющих ярко и самобытно «писать» – а это, на мой взгляд, единственный показатель истинного профессионализма в нашей профессии» (С.А. Тюлькин, военный пенсионер, в недавнем прошлом заместитель редактора газеты, г. Новосибирск).

На наш взгляд, вопросы «Чему учить?», а также «От чего обезопасить журналиста?» не просто взаимосвязаны, они, выражаясь научным языком, синергетичны и впрямую влияют на характер развития современной массово-коммуникационной практики. Прежде всего, в отношении проблемы информационной безопасности российского общества. Ведь ещё древние говорили: кто предупреждён – тот вооружён.



1 Кузьмин Игорь. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Издательство «Технологическая школа бизнеса», 1992.

2 Подробнее об этом: «Какой журналист нужен ХХI веку? Научно-практическая конференция на факультете журналистики МГУ» // «Журналистика и медиарынок», 2006, № 1.


3 Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. Тематический сборник статей и материалов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, Издательский Дом «Филантроп», 2005.

4 См. об этом подробнее: «Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности». Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2008.

5 Корконосенко С.Г. Без миссии нет профессии / Профессия – журналист: вызовы XXI века. М., МГУ, 2007. С. 58-59.


6 См. труды Д.С.Авраамова, В.И. Бакштановского, Я.Н. Засурского, Ю.В. Казакова, С.Г. Корконосенко, Б.Н. Лозовского, Г.С. Мельник, В.В. Прозорова, Е.Е. и Е.И. Прониных, Е.П. Прохорова, В.Т. Третьякова, В.В. Тулупова и других.

7 В неё входили аспиранты и студенты факультета журналистики УрГУ. Статистической обработкой полученного материала занимались Анна Кукса и Евгений Олешко.

8 Социологический опрос с использованием технологий организации стандартизированного интервью был проведен методом случайной выборки – с использованием возможностей Интернета. Всего в различные СМИ России и ряда других стран ближнего и дальнего зарубежья было разослано более 300 анкет, и на них ответили все те, кого заинтересовала тема формирования и развития профессиональной культуры журналистов – всего 148 человек. См. подробнее: Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. Тематический сборник статей и материалов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, Издательский Дом «Филантроп», 2005. Раздел IV «Социологический опрос».



9 Деление на журналистов «центральных» и «местных», конечно же, условное. В данном случае мы используем модифицированную нами методику, использовавшуюся белорусским социологом О.Т. Манаевым, подробно описанную в ряде трудов. См., к примеру: Олешко В.Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 1996.

10 Здесь и далее мы представляем респондентов так, как они записали в письменном ответе или пожелали быть названными. Поэтому в отдельных случаях это будет просто имя, имя-отчество, инициалы. В других – указание стажа или статуса.

11 Райкин Андрей. «Нам проще обучить театроведа журналистике, чем журналиста – знанию театра». Журналист, 2007, № 3. с. 43.

12 Какой журналист нужен ХХI веку? Научно-практическая конференция на факультете журналистики МГУ // Журналистика и медиарынок, 2006, № 1.



<< предыдущая страница